6 мин.

В 1918-м «Севилья» обыграла «Бетис» 22:0. На матч повлиял запрет военного генерала Андалусии, а «Бетис» играл молодёжью

Субботний матч «Бетиса» и «Севильи» в рамках Кубка Испании ознаменовался не совсем положительным событием. Несмотря на красочную игру, атмосферу и гол Набиля Фекира прямым ударом с углового, матч не доиграли даже до конца первого тайма – сразу после мяча, забитого «Бетисом», в затылок Жоану Жордану из «Севильи» с трибун прилетела увесистая пластиковая палка и матч сначала приостановили, а потом и вовсе досрочно завершили. Санкции, грозящие «Бетису», как и судьба матча, пока неизвестны. Однако известно то, что это не первый скандальный матч в истории севильского дерби. В 1918 году «Севилья» обыграла «Бетис» 22:0 – это крупнейшая победа одной из севильских команд в дерби к настоящему моменту. К слову, единой точки зрения по матчу нет до сих пор: мнения разнятся, фактических доказательств не так много, но так или иначе они есть и та игра имеет официальный статус. Кроме того, в матче, ему предшествовавшем, случилась история, похожая на ту, что произошла вчера. Разбираемся, что к чему. 

В рамках двух матчей на вылет «Бетис» и «Севилья победителя не выявили, а в ответном матче на игрока «Севильи» набросились с ножом и ранили ещё одного футболиста. Разницу голов ещё не считали, и была назначена третья решающая игра

В 1918-м году чемпионата Испании ещё не существовало (он был создан к сезону 1928-29), и главным национальным турниром считался Кубок Испании, в котором участвовали чемпионы розыгрышей региональных чемпионатов. В рамках одного из таких региональных чемпионатов, а именно в полуфинале чемпионата Андалусии, сошлись две севильские команды.

Система розыгрыша в то время тоже была другой: команды играли между собой в формате выбывания, до современной «гладкой» системы чемпионата дело тогда ещё не дошло.

Лидером и главной командой Андалусии в те времена была «Севилья» - равных им не было во всём регионе, а «Бетис» был лишь одним из тех, кто пытался сместить «нервионцев» с трона. «Вердибланкос», кстати, в сезоне 1917-18 тоже выглядели одними из фаворитов, обладали молодыми талантливыми игроками (два самых упоминавшихся – Кандас и Артола, два баскских юных таланта того времени – прим. автора) и претендовали на победу в чемпионате Андалусии.

Интересная деталь, важная в контексте: с момента основания клуба и до 1950-х годов «Бетисом» руководили военные. Это в свою очередь позволяло переводить футболистов клуба, проходящих службу, в военные части на юге страны, что позволяло им продолжать играть за «Бетис».

Изначально матча, завершившегося в итоге со счётом 22:0, даже не предполагалось. Поскольку игры в рамках турнира проводились на вылет, каждой из команд предстояло провести одну игру дома и одну в гостях. И «Севилья», и «Бетис» выиграли свои домашние матчи – 3:2 и 3:1 соответственно. Во втором матче, кстати, произошла история, похожая на нынешнюю, только гораздо серьёзнее – в дело пошло холодное оружие.

Crónica de Corane писала про этот эпизод: «Несколько болельщиков «Бетиса», воспользовавшись появлением работника «Севильи», сильно ударили его и оставили игрока у кромки поля беззащитным. Затем какой-то болельщик, как нам сказали, рабочий-пиротехник, выбежал на поле с ножом и палкой».  CIHEFE, Центр Исследований Истории и Статистики Испанского Футбола, дополнял: ««Севилья» забила гол, и когда игрок клуба, Мануэль Перес, подавал угловой, какой-то сумасшедший, вооружённый ножом и палкой, напал на футболиста и ранил его. Кроме Переса, ещё один футболист «Севильи» был ранен, а ещё несколько игроков клуба получили сильные удары, когда подходили подавать угловые».

