7 мин.

Что будет со Слепцовой?

«Я слышу и читаю, что проблема у Светы в голове. Знаете, проблема в неправильно выстроенной подготовке именно для нее». Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Здравствуйте! Прошел этап в Поклюке, декабрьская часть сезона позади – и вполне можно делать предварительные выводы.

Давайте по привычке начнем с мужской команды.

Что делать Черезову?

Не хочется говорить, что Ваня провалился – он просто не готов соревноваться на таком уровне. Можно утверждать, что зря вызвали в основу, но ведь гонки на другом турнире очень редко что-то объективно покажут. На IBU он выиграл, и что? Тренеры попробовали, проверили – молодцы, но его состояние пока не позволяет ни за что бороться на Кубке мира.

Глупо теперь загадывать на «Ижевку». Там какой угодно фактор может повлиять, начиная с погоды и разницы в часовых поясах. И даже если Черезова там опередят – это не основание для диагнозов. Много таких случаев было: кто-то выиграл в Ижевске, приезжал в сборную, а через этап домой ехал. И пользы не приносил, и чье-то место занимал.

Ваня – сильный спортсмен, и сам понимает, что для набора формы нужны старты, чаще и больше. Возможно, ему стоит еще часть сезона потратить на подготовку и потом уже в марте делать новую попытку.

Как поправлять стойку Устюгову?

Женя уже несколько гонок, включая вчерашний масс-старт, запорол четвертым рубежом – сказывается недостаток функционалки. Это не значит, что он слабый: просто сами мышцы еще не могут на стойке «держать», его трясет, и валятся промахи. Женя очень стабилен, не отлетает далеко от подиума, да и готов хорошо – надо довести на новогоднем сборе маленько. Из-за травмы он выполнил меньший объем по сравнению с другими ребятами, потому и выглядит легче, свежее. Когда еще добавит, то и стрельба наладится – придет уверенность.

Ведь он постоянно идет вторым темпом, не пробует «рвать», не чувствует себя лидером – отсюда и неуверенность. В какой-то степени это тактика, но и тактика всегда складывается из текущего состояния. Кто способен убегать, тот не станет с медленными кататься.

Что происходит с Маковеевым?

У Андрея заметен дисбаланс – особенно в контактных гонках. Когда он бежит один, то получается надежнее, а в группе эмоции перехлестывают, и все из-под контроля выходит. В азарте забывается правильность и последовательность действий на рубежах.

Конечно, тут и в функицоналке дело – по скорости Маковеев проигрывает команде. Но тут со стороны сложно судить, надо его как опытного атлета спрашивать: в прошлом году бежал здорово, после этой предсезонки сбавил – что изменилось?

Я еще на летнем чемпионате видел, что ему недостает агрессии, какую показывают Гараничев и Устюгов. У Андрея движения плавные, не резкие – по всем признакам это похоже на перебор в объемах.

Почему Шипулин и Малышко застрелились в спринте?

Ребята рванули чересчур резко, подстегивая друг друга, да еще и с лишней самоуверенностью – в горах такие догонялки не прощаются. Подошли к лежке в лидерах и захлебнулись – дальше уже отойти не получилось. Это неправильная работа на первом круге – где-то она получилась из-за неопытности, где-то – из-за неверной оценки собственных сил.

Хороший такой урок на будущее.

Как увеличивать скорость женской сборной?

Что касается девушек, то масс-старт немножко сгладил впечатление. В тумане трое наших более-менее справились со стрельбой, но по скорости можно снова и снова повторять, что ситуация плачевная. Стабильный проигрыш от минуты и дальше.

Шумилова у нас теперь быстрейшая, чего мы за ней никогда не замечали. Конечно, у Кати очевидный прогресс, но в лидеры ее по большому счету вывело общее западение других – посмотрите, какой завал у Зайцевой, Вилухиной и Глазыриной.

Мне трудно советовать нашему взрослому немецкому специалисту, я не лучший в мире тренер и не знаю, что они делали в межсезонье. Есть две с лишним недели до Оберхофа, чтобы проанализировать причины отставания. О многих я уже говорил:

Все ли контролирует Пихлер?

Возьмем даже не Гесснер, а тех, кто год назад нам уступал. Сейчас они обгоняют наших на финише, да еще и сверху 20 секунд привозят. Что это такое? Проигрыш на финишном круге – стандартный признак перегруза. Ну и плюс не хватило чисто скоростной работы: когда человек готов – он добавит на финише. Когда придавлен объемами – будет плестись так, как в общем и целом плетется российская команда.

Возможно, это мышечная затренированность: штанга, тяжести, что-то подобное. Если сборная закатана объемами, то вот в паузу их надо сбавить: погулять, переварить, поработать на технику. Когда на легком откатывании отойдут от объемов – вкраплять короткие тренировки на скорость, делать ускорения. Это у легкоатлетов применяется: сначала трусцой – потом рывочек. Чисто функционально сейчас что-то сделать сложно, надо именно «дергать» себя короткими отрезками.

По движениям же заметно: идут очень вяло. Нужно сбивать наработанный от объемов стереотип – он не позволяет двигаться быстро, даже не в плане скорости на трассе, а именно по самим движениям тела. Гесснер, Кайса, Бергер идут часто и резко, как машинки. У наших совсем этого нет.

Катя Юрлова считает, что команде не хватило горной работы на снегу. Не знаю, как было на самом деле, но сейчас команда едет в Рупольдинг, который нельзя считать высотой. Горная подготовка – это 1300-1600 метров, когда организм перестраивается. Я уже рассказывал, что горные тренировки дают функциональный сдвиг. Первая неделя – это откатывающий период. Изменения происходят примерно на 9-10-11-й – когда уже можно скоростить, проводить темповые тренировки.

Поэтому в горы надо заезжать хотя бы дней на 14-15, а еще лучше – 18. Тогда обеспечивается полноценное восстановление после сдвижки. У нас столько времени фактически нет.

Ну не поедут, значит – Пихлеру виднее.

Повредила ли Зайцевой смена марки лыж?

Ольга Зайцева в межсезонье поменяла поставщика лыж – перешла с Madshus на Rossignol. Я бы так сказал: она сменила одну хорошую марку на другую. Естественно, лыжи разных производителей будут отличаться по характеристикам, но сам факт перехода – точно не главная причина отставания Ольги.

Да, она привыкает к новому инвентарю – возможно, это стоит учитывать как мелкий фактор в целом букете, но не больше.

И главное – Света Слепцова...

Обидно, что мы теряем Свету – можно сказать спасибо нашему другу. Я слышу и читаю, что проблема у нее в голове. Знаете, проблема в неправильно выстроенной системе подготовки именно для нее. Это уже обсуждалось много раз, все уже знают, что Свете не нужны объемы, что она быстро входит в форму…

Талантливая спортсменка, но сейчас практически весь объем последних двух лет сделан зря. Мне ее по-человечески жаль. Если не получится после «Ижевки» в основу зайти – это очень плохо, но еще не совсем беда. Будет шанс приступить к более грамотной работе под контролем личного тренера. Я очень хочу, чтобы Слепцова вернулась в команду, но пока верится в это с трудом.

Следующие этапы теперь только в январе, но я еще до праздников постараюсь выйти на связь. Пока!