20 мин.

Как понять «Зенит» через картины Эрмитажа 

Гид Вадима Кораблева для легионеров и не только.

Эрмитаж – один из важнейших музеев мира и самый узнаваемый бренд Петербурга. В нем более трех миллионов экспонатов: чтобы увидеть каждый, нужно пройти не меньше 20 километров. 

«Зенит» – тоже один из символов Петербурга, который объединяет город и чьи домашние матчи соседствуют с Эрмитажем в туристических гидах. Но если в Эрмитаже иностранцев все меньше, «Зенит» активно подписывает легионеров, которые мало знают об истории клуба, его героях, мифах и мемах. 

Это вдохновило нас на текст-выставку: мы взяли значимые эпизоды из истории «Зенита», его легенд и образы, сложившиеся в массовом восприятии, и посмотрели на них через картины Эрмитажа. Чтобы помочь новичкам разобраться и, возможно, самим увидеть что-то новое.

Революция Павла Садырина – «Черный квадрат», Казимир Малевич

«Черный квадрат» объявил эру супрематизма. Малевич не показывал полотно, пока не написал манифест, в котором заявил, что его работа – это вызов. Он хотел отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир, нацеленный на простейшие геометрические формы. Малевич создал четыре «Черных квадрата» (два находятся в Третьяковке, еще один – в Русском музее), они отличаются цветом, рисунком и фактурой. В Эрмитаже выставлен последний – это одна из немногих картин художника, которые после его смерти оставались в семье.

Революцию в «Зените» осуществил Павел Садырин, перевернувший мышление и историю клуба. В 1984-м он стал первым (и единственным) тренером, с которым «Зенит» выиграл чемпионат СССР. Садырин – второй среди тренеров клуба по количеству побед (лидер – Семак), а еще у него 11 сезонов в качестве игрока и 6 – в статусе капитана.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 334

Михаил Бирюков, единственный человек, причастный ко всем чемпионствам – «Завтрак», Диего Веласкес

Одна из первых картин Веласкеса относится к популярному в XVII веке в Испании жанру бодегон («погребок», «таверна») – такие сюжеты украшали трактирные вывески или залы таверн. На полотне изображены мальчик, молодой мужчина и внимательно слушающий старик – аллегория взросления человека.  

Множество стадий в «Зените» прошел Михаил Бирюков. Он единственный причастен ко всем 10 чемпионствам – сначала в советской (как игрок в 1984-м), а затем и российской лиге (как тренер вратарей в 2007-м, 2010-м, 2012-м, 2015-м, в 2019-2023-м). Бирюков – седьмой по количеству матчей за клуб и первый вратарь-капитан в истории. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 239

Связка Аршавина и Кержакова – «Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Связка Аршавин-Кержаков – иконический образ «Зенита», уважаемый даже заклятыми соперниками. «Апостолы Петр и Павел» – один из бриллиантов Эрмитажа. На картине противопоставлены два темперамента. Слева – Петр, в его взгляде печаль, раскаяние и покорность. Справа – Павел, который, наоборот, решителен, категоричен и властен. 

Обоих апостолов называют первоверховными, то есть самыми значимыми и почитаемыми святыми. Связка Кержакова и Аршавина – самая значимая и почитаемая в Петербурге. И вряд ли в ближайшее время ее затмит другая. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 240

Кувырки Аршавина и Кержакова после гола «Спартаку» в 2001-м – «Танец», Анри Матисс

«Танец» – культовая работа Матисса в двух версиях. Одна находится в Нью-Йорке, но наиболее популярная – именно в Эрмитаже. Пять обнаженных фигур красного цвета кружатся в хороводе на фоне синего неба и зеленой земли (Матисс называл синий, зеленый и желтый «первичными элементами, которые будоражат наши чувства»). Упрощенные формы помогли сделать картину динамичнее и экспрессивнее, хотя на первых салонах ее героев называли «дикими». Матисс рассказывал, что создал полотно сразу после похода в ресторан на Монмартре, где танцевали фарандолу (прованский народный хороводный танец). Эксперты считают, что еще он мог вдохновляться, например, античной керамикой. 

Столько же динамики, единения и эмоций было в культовом праздновании Аршавина и Кержакова – кувырках после гола «Спартаку» в 2001-м. Они не вдохновлялилсь фарандолой, но получили энергию от хорошего настроения и погоды (так рассказывал Александр). А в 2022-м повторили трюк. 

