11 мин.

Похищение отца футболиста «Ливерпуля» Луиса Диаса

Джошер Хесус Брито Диас не обратил внимания, когда его телефон начал звонить.

Будучи человеком, ответственным за благотворительный фонд своего двоюродного брата — Фонд Луиса Диаса Эсперансы — и входящим в ближайшее окружение вингера «Ливерпуля», жизнь всегда загружена. Такова реальность пребывания в первой семье Ла-Гуахиры, отдаленного региона на севере Колумбии, который называет Диаса своим самым известным сыном.

В воскресенье, 29 октября, дядя Джошера Габи баллотировался на выборах в совет Барранкаса, города, в котором доминирует угольная шахта Серрехон, где родились Джошер и его двоюродный брат-футболист. Суббота была для Джошера днем бешеной активности — поездки, переноски и принесения. Родители Диаса, Луис Мануэль Диас и Силенис Маруланда, также помогали.

«Мы готовились к выборам, которые должны были пройти на следующий день, — сказал Джошер в интервью. — Организация логистики, доставка людей на избирательный участок. Мой телефон продолжал звонить, но я понятия не имел, почему».

«Я снял трубку через 30 минут. Вот тогда мне и сказали: «Твоего дядю Луиса похитили»».

В течение следующих 12 дней Джошер взял на себя ответственность стать посредником между полицией и семьей Диасов в центре самой большой истории в Колумбии и мировом футболе.

Такие истории не всегда заканчиваются счастливо, но в прошлый четверг, 9 ноября, Луис Мануэль был освобожден АНО (Армия национального освобождения/Ejercito de Liberacion Nacional), левой партизанской группировкой, которую Колумбия, Соединенные Штаты и Организация Объединенных Наций считают террористической организацией.

На этой неделе Диас возвратился в Колумбию впервые после похищения, когда его национальная сборная принимала сборную Бразилии в отборочном матче чемпионата мира в северном городе Барранкилья в четверг [прим.пер.: Колумбия выиграла 2:1, оба гола забил вдохновленный Луис Диас]. Отец Диаса, по прозвищу Мане, когда-то продавал уличную еду, чтобы оплатить сыну за поездку на просмотр в этот город — в конечном итоге паренек присоединился к «Атлетико Хуниор», крупнейшему клубу Барранкильи, в 17 лет.

Даже после успеха своего сына Луис Мануэль продолжал жить в Барранкасе, где он основал небольшую футбольную школу для детей рабочих внушительной шахты Серрехон — одной из крупнейших в мире. Эта школа превратилась примерно в 15 различных программ. После сына Луис Мануэль является одной из самых популярных и влиятельных фигур в регионе, и община объединилась в его поисках и радовалась его спасению.

Луис Мануэль выходит из вертолета после освобождения (Stringer/AFP via Getty Images)

В прошлую пятницу Луис Мануэль дал короткую, слезливую пресс-конференцию, на которой 58-летний политик кратко описал это как «очень трудное время», в котором его заставляли «слишком много» ходить.

Теперь семья впервые раскрывает все подробности похищения и освобождения — о том, как его увозили вглубь джунглей на мулах и украденных мотоциклах, а также о напряженных переговорах.

Луис Мануэль и Силенис были похищены возле автозаправочной станции, где небольшая группа мужчин затолкала их в машину и отвезла к ближайшей границе с Венесуэлой. Когда Джошер прибыл на место преступления, началась погоня.

«Я поехал на машине к месту, где это произошло, — говорит Джошер. — Там была дочь моего дяди, она объяснила мне, и мы сразу же активизировались: «Поедем в такое-то место, кто в такую-то, кто в ту сторону, кто в эту»».

«Мы выехали (на поиски). Полиция уже была на связи, но я позвонил некоторым знакомым и друзьям, которые связались с капитаном в Барранкилье, который затем вызвал сюда Guajira Seccional (вооруженное подразделение). Они немедленно активировали «план крепость», чтобы следить за похитителями и преследовать их».

Девяносто минут спустя полиция обнаружила машину похитителей — брошенную, с Силенис внутри. Но Луиса Мануэля в ней не было. По словам Джошера, группа, которая изначально забрала родителей Диаса, была не АНО, а «обычными преступниками».

В последние годы по всей Колумбии участились случаи похищений. По данным полиции страны, в первой половине 2023 года число похищений выросло на 93%.

Ла-Гуахира особенно подвержена риску. Это изолированный регион высокоцентрализованной страны с длинной и лесистой границей с Венесуэлой, которая обеспечивает идеальный путь к бегству для преступных группировок. Именно поэтому партизанские группировки, такие как АНО и Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), а также ультраправые и связанные с наркотиками военизированные формирования так долго действуют в этом районе.

