14 мин.

Теннисные мифы 21 века. Часть 2.1. Финал US Open 2004

Мы продолжаем серию публикаций, в которых изучаем и проверяем на правдивость постоянно употребляемые в теннисной среде утверждения. Вторая глава затронет весьма объемную тему и будет состоять из нескольких пунктов. Итак, наиболее массовая теннисная фанабаза, коей являются болельщики Федерера, регулярно повторяет следующее:

- Федерер периода 2004-2007 - пиковый, а до и после указанного промежутка швейцарец не был так хорош

- главные конкуренты Федерера в 2004-2007 играли очень хорошо

- но Роджер был просто непобедим, причем не только для своих реальных оппонентов того времени, но и для праймовых Надаля и Джоковича, которые появились позже

*Сформулируем понятие «праймовый» (англ. - prime). Это игрок, показывающий свой если не лучший (пиковый) теннис, то близкий к лучшему, то есть не менее 80% от своих возможностей. 

Следует заметить, что в данном блоге уже было проведено фундаментальное математическое исследование, установившее реальный уровень игроков исследуемой эпохи. Самым популярным возражением к данной работе является мысль о том, что при анализе нужно смотреть не на числа, а на игру, подразумевающая, что игрок, который регулярно проигрывает или едва обыгрывает середняков и аутсайдеров, однажды дойдя до поединка с Федерером, резко преображается и демонстрирует высочайший уровень тенниса. Собственно, как и сам Роджер.  Поскольку такое высказывание выглядит абсурдным, но в то же время теоретически возможным, мы последуем совету поклонников одной из главных звёзд тенниса и будем смотреть матчи. Пункт 2.1 будет посвящён финалу US Open 2004 между Роджером Федерером и Ллейтоном Хьюиттом, который мы проанализируем через призму двух главных вопросов:

1. Был ли Хьюитт очень хорош, а Федерер непобедим?

2. Какой результат стоило бы ожидать в матче такого Федерера и Хьюитта против праймовых Надаля и Джоковича?

Первый гейм матча ознаменовался форхендом Федерера, за счет которого швейцарец выиграл сразу 3 очка (2 виннера и вынужденная ошибка). Удары Роджера справа действительно были крайне острыми, но нельзя не отметить, что Хьюитт делал все для того, чтобы Федерер бил из максимально удобного положения. Австралиец наносил короткие/средние по длине, медленные по скорости удары прямо на ракетку сопернику. Иными словами, просто набрасывал под расстрел. 

При счете 15-40 Ллейтон допустил двойную ошибку, позволив сопернику сразу же повести с брейком.

Сам же Федерер отподавал отлично и очень быстро закрепил преимущество. 2-0.

Показательный эпизод случился в начале третьего гейма. Наевшись оплеух с форхенда в начале матча, Хьюитт решил построить игру через бекхенд соперника и даже получил позиционное преимущество в розыгрыше, однако ввиду всякого отсутствия пробивной мощи австралиец развить его не смог и затем допустил невынужденную ошибку.

                                                                                          ***

Немного забегая наперед, заметим, что проблема слабого удара будет преследовать Хьюитта на протяжении всего матча. Для того, чтобы было с чем сравнивать пробивную способность австралийца при исследовании поединка, прикрепим ролики с игрой праймовых Надаля и Джоковича в матчах против праймового Федерера. 

Известно, что явной сильнейшей стороной испанца является форхенд (удар слева для левши), служащий фундаментом его атак, но в первую очередь мы предлагаем обратить внимание на бекхенд Рафы, чтобы установить, что даже со своей слабой стороны Надаль генерирует намного больше остроты, чем Хьюитт.

А агрессия Надаля с форхенда представляет собой уникальный и неподвластный Хьюитту сплав бешеного верхнего вращения , скорости и траектории полета мяча.

Праймовый Джокович бьет не менее остро, чем Рафа, и также намного опаснее с двух сторон, чем Хьюитт.

                                                                                          ***

При счете 30-30 Ллейтон имел отличную возможность заработать геймбол, получив простейший мяч после нетбола, с которого, впрочем, угодил в сетку.

А завершил гейм снова двойной. Таким образом, в актив Федерера в этом гейме можно записать только прием навылет при счете 0-15.

Консистенция выигрыша гейма Роджером в соотношении 1 к 3 (один хороший розыгрыш от себя и три провальных со стороны соперника) продолжилась и дальше. Две невынужденные ошибки при попытке перевести по линии с форхенда и наброс под расстрел от Хьюитта сделали счет 0-4.

