4 мин.

Почему кризис Томи - благо для российского футбола?

Честно говоря, до перерыва в чемпионате томская Томь не представляла для нейтрального болельщика ровным счетом никакого интереса. Да и я, в общем-то, с прохладцей относился к этому коллективу. Томичи в который раз оказались на пороге финансового и спортивного краха, и если в прежние годы с помощью слезных писем в адрес сильных мира сего удавалось выбить спасительную «копейку», то в нынешних неблагоприятных обстоятельствах ее ожидаемо не нашлось.

Так, в конце декабря 2016 года стало окончательно понятно, что практически все опытные игроки спешно оставляют тонущий фрегат, и у Валерия Петракова цель сохранения места в Премьер-лиге меняется на просто «достойно закончить сезон». Причем слово «достойно» здесь так, для проформы.

Впрочем, для отряда, потерявшего восемнадцать бойцов основной обоймы, даже такая задача является практически невыполнимой.

Шесть безответных мячей от Ростова красноречиво подтвердили плачевное положение томичей. Как и последующее крупное поражение от армейцев с четырьмя пробоинами в защитных редутах также не настроило на хоть сколь-нибудь положительный лад.

Стоит ли говорить, что победа в следующем туре над очень крепким Амкаром стала полной неожиданностью и даже, можно сказать, сенсацией двадцатого тура РФПЛ. Пионеры Петракова именно в этот момент, кажется, поверили в себя, поверили в то, что не Боги горшки обжигают. Ребята распрямили плечи и больше ни одного матча не сдали без боя.

Игра с Анжи и вовсе должна была обернуться победой, но предательский пенальти на исходе компенсированного времени при счете 2-3 в пользу гостей из Томска спас ничью для дагестанской команды.

Уже возложивший на себя чемпионские полномочия красно-белый клуб мог вполне отложить завоевание титула, если бы Даниил Большунов из вратарской на «Открытие Арена» сумел нанести акцентированный удар по воротам Реброва. А если вспомнить первую четверть поединка, то там и вовсе хваленое войско Карреры было задавлено натиском смелых сибирских парней.

Статистика гласит, что за 17 туров до зимовки Томь насобирала 9 турнирных пунктов, после возобновления – 5. В среднем оба показателя составляют 0,5 балла за игру. Не Бог весть какой результат, конечно, но учитывая обстоятельства и сроки создания нынешней команды - вполне достойный. Кроме того, в первой части чемпионата было забито 8 голов, а во второй - 7, при этом на данный момент команда провела в обновленном составе лишь 10 матчей. В среднем это 0,47 и 0,7 мяча за игру соответственно. 

Здесь же назревает вопрос: а зачем платить больше?

Если опытные, мастеровитые игроки выполняют задачу набора турнирных очков с такой же эффективностью, что и молодые футболисты из резервной команды, то стоит ли вкладывать крупные суммы из бюджета субъекта РФ в финансирование зарплат этих «футбольных гуру»?

Мой ответ – нет.

За несколько месяцев после возобновления чемпионата мы узнали много новых фамилий, которые действительно здорово смотрятся даже на фоне больших клубов РФПЛ: Мелихов, Сасин, Большунов, Гвинейский, Карымов, Осипов.

А ведь кое-кто из этих юношей еще и общеобразовательную школу не закончил.

На мой взгляд, учитывая нынешнее депрессивное состояние российской экономики, футбольным клубам, финансируемым в большей степени за счет средств бюджетов регионального уровня, необходимо вести более точную, грамотную и менее затратную политику.

Как показывает практика, опираясь на талантливых выпускников молодежных академий, ведя точечную, системную работу на трансферном рынке, можно вполне существовать даже в реалиях РФПЛ.

Самый яркий пример - футбольный клуб «Уфа». Выкупая за относительно небольшие деньги молодых воспитанников ведущих клубов РФПЛ, команде удается мотивировать ребят не «длинным рублем» (или любой другой валютой), а возможностью выступать на столь высоком уровне, играя против ведущих команд страны.

Предлагаю вспомнить: кто из клубов нижней половины таблицы на постоянной основе поставляет кадры в команды первой восьмерки? Если эти трансферы и свершаются, то это чаще всего разовые акции – не более.

Кого продала «Томь» за последние годы? На память приходят фамилии Погребняка и Панченко.

Только Кирилла клуб отпустил как свободного агента(чудеса!), и лишь за Павла удалось выручить целых пять миллионов евро. Но эта успешная сделка чуть-чуть моложе предпоследнего трофея Спартака. Думается, никому не нужно объяснять, что для любого клуба одной из важнейших доходных статей бюджета является именно выгодная продажа игроков.

Не было счастья – да несчастье помогло. Эта поговорка очень уместна в ситуации, которая постигла футбольный клуб «Томь». Надеюсь, страстная сибирская молодежь с горящим взором даст понять всем футбольным функционерам, что они ничуть не хуже «неведомой зверушки», а лучше, наглее и перспективнее.

Любой кризис несет с собой не только несчастья и беды, но в какой-то степени оздоровление пораженной системы. Другими словами: очищение, обновление, избавление от всего лишнего и тяготящего.

А пойдет ли «Томь» по пути «Уфы» или свернет на дорогу прошения милостыни, узнаем, но ох как хочется, чтобы это был все-таки первый вариант.

В любом случае, стране нужны самобытные, самоокупаемые, коммерчески привлекательные футбольные проекты, и будет приятно, если в Сибири такой появится.