20 мин.

Формула 1. Сезон 1991-го года

Сенна

Перед началом сезона произошло несколько любопытных вещей. Так, Фрэнк Уильямс подыскивал себе нового пилота взамен стабильного, но не слишком быстрого и яркого Тьерри Бутсена и, хотя и чаял заполучить Сенну, на всякий случай, предложил это место прекрасно зарекомендовавшему себя в команде Tyrrell Жану Алези. Но француза уже пригласили в Ferrari на место Найджела Мэнселла, объявившего о завершении карьеры. В итоге Жан, итальянец по происхождению, как сейчас часто говорят, вопреки холодному расчету перешел в команду из Маранелло в напарники к Алену Просту. Но на тот момент, когда Алези подписывал контакт с Ferrari (это произошло на ГП Великобритании, 1990-го года), Прост лидировал в чемпионате, а Williams имели вдвое меньше очков, чем Ferrari.

За рулем машины Williams, разработанной Патриком Хэдом и Эдрианом Ньюи, вместо отказавшихся Сенны и Алези нежданно-негаданно объявился передумавший Мэнселл. Болид FW14-Renault, который оказался в руках британского ветерана и его итальянского напарника Риккардо Патрезе был передовым: сложная электроника, полуавтоматическая коробка с переключением передач подрулевыми «лепестками» (в Ferrari похожую систему использовали с 1989 г.), уже третья по счету версия десятицилиндрового двигателя Renault RS. А на тестовых трассах испытатель команды Марк Бланделл в течение всего 1991-го года наматывал круги, работая над адаптацией активной подвески к шасси. Стоит сказать, что еще с 1985 года Williams совместно с фирмой Automotive Products начали работу над этой системой и даже периодически устанавливали ее на свои машины в гран-при.  Французская топливная компания Elf – неизменный партнер Renault – испробовала около пятидесяти различных присадок для двигателя, способствовавших повышению мощности (дополнительно до 50 л/с) и экономии топлива, что позволяло иметь на старте гонки топлива на 10-15 кг меньше, чем у соперников. А это уже лишние 0,1-0,3 секунды на круге в зависимости от конфигурации трассы. Однако, и конкуренты из BP, Shell, Agip не сидели сложа руки и в скором времени изобрели подобные присадки. В итоге цена за килограмм бензина за короткий срок возросла почти в 10 раз – до 170 долларов. Озабоченные «топливной войной» FIA отреагировала и вознамерилась ввести со следующего сезона более строгие правила касательно состава топлива.

Williams

Williams FW14 – самая совершенная машина сезона. На предсезонных тестах Риккардо Патрезе и Алан Мак-Ниш, тест-пилот команды, привозили McLaren по 0,5-0,7 секунды с круга, но первых порах болид страдал от детских болячек, из-за чего было упущено много очков в начале чемпионата. Но дебютировавший годом позже приемник с индексом «b» уже не знал себе равных. Рисунок Tony Matthews

В McLaren также не плевали в потолок  – сконструированная Нилом Оутли машина получилось не хуже предыдущих, а мотористы Honda разработали абсолютно новый 12-ти цилиндровый двигатель Type RA121E, пусть и более громоздкий и тяжелый, чем прежний V-10 (доставшийся в наследство Кену Тирреллу), но гораздо более мощный – более 700 л/с. 

В Ferrari модель F1-91 (также с полуавтоматической коробкой передач, как и Williams) была развитием прежней F1-90В которая позволила Алену Просту бороться за чемпионский титул, но получилась откровенно неудачной, ее несколько раз модернизировали, а походу сезона ее заменила новая F1-91В, которая хоть стала лучше предшественницы, но так и не выиграла гран-при.

