11 мин.

Памяти Роланда Ратценбергера...

Добрый день. С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня я немного отойду от тематики блога и расскажу вам историю австрийского пилота, Роланда Ратценбергера, который погиб в Имоле 30 апреля 1994 года, в злосчастный «Чёрный Уик-енд». Обычно все вспоминают в первую очередь гибель бразильского Волшебника, Айртона Сенны, часто забывая при этом другую трагедию, не менее печальную.

Роланд в юности

4 июля 1960 года, в австрийском Зальцбурге родился на свет Роланд Ратценбергер. С самого детства он буквально заразился автоспортом, и уверял всех – «Я буду гонщиком!». Недаром, после открытия в 1968 году Зальцбургринга, Роланд стал постоянным посетителем этой трассы.  Успехи другого австрийского пилота, Ники Лауды только усиливали желание Роланда попасть в Большие Призы, и для этого он стал прикладывать немалые усилия.

Жук Роланда

В 1976 году Роланд присоединился к Клубу Картингистов Зальцбурга, и для того, чтобы иметь возможность заниматься своим хобби, он устраивался на различные подработки, в частности подрабатывал в пекарне. На следующий год, вместе со своим другом Джеральдом, они покупают поддержанный Фольксваген Жук и в возрасте 17 лет рассекают на нём по незнакомым улицам города.

Роланд в картинге

Недоучившись в Высшей Технической школе Машиностроения, и прохождения службы в армии, Роланд решительно настроился на автоспортивную карьеру. Ни для кого не будет сюрпризом, если я скажу, что его родители были не в восторге от такой инициативы. Роланд об этом сказал об этом в одном из интервью: «Мои родители отказались мне помогать в этом, и  так как повторить путь Ники Лауды (трёхкратный чемпион Больших Призов в начале карьеры брал кредиты под залог своего полиса страхования жизни) не было никакой возможности, то у меня был лишь один путь начать карьеру: стать механиком». И действительно, ещё во время учёбы он работал у Вальтера Лехнера на трассе Зальцбургринг.

Вальтер Лехнер

Первый опыт пилотирования в открытых колёсах Роланд получил в Формуле-Форд  1600. Он арендовал место в команде Atlas Team Racing и в сентябре 1979 года принял участие в домашнем этапе. К сожалению, у Роланда не было финансов на участие в сезоне 1980 года, и он устроился инструктором к Лехнеру. Через несколько месяцев он перешёл в итальянское подразделение легендарной гоночной школы Джима Рассела в качестве инструктора. Параллельно он смог выиграть Кубок Джима Рассела в 1980 году, и с лёгкой руки конкурентов получил прозвище «Rolando Topo Di Montagna», или говоря по-русски, Роланд – мышь с горы.

В школе Джима Рассела

В начале 1981 года, Роланд оставался инструктором в школе Рассела. Но с лёгкой руки Вальтера Лехнера, Роланд возвращается в Австрию, где они вместе с чемпионом Мартином Урбанеком организовывают команду Junior Team Austria. Эта команда давала шанс проявить себя талантливым картингистам и участникам Формулы-Форд, но увы, проект провалился в конце 1981 года из-за отсутствия финансов.

Формула-Форд

Несмотря на локальную неудачу, Лехнер дал шанс Роланду дебютировать в Формуле-Форд в 1983 году. Показывая прогресс, с ним продлили контракт  на 1984 год. Всё складывалось неплохо, но 11 июня пилот попал в серьёзную аварию с Бертраном Гашо на этапе в Зандвоорте, результатом которой стал перелом левого лучезапястного сустава.

Взяв паузу до конца года, Роланд разгромил всех в следующем году: титулы в Австрийском и Центрально-Европейском чемпионате Формулы-Форд, второе место в немецком первенстве, четвёртое место в Английском чемпионате и подиум во время Фестиваля Формулы-Форд стали результатом упорной работы и невероятной самоотдачи.

