10 мин.

Похищение родителей Луиса Диаса, из-за которого «Ливерпуль» «сражался за Лучо»

Празднование в домашней раздевалке было определенно сдержанным.

«Ливерпуль» одержал убедительную победу над «Ноттингем Форест» со счетом 3:0 на «Энфилде», но мысли были заняты другим.

Игроки Юргена Клоппа знали, что их триумф на поле меркнет, учитывая то, через что прошел их товарищ по команде Луис Диас.

В то время как «Ливерпуль» на три очка приблизился к лидеру Премьер-лиги «Тоттенхэму», бывший нападающий «Порту» находился дома в Кросби, к северу от города, с тревогой ожидая новостей о своем отце Луисе Мануэле, который в субботу был похищен в городе Барранкас в регионе Ла-Гуахира, самой северной части Колумбии.

Его мать Силенис Маруланда также была похищена вооруженными людьми на мотоциклах, согласно местным сообщениям и властям, но была спасена, о чем сообщается в аккаунте президента страны Густаво Петро в социальных сетях.

«Подготовка к этому матчу была самой сложной в моей жизни, — сказал Клопп, чья тренерская карьера насчитывает 22 года и более 1000 матчей. — Мы все молимся, чтобы все было хорошо. Единственное, что мы могли сделать, это бороться за нашего брата, что ребята и сделали».

Диас был в отеле «Титаник» в Ливерпуле вместе с остальной командой поздно вечером в субботу, когда ему сообщили о похищении его родителей. После разговора с Клоппом было решено, что 26-летний футболист вернется домой, чтобы быть со своей девушкой Герой Понсе и их маленькой дочерью.

«Мы отправили людей с ним, у нас есть такие люди, которые позаботились (о них), — объяснил Клопп. — Там часть его семьи. Вот почему они хотят быть вместе. Оно и понятно».

«Затем мы получили новости о его маме, и это просто фантастика. С тех пор не было ничего особенного. Они работают над этим, но все не просто».

«Мы, конечно, не первые, кого информируют, но мы стараемся узнать обо всем, насколько можем, но мы ни в коем случае не хотим мешать. Мы там не самые важные люди. Мы просто хотим поддержать».

После отдыха перед матчем с «Тулузой» в Лиге Европы в четверг Диас был выбран в стартовый состав слева в атакующей тройке Клоппа против команды Стива Купера в воскресенье.

Его снятие из состава привело к тому, что на его место был выбран Диогу Жота, и после того, как он забил первый гол в ворота «Форест», он побежал к скамейке запасных, где резервный вратарь Адриан дал ему футболку «Ливерпуля» с фамилией и номером Диаса (7) на спине.

Жота держит футболку Диаса (Дэниел Честертон/Offside/Offside via Getty Images)

Жота держал её в воздухе, а игроки, персонал и болельщики аплодировали в поддержку форварда, который забил 14 голов в 58 матчах с момента его перехода из «Порту» за £50 млн. в январе 2022 года.

«Это очень сложная ситуация, и я не знаю, как бы кто-то отреагировал, если бы это случилось с тобой, — сказал эмоциональный Жота. — Должен был играть он. А я играл вместо него и показал ему его футболку, чтобы показать, что мы с ним, и мы надеемся, что все будет хорошо».

«Невозможно представить, что такая ситуация может случиться. Мы можем просто поддержать его и показать ему, что мы с ним».

Жота живет недалеко от Диаса в городке Кросби вместе с Адрианом и нападающим Дарвином Нуньесом, которые недавно переехали туда. Диас, которого ласково называют «Лучо» — популярная фигура в команде Клоппа, и эта новость сильно ударила по всем.

«Как ты можешь сделать футбольный матч по-настоящему важным в такой день? Это реально сложно, – сказал Клопп. — Я никогда в жизни не испытывал такого. Футбольный матч всегда был моим безопасным местом, иногда моим убежищем как игрока или тренера. В течение этих 90 с лишним минут тебе позволено сосредоточиться только на нем. Но сделать это было категорически невозможно».

«Было ясно, что мы должны придать игре дополнительный смысл, и это была борьба за Лучо. Потом ребята вытащили футболку, и я не был готов к этому на 100%. Это было действительно трогательно, но в то же время замечательно».