Ferrari

Алези и Прост преследовали разные цели в чемпионате – если Жан только мечтал одержать свою первую победу, то Ален горел желанием отыграться за прошлогоднюю «Сузуку» и выиграть четвертый титул, тем более на предсезонных тестах Ferrari была недалеко от лидеров. К сожалению, в гонках болид был неконкурентоспособен, позволяя разве что изредка приезжать на подиум. В итоге, недовольного Проста уволили еще до окончания сезона, что касается Алези, то первой победы ему пришлось ждать еще четыре с лишним сезона (и без малого 70 Гран-при)

Benetton – еще одна команда «большой четверки» – переманила  из Ferrari конструкторов Джона Барнарда и Джанни Асканелли. Машина, построенная по последней моде с задранным носом (впервые эту концепцию применил Харви Постлтуэйт на Tyrrell годом ранее) дебютировала в Имоле и получилась достаточно быстрой, чтобы регулярно набирать очки, но не позволяла пилотам всерьез претендовать на победы и титул. Робкие надежды на это были, особенно после двух подряд побед Пике на заключительных этапах сезона 1990-го года. 

Benetton

Стоит отметить и еще несколько событий, предшествующих сезону 1991-го года. Так, в Формулу-1 вернулись мотористы Porsche, в середине 80-х завоевавшие несколько титулов с McLaren. Увы, в этот раз их ждал полный крах, несравнимый даже с нынешней неудачей Honda, ибо машины команды Footwork (переименованный в честь спонсоров Arrows), на которых они стояли, не всегда даже проходили квалификацию. Еще задолго до окончания сезона немцы со своим тяжелым и громоздким двенадцатицилиндровым мотором  бесславно покинули чемпионат и больше уже не помышляли о возвращении, а на болид, созданный Аланом Дженкинсоном, пришлось устанавливать маломощные древние Cosworth DFR V8, которые, впрочем, ситуации не улучшили. Команда Leyton-House заключила контракт на поставку моторов с компанией Ilmor, которая специализировалась на двигателях в Индикаре. И пускай первый блин вышел комом – всего одно зачетное очко, со временем компания Марио Иллиена стала производить одни из лучших двигателей в Формуле-1. Моторы Mercedes, которые приносили титулы Хаккинену, Хэмильтону, Баттону, по сути, правнуки того самого десятицилиндрового 2175A, поскольку именно немецкий концерн постепенно выкупил у Chevrolet акции Ilmor.

В Lamborghini, до того пару лет поставлявшие двигатели командам Larrousse и Lotus, решились дебютировать еще и с собственным шасси. Объединившись с частной итальянской командой Modena, они выставили на старт модель Lambo 291, созданную в условиях очень ограниченного бюджета, ибо возникли определенные трудности со спонсорами из Мексики, из-за чего команда недосчиталась огромной по тем временам суммы – в 20 млн. долларов. Увы, чуда не произошло - машина часто просто не позволяла пройти квалификацию, а единственный позитивный момент был связан с домашней гонкой в Имоле, где пилот команды Эрик ван де Пуле мог финишировать в первой шестерке и заработать очки, но не доехал до финиша всего полкруга из-за проблем с подачей топлива.

lambo

Эрик ван де Пуле на Гран-при Сан-Марино на Lamborghini 291. Единственная гонка, которая могла принести несколько очков, обернулась огромным разочарованием для итальянцев 

Самым ярким дебютантом сезона надо признать команду Эдди Джордана. Построенная Гэрри Андерсеном машина 191 была довольна шустра на тестах, и, хоть лидер команды Андреа де Чезарис не прошел предквалификацию перед дебютным этапом в США, в дальнейшем пилоты Jordan регулярно стартовали с 5-7-го рядов стартовой решетки, а уже во время второго визита в Северную Америку на 5-м этапе чемпионата мира в Канаде на финише вплотную подобрались к подножью пьедестала почета.  Первоначально индекс шасси был «911», но после претензий со стороны Porsche Эдди пришлось его поменять, чем он был якобы жутко недоволен, но на деле «отжал» у концерна спорткар в обмен на свою лояльность. 

Jordan

Британский ветеран Джон Уотсон на предсезонных тестах Jordan тогда еще 911

Как и для Jordan, Гран-при США в Финиксе стал первым в Формуле-1 для будущего двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена. Увы, Lotus, лишившийся титульного табачного спонсора Camel,  уже мало напоминал себя даже пятилетней давности, и пускай финн и стартовал с 13-го места в первой гонке, в дальнейшем машина уже даже не всегда позволяла квалифицироваться. Лучшим результатом для Мики стало 5-е место в суматошном ГП Сан-Марино.

