7 мин.

Внутренняя война против босса «Ред Булл» = конец их доминирования в «Ф-1». Без единства не выйдет побеждать

Последствия преследования строителя команды.

«Ред Булл» накрыла ужасная лавина скандалов: едва руководителя команды Кристиана Хорнера оправдали по итогам февральского расследования (шефа обвиняли то ли в домогательствах, то ли в превышении полномочий – официально причины раскрывать не стали, назвав личным делом сторон), как вдруг после Гран-при Бахрейна Йос Ферстаппен – отец лидера «Формулы-1» Макса – заявил об «угрозе распада команды» из-за присутствия Хорнера.

Дальше пошла череда шокирующих слухов о конфликте Йоса и Кристиана, возможном переходе Ферстаппена в «Мерседес» и риске ухода из команды важнейших сотрудников, разрыве отношений с «Фордом» – а теперь еще начали поговаривать, что Хорнер вместе с тайскими совладельцами уже давно хотел превратить гоночный «Ред Булл» в независимую структуру и то ли не успел, то ли не захотел обсуждать вопрос еще и с австрийскими акционерами – сыном скончавшегося Дитриха Матешица Марка.

После такого только и думаешь: «Что вообще происходит? Чем же все закончится?» Именно вторым вопросом задался авторитетный журналист Марк Хьюз: в колонке на The Race он поразмышлял о возможных потерях «Ред Булл» в случае ухода Ферстаппена или Хорнера, и пришел к неутешительным для команды выводам.

Хорнер – больше, чем просто руководитель команды. Он и есть «Ред Булл»

Какой была бы команда «Ред Булл» в «Формуле-1» после эпохи Кристиана Хорнера? Какие были бы последствия перехода Макса Ферстаппена в стан соперников? Если бы дело дошло до выбора, то кто важнее для «Ред Булл»: Хорнер или Ферстаппен?

Сперва ответим на последний вопрос: все зависит от того, говорим ли мы о краткосрочной или долгосрочной перспективе. Ферстаппен определенно продолжил бы доминировать еще год или два даже в случае ухода Хорнера. Но что потом?

Структура, которая создает такие [быстрые] машины, и команда, которая их использует, не становится настолько эффективной случайным образом. Подбор сотрудников на ключевые должности и выбор направления инвестиций, выбор пути развития компании и навык лидерства – все это необходимо, чтобы извлекать максимальную пользу из средств, затрачиваемых на поддержание успеха команды.  

Команда без должного руководства – неважно, насколько хорошо она финансируется, – постепенно потеряет импульс, необходимый для создания болидов, за рулем которых такой гениальный пилот, как Ферстаппен, должен добиться успеха.

Если Хорнеру придется покинуть «Ред Булл», то будет сложно найти ему замену, ведь Кристиан прошел с командой весь путь, начав с небольшой организации на бывшей базе «Стюарта» и «Ягуара» в Милтон-Кейнсе в середине 2000-х. Его видение вшито в саму структуру команды и распространяется там в геометрической прогрессии.

Сейчас в Милтон-Кейнсе базируется гигант стоимостью в много миллионов фунтов, у которого есть собственная промышленная недвижимость, завод по производству двигателей Red Bull Powertrains, а еще техническая база сестринской команды – «РБ».

Работа Хорнера больше не ограничивается руководством парой сотен человек и управлением командой с пит-уолла во время гоночного уик-энда. Он [теперь] отвечает за пару тысяч человек и инвестиции суммой в сотни миллионов фунтов.

Фактически он стал невероятно успешным исполнительным директором, при этом оставшись руководителем команды. Его личность придала коллективу свой тон, даже несмотря на расширение роли в команде.

Убрать все это и заменить на нечто аналогичное просто нереально.

«Можем ли мы взять талантливого засранца? Да в «Ф-1» таких полно!» Как устроена лучшая команда «Ф-1» – интервью Хорнера о строительстве чемпионской структуры

Если уволить Хорнера, то его работу придется делить на части – а это ударит по эффективности команды

Несмотря на размеры, «Ред Булл» остается полностью свободной командой, способной адаптироваться и довольно простой в устройстве. Здесь нет корпоративной инертности, которая может запросто помешать командам таких масштабов.