Такой беспорядок был обусловлен тем, что городские власти почти не предоставили сотрудников правопорядка из-за проходивших параллельно выборов. Перед игрой «Севилья» пыталась это опротестовать и заявляла, что подобные условия на матче не соответствовали регламенту и предлагали перенести игру на их домашний стадион, который, в свою очередь, этому регламенту соответствовал. Речь шла в том числе о расположении трибун и болельщиков – на стадионе, на котором проходила игра, болельщики стояли прямо у поля и даже совсем рядом с сеткой ворот. Власти перенос не одобрили, и игра прошла на стадионе «Бетиса», её посетили 3000 болельщиков.

Так, по итогам двух матчей между командами сохранялось равенство – разницу голов тогда не считали, и было решено назначить третий, решающий, матч между «Севильей» и «Бетисом» на домашнем стадионе «нервионцев».

 

Главный военный генерал Андалусии запретил футболистам на службе участвовать в этом матче, и «Бетис» в знак протеста выставил молодёжку. Правда, в этом факте есть сомнения, а историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу произошедшего

Хосе Хименес де Сандоваль, главный военный генерал Андалусии того времени, под впечатлением от произошедшего на «Энрамадилье» запретил футболистам, проходившим военную службу в Севилье в то время, принимать участие в третьем матче между командами. «Нехорошо, чтобы мужчины, носящие военную форму, были вовлечены в такие скандальные события, как те, что произошли в матче «Бетис» - «Севилья»», - аргументировал тогда генерал.

Это ограничение ударило по «Бетису» - оно закрывало возможность участия в матче для уже упомянутых в начале Кандаса и Артолы. Фанаты клуба ополчились против де Сандоваля, посчитав, что он просто хочет ослабить «Бетис» и облегчить путь к победе для «Севильи». В конечном итоге требование генерала осталось в силе, на что клуб в итоге решил отреагировать масштабно – на третий матч с «Севильей» «Бетис» вызвал молодёжную команду в протест тому, что ключевым игрокам «вердибланкос» запретили играть.

Тот матч закончился со счётом 22:0 в пользу «Севильи» и до сих пор остаётся самой крупной победой одного из севильских клубов над другим. CIHEFE упоминает, что тогда судья ещё и удалил пятерых игроков «Бетиса». За тот матч «Бетис» был оштрафован федерацией футбола Испании, а президент клуба – дисквалицирован. 

Существуют и другие версии произошедшего. Некоторые, прежде всего, болельщики «Бетиса», полагают, что в том матче играла не молодёжная команда, а дети 13-17-ти лет из клубной академии, а в подтверждение приводят фотографию ниже, на которой якобы изображён стартовый состав «Бетиса» в том матче с «Севильей». Однако, по данным испанских футбольных историков, окрестности на фоне напоминают как раз домашний стадион «Бетиса», а фотография была сделана не на том матче, а на игре юношеского турнира Torre de Oro, проводившегося с 1953-го по 1957-й год и в котором участвовала академия «Бетиса».

Сомнения коснулись и сравнения возраста игроков «Бетиса» и «Севильи». Некоторые испанские футбольные историки Испании констатировали, что все игроки «Бетиса» в том матче достигли возраста 18 лет, максимального возраста для молодёжного состава, а многим было вообще по 25 лет – по мнению историков, возраст игроков «Севильи» колебался примерно в этом же промежутке и разница в возрасте не ощущалась настолько сильно. Единственный игрок «Бетиса», участие которого в матче к настоящему моменту смогли совершенно точно подтвердить, это 18-летний Тоби Иглесиас, игравший до этого как раз за «Севилью». 

Споры по поводу этого матча всё ещё актуальны – итоговую и максимально достоверную версию произошедшего 10 марта 1918-го года никто не может привести до сих пор. Однако вряд ли это когда-нибудь забудется – игра так или иначе вошла в историю севильского дерби, которое уже в начале прошлого века было огненным, каким и остаётся и по сей день.

***

Телеграм-канал автора