8 мин.

Данк года в НБА – это нападение акулы из «Челюстей»: дикая амплитуда, фотогеничность, травмы обоих

Энтони Эдвардс, с какой ты планеты?!

Если быть чрезмерно педантичным, то, что сделал Энтони Эдвардс сегодня с Джоном Коллинзом, не называется данком. По нашей нердовской классификации это «транк», так как мяч собственно не воткнули в кольцо, а швырнули, когда сама попытка броска сверху не удалась. Да и контакт с пострадавшим вышел чрезмерно жестким и заслуживал фола в нападении: форвард «Миннесоты» не особо активно двигал свободной рукой, не толкал соперника, как делал, скажем, Блэйк Гриффин, однако угодил своей жертве в глаз. 

Однако мало кто обратил внимание на подобные незначительные придирки. Момент с Энтони Эдвардсом стал данком года в НБА благодаря целому ряду сопутствующих обстоятельств.

Во-первых, это красиво.

Эпизод мгновенно стал «постером», который не стыдно повесить на стену.

Данк Эдвардса можно считать произведением искусства благодаря сочетанию простоты исполнения и внутренней мощи: Эдвардс взлетел на полтора метра, столкнулся с оппонентом в воздухе, снес его к чертовой матери…

Здесь и поднятая с мячом рука (прямо как в «Космическом джеме»).

И ухмылка на лице Эдвардса – так акула устремляется к выбранной жертве.

И беспомощная поза Джона Коллинза. Он вообще-то старался помешать, получил в голову, подставился под летящий состав – но остался героем древнегреческой трагедии.   

Во-вторых, в плей-бай-плее матча так и говорится: Энтони Эдвардс, данк с расстояния двух метров!

В-третьих, это эффективно.

Данк оказался не просто еще одним моментом игры, а центральным ее моментом. «Миннесота» отставала на одно очко в третьей четверти, и Эдвардс прибежал в быструю атаку не просто для того, чтобы вывести свою команду вперед.

Это напоминало тщательно организованное покушение на убийство: Эдвардс перехватил мяч, после чего «Волки» вырвались на простор, и Никил Александер-Уокер остался один на дуге при двух набегающих партнерах.

В современной НБА в подобных случаях всегда бросают издали: неслучайно ее называют «трехочковой НБА».

Однако тут канадец только посмотрел на кольцо, а Эдвардс зачем-то набрал скорость, попросил мяч обратно и сделал ровно то, что спланировал. Молодой человек с самого прихода в лигу постоянно ищет жертв и выдает лучшие данки сезона. 

Третье место в карьере – против Юты Ватанабе.

Второе место – не засчитанный данк против Гэйба Винсента.

Он не просто набрал два очка (и еще заработал фол). Он сломал Джона Коллинза, а вместе с ним сломал и «Юту». Ослабленная травмами «Миннесота» победила 114:104, Эдвардс набрал 25 из своих 32 очков после большого перерыва.

В-четвертых, этот убийственный характер приема оценили все.

Кайл Андерсон стал героем нового мема.

У женщины под кольцом отпала челюсть.

Скамейка «волков» посходила с ума.

И даже Крис Финч, безэмоциональный Крис Финч, взмахнул руками, как будто хотел взлететь и посмотреть на все это под другим углом. (Наверняка он дико перепугался, что сейчас потеряет и вторую свою звезду).

По арене пронесся вздох восхищения, который превратился в постоянное сопровождение данка.

«То, что он делает над кольцом, под кольцом, его мощь как баскетболиста – все это удивляет, – объяснил феномен Майк Конли. – В таких ситуациях, когда люди выпрыгивают, то не поднимаются выше, не летят вперед. Они сталкиваются с соперников, и на этот как бы все заканчивается, они думают о своей безопасности. Он же как кот – продолжает лететь дальше, а потом приземляется на лапы. Именно такие вещи делают его уникальным, его координация позволяет ему осуществлять такие маневры.

