16 мин.

🤩 Шотландцы снимают футбол в стиле Тарантино и Андерсона – это экстаз! Мы узнали, как получается такая красота

Нереальное поле на побережье, душевные андеграунд-сюжеты и трогательные судьбы ноунеймов.

На эти клубы и этих людей вообще не обратили бы внимания, если бы не шотландское шоу с шикарным подходом к рассказу о футбольном подземелье.

Почти два года на BBC Scotland выходит разговорное шоу A View from the Terrace. Там по пятницам расслабленно болтают о главных событиях шотландского футбола и обязательно переносятся куда-нибудь вглубь. Причем подвальные истории показывают так красиво, а сюжеты настолько цепляют, что в шотландский футбол влюбляешься совсем не из-за «Селтика» или «Рейнджерс».

Репортаж с обычного матча третьей лиги «Арброт» – «Эйрдрионианс» (когда-нибудь слышали о таких клубах?) снимают в стиле Уэса Андерсона, режиссера «Королевства полной луны», «Отеля «Гранд Будапешт» и «Острова собак». Абсолютная симметрия, стремительный переход от одного события к другому и продолжительные, максимально простые планы – чтобы можно было рассмотреть все детали, не отвлекаясь. Этот ролик мы посмотрим и подробно разберем с создателем чуть ниже.

А вот «Брихин Сити» – «Монтроуз» из четвертого дивизиона в стиле Квентина Тарантино: как и положено, с выразительными столкновениями, экшн-сценами и эпичным саундтреком.

Путешествие на шотландский остров Эрискей к одному из самых удивительных футбольных полей мира – не стилизация, а самостоятельное произведение искусства.

Шоу A View from the Terrace выросло из подкаста The Terrace, там с 2009-го обсуждали шотландский футбол (и топовый, и локальный), всегда концентрировались на историях вокруг, противопоставляя себя классическим медиа. Саркастический тон, едкие шутки – все, что обычно остается только в обсуждении футбола с друзьями.

Команда The Terrace разрослась до 12 человек, подкаст стал прибыльным, а два года назад на него обратил внимание местный департамент BBC: готовились к запуску BBC Scotland, искали свежие форматы и пятничную программу о футболе сделали именно такой.

В сезоне-2018/19 показали первые 13 выпусков, с осени 2019-го шоу еженедельное. Большинство внестудийных роликов есть на ютубе, некоторые – только в твиттере и фейсбуке.

Sports.ru поговорил с руководителем проекта Джорданом Лайардом о том, как превращать нетоповый футбол в коллекцию зрелищных сюжетов.

Житейские проблемы, истории для мамы и детская привязанность на всю жизнь

– Однажды мы нашли такого парня, Дэнни, который в 16 лет попал в «Манчестер Юнайтед», но не сделал большой карьеры, – рассказывает Лайард. – Мы хотели не футбольную, а житейскую историю: каково это – когда в 16 ты, кажется, уже покорил мир, но потом что-то пошло не так. Как это сказывается на дальнейшей карьере, на всей жизни? Каждый задается подобными вопросами, каждый может примерить историю на себя.

У нас есть максимум семь минут, поэтому мы сразу отсекаем лишнее. Едем к тренеру аутсайдера четвертой лиги «Альбион Роверс» говорить о том, каково это – тренировать команду, где играют без всяких зарплат и даже близко не подбираются ни к каким успехам. И говорим с ним именно о мотивации – о том, как вдохновлять людей, когда команда выступает очень неудачно. Мы могли бы говорить и о судьбе самого тренера, о его личной жизни, там наверняка тоже много сюжетов, но нам важен фокус на конкретной теме. Один ролик – одна тема.

Джордан Лайард на съемках студийной части View from the Terrace

Мы всегда начинаем с простого: в чем ценность истории, на какой вопрос мы хотим этим роликом ответить? Обычно есть гипотеза о том, что мы хотим рассказать или подчеркнуть. Это не лотерея, когда ориентируешься только во время интервью и импровизируешь.

– Вы делаете View from the Terrace для шотландского BBC, то есть для массовой аудитории, но эти видео выходят в футбольной программе. Как балансировать: не быть слишком примитивными, чтобы не раздражать болельщиков, но оставаться понятными для остальных?