В преддверии сезона вступили в силу новые правила – для снижения скоростей и увеличения безопасности пилотов чуть подрезали максимальные размеры антикрыльев, а также ужесточили требования к жесткости монококов. Федерация посягнулась и на святая святых – систему начисления очков, которая не менялась уже три десятка лет. Чиновники решили, что победа должна цениться выше, и чтобы гонщики охотнее за нее сражались, за первое место на финише стали присуждать на один зачетный балл больше. К тому же, теперь в личном зачете стали учитываться результаты всех гонок, а не только некоторое количество лучших (из-за этого правила, к примеру, титул в 1988 году достался Сенне, а не Просту). 

Первые четыре гонки чемпионата впервые в истории чемпионатов были выиграны одним человеком - Айртоном Сенной на McLaren, и к этапу в Канаде он опережал ближайшего преследователя по очкам почти в четыре раза. Двукратный на тот момент чемпион мира завоевал 4 поула кряду и лидировал 282 круга из 291, но нельзя сказать, что все победы достались ему играючи. Если на городской трассе в американском Финиксе Айртону не составило труда подняться на вершину подиума, то уже дома в Сан-Паулу его MP4/6 принес серьезную неприятность – из коробки разом выпали третья, четвертая и пятая передачи. Но на счастье Айртона, до того ни разу не побеждавшего на родине, он смог дотянуть до финиша на первой позиции, поднявшись на подиум с огромным бразильским флагом, который вручил ему на круге возвращения один из маршалов. 

Сенна, Бразилия

Гонка на большой приз Сан-Марино началась под сильнейшим дождем, из-за которого почти все лидеры допускали ошибки. Мэнселл и Пике вылетели в самом начале гонки, как и Жан Алези. Для Ferrari домашний этап вообще обернулся сущим кошмаром – лидера команды Алена Проста смыло еще на пути к стартовому полю. Единственную радость итальянским болельщикам принес финн Юрки Ярвилехто, который смог принести своей крохотной команде с громким названием Scuderia Italia вторую «бронзу» в истории. Еще одна маленькая, но гордая итальянская команда Minardi также на этом Гран-при добилась лучшего финиша в истории – четвертого места. Следом закончила гонку пара пилотов Lotus, ну а первые два места предсказуемо достались команде McLaren, хотя в начале гонки Риккардо Патрезе пробовал было навязать им борьбы и даже лидировал, пока не сошел с трассы из-за проблем с электрикой.

Сан-Марино

Поул Сенны в Монако уже никого не удивил, зато экс-чемпион МЧ Ф-3000 Стефано Модена на Tyrrell, к изумлению, расположился рядом с Айртоном на первой линии стартового поля. Более того, добрую половину гонки Модена держался вторым, пока двигатель Honda на его машине не приказал долго жить. После схода итальянца второе место перешло к Найджелу Мэнселлу, а следом финишировал Алези, для которого этот подиум стал первым за Ferrari. Этап запомнился жуткой аварией Алекса Каффи на Footwork в квалификации: на входе в поворот Piscine он со всего маху врезался в барьер безопасности - примерно как Виталий Петров спустя 20 лет, да так, что машину разорвало пополам, а сам Алекс выбыл из строя на несколько гран-при.

 

Hakkinen

Мика Хаккинен за рулем Lotus 102B в Монако. Финн стартовал из третьего десятка и сошел из-за проблем с двигателем Judd– привычная картина дебютного сезона Хаккинена

Начало сезона для Ferrari получилось обескураживающим – за четыре этапа всего пара подиумов на двоих. Через два дня после гонки в княжестве команду покинул спортивный директор Чезаре Фьорио, поговаривают, что с подачи Проста, а сама команда спешно стала готовить новую версию машины.