Пытаясь взять гейм престижа, Ллейтон лишь показал, почему он не принадлежит к когорте великих. Последние способны забирать даже те розыгрыши, в которых соперник действует безупречно, предлагая на отличный удар еще более классный ответ. Именно этого качества не хватило Хьюитту в гейме №5. Находясь в позиции минимума времени, крайне неудобного положения тела и мяча для нанесения удара, австралиец не смог ничего противопоставить Федереру.

                                                                                          ***

В способности исполнять сложные удары кроется еще одно фундаментальное отличие Хьюитта от праймовых Надаля и Джоковича. Если отменные удары на сторону Ллейтона железно дают Федереру победу в розыгрыше, то против Рафы и Новака швейцарец не имеет никаких гарантий.

                                                                                          ***

На брейкпоинте австралиец снова напомнил об отсутствии завершающего удара, предоставив Федереру шанс на баранку.

Игрокам свойственно чем-то компенсировать свои недостатки. Так, теннисисты без удара обычно нивелирует это скоростью передвижения и тактической выучкой. Но это явно не про игру Хьюитта в начале шестого гейма. Ллейтон, получив удобный мяч после бекхенда Федерера, сыграл прямо по центру под форхенд и нарвался на обостряющий ответ, а после не добежал за мячом, который обязаны доставать представители его игрового стиля.

                                                                                          ***

Следует подчеркнуть, что острота удара, о которой шел разговор в первом отступлении, никогда не была сильной стороной Хьюитта. Одним из китов успеха австралийца считалась скорость ног, благодаря которой он здорово играл в защите. Однако, из данного финала и примеров ниже становится очевидно, что праймовые Надаль и Джокович существенно быстрее Хьюитта на ногах.

                                                                                          ***

Пару добротных подач от Федерера и очередной срыв Хьюитта стали завершающей фазой стартовой партии, которую швейцарец взял всухую – 6-0.

Довольно-таки быстро 6-0 по геймам переросли в 8-0. Картина игры не менялась: Роджер давал возможности оппоненту, но тот бил либо мимо, либо слабо. Исключением, подтверждающим правило, стал следующий розыгрыш. Здесь Ллейтону в кое-то веки хватило мощи и глубины провести удачную атаку.

Cправедливости ради, местами Федерер демонстрировал великолепные удары.

 Но в то же время стала заметна слабость в игре швейцарца, а именно – его игра слева.

Кроме того, Федерер начал давать сбои на приеме, что в купе с первым сильным бекхендом по линии Хьюитта позволило австралийцу размочить счет. 0-6 1-2.

Шансов на приеме у Ллейтона по-прежнему не было, но на подаче удалось взять еще один гейм. Уже третья двойная и неисполненная простая обводка перекрылись новыми ошибками Роджера – с форхенда. Уровень тенниса падал все ниже. 0-6 2-3.

 В шестом гейме второго сета стало очевидно, что единственным элементом на корте, исполняемом на высоком уровне, была подача Федерера. Три эйса в концовке гейма позволили швейцарцу уйти с 30-40 и в очередной раз отдалиться от Хьюитта.

К середине партии положение австралийца стало удручающим. Ллейтон снова потерпел фиаско в разменах с Федерером, что привело к 0-40 на своей подаче, но редкая удачно проведенная атака, эйс и 3 ошибки Роджера после не самых трудных подач и удара с отскока вернули представителя зеленого континента в игру в игру. 3-4. 

В очередном гейме на приеме Хьюитту предоставили все, чтобы сделать брейк: слабейший наброс на хафкорт, детский промах из убойной позиции, бекхенд в сетку.

Но австралиец вместо того, чтобы все-таки взять подачу Федерера, охотно принял вызов в игре «кто больше опозорится», допуская собственные ошибки.

 После «фееричных» розыгрышей, приведших к счету «ровно», Роджер слегка реабилитировался, выписав сопернику 2 отличные подачи и снова увеличил отрыв.

Череда взаимных ошибок продолжалась. Верх в розыгрышах брал тот, кто играл менее плохо. В девятом гейме таковым оказался Хьюитт.

Самое интересное началось, когда Федерер подавал на вторую партию. Теннисисты выдали самый продолжительный на тот момент поединка гейм, который прежде всего запомнился полнейшим крахом бекхенда Роджера. Швейцарец допустил сразу 5 грубейших ошибок слева, не выполнив ни одного результативного действия.

 С форхенда также не обошлось без срывов, но их, в отличие от бекхенда, удалось нивелировать неплохими атаками.