В 2004 году, когда Диасу было семь лет, правая группировка «Северный блок» убила 60 вайю — коренное племя, к которому принадлежит семья Диас — в соседней деревне Эль-Саладо. Согласно статистике за 2019 год, Ла-Гуахира была самым жестоким регионом Колумбии, где уровень убийств составил 73,1 на 100 000 человек.

«Моя тетя (Силенис) сказала, что они (их похитители) не были выходцами из Колумбии, а были иностранцами, венесуэльцами, и они говорили на венесуэльском диалекте, — говорит Джошер. — Они угрожали им и говорили, чтобы они держали головы опущенными вниз, чтобы не видеть, куда их везли на машине».

Припарковав машину в отдаленном районе, похитители задержали проходившего мимо местного жителя и угнали его мотоцикл, чтобы отвезти Луиса Мануэля вглубь гор.

Джошер ехал в колонне с полицией, пока они не нашли мотоцикл, также брошенный еще глубже в лесах гор Перия. Оттуда путь должен был пройти пешком — и продолжить поиски могли только специалисты. Операция была передана военным, и семья больше не могла участвовать в активных поисках Луиса Мануэля. Это был один из самых удручающих моментов за все 12 дней.

«Начались дни ожидания, тревоги, тоски, — говорит Джошер. — Первые два дня были довольно ужасными, потому что мы ничего не знали, (полиция) все еще искала его, а семья была в агонии. «Мы не знали, у кого он и куда его везут»».

К этому моменту новость распространилась по всему миру.

В связи с тем, что взгляды всей Колумбии уже были прикованы к выборам, политические деятели поспешили осудить похищение. Президент Густаво Петро предоставил обновления в режиме реального времени в своем Твиттере, и было предложено вознаграждение в размере около $48 тыс. (£40 тыс.) в связи с тем, что сотни полицейских и военнослужащих были призваны в Ла-Гуахира.

В восьми тысячах километрах через Атлантику обеспокоенный Диас получал новости от родственников. В то воскресенье у «Ливерпуля» был домашний матч против «Ноттингем Форест» — в Великобритании было еще раннее утро, когда Диас следил за происходящим, молясь о хороших новостях. На долю Джошера выпало держать его в курсе новостей полиции.

«Из-за того, что он был далеко, он мало что мог сделать, но он помогал общаться с высокопоставленными правительственными чиновниками, чтобы они активировали эффективный план по возвращению его отца, — объясняет Джошер. — Но в то время мы все просто кричали: «Беги! Беги!», чтобы вернуть моего дядю».

Полиция предупредила Диаса о недопустимости его возвращения в Колумбию, и он не играл против «Форест» в тот день, вместо этого вернувшись в свой дом в Кросби, примерно в восьми километрах к северу от «Энфилда».

Его активно поддерживал «Ливерпуль» в течение 12 дней, и он чувствовал себя достаточно комфортно, чтобы вернуться в состав на матч против «Лутон Таун» 5 ноября. После того, как он сравнял счет, выйдя со скамейки запасных в том ничейном матче 1:1, он приподнял футболку своей команды, чтобы показать футболку под ней.

На ней было напечатано «Libertad Para Papa» — «Свободу папе».

Невероятный момент для Луиса Диаса после той еще недельки 🙏

Выйдя на замену во втором тайме, он сравнял счет за «Ливерпуль» в компенсированное время против «Лутона».

«Лутон» - «Ливерпуль» 1:1

«У него была вся необходимая помощь, — сказал Джошер. — Также болельщики, они так сильно поддерживали Луиса, моральная поддержка, поддержка, в которой он нуждался в тот момент... Он отмечал, что никогда не был один».

На границе между Колумбией и Венесуэлой похитители увели Луиса Мануэля вглубь леса. С завязанными глазами он ходил по едва хоженным тропам, вверх и вниз по огромным высотам. В какой-то момент его похитители нашли мула, чтобы облегчить бремя.

«Дела у него шли плохо, — говорит Джошер. — Ему приказывали: «Иди! Иди! Иди!»».

Истощенный, его не особо кормили. Самой насущной медицинской проблемой было обезвоживание, которое усугублялось огромными расстояниями.

Но через три дня после этих приказов все изменилось, и Луис Мануэль был передан в АНО. Неясно, перехватила ли конвой АНО, или же первоначальные похитители хотели отвести его к партизанским силам в надежде получить свою награду.

Правительственная делегация заявила, что ей «официально известно» о том, что похищение было совершено «подразделением, принадлежащим АНО», но Джошер предлагает другую версию событий.

«Когда он был похищен примерно на три дня, АНО перехватили его и забрали у них (обычных преступников); то есть отдали его в АНО, — сказал он. — Когда его передали в АНО, с ним обращались лучше. Он не чувствовал, что с ними плохо обращаются».

