10 мин.

Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть III: Оборудование

Сразу поспешу заметить, что про видеокамеры говорить мы не будем. Все-таки в нашем веке даже в России, все телевизионные компании обзавелись неплохого качества камерами, способными создать нормальную картинку. А вот о том, как эту картинку передать без потерь, чуть ниже.

Думаю всем известно как устроено телевидение. Каждый с детства видел очертания останкинской башни, и представлял как у ее основания сидят телеведущие в студии, которые вещают в телекамеру, и сразу картинка с их физиономиями уходит вверх по башне, а с нее – по всей России. Если говорить упрощенно, то все примерно так и происходит. Но как же соорудить прямой эфир, не находясь в студии? А будучи, скажем, на Красной площади, в концертном зале, или на хоккейной арене?

Для этого существуют специальные передвижные телевизионные студии (волшебные и милые уху буквы «ПТС»), которые могут передавать сигнал отовсюду (где можно расквартироваться) в силу своей мобильности. Не стоит думать, что ПТС – это старая «Газель», в которой сидят бухие телевизионщики. ПТС – это полноценная телевизионная студия, просто размещенная на колесах. Причем, ПТС – это не только тарелка на крыше. Стоимость самого автомобиля ничтожна по сравнению с тем оборудованием, которое она на себе несет. Стандартная ПТС укомплектована несколькими камерами, передатчиками и целой творческой группой, сидящей внутри. Обратимся к истории.

Передвижные телевизионные средства и ПТС, как главный элемент этих средств, были созданы практически одновременно с началом Телевизионного Вещания. Основная предпосылка создания передвижных телевизионных средств – это расширение тематики телевизионных программ, создание более привлекательных и интересных передач, обеспечение возможности прямых трансляций, особенно спортивных. На заре развития телевизионного вещания, после того как Московский Телевизионный Центр на Шаболовке начал вещание в новом высоком стандарте разложения (625 строк при 25 кадров/сек.) в конце 1948 года, сразу же возникла задача организации внестудийного вещания в Москве. Весной 1949 года первая ПТС была построена и в том же году, с начала открытия футбольного сезона, стали проводиться опытные передачи футбола со стадиона «Динамо», а зимой 1949/1950 – хоккейные матчи.

Вспоминает Лев Лейтес, главный специалист музея телецентра ФГУП «ТТЦ «Останкино»: «Организация телепередач имеет ряд особенностей. Так, для сантиметрового диапазона радиоволн обязательна прямая видимость от объекта трансляции на отметку 150 метров башни Шухова, что не всегда было возможно. Для трансляции, к примеру, из Колонного зала Дома Союзов приходилось устанавливать на крышу соседнего 13-ти этажного здания Совета Министров СССР (теперь это Госдума РФ) антенны с передатчиками. Такая процедура затягивала процесс развертывания радиолинии ПТС. Да и сама специфика радиолинии вынуждала всегда проводить предварительное обследование нового объекта. Его проводили организатор передачи, как правило, сотрудник редакции и два технических работника ПТС, один из которых, мачтовик, выезжал на объект непременно с биноклем. Об оперативной подготовке внестудийных программ тогда и мечтать не приходилось. Каждой настройке радиолинии ПТС предшествовал 20-минутный подъем мачтовика в открытой люльке. Но несмотря на все сложности, ни одна внестудийная передача не была отменена – ни в лютый мороз, ни при сильном ветре, ни под проливным дождем».

На данный момент, в нашей стране есть лишь две известных мне ПТС-ки мирового уровня (хотя для проведения Олимпиады в Сочи требуется в 7 раз больше): одна из них принадлежит ВГТРК, другая – НТВ Плюс. Вторая по хоккейному назначению использовалась как минимум один раз: во время организации Матча Звезд 2010 в Минске. Но сегодня речь пойдет об имуществе ВГТРК: ПТС HD-16 «Владимир Зворыкин».

«Владимир Зворыкин» работает на матче СКА – Каролина, фото stalk8r.

