9 мин.

Карлос МОЙЯ: «Мое новогоднее желание- чтобы Рафа был здоров!»

   В канун старта сезона-2019, который станет для Карлоса Мойи третьим в ранге основного тренера 17-кратного чемпиона ТБШ Рафаэля Надаля, наставник испанца дал пространное интервью для испаноязычного сайта АТР-тура.

           Рафаэль ПЛАЗА

Carlos

 

- Мы возвращаемся после шести очень, очень трудных месяцев отсутствия. Не самая приятная часть работы тренера, далеко не самая приятная, но это - часть той ответственности, которую ты возлагаешь на себя как тренер Рафы. Ты должен быть готов ко всему и когда твой парень играет, и - особенно - когда он простаивает из-за травм. В любой момент ты стараешься внести тот вклад, на который способен.

Конечно, это были очень трудные недели, сложные моменты. Самым тяжелым было снятие с полуфинала ЮСО в Нью-Йорке. Потом стало понятно, что придется отказаться и от азиатского тура. Мы старались не упустить ни одной мелочи, чтобы постараться сыграть в Париже и Лондоне. Мы были готовы к этим турнирам, но к несчастью случилась та травма мышц пресса, что еще добавило дискомфорт к тому, какой он испытывал из-за лодыжки. Решившись отказаться от Парижа и поняв, что Лондон тоже придется пропустить, решили, что будет целесообразно прооперировать ногу.

- И как, в таком случае, вы оцениваете сезон в целом?

- Когда он был на корте и играл, это было впечатляюще. Из девяти турниров он выиграл пять. Проиграл по сути только два матча и дважды, в Австралии против Чилича и Штатах против Дель Потро, вынужден был сняться. С точки же зрения травмы год был ужасен. Это заставило нас искать решение.

- Какое решение?

- Нужно было что-то менять. Например, систему тренировок. Или же частоту повтора каких-то упражнений или серий. Надо было найти ключ к тому, чтобы в 2019-м не повторился 2018-й - в том, что касается травм.

- А как это отразилось на ежедневной работе?

- Все в команде пришли к единому мнению - на этой стадии его карьеры от того, что он станет тренироваться на час меньше, ничего плохого не случится. А вот если он продолжит работать, как работал, или попробует еще увеличить тренировочные часы, то это нанесет вред. Именно на таком подходе мы будем настаивать в предстоящем сезоне.

- То есть больше не будет фирменных тренировок на износ?

 - С того момента, как я появился в команде, тренировки не длятся больше двух часов. Этого времени более, чем достаточно при Рафиной интенсивности. Своим приоритетом мы выбрали его благополучие, превентивные меры, которые бы позволили избегать травм. Если тренируешься больше 3,5 часов, качество работы намного ниже. Я поклонник более коротких тренировочных отрезков. Например, сдвоенные сессии были очень редки и только во время турниров, когда мы пытались получить преимущество, играя тренировочные сеты утром, а после полудня проводя более специфические тренировки с акцентом на какие-то конкретные детали игры.

- В этом году Рафе стукнет 33. Вас тревожит возможная связь между возрастом и травмами?

- Конечно, с возрастом травмы случаются чаще. 99% игроков заканчивают карьеры как раз из-за участившихся травм и из-за их последствий, как, например, потеря уверенности и желания, из-за необходимости проводить в кабинете врача времени больше, чем на корте, или из-за заметного падения в рейтинге. Я был в этой шкуре и знаю, каково это. Поэтому мы стараемся всеми силами избежать чего-то подобного, ну или по крайней мере оттянуть на как можно более длительное время, дозируя время и интенсивность Рафиных тренировок и стараясь максимально оптимизировать его календарь.

- То есть вы постараетесь еще урезать его расписание турниров?

- Разговоры о Рафе и его расписании идут постоянно. В этом сезоне он сыграл всего в девяти турнирах. И было бы любопытно посмотреть на какого-то другого игрока в истории АТР, закончившего год второй ракеткой мира по итогам всего девяти турниров! Конечно, обстоятельства вынудили его играть так мало. Какие-то мы пропускали сознательно, но другие - вынужденно, из-за травм. В нормальном состоянии, будучи здоровым, Рафа должен играть 14-15 турниров за сезон, не больше. Ужать календарь сильнее, как мне кажется, невозможно.

- Через несколько дней межсезонье закончится...

- Цель была постепенно увеличивать нагрузки и интенсивность после операции на ноге. В принципе она была довольно простой, но мы все равно не хотели ничего форсировать. Восстановление прошло хорошо. Ну и работа, постепенная, без всякого безумия или спешки. Мы оптимисты в том, что касается подготовки к АО.

- Вы сказали, что, когда Рафа был на корте, это было впечатляюще. С такого ракурса - чего вы ждете от сезона-2019?

- Моя задача - подвести к нему Рафу в максимально хорошем физическом и техническом состоянии, проделать максимум конкретной специфической работы над тем, чего мы от него хотим. Мы все, и Хоан Форкадес, его фитнесс-тренер, и мы с Франсисом Роигом готовим Рафу к тому, чтобы он был гораздо более агрессивным игроком, чем на протяжении всей его карьеры. Сейчас в теннис играют в четыре удара. 70% очков сейчас - это подача и один удар, ну или подача и два-три удара. Это не то, что он предпочитает, но мы стараемся найти зону комфорта в этом дискомфорте. Надаль любит ритм, но он уже показал, что способен прекрасно играть и тогда, когда ритм отсутствует. Мы давно настаивали на том, чтобы он играл агрессивнее. Иногда он принимал эту необходимость, иногда нет. Я знаю, что ему никогда не стать Федерером, Раоничем или Бердыхом, теми, кто является  игроком двух ударов, но все равно нужно стараться заставлять его подбираться как можно ближе к этому, но при этом не теряя его особенностей и его сильных козырей. Вот почему мы так много разного пробуем на тренировках, пытаясь привить ему уверенность перед тем, как он столкнется с подобным в  игре.

