10 мин.

«Хиддинк хотел попробовать, что получится, если сыграть так или эдак»

Руслан Нигматуллин, бывший вратарь сборной России

О тяжелом выборе

- Было слишком рискованно и не совсем правильно выбирать в соперники на товарищеский матч такую сильную сборную. Не уверен, что этот матч пойдет на пользу сборной России. Что после него осталось? Ни хорошего настроения, ни каких-то отработанных идей… Отрицательные эмоции и больше ничего. Возможно, у Хиддинка на все это свой взгляд. Могу это понять только как психологический ход тренера: мол, ребята, в следующем матче надо реабилитироваться. Конечно, встречаясь со слабым соперником, игроки были бы расслаблены, тем более в такое время.

О черном феврале

- Вспоминаю себя. В феврале я всегда был в плохой форме, в спаррингах допускал ошибки, был невнимателен. У российских клубов предсезонная подготовка выстроена так, что игрок выходит на пик формы только после двух месяцев сборов. И сейчас на две команды находились в неравных условиях: наши приехали после тяжелых нагрузок на сборах, а голландцы – в хорошей форме.

О невысоких форвардах

- Выход Саенко можно объяснить тем, что он, в отличие от других, провел уже полсезона в бундеслиге. Регулярно играет за «Нюрнберг», причем  хорошо, недавно забил «Баварии». А Аршавин – лидер сборной, и представить команду без него сегодня сложно, хотя он только со сборов. Возможно, идея Хиддинка была в том, чтобы маленькие форварды затерзали высокорослых защитников. Саенко старался, и было видно, что силы у него есть. Но взаимодействия с партнерами у него не получалось. В основном он брал игру на себя. Плюс против него голландские защитники сыграли особенно надежно. Видно, что Хиддинк формирует состав по принципу физической готовности игроков. Но при этом непонятно, почему с первых минут место на поле не получил Павлюченко. Он отлично сыграл на Кубке Первого канала. И, мне кажется, форвард такого плана выглядел бы логичнее в паре с Саенко или Аршавиным.

Об игре опорников

- Семшов в роли опорника был хорош против македонцев. И в этом матче поначалу справлялся со своими задачами. А когда вышел чистый опорный хавбек Алдонин, мы сразу же получили четыре мяча… Надеюсь, это просто совпадение. Странно, что игра сборной с выходом Алдонина так ослабла. Ведь именно через центральную зону шли голевые атаки голландцев. Думаю, сборная просто выдохлась к концу игры.

О верности оценки

- К этой игре нельзя относиться слишком серьезно. Называть ее провальной, например. Все-таки силы были неравными – по объективным причинам, о которых уже сказано. Если не считать гола, наши создали полтора опасных момента: дальний удар Колодина и попытка Саенко ударить с острого угла ни о чем не говорят. Мы и так понимаем, что сборная провела матч слабо. Надеюсь, что через месяц игроки наберут форму и мы увидим их другими. Хотя и у голландцев были кадровые проблемы. И Хиддинк мог бы этим воспользоваться.  

О заслугах обороны

- До первого гола ничего особенного голландцы не создали. Был, кажется, только один полумомент: несложный для Акинфеева удар Снайдера издалека. То есть полтора тайма сборная умело справлялась с атаками соперника. К концу наши сели. Плюс удачные замены ван Бастена - и все успехи защитников пошли под откос. Сборную разорвали.

О защитнике Жиркове

- По-моему, Жирков больше полезен в атаке. Но в этот раз не хватало защитников, и Хиддинк пожертвовал атакующими возможностями Юрия.