Трибуна «Коп» неоднократно скандировала имя Диаса во время игры, и полузащитник Доминик Собослаи подытожил это лучше всего, сказав: «Никто из нас не идет в одиночку, Луис».

Национальная полиция и военные Колумбии были мобилизованы на поиски его отца. Было предложено вознаграждение в размере около 200 миллионов песо ($48 тыс.) за информацию, которая поможет спасательной миссии и поимке виновных.

В воскресенье генерал Уильям Саламанка, глава национальной полиции, поговорил с Диасом по телефону, сказав ему, что он находится в Ла-Гуахире, чтобы лично возглавить операцию.

«Прошлой ночью нам удалось спасти твою мать, — сказал ему Саламанка в телефонном разговоре, который был опубликован в его аккаунте в социальных сетях. — Она цела и невредима. Мы здесь используем все воздушные и наземные возможности полиции при поддержке колумбийской армии, и мы будем информировать тебя, Лучо, но мы хотим, чтобы ты знал, что мы в первую очередь солидарны с тобой, мы на твоей стороне, и что мы не жалеем усилий, потому что это тронуло всех нас, колумбийцев».

На вопрос, есть ли у него какие-либо вопросы, Диас ответил: «Мы общались с семьей, и сейчас у меня нет никаких вопросов».

Министр внутренних дел Колумбии Луис Фернандо Веласко признал, что есть опасения, что Луиса Мануэля могут переправить через границу в соседнюю Венесуэлу.

«Я прошу всех людей в Ла-Гуахире помочь нам и предоставить всю информацию, которую они могут. То, что они сделали с Лучо Диасом, относится не только к Лучо Диасу, но и ко всей Колумбии, и вся Колумбия должна отреагировать», — сказал он журналистам.

Поиски отца Диаса — это еще и поиски «героя» футболиста.

Диас родом из Ла-Гуахиры, изолированного, самого северного региона Колумбии, известного своей высокогорной пустыней, продуваемой ветрами береговой линией и многочисленным коренным населением вайю.

Он рос в городе Барранкас, где проживает около 40 000 человек, и в его жизни доминировала огромная шахта Серрехон, крупнейший карьер в Южной Америке. Отец Диаса является источником наследия вайю, а семья родом из крошечной близлежащей деревни Лагунита-де-ла-Сьерра.

Жизнь Луиса Мануэля по прозвищу «Мистер Мане» вращалась вокруг того, чтобы дать своим детям возможность играть в футбол вместе с женой Силенис — пара поженилась в прошлом году, а Диас вернулся в Ла-Гуахира на свадьбу.

Диас является одним из трех сыновей-футболистов, а братья Роллер и Хесус также играют на более низких уровнях. У него также есть младшая сестра Энни. Вся семья регулярно посещает «Энфилд» и, за исключением Хесуса, который играет за «Порту Б», по-прежнему живет в Колумбии.

Ла-Гуахира — бедный регион, и в Барранкасе большая часть работ связана с шахтой Серрехон. Отец Диаса продавал уличную еду рабочим, в частности, традиционный деликатес вайю под названием фриш, разновидность тушеной козлятины.

Кроме того, он руководил небольшой футбольной школой, где Диас начал заниматься в возрасте шести лет. Команда базировалась в Серрехоне, а Диас играл вместе с детьми горняков. «Мой папа — мой герой, — сказал он несколько лет спустя. — Он научил меня играть».

Луис Мануэль также посещал местные рыночные прилавки, чтобы найти DVD другого кумира своего сына — Роналдиньо. С самого начала немного бразильского чутья просочилось в игру молодого игрока: Диас размашисто вел мяч и прославился на местном уровне своим репертуаром финтов.

Продажа уличной еды также помогала оплачивать поездки на просмотры сына. В детстве у Диаса был хронически недостаточный вес, что в сочетании с изоляцией Ла-Гуахиры означало, что его не выбрал ни один из профессиональных клубов до тех пор, пока ему не исполнилось 17 лет. С жетонами на еду, которые иногда раздавались местным детям, Диас заработал репутацию человека, жертвующего свои жетоны своим товарищам по команде, утверждая, что он не голоден, несмотря на свое телосложение.

