7 мин.

Rial ARC1. Немецкая «Синяя Феррари»

Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим историю возвращения команды не самого однозначного персонажа в Формуле-1 - Ханса-Гюнтера Шмида.

Густав Брюннер и Гюнтер Шмид

Немецкий бизнесмен смог сделать неплохое состояние на деталях для тюнинга автомобилей. К тому же, он выступал в ралли и туринге, и пойманный "вирус автоспорта" его привёл сначала в Еворпейскую Формулу-2, а затем и в Формулу-1. Закрытие команды Penske позволило выкупить практически всё оборудование, и весьма неплохие шасси Penske PC4 (Джон Уотсон выиграл на нём единственную гонку для Penske в Формуле-1), и дебютная гонка прошла весьма успешно, француз Жан-Пьер Жарье набрал очко за шестое место в гонке на трассе Лонг-Бич, но за следующие восемь лет количество очков не перевалило даже за десяток, не малую роль в этом сыграл сам Шмид, который менял пилотов и дизайнеров, как перчатки.

Манфред Винкельхок за рулём ATS

Даже поддержка BMW не помогла команде хотя бы один подиум завоевать, и в конце 1984 года команда закрылась. Казалось бы, после не самых удачных выступлений немец должен был сменить свои взгляды на другие соревнования, но смены в регламенте, при которых в 1989 году вступал запрет на турбированные моторы сыграли свою роль в том, чтобы немец вернулся вновь в паддок.

Вырезка из журнала Motoring News

Под "дочерним" брендом Rial команда Шмида стала готовиться к сезону 1988 года, заручившись при этом дизайнером Густавом Брюннером, который уже работал со Шмидом в 1983 и 1984 годах. Пилотом стал к тому моменту уже ветеран Больших Призов Андреа де Чезарис, который сначала хотел подписать контракт с другой немецкой командой, Zakspeed, но после того, как переговоры зашли в тупик, итальянец ушёл в новую-старую команду.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

Меж тем австрийский дизайнер, который перешёл ни много ни мало из Феррари, создал для команды своё детище - Rial ARC1, который быстро получил прозвище "Синяя Феррари", за свои очевидные сходства с предыдущей работой Брюннера - Ferrari F1/87. Только из-за того, что в немецкой машине устанавливался не турбомотор, а атмосферник Ford Cosworth DFZ, ARC1 получил заметно меньшие боковые понтоны, кожух двигателя и топливный бак. Кроме того, Брюннер разработал интрересную переднюю подвеску, в которой амортизаторы распологались горизонтально относительно шасси. Коробка также была своя, ручная шестиступенчатая.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

Одной из причиной отказа от турбомотора стал сам Шмид, заявивший в интервью следующее:" ... по моему мнению, чемпионом 1988 года станет пилот на автомобиле с атмосферным двигателем, потому что я считаю, что турбомоторы столкнутся с нехваткой топлива на большинстве трасс чемпионата." Но как мы знаем, история сложилась абсолютно наоборот.

Тем не менее, на первых тестах в Имоле итальянец удивил собравшихся журналистов, показав весьма достойное время: 1.32.6, проиграв лишь две десятые бельгийцу Тьери Бутсену на Бенеттон с атмосферником Ford Cosworth, и чуть больше трёх секунд уступив Алену Просту на МакЛарен-Хонда. К бразильскому Гран-При команда подошла в хорошей форме, чем и доказала 14 местом на стартовом поле.

Андреа де Чезарис

Но не зря у итальянца была дурная репутация сходить с трассы по поводу и без, но это был тот случай, когда вины де Чезариса не было, не сдюжил двигатель. Но надо отметить, что в какой-то моент гонки Андреа боролся за попдание в очковую зону, но не факт, что смог в неё попасть, если бы не сошёл. Как выяснилось, у Rial ARC1 был едва ли не самый маленький топливный бак в пелотоне! И это не раз сыграло злую шутку с командой в том сезоне.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

Но весьма бодрые выступления в квалификации (за весь сезон де Чезарис стабильно квалифицировался на 12-16 местах, изредка опускаясь ниже) давали повод для оптимизма. Однако сходы в Имоле (на первом же круге сломалась подвеска), Монако (отказ двигателя) и Мексике (отказ трансмиссии) не показывали потенциала болида, разве что потенциала к поломкам.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

Первый реальный шанс предоставился команде в Канаде. При старте с 12 места (повторение лучшего результата в сезоне), итальянец шёл весьма уверенно по ходу всей дистанции, и к концу гонки очутился на пятом месте, прямо за трехкратным чемпионом Нельсоном Пике, но за три круга до финиша бак Rial ARC1 опустел, и команда упустила шанс заработать очки (де Чезарис был классифицирован лишь девятым). Но ждать пришлось недолго...

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

В Детройте при старте с того же 12 места, де Чезарис приехал четвёртым! Пока пилоты сталкивались с разными трудностями на трассе, итальянец методично продвигался вверх по  гоночному протоколу, что и привело в итоге к такому результату. Казалось бы, после такого выступления команду должно прорвать, но...

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

Во Франции итальянец финишировал лишь десятым, из-за проблем на пит-стопе. Британская гонка для невезучего итальянца закончилась ранней поломкой сцепления, а в Германии, несмотря на то, что лучший круг Андреа был четвёртым(!) (впереди были лишь Алессандро Наннини на Бенеттоне и дуэт МакЛарена), саму же гонку команда закончила за пределами десятки из-за двух разворотов по ходу дистанции.

Гран-При Японии (практика)

Финиш в Хоккенхаймринге стал для команды последним по ходу сезона. Ненадёжность болида сыграла свою роль, но кроме этого хватало происшествий. В Бельгии де Чезарис не поделил дорогу с упёртым Рене Арну, а в Италии "дорогу перебежал" уже соотечественник, Пьерлуиджи Мартини.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

В Австралии команда едва не повторила результат Детройта. При старте с 15 места, итальянский пилот взял весьма неплохой темп, показал пятое лучшее время круга, и мог побороться за пятое место с Тьери Бутсеном, но ураганный темп привёт к тому, что за пять кругов на борту не осталось ни капли топлива, и был классифицирован лишь восьмым.

Rial ARC1 и Андреа де Чезарис

После весьма хорошего сезона, команда стала готовиться к новому, но ещё в мае стало известно, что Брюннер переходит в стан соперников из Zakspeed, что накалило отношения между двумя немецкими руководителями команд. Команда решила расширить своё присутствие до двух болидов, и за руль сели два немца: опытный Кристиан Даннер и новичок Фолькер Вайдлер. Но эту историю мы рассмотрим отдельно.

P.S.: Как многие знают, в прошедшие выходные произошла ужасающая авария в Британской Формуле-4, в которой пострадал молодой пилот Билли Монгер. Его уже вывели из искусственной комы, и британец уже думает о том, как вернутся за руль. Хочется пожелать ему поскорее поправиться, и вернуться в строй. С его боевым настроем это вполне возможно.

Билли Монгер

С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!