Об игре  Акинфеева

- До первого гола играл надежно, как и должен играть Акинфеев. Но, как и другие, идеальной формы он еще не набрал: запаздывал с бросками, ошибался на выходах. Вообще, не было в нем свежести и легкости. Во всех трех случаях, когда забивали с игры, он мог спасти. Когда бил Бабел, Игорь явно опоздал с броском. Хотя три защитника располагались вокруг голландца в момент удара, и наш вратарь увидел летевший в ворота мяч, наверное, только в районе точки пенальти. Снайдер забил в ближний угол с острого угла неожиданным ударом. Не будем зацикливаться на том, что ближний – это угол вратаря. Но в этом случае Акинфеев не угадал с позицией и стойкой. Он даже не среагировал. Когда забивали после углового, Акинфеев обязан был выходить и ловить. Но виноват здесь не он один – защитники тоже прозевали Матайсена.   Игорь Колыванов, главный тренер юношеской сборной России

О хорошем начале и грустном конце

- В первом тайме наши очень плотно сыграли с голландскими нападающими, не дали им разбежаться. Хорошо перекрывали фланги, через которые голландцы традиционно ведут игру. Во второй половине команда устала после нагрузок в клубах. Знаете, как говорят футболисты? Февраль для нас самый тяжелый месяц. Когда оставалось меньше 20 минут, стоило прижаться ближе к своим воротам, чтобы удержать нули. Но голландцы – классная команда. У них нашлись игроки, которые могут неожиданно пробить в угол, прорваться. Поэтому в конце оборона развалилась. Но не назову это провалом. Большую часть матча команда показывала приличный футбол. Хиддинк хотел посмотреть, кто в какой форме, наиграть связи.

О спаррингах на сборах

- По игре Билялетдинова и Колодина было особенно заметно, что на сборах они проводили контрольные матчи против слабых клубов. А здесь тебя выпускают против высококлассной команды, за футболистами которой ты даже бегать не успеваешь. Аршавин после своих сборов тоже пока не в тонусе. В матчах с македонцами и голландцами играли два разных Аршавина.

Об экспериментах Хиддинка

- Стартовый состав меня удивил. Считаю, что впереди в пару к Аршавину нужен был мощный высокий форвард. Например, Павлюченко, который мог зацепиться за мяч и облегчить Андрею игру. Это позволило бы использовать передачи верхом и выигрывать борьбу у высоких голландских защитников. Хиддинк дал Павлюченко слишком мало времени. Этот футболист должен выходить с самого начала. Такие нападающие тяжело входят в игру на 15-20 минут. Оставлять Аршавина на скамейке тоже было нельзя – Хиддинку нужно было с первых минут посмотреть, в каком состоянии один из его лучших игроков. Думаю, игра была экспериментальной. Скажем проще: Хиддинк хотел попробовать, что получится, если сыграть так или эдак.

О трех форвардах

- Впервые при Хиддинке на поле долгое время были три номинальных форварда. Бывают в матче моменты, когда проигрываешь и отправляешь вперед трех человек, дабы делать на них длинные передачи, чтобы те пытались зацепиться за мяч, сбросить его друг другу и пробить по воротам. Наши три форварда в конце игры расположились следующим образом: в центре был Павлюченко, а Сычев и Саенко перемещались вокруг Ромы в надежде получить от него мало-мальски удобную скидку. Не получили.

О пенальти

- Его судья мог бы и не назначать. Счет был уже 3:1, Колодин упал на мяч не преднамеренно, возможно, даже оступился. Да и матч все-таки товарищеский. В правилах такие эпизоды отдаются на усмотрение судьи.

Александр Мостовой, бывший полузащитник сборной России

О телепредпочтениях 

- Первый тайм получился очень скучным. К 30-й минуте захотелось спать. Но вспомнил, что по другому каналу показывают Англия – Испания. Так и смотрел потом две игры попеременно, переключаясь с канала на канал.

О неприятном удивлении

- Конечно, было понятно, что голландцы выше классом, и что игру будут вести они. Но то, что в первом тайме девять наших игроков встали в защиту и не отходили от своих ворот дальше тридцати метров, меня неприятно удивило. Даже на фоне практически ничем не отметившихся в первом тайме хозяев россияне выглядели очень слабо и скованно. Титов, Семшов и Аршавин должны были вести игру команды, но оказались абсолютно незаметны и считанное число раз коснулись мяча.

О выпавшем Титове 

- А Егор вообще выпал: за 60 минут ни одного вразумительного действия в нападении. Ни в коем случае не хочу сказать, что Титов был худшим на поле. Но всем известно, что он способен подержать мяч, обострить игру, повести за собой. Егор игрок высокого уровня, а значит, и спрос с него большой. А про эту игру ему лучше поскорее забыть. 