Диас после перехода в «Атлетико Хуниор», где он играл до подписания контракта с «Порту» (фото любезно предоставлено Хуаном Сальвадором Барсеной)

После того, как невероятная карьера Диаса пошла в гору, сначала в Колумбии, а затем в «Порту», его отец оставался центральным звеном в его карьере. Не имея возможности лично присутствовать на дебюте своего сына в «Ливерпуле», Луис Мануэль плакал от радости, наблюдая за игрой Диаса в матче против «Кардифф Сити» с экрана мобильного телефона. Несмотря на плохой сигнал, он все же увидел живое выступление, закончившееся тем, что Диаса поздравляли его товарищи по команде после того, как ассистировал Такуми Минамино.

«Магия Луиса — войти в игру и помочь коллеге, — сказал он в интервью Blu Radio's Blog Deportivo. — Он был принят с большой помпой и большой любовью».

«Они с Луисом очень близки, — говорит Карлос Алеман, ведущий телеканала Win Sports в Боготе. — Они до сих пор каждый день разговаривают».

Несмотря на его успех, семья живет все той же жизнью в Ла-Гуахире. Они по-прежнему базируются в Барранкасе вместе с другими членами большой семьи.

С тех пор тренерская деятельность Луиса Мануэля превратилась в Фонд Луиса Диаса «Эсперанса», управляемый двоюродным братом Диаса Джошером, который управляет около 15 спортивными школами, в том числе четырьмя в резервациях коренных народов, инвестируя в местное сообщество, которое столкнулось с более чем несправедливой долей проблем.

Ла-Гуахира является одним из беднейших регионов Колумбии и имеет протяженную границу с Венесуэлой, с которой также связана его экономическая судьба.

Население вайю разделено между обеими странами, но в последние десятилетия коренное население разделилось из-за политических разногласий между правыми политиками, которые управляли Колумбией до прошлого года, и собственными левыми правительствами Венесуэлы во главе с Уго Чавесом и Николасом Мадуро.

Взросление Вайю приносит с собой системные недостатки. Известные как народ солнца, песка и ветра, они имеют историю борьбы, от упорного восстания против испанского владычества до ожесточенных споров с горнодобывающими компаниями в регионе.

«Я думаю, что им движет его идентичность вайю, — сказал Джон Хайро Диас, который не является родственником, но тренировал Луиса Диаса на Кубке Америки Коренных Народов, турнире для игроков из числа коренных народов. — Что заставляет его хотеть максимально раскрыть свой потенциал».

В 2017 году Межамериканская комиссия по правам человека сообщила Конституционному суду Колумбии, что за предыдущий восьмилетний период от недоедания или связанных с ним болезней умерло 4470 детей вайюу, что более чем в пять раз превышает средний показатель по стране.

Президент Колумбии Густаво Петро выступает на региональных выборах в воскресенье (Себастьян Баррос/NurPhoto via Getty Images)

Военизированные формирования отравляют регион с 1960-х годов, а вайю попали под перекрестный огонь между правительством и такими группировками, как Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) и Армия национального освобождения (ELN). В 2004 году, когда Диасу было семь лет, правая группировка «Северный блок» убила 60 вайю в соседней деревне Эль Саладо. Близкая граница с Венесуэлой, а также ее изоляция от Боготы являются факторами, которые привели к росту военизированной активности в регионе.

В 2019 году Ла-Гуахира была самым жестоким регионом Колумбии, где уровень убийств составил 73,1 на 100 000 человек.

Исторически сложилось так, что граница была скорее теоретической, чем эффективной, позволяя проходу между обеими нациями народу вайю. Несмотря на то, что политические споры привели к попытке установить жесткую границу, контрабандисты и военизированные формирования по-прежнему умудряются регулярно проходить через нее незамеченными. Власти пытаются не допустить переправы Луиса Мануэля через границу.

В воскресенье 29 октября в Колумбии также прошли региональные выборы, в том числе в Ла-Гуахире, добавив политический элемент в историю, которая является одновременно глобальной и, для Луиса Диаса, глубоко личной.

Авторы: Джеймс Пирс, Джейкоб Уайтхед и Фелипе Карденас (источник)

Фото обложки: Getty Images

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.