9 мин.

«Думали, что я закончился». Ван Дейк снова стал стеной

Палагин – про возрождение голландца. 

«Думали, что я закончился». Так дерзко Вирджил Ван Дейк описал финал Кубка Лиги с «Челси» в раздевалке «Уэмбли». За пару десятков минут до того защитник принес победу команде, которая доигрывала матч с тремя школьниками в составе. Не будем придираться к стэтхомовскому пафосу, который исходил от Вирджила в моменте. Глобально он прав: хейтеры слишком рано уверовали, что он сходит со сцены. 

Нарратив о спаде голландца неплохо подытожил прошлогодний вердикт от Уильяма Салиба из «Арсенала». Француза давно называют наследником Ван Дейка. Сам он говорит, что тоже считает Вирджила образцом для подражания. Но даже Салиба признал, что эпоха тотальной доминации ВВД закончилась пару лет назад – он перестал бы топом и превратился в одного из.  

Похвально, что сам Ван Дейк тоже не скрывал проблем. Вот его самая свежая оценка: «В прошлом году у меня были взлеты и падения. Какие-то игры я проводил хорошо, какие-то – не очень. Я понимаю, что установил для себя очень высокие стандарты. Если до них недотягиваю, значит, что-то и правда не так. Сейчас я чувствую, что возвращаюсь на тот уровень. Мне комфортно и в физическом, и в психологическом плане. Хочу продолжать совершенствоваться. Думаю, в последнее время мне это удается». 

Важно закрепить: 32-летний Ван Дейк говорит, что не просто возвращается на уровень, который поддерживал много лет, а еще и совершенствуется в определенных аспектах. Запомним этот момент. 

А пока отвечаем на вопрос: что же помогло Вирджилу вернуться? 

Во-первых, Ван Дейк перестал относиться к себе, как к роботу, которого не напрягает даже календарь от заботливых ребят из УЕФА и ФИФА. В прошлом сезоне Вирджил признавал, что на него негативно повлиял чемпионат мира, на который пришлось отлучиться в середине кампании. После возвращения Вирджил не дал себе поблажку и уже в январе схватил травму, от которой стало только хуже. К тому моменту у ВВД набежало больше 90 игр за полтора года. 

В этом сезоне Ван Дейк чаще слушает свое тело. Голландец сыграл всего в двух матчах в Лиге Европы. С Кубком Лиги – похожая история: Вирджила начали подключать только на поздних стадиях. Клопп говорит, что ротация – решение, которое они выработали совместно: «Он возвращается на свой уровень, однозначно. Что сильно помогает, так это то, что он больше не играет, когда нуждается в отдыхе. Раньше он выходил и играл даже через боль. Сейчас – все по-другому». 

Во-вторых, Ван Дейк нанял личного физиотерапевта. Шаг не означает, что Вирджил был недоволен профессионализмом клубных докторов. Просто теперь может попросить о помощи в любое время и в любой точке мира. По данным The Athletic, физио особенно пригодился перед началом предсезонки – уже к ней ВВД подошел в топ-форме. По признанию Вирджила, он перестал замечать травму крестов, из-за которой долго не мог вернуться.

В-третьих, капитанская повязка. Летом Вирджил унаследовал ее от Джордана Хендерсона. У ВВД уже есть такой опыт в сборной, но в клубе она дала дополнительную мотивацию. По словам Ван Дейка, капитан должен быть тем, на кого всегда может положиться команда. Соответственно, нужна поддерживать стабильную форму, а не чередовать хорошие матчи с плохими. 

Хорошо, но как насчет тактики? Главное изменение в этом плане зафиксировал Джейми Каррагер: 

«В прошлом сезоне лажал не только он. Мы наблюдали за командой, которая приближалась к своему естественному финалу. Неважно, насколько ты хорош как защитник. Вирджил один из лучших игроков в истории «Ливерпуля», но даже ему нужны прикрытие и поддержка. В прошлом сезоне ее часто не хватало: игроки, которые располагались перед Вирджилом, вся полузащита пришла в упадок. Они были невероятны все эти годы, но пришло время двигаться дальше и что-то менять». 

Сам Ван Дейк считает, что положительная динамика началась не с перестройки полузащиты, а еще весной, когда Клопп поменял позицию Трента и сделал упор на структуру. Вернулся контрпрессинг – аспект, который напрямую прикрывает защитников. Когда он работает, не нужно покрывать 50 метров за спиной. Пару лет назад это доходчиво объяснял Клопп: 

«Как правило, мы защищаемся очень смело, поэтому, когда не успеваем в отбор, оставляем большие зоны за спинами защитников. В такие моменты их легче распознать. Когда мы вовремя вступаем в прессинг, эти зоны тоже есть – просто люди не успевают их заметить, потому что мы действуем интенсивно и слаженно. Не даем даже повода поговорить об этом. 

Если же у нас не получается прессинг, на какой-то момент эти зоны правда свободны, соперник может их оголить. Вот «Брайтон» делал это довольно неплохо – пасовали в открытые зоны между линиями, потом разворачивались и доводили атаки до наших ворот. Все зависит от компактности и слаженности – если все это есть, сопернику сложно использовать зоны, которые мы оставляем». 

Если упрощать, центральные защитники – чуть ли не самая расстрельная позиция в команде Клоппа. Когда прессинг работает, их роль (поддержание компактности) почти не замечают. Когда же прессинг проваливается, именно на защитников летят шишки – их роль предполагает поддержание высокой линии, за которую слишком просто наказать. 