О дилемме Жиркова

- Было видно, что практически все наши игроки только готовятся к сезону и потому находятся в неважной форме. Поэтому и боялись идти вперед. Особенно характерен пример Жиркова, который совершенно не подключался к атакам. Хотя на Кубке Первого канала он выглядел здорово, успевал и в защиту, и в нападение, менялся флангами с Красичем. Короче, казался готовым к сезону. А вчера за первый тайм Жирков, по-моему, ни разу не перешел центр поля. Мне кажется это связанно не столько с формой самого Юрия, сколько с неготовностью наших полузащитников подстраховать крайних игроков. В ЦСКА Жирков, знает, что если он пойдет вперед, то за его позицией присмотрит Рахимич или кто-то другой. Вчера же Жиркова никто не подстраховывал, а бросить ван дер Варта и убежать вперед он не мог.

О справедливости счета

- Сборная Голландии даже без группы ведущих игроков - более классная команда, чем наша. Поэтому такой результат. Хотя, наверное, счет не должен быть таким крупным. Голландцы не наиграли на разницу в три мяча, а за первый тайм вообще создали только один опасный момент. Расстроил не счет - в нем ничего страшного. Расстроила игра. И если бы счет был не 1:4, а, скажем, 1:2, общего впечатления от матча это не улучшило бы.

О всеобщем старании

- Трудно найти положительные моменты в игре нашей сборной. После таких матчей обычно говорят: сыграли конечно, плохо, но все старались, боролись, стелились в подкатах. Все так и было. Но это же нормально! Если игрок видит, что нужно пойти в стык, он должен в него идти. Это его обязанность. И никакого геройства здесь нет. Но футбол состоит не только из старания и борьбы, а еще из атакующих действий, комбинаций. А с этим у наших было совсем плохо. К сожалению…   

Равиль Сабитов, главный тренер юношеской сборной России

О главном для Хиддинка

- Конечно, 1:4 – результат неприятный. Но никакой трагедии в нем нет. В этом матче для Хиддинка главным было проверить игроков, которые раньше практически не играли за сборную, и на основе этой игры сделать выводы, на кого он может в дальнейшем расчитывать, а на кого - нет. Игра показала, что не все готовы играть на таком высоком уровне.

О слабом звене

- В первую очередь, слабо сыграла полузащита. У сборной России раньше были проблемы с защитой, нападением. Но средняя линия во все времена оставалась самой стабильной и сильной в команде. А в Амстердаме она выглядела невразумительно. Распылялся Семшов, который часто бросал свою зону, смещался на фланги и в итоге нигде не успевал. Ничем в созидательном плане не отметился Титов. Все силы Титов, Семшов и Аршавин тратили на отбор мяча. А когда он оказывался у них, сил на созидание впереди уже не оставалось. Когда голландцы по двое-трое начинали прессинговать наших игроков, они мяч теряли.

О поправке на календарь

- В феврале наши футболисты только готовятся к сезону и не готовы играть на равных с серьезными соперниками. Поэтому вчера неудачно сыграл Алексей Березуцкий, которого я считаю очень сильным защитником. Ошибались Анюков и Жирков. Ничем кроме самоотдачи не отметился Аршавин. Но мы знаем, что это хорошие, на многое способные футболисты. Однако в феврале они не готовы играть против голландцев, у которых сезон в разгаре. Так бывает всегда, когда у соперников разные степени функциональной готовности. Например, в феврале 2005 года юношеская сборная России, которую я тренирую, играла в гостях со сборной Англии. Мы проиграли 0:2, хотя вполне могли пропустить пять или семь голов. А осенью того же года у тех же англичан мы выиграли 4:0.

Об эффекте оздоровления

- Не стоит делать трагедии из этого поражения. Считаю, оно принесет сборной России только пользу. Положительный результат мог бы сыграть с нами злую шутку в Эстонии. А так после оздоровительной оплеухи никакой недооценки эстонцев не будет. 

Подготовили Антон ОТКИДАЧ и Евгений СТАЦЕНКО