Победа в Фестивале Формулы-Форд

Окончательно разгромив всех в 1986 году на Фестивале Формулы-Форд, Роланд получил приглашение от West Surrey Racing, и провёл с ними сезон в Британской Формуле-3. Казалось бы, в этой же команде титул в 1983 взял Айртон Сенна, и это должно было помочь в некоторой степени пилоту, но результатом стали лишь двенадцатое место в личном зачёте. В Еврокубке Формулы-3 он стал пятым, завоевав подиум в Спа.

Роланд в туринге

Параллельно этому, пилот провёл сезон в WTCC (да-да, история чемпионата началась не в 2005), где стал десятым, завоевав нескольких подиумов. После несколько разочаровывающих результатов в Формуле-3, Роланд смог найти место в пелотоне, но уже в команде Madgwick Motorsport. Правда огромное количество технических проблем и слабая подготовка машин вырисовались в очередное двенадцатое место в чемпионате.

F3000

Казалось бы, некогда засветившаяся звезда в открытых колёсах начала закатываться, но Роланд смог схватить птицу счастья за хвост. Случайно попав на тесты, он получил место в Team Spirit Джона Трэвиса, и воспользовался своим шансом по максимуму. Выиграв одну гонку, побывав несколько раз на подиуме, завоевав четыре поула и четыре быстрых круга, он стал третьим в общем зачёте. Показателен был этап в Донингтоне. Он выиграл именно здесь, буквально на последних каплях бензина!

Этап в Спа

В этом же году, он впервые принял участие в 24 часах Ле-Мана. Вальтер Брун пригласил его в свою команду, где напарниками стали уже упоминавшийся Вальтер Лехнер и бразилец Маурсио Сандро Сала. До этого он провёл этап вместе с Оскаром Ларраури, и финишировали на высоком четвёртом месте. К сожалению, дебютная гонка в Ле-Мане закончилась после трёх часов.

Роланд в Японии

Так как шансов покорить Большие Призы почти не оставалось, Роланд решил участвовать где возможно и на любой технике. Это его привело в Японию, где Роланд и смог раскрыть свой талант. Присоединившись к SARD Toyota Team, Роланд стал участвовать в японском туринге, где стал седьмым в 1990 и 1991 году. Не забывал он и про Ле-Ман, в котором принимал участие вплоть до 1993 года.

Перед гонкой в Японской Формуле

Заработав авторитет в команде, Роланд смог перейти в открытые колёса. И если сезон 1992 года он смог закончить на седьмом месте, то сезон 1993 года начался катастрофично. На устаревшей технике Lola было весьма тяжело бороться, но Роланд смог финишировать третьим в Фудзи, и по итогам сезона стал одиннадцатым. И если в открытых колёсах возникли сложности, то в Ле-Мане сё складывалось куда лучше. Высшей точкой стало пятое место в марафоне 1993 года.

Роланд и Мика Сало

Несмотря на то, что японцы платили весьма щедрую зарплату, Роланд одевался откровенно неброско. Красочно об этом говорят воспоминания Мики Сало: «У Роланда не было недостатка в деньгах.  Но при этом он продолжал ходить в старых шортах Adidas, которые были вдобавок размеров на пять меньше. С ним было стыдно ходить по улице, и в какой-то момент я не выдержал и купил ему новую одежду!»

Роланд

Но тот же Мика отмечал, что Роланд был весьма отвязным человеком: «Помню, однажды в японском журнале появилось фото его голых ягодиц. А дело было так. Перед нами в пробке стоял Эдди Ирвайн. Он решил пошутить над ним, и приспустив штаны, выставил свои ягодицы в лобовое стекло. На его беду, с Эдди ехал фотограф, и он успел щёлкнуть затвором фотоаппарата. Так появилось фото в журнале: ягодицы Роланда и моё удивлённое лицо! Несмотря на его переделки, он был весьма интеллигентным парнем.»

