Кинорулетка: «Расёмон»
Мне сложно выбрать, какой фильм у Акиры Куросавы самый лучший или достойный. Буквально каждый увиденный оставлял у меня очень сильные и незабываемые впечатления. Но почему-то именно «Расёмон» пришёл на ум, когда срочно нужно было представить список для рулетки. Возможно, этот подсознательный выбор произошёл потому, что я (так совпало), как и остальной мир, открыла для себя Японию благодаря этому фильму Куросавы (как считалось - самому неяпонскому из японских режиссёров, модернисту и, о ужас :), космополиту, к коим его осуждающе зачислили соотечественники). Занятно, что у судьбы картины была практически детективная история. На родине «Расёмон» прошёл незамеченным и даже, прямо скажем, не понятым. Куросава, по его словам, «готовился снова есть холодный рис», но неожиданно узнал, что получил за своё кино «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Оказалось, что это продюсер Джулиано Страминджали, будучи в Токио, посмотрел «Расёмон», «проникся истиной»… и когда не смог договориться с японскими властями - тайно вывез копию ленты на фестиваль. Итальянцы были потрясены увиденным. После этого, началось «великое шествие» азиатского кинематографа по миру.
«Расёмон» снят в жанре исторической драмы. Время и место действия - 10 век, Япония. Сюжет фильма предельно прост: разбойник убивает самурая и овладевает его женой, четверо очевидцев преступления – сам разбойник, жена самурая, его дух и дровосек дают показания... (больше нет смысла рассказывать, иначе совсем уже получится спойлер). Потому, просто поделюсь некоторыми фактами об этом фильме.
В основу сюжета легли две новеллы Рюноске Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Акира Куросава писал сценарии всегда сам, и как он рассказывал, принимаясь за экранизацию рассказа "В чаще", понимал, что история эта в виде киносценария, во-первых, слишком коротка, во-вторых, не устраивает его как раз своей сюжетной неопределенностью, в-третьих, наконец, неопределенностью этической.
Поэтому, молодой режиссер взял за основу другой рассказ Акутагавы "Ворота Расёмон" и самостоятельно дописал к сценарию рамку, а одновременно и четвертого персонажа. Картину уже запустили в производство, когда Акиру посетила делегация съёмочной группы - они не поняли такой многогранности сюжета. «Что значит, это всё?» спросили участники съёмок, указывая на сценарий «Расёмона». Ответ вошёл в историю: « Это отражение жизни, а у неё не всегда простой и понятный смысл», больше у него никогда, ни о чём не спрашивали. «Кодзё» - резюмировали актёры (Кодзё- это маска театра «Но», обозначающая мудреца и философа). Вообще, известный факт, на съёмочной площадке к Куросаве все относились с большим пиететом и называли его между собой - Императором.
Куросава был выдающимся новатором в кино, очень многие приёмы и идеи потом разошлись по миру кинематографа и были использованы другими режиссёрами. Например, именно он впервые применил технику одновременной съёмки тремя разноплановыми камерами и приём съёмки рапидом. Вот и во время съёмок «Расёмона» он также проявил немалую изобретательность, так, в сцене у ворот «Расёмон» режиссёр никак не мог добиться того, чтобы дождь был виден не только на переднем плане, но и в глубине, где он сливался с серыми декорациями. Поэтому в воду дождевых машин подмешали чернила, после чего дождь стал контрастен. А для того чтобы осветить лес, в котором даже в полдень стояла мгла - Куросава и оператор Кацую Миягава притащили на съёмки большое гримировочное зеркало, которым они отражали солнечный свет, направляя его на снимаемый объект.
Вообще, несмотря на специфичную японскую аутентичность, в которую нас погружают, фильм захватывает своей динамикой и собственно до самого финала не даёт чётких разгадок. Куросава выходит за рамки обычного детектива, привнося в действо глубокую философию. Ее он вложил в уста одного из героев – монаха: «Я растрачиваю веру в людей, а это страшнее мора, голода, разбойников, урагана…». В этом фильме режиссер сумел объединить свой хорошо известный гуманизм с экспериментальным повествовательным стилем.
Что ещё можно добавить… в картине впечатляет мощная, великолепная работа актёрского ансамбля.
Ну и особенно уникальный в своей выразительности, экспрессивности и «дикости» Тосиро Мифунэ (он при подготовке к роли, по совету Куросавы, позаимствовалпластику из дикой природы, в частности, наблюдал за львами. С тех пор Мифунэ исполнял практически ту же самую «львиную» роль ещё несколько раз, увековечив себя именно этой пластикой).
Приятного просмотра!
блин, никогда до этой рулетки не думал, что я такой японист.
А псто написан отлично - спасибо
Этот ноябрь выдался для меня да и для многих из нас настоящим месяцем японской культуры. Перед жеребьёвкой рулетки посмотрел "Телохранителя" — мой первый фильм Куросавы. На случай, если бы выпал "Герой одиночка", снятый полностью по его сюжету. Кино запомнилось постановкой, потрясающей операторской работой и игрой единственного японского актёра, который именно что играл, а не кривлялся, как все остальные - Мифунэ. Очень даже по-голливудски всё там снято, и я могу понять, почему в Японии его прозвали "западником".