Команде Фрэнка Уильямса на первых порах досаждали разного рода детские болезни, в основном из-за новой коробки передач, но уже в Канаде Риккардо Патрезе и Найджел Мэнселл заняли в квалификации первые два места, причем Сенна отстал от времени поула на полсекунды. В гонке же Айртон впервые в сезоне сошел из-за механической неисправности, как и его напарник Герхард Бергер. Обе Ferrari так же не добрались до финиша, а вот сине-желтые машины Williams уверенно шли к победе во главе с Мэнселлом. Увы, Риккардо Патрезе, который еще в тренировках попал в сильную аварию, снова не повезло - он проколол колесо и потратил кучу времени для того, чтобы добраться до боксов и заменить его, и Найджел имел просто колоссальное преимущество над вышедшим тихой сапой на 2-е место Нельсоном Пике. Но знаменитое приветствие зрителей в шпильке Casino и заглохший за треть круга до финиша мотор лишили усатого британца первой победы в сезоне, и она перешла в руки  бразильца!  Для Пике она стала 23-й и последней в карьере. Модена, финишировавший следом, получил должное за Монако. Лишь третьим увидел клетчатый флаг Патрезе, а для Мэнселла слабеньким утешением стало одно очко шестого места, на котором он был классифицирован.

Мэнселл, Канада

Совершенно расстроенный Найджелл Мэнселл в Монреале. Из-за того, что Мэнселл сильно сбавил обороты, приветствуя аплодирующих зрителей,  его Williams заглох в шпильке. И сколько бы не бил в отчаянии по рулю машины невезучий британец, болид так и не поехал. До победы не хватило каких-то полутора километров

Williams реабилитировался уже на следующем этапе в Мексике: снова первый ряд в квалификации и вновь Патрезе оказался быстрее Мэнселла, но уже вместо неприятностей – победный дубль! Причем, именно Риккардо стал сильнейшим, обогнав Найджела после своего неудачного старта в очной борьбе. Сенне оставалось довольствоваться нижней ступенькой подиума, а следом расположился Андреа де Чезарис, притолкавший свой заглохший из-за проблем с электроникой Jordan к финишной черте.  Зато следующие три гонки стали настоящим бенефисом Мэнселла – во Франции, Великобритании и Германии ему не было равных! Сенна в этих гонках дважды не увидел клетчатого флага, останавливаясь из-за нехватки горючего на последнем круге, и его отрыв от Мэнселла сократился до 8-ми очков, а Williams, в свою очередь, возглавил зачет Кубка Конструкторов. Ferrari представила во Франции на новейшей трассе «Маньи-Кур» новую 643-ю модель, но и она на равных бороться с командами из старого Альбиона не позволяла, хотя Прост долгое время лидировал у себя на родине, но все же уступил Мэнселлу.

На «Хоккехаймринге» Ален и Айртон, как в прошлые годы времена, жестко схлестнулись между собой, и после взаимных обвинений в блокировках и нечестной борьбе, перед венгерским уик-эндом их попросили обсудить между собой всю ситуацию, дабы в следующий раз они не поубивали друг друга на трассе. Почти часовой разговор в трейлере закончился дружескими рукопожатиями и обниманием перед объективами камер. Что обсуждали чемпионы, до сих пор не известно.

Германия, 1991

На тренировках перед ГП Венгрии в McLaren опробовали улучшенный двигатель Honda  и полуавтоматическую коробку передач, но в дальнейшем до конца года использовать ее отказались. Сенна легко выиграл этот гран-при во второй раз в карьере, но Williams слетанной парой финишировали следом. Отличился в гонке Бертран Гашо, который из-за разворота повредил свою резину и поплеся в боксы за новой, на которой и поставил быстрейший круг гонки. Через две недели во время бельгийского уик-энда Гашо вновь был в центре внимания, но уже по другой причине – он загремел в тюрьму за стычку с лондонским таксистом, которая произошла еще зимой. Бертран отсидел всего полтора месяца (хотя приговор был куда строже – полтора года) и даже смог вернуться в Ф1 к концу сезона, но работа в Jordan и шансы на успешную карьеру были потеряны. На место Гашо немного алчный Эдди пригласил Михаэля Шумахера -  гонщика из немецкого городка Керпен, что находится всего в 100 км от автодрома Спа. В Mercedes пообещали Эдди около 150 тыс. фунтов стерлингов за гонку Михаэля, а менеджер Шумахера наплел Джордану о том, как тот хорошо знает эту трассу, хотя на самом деле Михаэль впервые прокатился на ней на велосипеде только перед началом уик-энда. Но это не помешало немцу громко заявить о себе – пятое время в тренировках, восьмое в первой квалификации, шестое во второй, четвертое на утренней разминке. При старте с седьмого места двадцатидвухлетний немец сразу же поднялся на пятое, но спалил сцепление и замедлился еще до выхода из «Красной воды». Но этого хватило, чтобы уже в Монце щеголять в желтом костюме Benetton.