Лидер и должен так играть. Он тащит команду на себе. Он ставит нас на первое место и не думает о своем здоровье, говорит, что это очень важный отрезок для нас. Нам нужны победы. Нам нужна уверенность перед плей-офф. Нам нужно больше уважения. Я фанатею от него. Он снова и снова заставляет меня восхищаться им, не из-за данка, а из-за того, что он выбил палец, потом перемотал его и вернулся в игру. Вот такие истории я буду рассказывать людям, когда стану стареньким».

В-пятых, это все было очень серьезно.

В том смысле, что Энтони Эдвардс вновь показал, что даже в мартовской игре регулярки не намерен жалеть ни себя, ни соперников. Давайте, расскажите ему про эпоху кексиков в баскетболе.

Оба получили травмы.

У Коллинза пострадала голова. До сотрясения мозга не дошло, но он покинул площадку и после этого не возвращался.

Сам Эдвардс выбил себе палец левой руки.

На видео заметно, как на скамейке один из партнеров Эдвардса как будто говорит: «Да он вроде бы сломал себе палец!»

Крис Финч немедленно взял тайм-аут, так чтобы его игрок успел сходить в раздевалку и пообщаться с медперсоналом: если бы он не бросал штрафные, то ему бы нельзя было вернуться в игру. Он вернулся на линию с зафиксированными пальцами и смог продолжать. Опять же речь не о набивании статистики, а о ключевом исполнителе для «Миннесоты», который и выцарапал им победу.

Ставки настолько высоки. 

В-шестых, динамика.

В Энтони Эдвардсе есть вот эта странная по нынешним временам злость, которая и придает всем ему действиям особенную значимость.

Современные данки могут быть хороши, они могут быть даже лучше, чем то, что сделал Эдвардс (опять же, строго говоря, это не данк).

Вот его прямые конкуренты из этого сезона.

Джейлен Джонсон сегодня перепрыгнул через Остина Ривза.

Джейлен Грин воткнул в отрыве в матче с «Блейзерс».

И все же главное, что отличает Энтони Эдвардса – это та жесткость, которая была у классических данков 90-х-нулевых. Когда Винс Картер хотел вытащить душу из Алонзо Моурнинга, Трэйси Макгрэйди – уничтожить Шона Брэдли, а Скотти Пиппен растерзать Патрика Юинга.

Эдвардс не просто бежит, он бежит, чтобы снести Коллинза.

Эдвардс не просто взлетает. Он ставит перед собой нереалистичную цель воткнуть с такого расстояния, которое ему заведомо не преодолеть.

Эдвардс не просто ставит сверху. Он еще и смотрит после этого на поверженного соперника.

Между лидирующей «Миннесотой» и сливающей «Ютой» не может быть никакой истории, как и между Энтони Эдвардсом, в котором видят лицо будущей НБА, и бедолагой Джоном Коллинзом, вечным кандидатом на обмен.

Сам Эдвардс создает из эпизода короткий триллер длиной в несколько секунд: примерно с таких эпизодов начинаются фильмы «Челюсти» – ничем не спровоцированное нападение с печальными последствиями.

В-седьмых, непредсказуемость.

Эдвардс сам не ожидал, что все так идеально получится.

– Это лучший ваш данк в карьере?

– Черт, конечно, да. А вы что думаете?! Это гораздо круче, чем против «Торонто», черт, да. Против «Торонто» все ждали, что я поставлю через него. А это просто безумие.

– Вы даже до дужки не дотянулись…

– Я об этом и говорю. Мне казалось, что я промахнусь, потому что был далеко от кольца. Но каким-то образом Господь мне позволил дотянуться.

У меня просто мурашки по коже. Я всегда хотел поставить через кого-то вот так, когда видел, как это делают Винс Картер или ТиМак.

В-восьмых, есть и реакция Эдвардса на собственное творение.

«Ааааааа, вот это дал, нига! Боже ты мой. Это лучший данк в моей карьере»

Фото: Gettyimages/Alex Goodlett; x.com/Timberwolves; x.com/purehoop