6 мин.

Пять вещей, которые сделают «Уфу» лучше

СОБСТВЕННЫЙ МАРШРУТ ДО СТАДИОНА

Одна из основных проблем «Уфы» – это посещаемость. Если впервые сезоны на этот показатель можно было закрывать глаза и говорить, что клуб играет в городе совсем недавно, болельщику надо привыкнуть к футболу и, конечно, должен улучшиться результат. Но настал сезон, когда пора задавать вопросы по посещаемости. Причин отсутствия зрителей на нескольких матчах две. Первая – работа маркетологов клуба. После удачного сезона и выхода в Лигу Европы на «Уфу» стабильно должны ходить восемь тысяч зрителей. Но на деле всё не так. Нужно, чтобы болельщик приходил посмотреть не только на Стивена Джеррарда, «Спартак» или Артёма Дзюбу, а на местный клуб. Например, на последний матч команды пришли 3187 зрителей. Это фиаско. Маркетологам нужно всерьёз заняться раскруткой клуба.

Вторая проблема – это местоположение стадиона. Людям проблематично в час-пик добираться в самый конец «Уфы», чтобы два часа посмотреть футбол на стадионе. Многие из-за проблем с транспортом даже не подумают о том, что можно распланировать маршрут. На игры с топовыми командами увеличивается поток маршруток и автобусов. Но вряд ли это как-то поможет привлечь зрителя на футбол. Возможно, идеальный вариант – создание собственного бесплатного маршрута до стадиона для болельщиков команды. Да, на это придётся раскошелиться, но ведь «Уфа» хочет быть ближе к фанатам. Сейчас клуб сделал несколько фирменных скамеек в городе и пиарит этот проект. Но будет намного круче, если башкирская команда пойдет дальше и построит собственные остановки в таком же стиле, запустит свой маршрут в день игры с автобусами в фирменных цветах «Уфы», которые смогут забирать людей со всего города. 

Предлагаемый вариант работы транспортных средств:

За два часа до игры автобусы начинают свой маршрут с остановки «Гостиный двор» и двигаются к другим точкам сбора болельщиков по пути на стадион. Машины отправляются с интервалом в 20 минут. Последний автобус уходит в рейс за 40 минут до начала матча.

Транспортные средства должны функционировать и после игры. Автобус с интервалом 20 минут в течение часа выезжают со стадиона и двигаются по тому же маршруту в обратном направлении.

Проезд бесплатный. Обязательное условие – пассажир может покинуть автобус только на конечной остановке, чтобы избежать тех людей, которые пытаются бесплатно передвигаться по городу и не ходят на футбол.

Если клуб пойдёт на такой шаг, то это будет большим плюсом и для болельщика, и для пиара команды. Такой проект в России ещё никто не делал.

КАТЕГОРИЯ БИЛЕТОВ И ИХ ПРОДАЖА

Если прямо сейчас зайти в онлайн продажу билетов на матчи «Уфы», то вас ждёт неприятный сюрприз. Вы не сможете купить билеты. Почему-то билеты в интернете можно купить только за определённое количество дней до начала игры. Следующий матч «Уфа» сыграет с «Рубином» 20 октября. Это башкиро-татарское дерби. И я, как настоящий болельщик футбола, хочу заранее купить билет и занять лучшее место на стадионе. Но клуб лишает меня такой возможности.

«Уфе» нужно разделить все билеты на категории, чтобы они стали доступнее для всех болельщиков. Идеально смотрятся детские билеты, специальные предложения для студентов и пенсионеров. Все они должны быть со скидкой. С помощью появления этих категорий можно увеличить посещаемость и при этом не потерять в деньгах, так как увеличится посещаемость матчей.

Клубу надо разделить все матчи на категории. Например, «Салават Юлаев» составил таблицу игр так: «стандарт», «топ» и «супертоп». «Уфа» хоть и не любит сравнения с хоккейным клубом, но здесь им надо позаимствовать идею. Потому что зрителя не знают заранее, какая цена будет на матчи. Иногда, кажется, что их берут с потолка. С помощью таких разделений футбол станет доступнее для многих.

