4 мин.

ОМОН на улицах и стадионах. Это связано!

Футбол всегда является зеркалом нашей жизни, а стадионы страной в миниатюре. Например, в 90-е годы на стадионах были рынки, за счет них выживала спортивная инфраструктура, как, собственно, и вся страна выживала торговлей. Продавали все и везде и тем самым себя прокормили. Многие экономисты утверждают, что именно закон о свободе торговли спас страну от голода в эпоху жесткой инфляции.

В прошлом же году был Чемпионат мира, который прошел вообще без инцидентов. Ну то есть вообще ничего не случилось. Обратите внимание, оказывается может государство существовать без опричнины. Более того, лицо государства становится без нее добрым и делает для репутации России в мире существенно больше, чем все крупные пиар-агентства за все несметные миллионы из российского бюджета. Проследите сами – Никольская собирала болельщиков со всего мира, они проводили несанкционированные шествия с флагами, кричалками и плакатами. Их никто не разгонял, естественно, хотя фан-зона была около здания МГУ. К ним даже не подошел товарищ майор с вопросом «кто разрешил?». Собственно, теперь я не сомневаюсь в том, что можем, когда хотим. Та страна была таковой, которой можно было гордиться. Нам показали демо-версию той самой «прекрасной России будущего».

Прошел год… Все вернулось к истокам. Главные новости страны – не яркие карнавалы и яркие футбольные матчи, а месилово, обыски и аресты. Срок действия демо-версии закончился. Наверное, в той яркой и человеческой России многим очень некомфортно, они считают, что вместо доброго и улыбчивого лица должна быть морда со страшным оскалом и замутненным злобой взглядом.

В Москве вторую неделю ОМОН месит людей, потому что гулять по улицам без разрешения не положено, в общей сложности было задержано около 2500 человек. Тут очень важно понимать, что есть юридические определения митингов, шествий и прочих массовых акций, прописанные в федеральном законе, а есть 31 статья Конституции, которая разрешает гражданам собираться мирно и без оружия. Силу же полиция может применять в случае массовых беспорядков, определение которым дано в Уголовном кодексе, оно касается настоящих погромов и уничтожения имущества. Ну примерно, как разгоняемые «желтые жилеты» во Франции, это и есть по российским законам массовые беспорядки. Поэтому сравнивать действия полиции России и Франции довольно странно.

То есть по большому счету применение ОМОНа – жест государства, который показывает, что любого с его помощью оно поставит на место. Государство же у нас понятие очень широкое. Это и президент, и мэр города, и какой-то полковник, обеспечивающий безопасность на стадионе. Они не могут действовать вразнобой, в государстве так не бывает, есть общая политика и общие подходы. Вот во время Чемпионата мира никто не применял ОМОН. А сейчас, когда стали применять ОМОН в Москве, любой полковник на стадионе в Ростове или Санкт-Петербурге тоже считает, что ему можно. И ведь правда можно, потому что он вносит свой вклад в реализацию государственной политики взаимодействия власти и общества.

Я уже видел много споров о том, что же такого сделали болельщики «Спартака» в Ростове, что их стал месить ОМОН? Да ничего они не сделали! Посмотрите, стадион стоит, никого в больницу не увезли, то есть была обычная ситуация, когда по глупости матч назначили на 21.30, а гостевую трибуну держали еще час на своих местах. Кто-то выразил недовольство, может грубо и жестко. Ну так если в Москве грубое недовольство подавляется ОМОНом, почему же такого не может быть на стадионе в Ростове?

Что было в Питере, нам тоже предстоит разобраться. Хотя это ни к чему не приведет, силовиков никто не накажет, а, скорее, наградят, как посредника во взаимоотношениях власти и общества.

И на самом деле важно, что у всех приходит понимание: применение силы против мирных граждан – общая проблема. То есть никто уже не спрашивает «а нас за что?» и не говорит «так им и надо». Получается, что вот такое посредничество ОМОНа формирует настоящее гражданское общество, которое уже не атомизируется. Например, никто не пугает более оппозицию фанатским движем, ну разве что за исключением отдельных провокаторов-политилогов. Ну потому что теперь это будет звучать смешно. Ведь ничто не объединяет так крепко, как общий противник.

Просто те, кто посылает ОМОН на людей, чтобы показать свою силу, не понимают, что общество поменялось. Раньше того, что не показали по телевизору, не было. Сейчас есть Интернет, он создал крепкие социальные связи. И если у тебя в ленте на Facebook идут подряд видео из Москвы, Питера и Ростова, то невольно начнешь сочувствовать коллегам по несчастью. Тем более стадион это всего лишь зеркало того, что происходит на улицах.