– Здесь тоже все решает вопрос самим себе: какую историю будет интересно узнать и мне самому, и моей маме? В свое время восходящей звездой в Шотландии был Гарри Кеннет – он брал кубок в «Данди», был там капитаном, попал в сборную, но дальше из-за травмы не пошло. Футбольную аудиторию история цепляет, потому что многие про Кеннета слышали – им любопытно узнать, как сейчас выглядит тот парень и где играет (за скромнейший «Лочи Юнайтед» в региональной юниорской лиге). А для нефутбольных зрителей это сюжет о судьбе человека с огромным, но нереализованным потенциалом – о человеке, который из-за любви к тому, что делает, продолжает по субботам рубиться с парнями в два раза младше. Кто-то наверняка считал Гарри выскочкой, просто счастливчиком, потом он просто пропал – а мы показываем судьбу целиком.

Любую историю нужно рассказывать так, чтобы было понятно всем. Если едем на матч «Дамбартона» из третьей лиги, где на стадионе за команду болеет целый детский сектор, не рассказываем лишнего: достаточно зафиксировать факт – это, мягко говоря, не очень сильный клуб, отстойная команда. Для сюжета важно одно: дети никогда не видели успеха своего «Дамбартона», они чаще страдают из-за поражений, но все равно болеют за него. Хотя могли бы болеть за «Ливерпуль», «МЮ» или «Барселону».

Честно говоря, было очень странно видеть 13-летних парней, которые поют, бьют в барабан, танцуют на трибуне во время матча «Дамбартона». А рядом с ними взрослые болельщики, уж точно более циничные. И все, с кем мы общались, однозначно говорили: «Да, если бы мне было 13, я бы хотел тусить с этими ребятами». Это ведь не только про футбол, а вообще про детскую привязанность к чему-либо, которая остается с человеком на всю жизнь – про первую любовь.

Каждый благодаря этим историям подумает о чем-то своем, просто мы показываем футбольные примеры.

Экшн Тарантино, симметрия Андерсона и навоз на футбольном поле

– До View from the Terrace ваша Studio Something снимала в основном рекламу и только в интернете. Когда запустилось шоу на BBC, пришлось что-то поменять?

– Совсем нет. Оказалось, что BBC никак не ограничивает продюсеров, мы просто продолжили делать, что умеем. Свободы даже больше: в отличие от коммерческих видео, здесь нет клиента, заказчика – можно делать то, что самим интересно. Мы были одной из шести команд, сделавших пилотный выпуск – 16 месяцев назад босс BBC Дэвид Хэррон выбрал именно нас. Конечно, мы держим в уме общие законы: ты примерно понимаешь, истории какого плана люди с большей охотой будут репостить.

Стараемся играть на парадоксах. Многие знают, кто такой Уэс Андерсон, и примерно все понимают, что он никогда не приедет снимать матч какой-то там низшей лиги, никому вообще нет до нее дела – ни в Шотландии, ни тем более в России. И не было бы, если бы не узнаваемый стиль режиссера.

Наше самое успешное видео – про поле на острове Эрискей, которое ФИФА назвала одним из самых удивительных в мире. Естественно, мы поехали туда.

– Ролик про Эрискей – это же чистый канал Discovery: совсем не ровное поле в горах, побережье океана, рядом пасутся животные. Вы долго ждали, пока на пустое поле выйдет эта овечка?

– Мы все видео снимаем за один день, подолгу точно ничего ждать не можем. Просто повезло, камера оказалась рядом. Но перед поездкой же продумываем детали: очевидно, на острове всегда ветрено, значит будут волны, горы всегда на месте – их тоже обязательно снять, иначе не расскажешь историю этого места. Нельзя приехать туда и ограничиться просто тренером команды где-то в баре за столом.

Все остальное – просто скорость реакции на месте. Ты же не заставишь овечку ходить, как тебе нужно, и тем более не организуешь свежий конский навоз, который нужно убирать с поля.

– А чтобы снять матч в стиле режиссера – Уэса Андерсона или Тарантино – перед этим пересматриваете фильмы для вдохновения?

– Есть такое, да. Андерсона я сам очень люблю: нравится симметрия в кадре и то, как у него движется камера. Если честно, на стиль Уэса мы ориентируемся в целом, поэтому сделать концентрированный ролик о матче было чуть проще. Хотя перед той съемкой я дополнительно пересмотрел пару старых фильмов Андерсона, чтобы напомнить самому себе ключевые детал

Дальше – работа оператора со вполне конкретными установками: например, когда план статичный, герои должны сначала появиться в кадре, а потом выйти из него. Сама по себе задача отработать событие в конкретном стиле – уже очень увлекательно, а потом еще и любопытный ролик можно собрать. Под музыку, которая напоминает классику, конечно.

Или Тарантино: у него всегда много экшн-сцен, звуковых эффектов – неважно даже знать, о каком именно событии речь, за стиль отвечают музыка и логика того, что попадает в кадр. Аудитория таких видео делится на две части: кто-то смотрит, потому что любит режиссера, кто-то – потому что никогда не видел футбол в таком стиле. Главное – в обоих случаях люди легко считывают идею. И осознают: это настолько необычно, что хочется досмотреть до конца.