Любая ПТС как судно – имеет не только бортовой номер, но и имя. Эта названа в честь отца русского (и не только) телевидения Владимира Зворыкина. ПТС имеет на борту более полутора десятка камер (возможно подключить еще 40 дополнительно), может передавать картинку в формате высокой четкости, и вообще обладает еще кучей ништячков. Все удовольствие стоит всего-то 14 миллионов евро (кстати, на Западе ПТС – очень выгоднй бизнес, ее можно задорого сдавать в аренду). В том, что качество изображение очень недурное, можно было убедиться по матчу Открытия и игре с Каролиной. При этом, некоторые зрители получили несколько ухудшенную картинку, но тут дело не в ПТС (об этом чуть позже).

Теперь немного поподробнее об этом агрегате. При разворачивании машины на съёмочной точки у машины, что бы увеличить внутреннее пространство, выдвигаются две стены параллельно левой и правой стороне.

ПТС у СК «Олимпийский»

Полная масса автомобиля составляет почти 38 тонн.

«Зворыкин» у Красной площади.

Звуковой пульт на ПТС – Vista 8 , имеется возможность создания звукового сопровождения в формате 5.1

На борту имеются 16 камер высокого разрешения Sony (1550 и 3300) две из которых работают на оптических кабелях и могут работать в режиме замедленных повторов

Инженерный отсек

Видеомикшер основной программы также «сониевский».

Режиссерский отсек основной программы

На борту имеется также возможность формировать вторую независимую по видео и по звуку программу с несколько меньшими возможностями. Микшер имеет всего 15 входных источников на одной линейке.

Режиссерский отсек второй программы

При съёмке программ есть возможность одновременно записывать ло 10 магнитофонов в форматах SD или HD.

Блок управления записью

ПТС может принять наборт до 40 внешних источников засинхронизировав их подняв до HD разрешения если требуется.

Отсек коммутации и расположения основных блоков записи замедленных повторов, распредов, конверторов, UPS и т.д.

У ПТС есть только два больших минуса: его достаточно дорогая цена (14 млн евро, хотя для качественной хоккейной трансляции можно обойтись машиной за 4-5 млн), а также то, что такого аппарата нет на региональном ТВ. Дело тут в том, что в нашей централизованной стране телевидение развивалось точно также как и все остальное: регионам доставалось списанное из Москвы оборудование. В условиях же рыночной экономики все еще проще: зарплаты выше в Москве, талантливый региональный телевизионщик предпочтет столицу, соответственно уровень регионального ТВ будет падать. Но это не главное. В нашей стране федеральная пресса всегда в почете: в любом российском городе в первую очередь смотрят НТВ, Россию-1 и читают Коммерсант и Ведомости. А местные региональные СМИ используют постольку-поскольку. А нет внимания, значит нет спроса среди рекламодателей, значит не на что покупать ПТС. В Америке же, напротив, Файненшл Таймс или Вашингтон Пост читают по большей части в тех городах, где эти издания базируются. А, например, в Атланте основная газета – Атланта Джоурнал Конститьюшн. Тоже самое и с телевидинием. Конечно, региональные каналы не могут тягаться с ЕСПН или Си-Эн-Эн. Но они и не бедствуют. Поэтому все матчи НХЛ снимаются и передаются качественными ПТС. Почему речь о ТВ-компаниях, а не о клубах? Дотошный читатель наверняка подумал, что какой-нибудь СКА или СЮ мог бы не пожалеть денег и купить оборудование. Все-то это конечно так, но в мире не так много клубов, которые сами занимаются организацией трансляций. У нас до недавних пор таким клубом был «Автомобилист», но что-то у них там застопорилось, и трансляций из Екатеринбурга теперь нет вообще. Хотя идея, что клуб мог бы купить ПТС, а потом сдавать его в аренду региональному ТВ имеет под собой некоторые перспективы. Забавно также, что когда в городе за право показа матчей команды борются сразу две местных ТВ-компаний, качество от этого резко выигрывает (так произошло в Нижнем). Другое дело, что по вышеуказанным причинам, у нас редко бывает сразу две пристойные региональные компании в одном городе. В некоторых регионах их вообще нет. Только местное отделение ВГТРК, да ретрансляторы московских федеральных каналов.