Покойный совладелец «Ред Булл» Дитрих Матешиц предоставил Хорнеру свободу в построении команды и руководстве ею. Это был ключевой момент при привлечении [главного конструктора] Эдриана Ньюи на долгосрочную работу [в Милтон-Кейнс].

Но с уходом из жизни австрийского миллиардера в конце 2022 года, всегда возникал вопрос, сможет ли команда сохранить эту мощную комбинацию простоты и хорошего финансирования.

Гоночные команды и корпорации руководствуются разными принципами. «Ред Булл» стал успешным отчасти благодаря своей независимости от корпоративного контроля, который преобладал, например, в «Феррари».

«Мерседес» достиг главных успехов, обладая третью акций команды, которая носит имя компании, – но управление находится в руках человека из гоночной среды [Тото Вольффа].

Действующий спортивный директор «Ред Булл» Джонатан Уитли стал бы отличным вариантом [нового шефа] с точки зрения гоночных дел, но было бы несправедливо целиком отдать ему роль Хорнера, которая находится за пределами компетенций Уитли.

Деловыми вопросами должен будет заняться кто-то из этой сферы. Вполне вероятно, что австрийская материнская компания Red Bull GmBH взялась бы за активный поиск кого-то на эту составляющую роли Хорнера.

Гоночное подразделение, скорее всего, стало бы менее независимым от корпорации, чем во времена Матешица и Хорнера – и прямо здесь возникает тревога относительно эффективного функционирования команды в долгосрочной перспективе.

Все это повлияет на качество подбора персонала и на будущее уже работающих в команде сотрудников. При таком серьезном повороте событий есть вероятность, что технический отдел команды может соблазниться идеей перехода в другое место.

Если Хорнер уйдет, то талант сотрудников «Ред Булл» будет пользоваться большим спросом у соперников. Причем это касается не только технического отдела – но, возможно, и Ферстаппена.

Отношения Ферстаппена и «Ред Булл» не такие уж и теплые. Их сотрудничество – всего лишь выгодная для всех сделка

Хотя у Макса контракт до конца 2028 года, ходят слухи о его возможном переходе в «Мерседес» уже в следующем году – на место Льюиса Хэмилтона. Это вполне может быть просто уловкой (со стороны того, кто добивается отстранения Хорнера), чтобы заставить кого-нибудь в Red Bull GmBH принять меры под угрозой потери Ферстаппена. Но в «Ф-1» происходят и странные вещи.

Союз Ферстаппена и «Ред Булл» в действительность никогда не был таким уж крепким, как может показаться. Здесь все не настолько лично, как во взаимоотношениях [Михаэля] Шумахера с «Феррари» (где совпадение интересов команды и пилота ни разу не было очевидно) или даже Хэмилтона с «Мерседесом».

С самого начала Йос Ферстаппен использовал интерес «Ред Булл» и «Мерседеса» как рычаг давления при переговорах. «Ред Булл» повезло договориться с Максом о сотрудничестве – и в течение многих лет доминирования «Мерседеса» оставалась возможность, что пилот дезертирует с корабля. В случае взаимоотношений «Ред Булл» и Макса всегда наблюдался необычный перекос в пользу пилота.

Потеря Хорнера, как и потеря Ферстаппена, нанесла бы мощный удар по «Ред Булл». Но как бы выглядел коллектив под руководством Хорнера, но без Ферстаппена? Если бы ключевые технические специалисты остались на месте, то, очевидно, команда сохранила бы грозную силу. Но найти замену, равную Ферстаппену, было бы невозможно.

Сейчас кажется очевидным, что «Ред Булл» больше не существует в том виде, что раньше – с руководящим всем Хорнером и Ферстаппеном, которые работают в унисон и сокрушают всех соперников.

Несмотря на это, вероятно, какое-то время команда еще будет главной силой чемпионата, но в долгосрочной перспективе трудно разглядеть что-то, кроме как начало конца доминирования «Ред Булл» в «Ф-1».

Источник: The Race  

Что еще почитать о скандале и происходящем на старте сезона в «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Mark Thompson; Panoramic/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency/Global Look Press