6 мин.

«У нас за 500 долларов можно решить любой вопрос». Как играют договорные матчи в Болгарии

Знакомьтесь: Яни Димитров. В начале 2000-х он был вице-президентом «Крыльев Советов» — со времен иракского владельца «Асмарала» Хусама Аль-Халиди другие иностранцы в нашем футболе столь высокие посты не занимали. Яни тогда был человеком с другой планеты - у него имелся громадный опыт не только спортивной, но и дипломатической работы. Благодаря футболу  у Яни была настолько непоколебимая репутация в Англии, что во время шпионских британско-болгарских дипломатических скандалов он оказался чуть ли не единственным, кого не выдворили с территории Соединенного Королевства.

Но сегодня Яни расскажет нам не о самарских морозах — речь пойдет о темной стороне футбола на его родине.

— Яни, насколько часто болгарская пресса возвращается к теме договорных матчей?

— Да после каждого тура о них говорят.

— Ого, неужели столько поводов?

— У нас почти любой матч комментируют в таком духе — были ли договоренности с арбитрами. О сговоре командам говорят меньше, но и это тоже обсуждают. Если не раз в два-три тура, то в четыре точно начинают предполагать, что команды договорились. Все потому, что наш футбол слабый, и есть два-три очень влиятельных клуба. К тому же в Болгарии для этого не нужно много денег: здесь за пятьсот долларов все сделают. Один из таких клубов «Лудогорец»: они очень богаты, но, к сожалению, в последние два сезона сдали в качестве игры. В прессе постоянно обсуждается, что президент «Лудогорца» является членом исполкома и держит компанию, которой принадлежат все рекламные права на футбольную лигу.

— Верный показатель здоровья турнира — букмекерские котировки...

— Далеко не все наши матчи и турниры бывают в линии, да и максимальные ставки на них невелики. Возможно, на болгарский чемпионат ставят где-то в Азии или в подпольных конторах.

— Как болельщики реагируют на подозрения в адрес любимых команд?

— Дело в том, что мы не доверяем нашему футболу. Какой бы матч ни был сыгран, все равно девяносто девять процентов людей будут утверждать, что все куплено и продано, и только один скажет, что команды играли честно. И самая мелкая и незначительная деталь оказывает такое влияние на общественное мнение, что оно тут же выносит неутешительный вердикт.

— С договорняками пытаются бороться?

— К нам когда-то приезжал Платини, он агитировал против коррупции в футболе, призывал ужесточить контроль, провести некоторые мероприятия — в том числе проверку некоторых матчей.

— И все?

— У нас стали назначать судей за максимально короткое время до начала матчей. Были запущены различные воспитательные программы.

— Мертвому припарки, думаю.

— Конечно. Потому что народ бедный, и тысяча долларов для многих — огромные деньги.

— А прямые доказательства хоть раз всплывали?

— Однажды было обращение в МВД с просьбой разобраться. Но где-то через два года появился ответ, что ничего не обнаружено. На самом деле, фактов, я думаю, много, а тенденции и вовсе витают в воздухе.

Как стать свидетелем очередного договорняка и не превратиться в параноика

— Недавно я обратил внимание на результат матча 1/8 кубка Болгарии: «Горна» из второго дивизиона вышибла из розыгрыша «Лудогорец». Думаю, приличный был коэффициент...

- Это как раз другая ситуация. Там уже несколько лет работает человек, которого в России мало кто знает — Бончо Генчев. А он был первым болгарским футболистом, который в 90-е годы играл в Англии - за «Ипсвич» и «Лутон». В своем клубе он руководит всем — от работы детской академии до главной команды. И Генчев действительно что называется giant killer mentality. У них в клубе другие отношения, но они маленькие и бедные, и их никуда не пускают. В прошлом году «Горну» просто слили за два последних тура во втором дивизионе и не дали подняться вверх.

— Часто кто-то пытается идти против системы?

— У многих только одна мысль: воровать по-мелкому. И эта тенденция настолько прочно укоренилась в головах за последние 15-20 лет, что это, боюсь, надолго.

— Нетрудно предположить, что посещаемость матчей из-за этого основательно снизилась...

— Конечно, люди теряют интерес к такому футболу. В Пловдиве на дерби приходит по пять-шесть тысяч человек, а в основном на играх человек по пятьсот, редко тысяча. Большая аудитория только у «Левски», но это в основном различные радикальные группировки, у которых основная задача с кем-то подраться, а уже потом посмотреть футбол. То же и у ЦСКА, но у них сейчас отняли лицензию, и они играют в третьем дивизионе. Никакого сравнения с тем, что было раньше, когда на матчи приходило по 15-20 тысяч человек. Но сейчас люди ни во что не верят. В этом плане мы диаметрально противополодны той же Англии.

«Наши фаны верят в чистоту игры». Что в Британии думают о договорных матчах

— Вдобавок в чемпионате нет интриги — это тоже сказывается?

— Конечно. «Лудогорец» стоит 100 миллионов, это огромные инвестиции. Но команда очень трудноуправляемая, потому что нет тренера, готового работать со звездами. «Лудогорец» в прошлом году за ручку провели к первому месту, сами они ничего не могли сделать. Перед сезоном ЦСКА долго не давали лицензию, «армейцы» начали готовиться к сезону за двадцать дней до старта, набирали игроков где угодно, и то конкурировали за первое место. Стойко Младенов — конечно, финансовый хулиган, но и тренер от бога. Сейчас ЦСКА нет, и у «Лудогорца» остался один конкурент — «Левски». У них — бюрократический ресурс, «Лудогорец» — это деньги, и все остальные команды в той или иной степени вовлечены в их борьбу. Вот и весь наш чемпионат...

— ... с неизменными чудесами на финише?

— Да, когда играют стоящие на вылет команды, начинается такое, что можно с ума сойти. Но если говорить о договорных матчах ради выигрышей на тотализаторе, то, мне кажется, основные чудеса происходят во время предсезонных спаррингов. Одна команда высшего дивизиона, например, проиграла в какой-то австрийской деревне, если я не ошибаюсь, со счетом 11:0.

— Когда нет футбола, футбольной прессе приходится делать рейтинги на чем угодно. Такие статьи для вашей прессы — норма?

— Да, каждый день такое пишут.

— И про своих тоже?

— Разумеется.

— Наверное, большой контраст с тем, как было при коммунистах...

— Тогда всю прессу держало либо МВД, либо Министерство обороны. Она была либо красной, либо синей, в зависимости от цветов ЦСКА и «Левски», но выражалась значительно корректнее. К тому же тогда и жизнь, и футбол были другими — крутить интриги было не так просто, а в лиге хватало сильных команд, способных противостоять и одиннадцати соперникам, и судьям. А сейчас все слабые, и с ними можно делать все, что угодно.

— И говорить тоже? Неужели никого за откровенное хамство не посадили, не оштрафовали и даже не поколотили?

— Без проблем, у нас относятся к СМИ согласно поговорке: собака лает — караван идет. Не всем нравится стиль подачи информации, но никто и не возмущается. У нас все говорят что хотят. Например, есть команда «Славия» президент которй после каждого тура невероятные заявления делает. Или «Канал-3», где идут передачи известного журналиста Сашо Дикова. А на главном канале есть программа «У центральной бани». Так называется реальное место в Софии, где раньше собирались болельщики всех команд. И вот они сделали передачу, в которую приходят журналисты, представляющие ведущие клубы, и они под микроскопом разбирают все матчи на предмет чистоплотности. Вот такая трагикомедия...

Ставки на лузеров: попробуйте, вам понравится