Что касается "Расемона", то здесь был приятно удивлён актёрами. Мифунэ держит марку. Остальные не все, конечно, играли хорошо, но это было на уровень лучше, чем в "Телохранителе". Само действие местами затянуто. Я говорю в основном про моменты, когда герои по 2-3 минуты тупо бегают по лесу или смеются уж очень долго, или повторяют фразу кучу раз (не смотри на меня, не смотри на меня...). Ощущение, что Акира убивал экранное время, растягивая хронометраж до полного метра.
Технически же всё было здорово, а как, собственно, иначе. Операторская работа впечатлила в сценах у ворот Расемон. Этот дождь, эти ракурсы. Здорово.
Исследование природы человеческой лжи и эгоизма ярко прослеживается, но я запутался в концовке.
Как монах, услышавший столько лживых историй, мог отдать ребёнка дровосеку только по причине наличия у последнего шестерых детей. Поверив на слово! Нипанятна. (если это было такое раскаяние, то я Станиславский и дровосеку Не Верю!!! ).
Оценка: 4 Тосиро Мифунэ из 5
Думаю, позже буду пересматривать ещё раз
Аригато и сайонара
Это сильно!
P.s. Большинство приемов в современных фильмах, от просмотра которых МУРАЖКИ, содраны как раз с Куросавы.
:)) да, здесь наверное одно из двух, как мне кажется- либо тебя очаровывает и увлекает японская эстетика, либо вообще не твоё.)
=А псто написан отлично=
Аригато.:) Было не просто, если честно, в первый раз пост делала.)
Я как-то уже приводила пример: в фильме "Милая Фрэнсис" все героини были исключительно "не свидабельны" - усилиями переводчика, разумеется. Воспринимала как ироничное слово-маркер :)
Гаврила выяснить пытался
Метраж московского метра
И с метрономом упражнялся
Всё зря...
Это часть стиля отзыва, я пытался смотреть и писать без уважение к старости чисто за старость, почтения к классике, вычленения приемов и т.д.
Фильм вполне смотрибелен и без поисков авторских новаций и "ух ты, а, наверное, этого чувака покнокали те чуваки, которых потом покнокал Леджер для роли Джокера!", что для кина 1950-го года большая редкость и оч. хорошо. Оценка 4,3: выше, чем просто 4,0, но ниже, чем 4,5. 4,5 и 5,0 оставлю для более современных фильмов, таких, чтобы вот при просмотре были МУРАЖКИ (с - Винус Ричардовна).
Слоган фильма: «Да какой же дурак когда врет, предупреждает» ? (с)
В общем-то, можно сказать, что это квинтэссенция всего фильма. Четыре участника преступления. Четыре версии одного убийства. Одна противоречит другой. За каждой своя правда и своя ложь. Которые легко меняются местами. Но необычность и уникальность фильма в том, что судьями, перед которым предстают по очереди герои, в результате оказываются зрители.
Все персонажи разговаривают в суде глядя прямо в камеру – самих судей не видно и не слышно. Допрос превращается в монолог. Это довольно-таки сильный режиссерский ход, так как сразу заставляет зрителя более пристально вслушиваться и всматриваться в происходящее и делает его как бы тоже действующим лицом разворачивающейся драмы. Я бы назвала этот прием, переходя на современный язык, интерактивным кино (а фильм-то был снят в 1950 году). И каждому зрителю предлагается сделать свой выбор.
Честно говоря, меня бы любая развязка устроила. Потому как философский посыл наложился на детективный и для меня перекрыл его. тут много есть над чем задуматься, больше всего, наверное, над глубиной "колодца" человеческих пороков: насколько он бездонен или все-таки есть предел?
Я бы отметила еще великолепную операторскую работу (камера, которая находится все время в движении, делает резкие стоп-ракурсы на глазах героев) и обилие изобразительной символики.
Сильное впечатление оставил Куросава. Браво, Маэстро!
тем более "кирпич", который у нас, видела.
А много Вас таких?))
В любом случае приятно.)
__________________________________________________
Пластик, засранцы!
Проницательный обзор, здорово.:)
=великолепную операторскую работу=
Да, я тоже не переставала внутренне восхищаться находкам и приёмам оператора. Постоянная игра свето-тени, "зайчики" на поляне в лесу... скользящее сквозь листву солнце, как будто это ты движешься вместо героя... Композиция в кадре выстроена филигранно и безупречно. Когда делала скрины, поражалась, в какой момент не сделаешь стоп кадр - получается законченная фотография.
Именно.:)
Я например, не давно узнала с удивлением, что его экранизация "Идиота" Достоевского, считается среди критиков лучшей в мире.
Это все равно, что написать за любой признанный шедевр - смотрибельно, читабельно...
Вообще, вот это отсутствие пиетета к выдающимся достижениям личностей, уже вошедшим в историю, иной раз в ступор вводит.
"Бороду" не видела.
Которое предполагает многократный анализ одного и того же социального объекта (панели) с назначенными временными промежутками, по одной и той же программе исследования, а не то "панельное" исследование, где образ le putane препарируется в культурологическом срезе японского кинематографа, т.н. онсэн-гейша "на источниках", ну это уже private story...
По крайней мере, из тех лент Акиры, что видел, все мне показались доступными. У Тарковского ничего кроме "Зеркала" не смотрел, а вот у Ингмара видел добрых полтора десятка работ. И считаю, что в некоторые из них можно глубоко проникнуть лишь при условии, если тобой самим овладевало сумасшествие. Недаром один из тезисов в экзистенциальной философии гласит, что "истиной нельзя овладеть, её можно лишь пережить".