Все бы ничего, но помимо вышеизложенного, стоит отметить, что далеко не каждая арена в стране готова обслуживаться такой техникой. Например, в не самом плохом Мегаспорте, я обнаружил около 20 точек для установки видеокамер (в аренах в Астане или Нижнем Новгороде и такого количества нет). А хотите посмотреть сколько таких точек на самой захудалой арене СА?

Эдмтонтон. Одна из старейших арен. И позиции для 29 камер. И это в НХЛ считается слезами. Например, на арене «Торонто» их 48. На большинстве других – более 30 (спасибо Владимиру Дехтяреву за аналогичные картинки со всех арен НХЛ). Зачем так много? Ну, знаете ли, команда которая играет в гостях формирует картинку для своих зрителей, которую комментирует свой комментатор. Хотя некоторые позиции используются и теми, и другими. На выходе получается картинка, формируемая с 20-ти камер.

В тоже самое время, директор КХЛ по телевизионным программам заявляет о том, что 8 камер – это классика, а в одном городе работает всего 5 камер, потому что больше камер в городе нет (намек на Нижнекамск, судя по всему). Однако, она отмечает виртуозную работу творческой группы, мол, и не кажется что всего 5 камер в работе.

Помимо, ПТС, камер и ТВ-приспособленности арен, есть еще одна проблема. Качество передачи. В век цифрового телевидения (Россия дай бог присоеденится к цифре только к 2015 году), когда передача по спутнику уже считается прошлым веком (по причине зависимости спутника даже от погоды), у нас из некоторых городов трансляция передается по старым релейным сетям «Ростелекома» (которым уже полвека). У нас же спутниковые трансляции – лучшие. Но самые большие потери происходят про комбинировании средств. Например, из Хабаровска такие убогие трансляции потому что они сначала идут по спутнику, потом по земле, а потом опять по спутнику. Можете представить себе, сколько там потерь? Более того, часто канал «Россия-2» ведет трансляцию получая сигнал по земле, а КХЛ-ТВ – через спутник. Например, так происходит в Магнитогорске. Поэтому трансляции из этого города лучше смотреть все-таки по КХЛ-ТВ.

В этой связи, заключение КХЛ контракта с «Синтерра Медиа» внушает некоторый оптимизм. Предполагается отказаться от спутника в пользу оптоволокна. Из плюсов: меньшее влияние человеческого фактора, погоды, большие резервы и т.д.

Чего можно ждать.

Уже сейчас по Спорту-1 иногда показывают матчи КХЛ в формате HD (сам не видел ничего кроме АПЛ там, но говорят бывало), есть надежды на оптоволокно Синтерры, а также на то, что Россия перейдет на цифру через 5 лет. Плюс ко всему, Олимпиада в Сочи и ЧМ по футболу должны поспособствовать развитию регионального телевидения. Одна ВГТРК заявляет о том, что ей необходимы еще 15 «Зворыкиных», которые потом останутся региональным отделениям компании. Конечно, это не решит проблем Хабаровска или Новокузнецка, но одну екатеринбургскую ПТС-ку при грамотном календаре можно гонять по треугольнику Ебург – Челябинск – Магнитогорск. В конце концов, НТВ Плюс при трансляции футбольного Росгосужаса так и делают: одна ПТС на Новосиб-Томск, одна на Нальчик-Владикавказ и т.д.

Несколько обидно, что очередной материал о КХЛ приходится заканчивать уже набившими оскомину словами «нам остается только ждать», но другого выбора нет.

При подготовке этого материала были использованы сайты pts-hd.narod.ru,rus.625-net.ru, издание «Горячий лед»

Следить за обновлениями

Материалы по теме:

Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть I: Освещение

Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть I: Освещение. Продолжение

Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть II: Лед