Что касается Хьюитта, его игра в этом гейме ничем не отличалась от того, что он демонстрировал ранее: австралиец ошибался, бил коротко, изредка удачно атаковал. Ключевое значение на итоговый исход гейма оказал слабый теннис Федерера – нестабильный форхенд и ужаснейший бекхенд. Счет стал 5-5.

Последний гейм на подаче во втором сете оказался для Ллейтона самым легким. Федерер снова допустил 3 ошибки с форхенда, а Хьюитт выдал отличный удар с полулета.

Швейцарец ответил убедительно, забрав один продолжительный розыгрыш и выполнив несколько хороших подач. Судьба сета решалась на тайбрейке. 

Хьюитт был «во всей красе» - медленные ноги и 3 невынужденные ошибки.

 Федерер все еще сбоил с форхенда.

 Но комбинацию «подача+добивание» Роджер выполнял неплохо, заработав несколько легких очков, которые в совокупности с ошибками Хьюитта привели к 2-0 по сетам.

В третьем сете вернулся Федерер образца первых шести геймов поединка: швейцарец отлично подавал, уничтожал короткие мячи с форхенда и не срывал бекхенд.

Хьюитт же оставался прежним и получил ещё одну баранку. Итоговый счет матча - 0-6 6-7 0-6.

Просмотрев поединок, подведем его итоги. 

Игра Федерера: отличная первая и последняя четверть матча, но провальная середина.

У Роджера было 2 режима, получивших одинаковую долю времени матча.

Великий уровень - отменная подача, отличный форхенд и стабильный бекхенд. Таким был швейцарец, когда выписывал сопернику баранки.

Слабый уровень - средняя подача, нестабильный форхенд и ужасный бекхенд. В данном состоянии сломить сопротивление слабого играющего соперника Роджер смог лишь на тай-брейке.

Модель матча с праймовым Надалем/Джоковичем

Сет 1

Федерер начинает безупречно, уверенно играя на подаче. К середине партии возможно 2 варианта:

1. Надаль/Джокович не без труда, но все-таки удерживают собственную подачу

2. Федерер получает преимущество в виде брейка

Затем у швейцарца начинается продолжительный спад:

1. Надаль/Джокович забирают партию с преимуществом в брейк

2. Федерер отдаёт подачу и судьбу сета решает тайбрейк, где шансы равны

Сет 2

Федерер все ещё ужасен и партию поигрывает. В зависимости от того, успевает ли швейцарец выйти из пике в данном промежутке, итоговое отставание может быть как в 1, так и в 2 брейка.

Сет 3

Его первая часть будет похожа на первую партию. Роджер может повести с брейком, а может не отдалиться в счете, имея небольшое преимущество в целом. Но, поскольку даже праймовые Надаль и Джокович не могут играть весь матч на одном уровне, положим, что Федерер-таки поведёт, а сможет ли довести дело до победы - неизвестно. Впрочем, скорее да, чем нет.

Таким образом, вероятность выигрыша Федерером сета 1 - 33,3%; сета 2 - 0,01%, сета 3 - 66,6%. Следовательно, наиболее вероятный счёт по итогам трех партий - 2-1 в пользу Надаля/Джоковича.

С учётом того, что Федерер не был стабилен даже в первой половине матча, не превосходит Рафоле физически и значительно менее результативен в пятисетовых поединках, вероятность победы швейцарца в матче крайне низка.

Игра Хьюитта: катастрофа от начала и до конца

Давняя слабость Ллейтона - отсутствие пробивной мощи - достигла своего пика. Австралиец не мог развить множество атак из-за низкой скорости ударов и набрасывал Федереру под расстрел. А предполагаемые сильные стороны - скорость передвижения и безошибочность - отсутствовали. Ллейтон зачастую не добегал до не самых сложных мячей и выдал россыпь ошибок, в том числе из простейших ситуаций.

Модель матча с праймовым Надалем/Джоковичем:

Сет 1 и Сет 3

Рафоле делает с Хьюиттом то же, что и Федерер. Австралиец суммарно берет не больше двух геймов.

Сет 2

Здесь Ллейтон, возможно, берет на гейм-два больше, но о тай-брейке речи не идёт. Таким образом, с вероятностью 99,9% счёт матча Хьюитта против праймового Надаля/Джоковича - 0-3 по сетам.

Финальный вердикт:

1.1 Был ли Федерер на ЮСО-2004 непобедим? Нет.

1.2 Удалось ли бы его обыграть праймовым Надалю и Джоковичу? С огромной долей вероятности, да.

2.1 Играл ли Хьюитт сильно на ЮСО-2004? Нет.

2.2 Смог ли бы он держаться на равных с праймовыми Надалем и Джоковичем? С вероятностью 99,9%, нет.