Мы делаем не пародии на режиссеров, не принижаем таким образом их уровень. Мы, наоборот, выводим футбол чуть выше – причем такой футбол, который обычно вообще не снимают или не снимают качественно. Разве что-то мешает хотя бы время от времени показывать нетоповые матчи на топовом уровне?

Кстати, сейчас особенно важно задуматься о том, как показывать футбол. Я бы с удовольствием поучаствовал в переосмыслении трансляций. Телевидению предстоит заменить то, зачем люди ходят на футбол: ведь ни у кого в ближайшее время не будет возможности сходить на матч со своей компанией. Не уверен, что у меня есть готовая хорошая концепция, но было бы очень интересно протестировать идеи.

Абсурдное золото чемпионата мира, фейкньюс от BBC, документалистика и псевдодокументалистика

– Пока Studio Something снимает только отдельные эпизоды. Собираетесь ли вы выйти на большой документальный формат? Что-то в духе All or Nothing или Sunderland Till I Die.

– Да, нам хотелось бы рассказывать более подробные истории, которые связывают спорт и обычную жизнь, жизнь общества. Пока большинство таких проектов – внутриклубные, но есть огромное пространство для сюжетов и тем вокруг, не обязательно замыкаться на жизни одной команды.

С одной стороны, было классно погрузиться в проблемы «Сандерленда», переживать их вместе с болельщиками клуба – но это же и ограничивает аудиторию. Если совсем не интересуешься футболом, вряд ли станешь смотреть. Когда займемся своим полнометражным проектом, будем ориентироваться на массовую аудиторию. По тем же принципам, которые сейчас нам помогают выбирать сюжеты для View From The Terrace. Пока футбольные трансляции – зрелище только для болельщиков, а мне бы хотелось такого показа, чтобы и у моей мамы возникало желание смотреть матчи.

– Как вы сами называете то, что делаете в таких видео: это журналистика или документалистика?

– И то, и другое, но документалистики больше. Если бы мы подходили к историям как журналисты, старались бы найти больше углов зрения, определиться со своей точкой зрения, а мы в первую очередь фиксируем вещи такими, какие они есть – смотрим на героев и сюжеты отстраненно.

– Видео «Вот почему сборная Шотландии никогда не станет чемпионом мира» – гротеск, сборник журналистских штампов, доведенных до абсурда.

Почему вы затроллили именно так и зачем вообще троллили на эту тему?

– Понимаете, сборная Шотландии и успех – несочетаемые понятия. Сама мысль о том, что наша сборная может что-то выиграть – уже абсурд. Помню, в 2007-м мы до последнего рассчитывали отобраться на Евро, но пропустили в добавленное время от итальянцев – ту игру в Шотландии смотрели буквально все и все в итоге разочаровались. На крупных турнирах нас нет с 1998-го.

В этом видео мы представили: а что, если однажды все сложится, вместо всех этих неудач дела пойдут по плану. Мы вообще справимся как страна? Конечно, этот ролик – максимальное преувеличение, но он вообще-то задает и реальные вопросы. Например, тут неподалеку в Англии наверняка есть некий протокол: как действовать, если сборная выиграет чемпионат мира. Может быть, устроят национальный праздник, сделают следующий день нерабочим. 

В Шотландии, естественно, никто об этом всерьез не думает, но ведь безумные, совершенно непредсказуемые вещи иногда случаются, к этому тоже нужно быть готовыми. Как к тому, что «Лестер» выиграет АПЛ. 

Этот ролик – псевдодокументальный, снят как будто после турнира, который сборная Шотландии выиграла: говорим с фанатом, с человеком из правительства, коллеги с BBC записали для нас фейковые выпуски новостей. По сюжету команда выиграла турнир, хотя забила всего шесть мячей – если бы так действительно произошло, даже мы сами признали бы: это самый дерьмовый чемпион мира за всю историю.

Еще этим видео мы обращаемся к людям: почему мы, шотландская футбольная сборная, такие неамбициозные? Можно же хоть немного поверить в свои силы! Даже если мало шансов на победу, разве не стоит хотя бы целью ставить именно большой успех, а не промежуточные мелкие?

– Про ваши собственные амбиции: честно говоря, на ютубе ролики собирают совсем мало – в районе пары тысяч просмотров. Хотя бы на BBC рейтинги хорошие?

– Не могу говорить в деталях, но на BBC нашими показателями довольны. В первую очередь потому, что у нас очень разнообразная аудитория, в том числе хороший процент молодых зрителей – думаю, любой канал был бы такому рад.