А переделки были порой очень опасными. Однажды Роланд вместе с Хайнцом-Харальдом Френтценом пришли в токийский клуб, накатили пива и стали приставать к неким девицам. Тут из ниоткуда возникли какие-то парни. Достаточно быстро словесная перепалка переросла в драку. И когда один из парней вытащил нож, Роланд с ловкостью акробата бросился к нападавшему, скрутил запястье и выбил из руки нож. Возможно, он тогда спас Ха-Ха жизнь…

В 1994 году Ник Вирт загорелся идеей покорить Большие Призы. С помощью сэра Джека Брэбема он основал команду Симтек, где первым пилотом стал сын Джека, Дэвид Брэбем. За второе место разгорелась борьба. Жиль де Ферран и Андреа де Чезарис боролись за возможность выступать в команде, но в итоге поддержка MTV помогла Роланду осуществить мечту, дебютировать в Формуле-1. Правда контракт был рассчитан на несколько гонок.

Роланд

Быстро выяснилось, что Симтек и другая команда-новичок, Пасифик будут бороться лишь между собой, отставание даже до Минардии Лярусса было слишком большим. На первом этапе Роланд пытался попасть на старт, но на незнакомой машине пилот стал лишь двадцать седьмым, в то время как на старт попадало лишь двадцать шесть пилотов…

Роланд и Дэвид

Во время Гран-При Тихого Океана, Роланд наконец попал на стартовое поле. Несмотря на проблемы в первой квалификации, во второй пилот смог обставить оба Пасифика. Финиш на одиннадцатом месте нельзя назвать большим достижением, но для пилота, которому приходилось многое доказывать по ходу карьеры, и это было достижением. Никто не догадывался, что это единственное одиннадцатое место останется навсегда лучшим результатом в карьере…

Во время этапа в Сан-Марино всё с самого начала пошло не по плану. Авария Рубенса Баррикелло стала серьёзным шоком для всего паддока, но несмотря на это, шоу должно было продолжаться. В фильме Сенна, есть момент, когда показывают Роланда, и он рассказывает о непредсказуемом поведении болида. К сожалению, этот болид его и погубил…

Сан-Марино

Выезжая во время второй квалификации на очередную серию кругов, пилот вылетел в повороте Аква Минерале. Казалось бы, стоило свернуть в боксы и проверить болид, но пилот отправился на быстрый круг, так как он не был уверен в том, что Бертранд Гашо не опередит его. В повороте Вильнёв, нагрузку на переднее крыло стало слишком большим и его сорвало на скорости в 306 км/ч …

Врачи долго пытались спасти жизнь пилота, но к сожалению из госпиталя в Болонье пришли вести о его гибели. Были версии, что пилот погиб сразу после столкновения, но кому это теперь важно…

Родители Роланда Ратценбергера

Рудольф Ратценбергер, отец Роланда вспоминал: «Я помню, когда Роланд узнал о контракте с Симтек, он сразу позвонил жене и, не скрывая радости, сказал: "Не беспокойся, Формула 1 – самый безопасный гоночный чемпионат в мире".

В тот день, когда все случилось, мы с женой как раз вернулись из Мексики, где проводили отпуск. Я смотрел трансляцию, а супруга была на кухне. Внезапно я увидел, как машину сорвало с трассы, и она ударилась в стену. Осознав, что это машина Роланда, я сразу почувствовал, что случилось непоправимое. Со временем боль ослабла – время лечит раны... Чем бы Роланд занимался сейчас, если бы все сложилось по-другому? Он хорошо владел языками, мог руководить людьми. Полагаю, из него мог получиться хороший бизнесмен. Мне немного легче от мысли, что сын ушел из жизни счастливым – он осуществил свою мечту…».

Роланд Ратценбергер

P.S.: Несмотря на то, что мне всего 19 лет, мне больно осознавать то, что Роланд не успел раскрыться в Больших Призах. Казалось бы, как может парень в 19 лет рассказывать о том, что произошло до его рождения? Скажу лишь одно, для меня и гибель Айртона, и гибель Роланда равноценно трагичны, и когда заходит речь о «Чёрном Уик-енде», когда всё автоспортивное сообщество чтит память великого Волшебника, я вспоминаю и об этом австрийском пилоте, который смог осуществить свою мечту. Надеюсь я не один такой.

С вами был Никита Голосов, до новых встреч.