АНО, действующие с 1960-х годов, на протяжении десятилетий были втянуты в вооруженную борьбу против колумбийского правительства. Поскольку страной в основном руководят правые президенты (хотя Петро, ее нынешний лидер, является левым), группа хочет внедрить идеологию, основанную на коммунизме и теологии освобождения, по всей стране.

Петро, бывший член другого левого партизанского движения, М-19, пришел к власти в августе прошлого года с обещанием прекратить кровопролитие. В июле этого года было заключено шестимесячное перемирие с надеждой на более длительное прекращение огня.

По словам Джошера, АНО изначально не знали, кто их пленник.

«Когда АНО выпустили коммюнике, нас успокоили, сказав: «Он у них, возможно, будет быстрое освобождение из-за мирного процесса»», — говорит Джошер.

«Они сказали, что отпустят его (его дядю), потому что сначала спросили: «Как его зовут?». Они поняли, что его похищение было ошибкой, что он был отцом Луиса Диаса, и что они собираются начать процесс его освобождения, но это займет время».

«(Первоначальные похитители) хотели попросить за него денег, воспользовавшись выборами, но после того, как его передали АНО, слава Богу, они не просили за него никаких денег».

Что еще почитать: Похищение родителей Луиса Диаса, из-за которого «Ливерпуль» «сражался за Лучо»

Колумбийское правительство также заявляет, что никаких требований выкупа за Луиса Мануэля не поступало.

Затем начался процесс медленных переговоров.

АНО подтвердили, что Луис Мануэль у них, и что они хотят освободить его, но потребовали гарантий безопасности. В ответ около 200 солдат, разыскивавших его недалеко от границы с Венесуэлой, отступили в Барранкас.

«Я постоянно следил за процессом, за тем, как он проходит, общался с властями, — говорит Джошер. — Когда вышло следующее сообщение, вопрос об освобождении, мы были более терпеливы. Мы все еще волновались, потому что он все еще был не у нас, но мы были более терпеливы — мы ждали, мы должны были ждать, и процесс требовал времени. Но это было довольно сложно».

«Моя мама, другие мои тети и его сестра тоже страдали, но они обращались к Богу, чтобы все было хорошо, всегда в молитве, молились, молились, чтобы все было хорошо».

После того, как соглашение было достигнуто, пошли практические вопросы.

Для передачи было выбрано отдаленное место в горах, и АНО оставили там Луиса Мануэля. Епископы колумбийской церкви сформировали гуманитарную комиссию, ответственную за содействие освобождению между правительством и благочестивой АНО.

Conferencia Episcopal de Colombia (Епископальная конференция Колумбии)

Мы благодарим Бога за освобождение г-на Луиса Диаса! 🙏🏽Монс уже с ним. Франциско Себаллос, епископ Риохача и Монс. Эктор Энао, делегат по церковно-государственным отношениям, который сформировал гуманитарную комиссию, призванную содействовать его освобождению.

«Потребовалось несколько дней пешим ходом, чтобы добраться до места, где его забрал вертолет, — говорит Джошер. — Когда его освободили, мы были в офисе ООН в Вальедупаре (город недалеко от границы с Венесуэлой), и он был на видеоконференции, так что, когда он приехал туда, мы его сразу увидели».

«Это был момент счастья и радости, короткая фраза: «Я люблю тебя». «Спасибо, сынок». «Вот мы и здесь»».

В минувшие выходные родителям Диаса было слишком рано ехать в Англию, чтобы посмотреть игру сына против «Брентфорда» на «Энфилде». Вместо этого Луис Мануэль восстанавливался дома, наблюдая за тем, как Диас вышел на замену в конце матча в домашней победе со счетом 3:0. После перерыва на матчи сборных они отправятся в Мерсисайд.

Таким образом, встреча проходила на колумбийской земле, в Барранкилье, в первом профессиональном клубе Диаса. Отец и сын были в слезах, встретившись в тренировочном лагере сборной Колумбии в понедельник вечером. Диас также обнял Франсиско Себальоса, одного из епископов, принимавших участие в спасении.

Спасибо тебе, Господи 🙏🏻, за то, что позволил нам снова быть вместе, как семья ❤️

«Мой папа — мой герой, — сказал Диас несколько лет назад. — Он научил меня играть».

На почти две недели Луис Мануэль, а не его всемирно известный ребенок, стал главным героем громкой истории.

Облегчение заключается в том, что теперь он может выйти из центра внимания и продолжать наблюдать за вдохновленным им сыном.

Авторы: Джейкоб Уайтхед и Гильермо Раи (источник)

Фото обложки: Getty Images; дизайн: Сэм Ричардсон

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.