Ютуб-показатели у нас действительно очень скромные, зато на фейсбуке и в твиттере у многих роликов по несколько сотен тысяч просмотров. Думаю, такой перекос связан в первую очередь с привычками аудитории BBC и с тем, что канал в онлайне более активен не на ютубе, а на других платформах.

– Бывало ли, чтобы ваши ролики каким-то образом влияли на жизнь героев? Многие истории ведь только благодаря вам стали известны.

– Самый яркий пример – «Эрискей». Они недавно открыли онлайн-магазин, а так как у нас в ролике все признаются, что болеют за «Селтик», клуб связался с ребятами и пригласил их на один из домашних матчей как почетных гостей. Еще парни говорили, что хотели бы однажды сыграть на этом поле товарищеский матч с «Барселоной» – будет круто, если однажды это тоже получится.

Музыкальные гости, туннель-рефрен и истории, которые важнее камер

– Похоже, ваш любимый кадр – план стадиона из туннеля, через который на поле выходят команды. Такой есть почти в каждом видео. Что вас так впечатляет?

– Такой кадр объединяет вообще все стадионы, где бы они ни находились и какого уровня команды бы на них ни играли. Этих элементов вокруг поля несколько: еще, например, скамейки для тренеров и запасных.

Туннель и то, что там происходит, часто показывают на топ-уровне, но на более низком его почти не снимают. А это еще и красиво: симметричные стены, обычно центральная линия прямо между ними, игроки постоянно перемещаются в этом створе – то в одну сторону, то в другую. Не могу сказать, что в этих кадрах есть какой-то высший смысл, но они очень универсальны, узнаваемы и ценны визуально.

– Вокруг футбола вечная дискуссия: нужны ли технологии и методы, которые двигают его к шоу-бизнесу – немало тех, кто против. Вы показываете футбол как раз с непривычного угла и сближаете с кино.

– Уверен, что сама история все равно важнее того, как ее показать. Мы все равно отталкиваемся от сюжета и уже потом определяемся: рассказывать кинематографично, по законам документального жанра или как-то еще.

Один из первых примеров в индустрии – реалити Last Chance U про американский футбол. Снято как кино, но затягивает не поэтому, а благодаря историям людей. Допустим, у тебя в распоряжении самые мощные камеры и ты можешь установить их в самых недоступных местах, в точках с лучшим обзором – если ничего перед ними не происходит, они бесполезны. Скучная раздевалка, снятая лучшей техникой в мире – пустышка.

– В каждом выпуске View from the Terrace есть музыкальный гость и футбольная песня – красивый формат из вечерних шоу. Причем обычно песня фанатов конкретной команды. Все группы, которые вы зовете, действительно болеют за эти клубы?

– Мы зовем молодые шотландские группы, большинство из них действительно ассоциируются с той или иной командой. Конечно, чем дальше, тем сложнее их находить. Не говорю, что все исполнители ходят по абонементу на каждый матч, но все же футбол в Шотландии любят многие – это добавляет шансов. К тому же всегда в запасе есть песни, которые относятся к футболу в целом, но не к конкретным клубам – тогда мы чуть свободнее в выборе

Обычно футбольные болельщики в сознании массовой аудитории – это орущие люди, которые попадают в кадр после голов. Музыкальным форматом мы подчеркиваем: болельщики – абсолютно разные люди. В том числе они умеют вот так красиво петь. И это не заряды подвыпивших на стадионе, а композиции в приятном исполнении.

На телевидении сейчас не так уж много музыки. Все, кто у нас выступает, вряд ли бы попали на BBC прямо сейчас, для них это первое появление перед такой аудиторией. Конечно, это никакое не покорение космоса – в куче других шоу тоже есть музыкальные гости. Но футбольные песни, кажется, нигде больше не поют.

***

От редакции: кажется, все на Sports.ru, кто посмотрел ролики из View from the Terrace, признались друг другу: теперь поездка на Эрискей к прибрежному полю – мечта.

Но мы точно знаем, что и в России полно умопомрачительно красивых мест, где можно играть в футбол или заниматься любым другим видом спорта. Рассказывайте про такие поля и площадки в комментариях (особенно если они недалеко от вас), а мы с удовольствием посмотрим и, возможно, даже покажем эти места отдельно!

Как снять документалку уровня Netflix и Amazon? Правила продюсера Sunderland Till I Die и фильма про Болта

Все о фильме «Гол!»: adidas дал 50 миллионов, Сантьяго Муньес играл на скрипке, а Гэвина Харриса убил Стипе Плетикоса

Фото: youtube.cominstagram.com/josephdanger/