Показательно, что камбэк Вирджила почти напрямую совпадает с прогрессом «Ливерпуля» в прессинге. В прошлом сезоне фирменный аспект Клоппа либо не работал совсем, либо слишком часто отказывал – по ключевым метрикам вообще был на уровне середняков. Заработал только со сменой позиции Трента (Ван Дейк называет этот момент ключевым), а после перестройки полузащиты (ключевой момент по Каррагеру) продолжает доминировать в АПЛ. Венсану Компани интенсивность давления вообще напомнила о временах, когда он сам играл с «Ливерпулем». 

Зависимость Ван Дейка от прессинга фиксируют даже редкие ошибки, которые Вирджил допускал в этом сезоне. 

Матч против «Ньюкасла», где ВВД схлопотал удаление за фол последней надежды. Ван Дейка поймали на высокой линии неслучайно – сначала у «Ливерпуля» порушился контрпрессинг:

Похожая история – с голом «Арсенала» в недавнем матче на «Эмирейтс». Речь про первый мяч, когда Ван Дейк далеко выдернулся и оставил зону за спиной. Первопричина – провалившийся прессинг полузащиты. Вирджилу пришлось тушить пожар – не удалось, но главным виновником его точно не назвать. Скорее подставила команда.

Благодаря прогрессу в давлении и омоложению полузащиты таких эпизодов возникает гораздо меньше, чем в предыдущих сезонах. Еще один признак выздоровления – непобедимость Вирджила в индивидуальных дуэлях. Когда-то Ван Дейк установил рекорд АПЛ – за весь сезон его ни разу не обыграли соперники 1-в-1. Спад прошлого сезона этот показатель тоже фиксирует – набралось 11 обыгрышей. Антирекорд для ВВД за всю карьеру. 

Сразу скажем: в текущей кампании Ван Дейку уже не достичь легендарного максимума. Нашелся смельчак, который все-таки обыграл Вирджила – это Зеки Амдуни из «Бернли». Но обыгрыш швейцарца в феврале (кстати, да, только в феврале!) – единственная слабость, которую ВВД позволил себе за весь сезон. В резюме Ван Дейка – 27 удачных отборов из 28. По эффективности – лучший показатель в лиге. 

Но вы же не забыли про дисклеймер из цитаты ВВД про совершенствование? Вот еще несколько шокирующих фактов: 

● Вирджил еще никогда не был так монструозен в воздухе. Показатель голландца в этом сезоне – немыслимые 84,2%. Это на 7% выше предыдущего рекорда ВВД. И на 8% выше ближайшего преследователя по сезону – кстати, Джо Гомеса (видимо, на тренировках научился). 

Понятно, в каких аспектах Ван Дейк набивает такие цифры – речь в первую очередь про стандарты и выносы. Недооцененная штука – попытки соперников преодолеть прессинг «Ливерпуля» забросами на столба. Их Вирджил тоже останавливает. Хороший пример – игра с «Вест Хэмом» и конкретно против Микаила Антонио. Тогда Ван Дейк выиграл 12 верховых дуэлей из 13. 

● Следующее вау – Ван Дейк никогда не блокировал так много ударов. В этом сезоне – 1,07 за игру. Предыдущий рекорд – в два раза меньше (0,51). 

И это счетоводы из Opta еще не внесли в список заблокированный удар Холанда из матча первого круга с «Сити». Тогда Вирджил упустил норвежца в штрафной, но благодаря шпагату не позволил мячу проскочить в дальний угол. Оцените важность момента: в следующей же контратаке «Ливерпуль» сравнял счет. 

● Наконец, есть прогресс и в атаке. В этом сезоне у Ван Дейка уже 40 предударных действий – на 12 больше, чем предыдущий рекорд из чемпионской кампании. А ведь сейчас только начало марта – отрыв будет только увеличиваться. 

Слегка сбавим пыл: предударные действия – далеко не всегда тонкие передачи под удар. Большая порция у Ван Дейка – скидки на угловых. Порция поменьше – передачи, которые заканчивались дальним ударом (нынешний «Ливерпуль» прибегает к ним пуще прежнего). Но есть и фирменные диагонали, о которых мы стали забывать. 

В любом случае – хороший ответ Марку ван Бастену, который упрекал Ван Дейка в пассивности и призывал пасовать не только ближнему. 

Ну и финальное «в чем сила?». При всех условиях для камбэка, которые Ван Дейку создали тренеры и селекционеры, путь Вирджила никак не назвать легкой прогулкой. Голландец считает, что в этом сезоне показывает более стабильную игру. Предпосылок именно к стабильности было немного:  

● Щит перед защитой постоянно меняется. Иногда это заточенный на отбор Эндо, иногда – нацеленный на созидание Мак Аллистер. Вирджилу приходится постоянно подстраиваться: японцу – помогать с мячом, аргентинца – страховать без мяча. 

● Стабильного партнера по защите у Вирджила тоже нет весь сезон. Это касается и центра обороны (по очереди играют Конате, Матип и Куанса), и ближнего фланга (травмированного Робертсона подменяли Гомес и Цимикас). 

● Не всегда можно рассчитывать даже на Алиссона. Со времен чемпионского сезона бразилец никогда так часто не пропадал из-за травм. Помогает вдохновение Келлехера, но пройти часть сезона с резервным вратарем – еще одно испытание для защитника. 

С ним Вирджил справляется. Как и с задачей удивить нас снова. 

Возможно, этот парень больше не номер один, но он уж точно не закончился.

Матчи Гвардиолы против Клоппа – символ золотой эры тактики

Фото: IMAGO/Paul Marriott, IMAGO/Gareth Evans/News Images, XinHua/Global Look Press; Gettyimages.ru/George Wood, Matt McNulty, Shaun Botterill