9 мин.

Lambo 291. Вроде бы и Ламборгини, а вроде бы и нет

Всем добрый вечер! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим момент Больших Призов, когда Ламборгини, не по своей воле, выставила собственную команду на сезон 1991 года. Американский автогигант Крайслер приобрёл итальянскую марку в 1987 году, и почти сразу же президент Крайслера Ли Якокка заявил о приходе Ламборгини в качестве поставщика моторов. Турбомоторы попадали под запрет в 1989 году, и приход новых игроков на рынок моторостроителей мог принести большие дивиденды.

Мауро Форгьери и Микеле Альборето

Для того, чтобы не ударить в грязь лицом, Ламборгини пригласили легенду моторостроения, Мауро Форгьери. Тот получил весьма непростую задачу: создать конкурентноспособный двигатель с конфигурацией V12.

Ляррусс с двигателем Ламборгини

Первый сезон получился противоречивым. Ламборгини поставляли свои моторы французской команде Larrousse, которые не хватали звёзд с небес, и единственное очко, заработанное на гонке в Испании не позволяло в полной мере судить о потенциале мотора. К 1990 году Лотус договорились о поставке двигателей, и казалось бы, именно британская команда раскроет весь потенциал двигателей, но что-то пошло не так. Шасси 102 получилось не самым удачным, и Дерек Уорик смог набрать для команды всего три очка, в то время как Larrousse устроила настоящую сенсацию.

Агури Сузуки на подиуме

Шестое место в Кубке Конструкторов и подиум Агури Сузуки на домашнем этапе показали, что сотрудничество Larrousse и Ламборгини вполне оправдывает себя, но к 1991 году итальянцы решили найти себе новых клиентов. Первой командой стала Ligier, переживавшая не лучшие времена. А вот вторая команда приковала к себе внимание. GLAS, главным инвестором которой стал Фернандо Гонсалес Луна, должна была придти в Большие Призы не только с серьёзными намерениями, но и с неплохим бюджетом в 20 миллионов долларов.

Двигатель и коробка передач Ламбо

Форгьери и Марио Толентино разработали болид для команды, первые тесты которого должны были состояться летом 1990 года. Но тут проект оказался на грани исчезновения. Дело в том, что за несколько дней до презентации Луна пропал вместе со всеми деньгами, но Ламборгини решили не забрасывать проект, и выделили им финансовую поддержку, пусть и очень скромную, а руководителем команды назначили Карло Патруччо.

Мауро Бальди на тестах

Экс-пилот Альфа-Ромео и Spirit F1 Мауро Бальди провёл тесты за рулём прототипа, получившего название Lamborghini 291 (или сокращённо Lambo 291). Он отличался треугольными боковыми понтонами, из-за которого конструкция радиаторов получилась весьма оригинальной.

Lambo 291

Однако, в стартовом листе сезона 1991 года не значилось итальянского автоконцерна. Дело в том, что Ламбо решили не выставлять команду под своим именем, и вместо этого Формула-1 увидела команду Scuderia Modena SpA. Пилотами стали экс-пилот Coloni и Osella Николя Ларини и вице-чемпион International Formula 3000 1990 года Эрик ван де Пуле, их гоночными инженерами стали сам Форгьери (который работал над машиной Ларини) и Дэйв Морган, который в 1975 выступил на одном этапе за Surtees (он работал над машиной бельгийца).

Николя Ларини за рулём Lambo 291

Команде предстояло бороться в предквалификационной сессии за право участвовать в основной квалификации. Неплохие пилоты, двигатель, который зарекомендовал себя с хорошей стороны в прошлом году, и неплохие результаты болида на тестах должны были обеспечить лёгкое попадание в топ-4 в предквалификации. Но реальность оказалась немного сложнее.

Николя Ларини за рулём Lambo 291

На этапе в Финиксе бельгиец оказался за бортом квалификации, показав худшее время в сессии, а вот Ларини смог пройти, и показал хорошее семнадцатое время. В гонке, которая выводила из строя одного пилота за другим Ларини поднимался по классификации всё выше и выше и совершил маленькое чудо для команды, финишировав седьмым, проиграв три круга победителю - Айртону Сенне.