Бельгия

Михаэль Шумахер на прогревочном круге перед своей первой гонкой в Формуле-1. Вряд ли он мог тогда представить, что ему будет суждено и через два десятка лет точно так же гоняться в чемпионате, но уже имея за плечами 7 титулов и 91 победу. 

За победу в Бельгии боролись множество пилотов, в том числе и Жан Алези на Ferrari и… Андреа де Чезарис на Jordan, который весь уик-энд был позади Михаэля. Но что Алези, что де Чезариса подвели их силовые агрегаты (Андреа сложил оружие за 3 круга до финиша, в его Jordan просто залили недостаточно масла), а вот Сенна оказался куда удачливее – он хоть и заглох посреди гонки, но смог оживить свой мотор и первым примчаться к финишу. Мэнселл тоже мог победить и до своих проблем на машине возглавлял гонку, опережая Алези и Сенну.

В Монце Найджел отыгрался – он в очной борьбе на торможении к Ascari опередил Сенну, стартовавшего с поула, и быстрее всех преодолел дистанцию гонки. Вновь  не повезло Риккардо Патрезе, не сумевшему побороться за домашний гран-при – на этот раз из-за отказа коробки передач (к слову, Патрезе годом раньше удалось-таки отличиться на родине – он выиграл на автодроме им. Энцо и Дино Феррари в Имоле, но та гонка традиционно носила статус Гран-при Сан-Марино). Айртон минимизировал потери, закончив гонку вторым, несмотря на пит-стоп для смены колес, после которого он вернулся на трассу пятым, после чего ему пришлось обгонять в том числе и Михаэля Шумахера. Юный пилот заработал свои первые два очка в карьере, опередив многоопытного юбиляра Нельсона Пике (трехкратный чемпион праздновал тут свое участие в двухсотой гонке) и квалификации, и в гонке.

Вокруг немецкого вундеркинда на неделе перед ГП Италии развернулась настоящая война между Флавио Бриаторе и Эдди Джорданом. Эдди не удосужился подписать нормальный контракт с Шумахером, заключив что-то вроде договора о намерениях, в котором было заявлено, что после гонки в Спа Шумахер должен будет подписать полноценный контракт, по слухам, чуть ли не до 1994-го года. Маленькая нестыковка – в договоре, хоть это и подразумевалось, но не было четко указано, что контакт должен быть подписан именно с командой Jordan. Этой лазейкой и решили воспользоваться Шумахер и его менеджер Вилли Веббер – гробить карьеру за Jordan, которые в следующем году переходили с дорогих, но хороших двигателей Ford на бесплатные маломощные Yamaha им мало  улыбалось. А тут и Флавио сделал предложение. Шумахер даже успел провести секретные тесты Benetton на Сильверстоуне – прямо под носом у Jordan, база которых располагается прямо рядом с автодромом. 

Шуми

Осознав свою оплошность, Джордан пошел на последнюю хитрость: по контракту Benetton должен был предоставлять  Роберто Морено – второму гонщику команды – машину на весь сезон. Бриаторе не долго думал, чем ответить: он просто предложил Морено полмиллиона долларов отступных за разрыв контракта, от которых тот не смог отказаться. Таким образом, Михаэль уже во второй гонке пилотировал болид топ-команды, а Эдди Джордану ничего не оставалось, как посадить за руль Морено, поимев с того немного денег. 