И в 2017-м, и в большей части 2018-го он уже играл так, как мы от него добивались. Возможно, в трех последних матчах этого сезона, на ЮСО, он показал игру, максимально близкую к той, которой мы добиваемся. В 20 он мог играть так, как играл, но сейчас ему нужно выжимать чуть больше, быть более агрессивным. Я сам был игроком и знаю, что иногда ты ощущаешь себя готовым это делать, а иногда тебе требуется приложить больше усилий. Когда ты не чувствуешь в себе уверенности, тяжело находить нужную агрессивность. Именно эту уверенность мы и стараемся вложить в Рафину голову. Он очень восприимчив, но местами, иногда ему кажется, что он не может этого делать.

- Надаль был участником трех матчей, признанных лучшими матчами 2018-го...

- Эпические битвы запоминаются надолго, а Рафа - он король эпических битв. Обычно это затяжные матчи с массой альтернатив, с открытыми финалами. Конечно, в этом отношении Рафа был признанным Игроком года. Хотя лично я предпочел бы, чтобы этих эпических битв было поменьше. Ибо обычно это затяжные матчи, а затяжные матчи сейчас это не то, что делает меня счастливым. Лет 10 назад я сам бы вдохновлял Рафу на то, чтобы он затягивал игры на как можно более длительное время, но не сейчас.

Но это же Надаль, а Надаля публика любит именно за то, что он побеждает там, где, казалось бы, уже безнадежно проиграл.

- Но как ему это удается?! Ведь такое случается не раз, не два, гораздо больше!

- Я его тренер, и если вы спросите меня, как он это делает... Черт, не могу объяснить. Это то, что является его сущностью, его особенностью, то, что западает в память и душу.

- В этом году в эпическом полуфинале Уимблдона против Джоковича он оказался в шкуре проигравшего. Вам не дают покоя те не использованные возможности?

- Об этом думаешь всегда. Да, Уимблдон был ярким примером. Он имел все шансы победить Джоковича в этом матче, матче, изменившем исход сезона. Андерсон прошел через матч-марафон против Изнера, и Рафа был бы явным фаворитом финала. Что бы это означало? Помешать Джоковичу выиграть его первый ТБШ в течение пары лет.

Нужно пересматривать те матчи в карьере, которые ты выиграл, хотя мог проиграть. Хотя обычно люди дольше помнят те матчи, которые могли выиграть, но проиграли.

- Где ваша роль сейчас важнее - на корте или вне его?

- О моей работе говорить трудно. Она - комплекс моментов, которые Рафа переживает и на корте, и вне его. Всегда присутствует человеческий фактор. Я знаю, что я его хочу ему дать, а вот что даю на самом деле... Это вопрос к нему. Тебе же всегда кажется, что ты свою работу делаешь хорошо.

- Сколько раз за эти два сезона вы злились?

- Злился? Да ни разу. Случается иногда, назовем это так, несоответствие критериев. Если я что-то ему говорю, то только потому, что думаю, что так будет лучше для него. Но это не означает, что мое мнение - всегда абсолютная истина. Диалоги обычно бывают открытыми. Часто мы соглашаемся друг с другом, но часто и нет.

Я всегда стараюсь быть честным и говорить ему то, что считаю для него лучшим. В противном случае мой авторитет и моя польза для него стремились бы к нулю. Но мне не нужен робот, который все время отвечает "да" всему, что я ему скажу. Это очень искренние отношения.

- Зверев выиграл Итоговый в Лондоне. Изменится ли в 2019-м привычная расстановка сил?

- Думаю, что гегемония Джоковича, Надаля и Федерера будет постепенно снижаться. На ТБШ они будут продолжать доминировать, но им будет все сложнее и сложнее побеждать на Мастерсах, на которых мы уже видим большую ротацию. Но если говорить о ТБШ, то это совсем иная история, но рано или поздно и это изменится. Но уверяю вас - я не тот парень, который готов усомниться в Джоковиче, Надале и Федерер.

- Были ли вы удивлены тем, что Зверев смог выиграть у Джоковича и Федерера подряд на одном турнире?

- Не скажу, что не был удивлен. Но за пределами Биг-3, думаю, он единственный, кто способен на это сейчас. Это весьма сложная задача - обыграть Федерера в полуфинале и Джоковича в финале, не думаю, что есть много тех, кому подобное удавалось. Но мы говорим об игроке, который на виду уже несколько лет, кто весьма стабилен и солиден. На ТБШ по каким-то причинам он не показывает свой лучший уровень, но он - главный кандидат в преемники троице гигантов.

- Вам нравится идея ATP Cup?

- Идея хорошая. Мы всегда должны поддерживать новые соревнования, которые рождаются, чтобы модернизировать наш вид спорта, ведь теннис довольно консервативен и с трудом адаптируется к новым форматам. АТР приложила к организации Кубка большие усилия, что лично я нахожу очень позитивным.

- И последнее. Что бы вы пожелали в новом году?

- Чтобы Рафа был здоров. Если Рафа будет здоров, он вернется в сражение за самые большие и важные титулы. Быть здоровым - это приоритет номер один внутри команды.

 

https://www.atptour.com/es/news/entrevista-moya-pretemporada-2019-nadal