Николя Ларини за рулём Lambo 291

Поездка в Бразилию закончлась ещё в предквалификации, где тон задавали пилоты Dallara и Jordan, а вот в Сан-Марино команда по-настоящему удивила.  

 

Эрик ван де Пуле за рулём Lambo 291

Ларини завалил сессию, в то время как ван де Пуле выбил Эмануеле Пирро на Dallara из топ-4 и попал в квалификацию. Там он показал двадцать первое время, но сюрприз ждал всех в гонке.  

 

Ван де Пуле и Хаккинен борятся за пятое место

Бельгиец показывал отличный темп и к концу гонки он вырвался на пятое место, опережая Лотус Мики Хаккинена. Казалось бы, сейчас произойдёт сенсация, когда на последнем круге на болиде ван де Пуле возникла проблема с топливной системой, и машина замерал на обочине (помните 24 часа Ле-Мана этого года?). Из-за этого вперёд вышли Хаккинен, напарник финна Джулиан Бэйли, Тьери Бутсен на Ligier и Марк Бланделл на Brabham, а бельгийцу оставалось довольствоваться лишь девятым местом.  

 

Эрик ван де Пуле за рулём Lambo 291

Затем над командой стали сгущаться тучи. Некоторые люди из команды говорили, что Форгьери не принимал идеи механиков и инженеров по развитию болида, но факт в том, что во всех следующих гонках до Гран-При Великобритании включительно команда не проходила через квалификационное сито! Хуже них ехал только Педру Чавеш на слабенькой Coloni C4 (о которой мы обязательно поговорим в будущем).  

 

Николя Ларини в Монако

Но после Великобритании произошли изменения в списках участников квалификации и предквалификации. 13 лучших команд должны были автоматически участвовать в квалификации, в то время как оставшиеся пять команд боролись за 4 оставшихся места. 10 команд набрали очки до середины сезона, и они легко попали в списки "счастливчиков".  

 

Николя Ларини за рулём Lambo 291

Одиннадцатой командой стала Leyton House, которая набрала очки чуть позднее. Двенадцатой командой стала Ligier, имевшая в активе два седьмых места, и тринадцатой командой стала Modena! Их лучший результат в Финиксе позволил отодвинуть в предквалификацию Brabham, AGS и Footwork (которые к тому времени отказались от сотрудничества с Porsche). Но это не сильно отразилось на результатах. Ван де Пуле до самого конца сезона не попал на старт гонки, обычно оказываясь либо на двадцать девятом месте, либо на тридцатом. Ларини же продолжал бороться.  

 

Эрик ван де Пуле за рулём Lambo 291

Несмотря на тяжёлое финансовое положение, усугубившееся после гонки в Канаде, в Германии Ларини стартовал 24-м, но вылетел на первом круге после контакта с Мартином Брандлом. В Венгрии и Италии он показал шестнадцатый результат в гонках, но в Бельгии, Испании, Португалии и Японии не попал на старт.  

 

Николя Ларини за рулём Lambo 291

В Аделаиде Николя Ларини квалифицировался на хорошем девятнадцатом месте, но как помнят фанаты с большим стажем, та гонка стала огромной лотереей. Сильный ливень обрушился в тот день, и в таких условиях Ларини пытался показать себя с лучшей стороны, но столкнулся с Жаном Алези и Михаэлем Шумахером.  

 

Сход Ларини

Ещё в октябре 1991 года Серхио Ринланд приступил к созданию нового болида для команды, но в Крайслере сменилось руководство, и оно решило закрыть команду. Та попыталась выступить независимо от Ламборгини, но из этого так ничего и не получилось.  

 

Айртон Сенна тестирует МакЛарен с двигателем Ламборгини

Форгьери продолжил работать над двигателями, которые едва не попали команде МакЛарен, но в итоге в конце 1993 года Ламборгини окончательно ушла из Формулы-1, так и не сумев приблизиться к результатам другой легендарной итальянской марки.  

С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!

P.S. По традиции, современные фото болида. Наслаждайтесь!  

 

Lambo 291

 

Lambo 291

 

Lambo 291

 

Lambo 291
Lambo 291