ПРИГЛАШЕНИЕ ТОП-АРТИСТОВ НА МАТЧИ

На матчах «Уфы, точнее до их начала, убивает музыкальное оформление. Те песни, которые играют на арене, отталкивают зрителя. Вы же помните клип «Салават, не отставай!»? Неплохая идея, но она понятно только башкирскому болельщику. В Москве или в Санкт-Петербурге не знают ни про Ишимбай, ни про Мелеуз. Для тех фанатов в песне произносятся какие-то непонятные слова. Поэтому клубу надо развиваться не только в местном масштабе, но и в российском, и европейском. Вместо этого «Уфа» по три раза до игры включают эту песню, и делает её неофициальным гимном команды.   

За год музыкальное оформление на арене почти не поменялось, никаких нововведений нет. Круто смотрится лишь исполнение песни «Белая река». Её поют руководители, тренеры и игроки команды. Непонятно, почему «Уфа» не приглашает топ-артистов российского и местного масштаба. Представляете, как бы было круто, если бы рэпер Face перед ответным матчем Лиги Европы с «Рейнджерс» спел «Я роняю запад». Это была бы бомба. Но вместо самого популярного уфимского рэпера на стадионе звучит композиция «Салават, не отставай!». Понятно, что Face попросил бы не маленький гонорар, но ради такого исторического матча клуб мог бы и раскошелится. Это пиар-ход всё равно дал отдачу. Привлёк молодёжь, об «Уфе» писали бы кучу федеральных изданий.

Необязательно звать таких дорогих артистов. Например, перед игрой с «Рубином» может выступить Айдар Галимов. Главное, то, как подать певца зрителю и раскрутить его. А он в ответ приведёт своих фанатов на футбол.

ОТКРЫТОСТЬ КЛУБА

Нельзя сказать, что «Уфа» – это закрытый клуб. Многие представители команды активно общаются с прессой, участвуют в каких-то проектах и близки к болельщику. В прошлом году уфимцы были самой открытой командой РПЛ. Сергей Семак мог приехать в любой город и легко дать интервью местным изданиям, он всегда общался с болельщиками и был открыт для каждого. Генеральный директор Шамиль Газизов тоже не уходит в тень. Он постоянно появляется на местных каналах, даёт комментарии и интервью на все актуальные и сложные темы. Но есть она проблема – это Сергей Томаров. За три месяца работы на посту главного тренера он не дал ни одного большого интервью крупному изданию. Томаров не хочет отвечать на вопросы журналистов на пресс-конференциях, избегает сложных тем и не держит удар. Тренер нуждался и нуждается в общение с прессой, чтобы рассказать свою историю успеха, объяснить всем своё видение футбола и получить общественную защиту. Но Томаров не хочет становиться медийной личностью. И этот факт ставит под вопрос развитие его дальнейшей карьере.

В клубе есть футболисты, которые избегают общения с журналистами. Больше всего удивляет Дмитрий Сысуев. По нашей информации, футболист готов платить штраф, чтобы не давать интервью. И таких случаев в клубе несколько.

Помимо общения с прессой нужен и контакт команды с болельщиками. В этом помогут открытые тренировки для фанатов «Уфы». Нет ничего сложного один или два раза в месяц показать зрителям, как тренируется команда.

РАБОТА С ФИРМЕННЫМ СТИЛЕМ

В этом году клуб сделал свой фирменный стиль, который называется «Мы Уфа». Отличная идея и слоган звучит. Но пока подводит реализация. В фирменном магазине команды мало продукции, связанной с этим стилем. Она есть, но в ней отсутствует креатив. «Уфа» под этот стиль обновила свой ютуб-канал, решила сменить контент, но снова проблема с воплощением идей. Чтобы понять контент, который выходит в сеть, можно даже не смотреть видео, а почитать комментарии под ним.

«Уфе» не стоит копировать формат интервью с других каналов, делать сюжеты о предматчевом шоу. Нужно двигаться дальше, расширять диапазон и смотреть тренды. Под стиль «Мы Уфа» идеально подходят мотивационные ролики. Все фанаты футбола знают контент фирмы Nike. Уфимцам надо двигаться в таком же направлении. Отлично заходят ролики с фанатами, которые жгут фаеры за пределами стадиона, поют песни и скачат на трибунах. Популярность набирают видео из раздевалок команд после матчей, частички внутренней кухни.

У клуба огромное количество возможностей, чтобы делать качественный контент. Пиариться за счёт хороших материалов, а не скучных и непонятных интервью с Еркебулан Сейдахметом. Да, его посмотрят в Казахстане десять тысяч болельщиков. И какую выгоду получит от этого клуб? Кажется, что никакую.