На следующий этап в Португалию Сенна приехал, имея комфортные 18 очков преимущества над Мэнселлом, но Williams были неудержимы что в квалификации, что в гонке. Только вот Найджела подвели те, кто был обязан ему помогать – механики команды. На пит-стопе механик, менявший правое заднее колесо, не смог его прикрутить, а с открученным колесом, как говорится, далеко не уедешь – оно отлетело тут же, на пит-лейн, благо никого не покалечило. Все бы ничего, машину оттолкали назад, прикрутили новое колесо и выпустили гонщика на трассу, но сделали это не по правилам, и вскоре откатившийся во второй десяток Мэнселл был снят судьями с гонки. Айртон спокойно финишировал позади победившего Патрезе и стал практически недосягаем для Мэнселла.

Другое дело – борьба за столь любимый Фрэнком Уильямсом Кубок Конструкторов – тут еще ничего не было решено. Более того, после  дождевой гонки в Испании на новеньком автодроме  «Каталунья-Монмело» McLaren вновь потерял лидерство в командном зачете. Мэнселл, после красивой дуэли с Сенной одержал свою 21-ю победу, вторым финишировал Ален Прост, замкнул тройку призеров Патрезе. Сенна,  отставший после вылета от победителя на минуту, довольствовался только парой очков.

Сенна Мэнселл

В Японии, за два этапа до конца сезона, Сенне для досрочного завоевания титула достаточно было просто финишировать вслед за Мэнселлом. Но пилоты Рона Дэнниса на домашней для Honda трассе не собирались быть статистами и уверенно завоевали первый ряд стартовой решетки, причем Бергер уже второй раз подряд опередил Сенну и взял поул. Ну а после того, как в дебюте гонки Мэнселл вылетел с трассы из-за проблем с тормозами, дело было сделано – Айртон автоматически стал чемпионом мира! В последнем повороте гонки он даже своеобразно отблагодарил напарника Бергера за помощь в чемпионате – пропустил того к первой за два года победе. Сам австриец был не очень рад такому подарку.

Накануне заключительной гонки в Австралии из Ferrari был уволен Ален Прост, весь год критиковавший команду (по версии самого Алена, он указывал на недостатки машины), но после этапа в Японии он сделал это публично, сравнив свою машину с грузовиком. Ferrari нашла замену в лице своего тест-пилота (и по совместительству призового гонщика Minardi) Джанни Морбиделли, на место которого, в свою очередь, сел многострадальный Роберто Морено. Морбиделли каши не испортил, и после старта с 6-й позиции постепенно выбрался на третью под финиш гонки. Гонки, которая стала самой короткой в истории чемпионата мира - лишь 16 коротких, меньше четырех километров, кругов успели преодолеть гонщики под проливным дождем, пока несколько лидеров не разбили свои машины. Заезд остановили красным флагом, и по правилам классификацию дали за два круга до остановки гонки. В итоге, в призовой тройке компанию Айртону Сенне, который был неподражаем под дождем, составили Найджел Мэнселл и Герхард Бергер, уже разбившие свои машины, а Морбиделли досталась лишь половина очка за 6-е место.

Австралия

Сенна впереди Мэнселла на заключительной гонке в Аделаиде. Под сильнейшим дождем Найджел вплотную преследовал Айртона, но так сильно разбил свою машину под усилевшимся дождем, что даже попал в больницу для обследования. Тем не менее, Мэнселл был классифицирован вторым

Все в том же 1991-м году прекратило свое существование FISA, когда ее неизменный президент Жан-Мари Балестр не был переизбран.

Ferrari после окончания сезона возглавил Лука ди Монтеземоло, который уже был на руководящей должности в команде в 70-х годах при жизни Энцо Феррари. Но первого титула Луке придется ждать еще восемь лет.

Ну а шинники из Pirelli, услугами которых пользовались лишь четыре команды во главе с Benetton, взяли тайм-аут длиной почти в 20 лет.

Пилоты