5 мин.

Кинорулетка: «Расёмон»

Мне сложно выбрать, какой фильм у Акиры Куросавы самый лучший или достойный. Буквально каждый увиденный оставлял у меня очень сильные и незабываемые впечатления. Но почему-то именно «Расёмон»  пришёл на ум, когда срочно нужно было представить список для рулетки. Возможно, этот подсознательный выбор произошёл потому, что я (так совпало), как и остальной мир, открыла для себя Японию благодаря этому фильму Куросавы (как считалось - самому неяпонскому из японских режиссёров, модернисту и, о ужас :), космополиту, к коим его осуждающе зачислили  соотечественники).  Занятно, что у судьбы картины была практически детективная история. На родине «Расёмон» прошёл незамеченным и даже, прямо скажем, не понятым. Куросава, по его словам, «готовился снова есть холодный рис», но неожиданно узнал, что получил за своё кино  «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Оказалось, что это продюсер Джулиано Страминджали, будучи в Токио, посмотрел «Расёмон», «проникся истиной»… и когда не смог договориться с японскими властями - тайно вывез копию ленты на фестиваль. Итальянцы были потрясены увиденным.  После этого, началось «великое шествие» азиатского кинематографа по миру.

«Расёмон» снят в жанре исторической драмы. Время и место действия - 10 век, Япония. Сюжет фильма предельно прост: разбойник убивает самурая и овладевает его женой, четверо очевидцев преступления – сам разбойник, жена самурая, его дух и дровосек   дают показания... (больше нет смысла рассказывать, иначе совсем уже получится  спойлер).  Потому, просто поделюсь некоторыми фактами об этом фильме.

В основу сюжета легли две новеллы Рюноске Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Акира Куросава писал сценарии всегда сам, и как он рассказывал, принимаясь за экранизацию рассказа "В чаще", понимал, что история эта в виде киносценария, во-первых, слишком коротка, во-вторых, не устраивает его как раз своей сюжетной неопределенностью, в-третьих, наконец, неопределенностью этической.

Поэтому, молодой режиссер взял за основу другой рассказ Акутагавы "Ворота Расёмон"     и самостоятельно дописал к сценарию рамку, а одновременно и четвертого персонажа. Картину уже запустили в производство, когда Акиру посетила делегация съёмочной группы - они не поняли такой многогранности сюжета. «Что значит, это всё?»    спросили участники съёмок, указывая на сценарий «Расёмона».  Ответ вошёл в историю: « Это отражение жизни, а у неё не всегда простой и понятный смысл», больше у него никогда, ни о чём не спрашивали. «Кодзё» - резюмировали актёры (Кодзё- это маска театра «Но», обозначающая мудреца и философа). Вообще, известный факт, на съёмочной площадке    к Куросаве все относились с большим пиететом и называли его между собой - Императором.

Куросава был выдающимся новатором в кино, очень многие приёмы и идеи потом разошлись по миру кинематографа и были использованы другими режиссёрами. Например, именно он впервые применил технику одновременной съёмки тремя разноплановыми камерами и приём съёмки рапидом. Вот и во время съёмок «Расёмона» он также проявил немалую изобретательность, так, в сцене у ворот «Расёмон» режиссёр никак не мог добиться того, чтобы дождь был виден не только на переднем плане, но и в глубине, где он сливался с серыми декорациями. Поэтому в воду дождевых машин подмешали чернила, после чего дождь стал контрастен. А для того чтобы осветить лес, в котором даже в полдень стояла мгла - Куросава и оператор Кацую Миягава притащили на съёмки большое гримировочное зеркало, которым они отражали солнечный свет, направляя его на снимаемый объект.

Вообще, несмотря на специфичную японскую аутентичность, в которую нас погружают, фильм захватывает своей динамикой и собственно до самого финала не даёт чётких разгадок. Куросава выходит за рамки обычного детектива, привнося в действо глубокую философию. Ее он вложил в уста одного из героев – монаха: «Я растрачиваю веру в людей, а это страшнее мора, голода, разбойников, урагана…». В этом фильме режиссер сумел объединить свой хорошо известный гуманизм с экспериментальным повествовательным стилем.

Что ещё можно добавить… в картине впечатляет мощная, великолепная работа актёрского ансамбля.

 

Ну и особенно  уникальный в своей  выразительности, экспрессивности и «дикости» Тосиро Мифунэ (он при подготовке к роли, по совету Куросавы,  позаимствовалпластику из дикой природы, в частности, наблюдал за львами. С тех пор Мифунэ исполнял практически ту же самую «львиную» роль ещё несколько раз, увековечив себя именно этой пластикой).

 

Приятного просмотра!