6 мин.

Возвращение к «европейским» ролям. Мессина – об американском турне

Поездка в США прошла на ура. Мы отлично провели время в Миннесоте и Сан-Антонио. Оба клуба встретили нас наитеплейшим образом.

Если давать оценку нашему выступлению, то мы, естественно, должны принять во внимание, что клубы НБА пытались избежать незапланированных проблем вроде повреждений или слишком большой нагрузки ведущих игроков. То же самое можно сказать и о ЦСКА. Мне кажется, что наши болельщики, скорее всего, запомнят это турне по хорошим результатам и по тому, что ЦСКА стал единственной европейской командой, которой удалось выиграть два матча с командами НБА на американской земле. Но для себя я, скорее, отметил отличную игру нашей команды. Мы оставались верны своему стилю, который представляет собой нечто пограничное между традиционным европейским стилем и баскетболом НБА. Мы двигали мяч, задействовали всех и продемонстрировали цепкую игру в защите.

Мы были польщены тем, когда после матча тренер Попович пришел к нам в раздевалку. Он пожелал нам удачи в сезоне и сказал, что впечатлен и нашим движением мяча, и умением вскрывать защиту за счет проходов и скидок на периметр.

Невероятно лестно слышать такое от хорошего друга и одновременно одного из самых заслуженных тренеров в истории баскетбола. Но здесь я хотел бы выделить еще одну вещь. В НБА – из-за стиля игры и из-за того, что площадка немного больше – защита не может перекрыть возможности для передач так, как это часто происходит в Европе. Здесь мы воспринимаем как нечто нормальное, когда у команды нет возможностей для передач, тогда как в Америке всегда можно двигать мяч с одного края на другой с относительной легкостью. И после этого, когда обороняющийся игрок спешил плотно сыграть с нападающим, тот легко ловил его на противоходе, врываясь в зону.

Добавьте к этому и правило трех секунд в защите, которое замедляет подстраховку со «слабой» стороны, и вы поймете, почему нам так здорово удавалось играть в пас, разыгрывать элбоу-пик-н-роллы (вертикальные «двоечки» на продолжении границ трехсекундной зоны) и доводить до ума проходы с последующими скидками.

Само собой, если бы нам пришлось играть серию матчей против клуба НБА, то он наверняка смог бы перестроить защиту и перекрыть нам кислород. Равно как нельзя отрицать, что команды вроде «Миннесоты» и «Сан-Антонио» добавили европейского лоска и своему нападению. «Сперс» – настоящие адепты игры, построенной на проходах со скидками, тогда как «волки» действуют за счет Рикки Рубио и Кевина Лава, типичного мощного форварда, выходящего на периметр и растягивающего оборону.

Если обратить внимание на различия, нужно отметить, что европейская версия баскетбола, конечно, гораздо медленнее и не так зависит от поиска «мисмэтчей». Для клубов НБА это является приоритетом. У них есть звезды, которые создают «мисмэтчи», просто выходя на паркет, тогда как наши правила игры в защите позволяют гораздо проще скрыть оборонительные недостатки. Именно поэтому европейские команды стараются как можно больше двигать мяч и двигаться без мяча, чтобы заставить защиту выявить хотя бы мельчайшие дефекты.

В любом случае сама поездка хорошо показала, что у нас есть необходимые таланты, умения и атлетизм. Как только команда сыграется и сплотится, мы будем готовы побороться за достижение стоящих перед нами целей.

После таких поездок неминуемо возникают сопутствующие трудности. Огромная проблема – это джетлаг. Мой помощник Дан Шамир, который работал в «Маккаби Тель-Авив», утверждает, что израильской команде потребовалось порядка двух недель, чтобы восстановиться после подобного турне в 2009-м. И в течение этого времени они играли так ужасно, что все это казалось кошмаром.

Но к чему ходить за примерами так далеко. Все мы помним, что случилось с ЦСКА в сезоне-2010/11, когда начало сезона в Америке плюс несколько последующих травм привели к тому, что клуб не попал в стадию Топ-16 Евролиги.

Не все сводится исключительно к проблемам с физикой. В таких поездках вы затрачиваете много психологической энергии. Вы действительно очень хотите выступить против команд НБА на высоком уровне. И когда это происходит, маленькая часть вашего сознания может сказать: «Ну хорошо, я даже в Америке могу играть на равных с лучшими». Затем вы приезжаете обратно и вынуждены выходить против команды, которую совсем не знаете, перед не особенно впечатляющим количеством зрителей. И подсознательно начинаете думать: «Достаточно просто сыграть на классе, и мы победим».

Но думать так – крайне неверно! Здесь принципиально другой баскетбол. Игры здесь короче и медленнее, что делает каждое владение еще более ценным. И это дает сопернику, который отчаянно пытается избежать поражения, больше возможностей для того, чтобы контролировать происходящее на площадке. Более того, иногда здесь позволяют действовать жестче по сравнению с Америкой, так что аутсайдеры зачастую начинают грубить, чтобы еще больше увеличить шансы на успех.

Кроме того, в Америке матчи длятся 48 минут, что позволяет тренеру предоставить большинству игроков значительное время на паркете. Естественным образом расширяются их роли. А затем вы внезапно возвращаетесь к 40-минутному стандарту, при котором завоевать игровое время значительно сложнее. И, честно говоря, даже идеальные профессионалы расстраиваются, когда уменьшаются их минуты на площадке. Иногда весьма непросто отойти от тех двух матчей и вернуться к нормальной «европейской» роли.

В США нам было достаточно легко сохранить отличную «химию» на паркете, так как почти все получили возможность поиграть. Но здесь все изменится. Вернулся после травмы Милош Теодосич, один из наших лидеров. И, надеюсь, в ближайшее время восстановится Андрей Воронцевич. С их возвращением у нас возникнет стандартная проблема, которая возникает у топовых клубов в начале сезона: когда у вас 10-12 сильных игроков в ротации, нельзя предоставить всем достаточно времени.

С течением сезона эта проблема оборачивается положительным явлением. Когда ты устал и тебя беспокоят травмы, когда накапливается давление важных матчей, когда соперники начинают задействовать более глубокие составы – тогда вы внезапно начинаете понимать, как же хорошо, что рядом есть талантливые партнеры, которые могут подстраховать в любой момент. Тогда вы начинаете понимать, что только так и можно победить. Но, пока это откровение не наступило, нужно пройти сложный процесс распределения игрового времени и привыкания к выделенным ролям.

Именно этим мы и заняты прямо сейчас. Пытаемся определить роли и понять, на какое сочетание игроков сможем положиться. Проще говоря – кто с кем лучше играет? Психологическая, физическая и техническая сочетаемость очень важна.

Кроме того, как я уже как-то отмечал, нам нужно найти отряд особого назначения – пятерку парней на решающий отрезок, которая совершенно необязательно будет состоять из наших лучших пяти игроков (в такой команде, как ЦСКА, определить таких, кстати, очень непросто), но и из «трудяг», которые выложатся, сделают небольшие, но очень важные вещи и не дрогнут под давлением.

Все игроки отличаются друг от друга. Некоторые уверены, что все начинается от защиты. Другие естественным образом убеждены, что как только мы настроим нападение, проблемы сзади автоматически исчезнут. Нужно прочитать их мысли, дабы создать эффективное сочетание на паркете.

Нам повезло, что мы выиграли три первых встречи после турне. В двух матчах лиги ВТБ нас спасли сильные четвертые четверти, а в очень жесткой построенной на силовой борьбе схватке с «Нантерром» мы вырвали победу, хотя уступали «-14» по ходу. Теперь нам предстоит еще одна сложнейшая игра с «Будивельником». К ней нельзя отнестись спустя рукава, хотя некоторые наши болельщики наверняка уже предвкушают эпические баталии с «Фенербахче» и «Барселоной».