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 440

Вознесение святого Домингеса – «Вознесение и коронование Мадонны», Питер Поль Рубенс

 

На полотне, которое предназначалось для Антверпенского собора, но так и не стало его частью, Рубенс объединил «Вознесение» и «Коронование» Мадонны – две разные темы западной иконографии. 

Вознесение святого Домингеса – символ коронования «Зенита»-2007.

На 89-й минуте в Раменском Баффур Гьян головой пробил в девятку, и пока Малафеев обреченно наблюдал за мячом, его с линии вынес Домингес. «Зенит» продержался еще четыре минуты – и взял первое чемпионство в российской истории. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 247

Победа в Кубке УЕФА и Суперкубке Европы – «Похищение Европы», Лука Джордано

Сравнение очевидно: в 2008-м «Зенит» Дика Адвоката похитил Европу, забрав Кубок УЕФА и уложив «Манчестер Юнайтед» в Суперкубке. На картине живописца итальянского барокко Джордано популярный мифологический эпизод: похищение дочери финикийского царя Европы Зевсом. По легенде, Зевс явился девушке в виде белого быка и увез на спине на остров Крит. Там преобразился в прекрасного юношу и овладел ей.

Так же напористо и стильно действовал «Зенит» – подтвердят «Байер», «Бавария», «Марсель», «Вильярреал» и другие. Проиграл четыре матча в кампании, но неизменно пролезал дальше. Вышел на финал без лучшего бомбардира, но без проблем забил два. Посадил на скамейку в Суперкубке живую легенду Аршавина, но победил «Манчестер Юнайтед» благодаря заменившему его новичку Данни. 

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Возвращение Владимира Быстрова из «Спартака» – «Возвращение блудного сына», Рембрандт

«Зенит» обыгрывал картиной Рембрандта подписание контракта с Далером Кузяевым: перед этим он ушел свободным агентом, пытался устроиться в Европу, но так и не нашел клуб. Впрочем, если бы соцсети цвели в 2009-м, «Зенит» бы зацепился за сюжет драматичнее – возвращение Владимира Быстрова из «Спартака», которому обрадовалась часть болельщиков, но не принял фанатский вираж.

Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» за несколько месяцев до смерти. Это финальный эпизод новозаветной притчи, где сын, однажды потребовавший часть наследства и ушедший из дома, возвращается к отцу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Считается, что в этом сюжете Рембрандт подвел итог жизни и работы. Эксперты противопоставляют картину одному из автопортретов в молодости, на котором Рембрандт, как любитель выпить, потратить деньги и подраться, изобразил себя с бокалом в руке и женой на коленях. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 254

Эпоха Лучано Спаллетти – «Мадонна Литта», Леонардо да Винчи

Возможно, главный шедевр Эрмитажа – директор Михаил Пиотровский называл его символом музея. «Мадонна Литта» обозначила новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения. Мария, кормящая Христа, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Из окон открывается горный пейзаж (кстати, сине-бело-голубой), напоминая о гармонии мироздания. 

Эпоха Спаллетти в «Зените» – как раз про мягкое новаторство, гармонию и любовь.

При итальянце клуб доминировал дольше сезона: два чемпионства подряд, выход в плей-офф Лиги чемпионов – такого в истории еще не было. Петербург до сих пор согревается обаянием Спаллетти: он говорил, что любит игроков сильнее жены, делал подарки персоналу и устроил забег с голым торсом по снежной арене после тутула-2010.

Где смотреть картину: Большой Эрмитаж, зал 214

Алексей Ионов и алкоголь – «Абсент», Пабло Пикассо

«Абсент» (одна из картин серии, самая популярная – «Любительница абсента» – тоже в Эрмитаже) рассказывает об одиночестве и растерянности. Напиток здесь – это портал в другой мир, свободный от терзаний и неудач и позволяющий забыться. Людей за столиками кафешек очень любили писать импрессионисты, которыми и вдохновился Пикассо. 

Лицо абсента в «Зените» – Алексей Ионов: его арестовывали за пьяную езду, сажали на безалкогольный карантин, он исчезал с тренировок и ругался из-за этого со Спаллетти. Лучано пытался его утихомирить, но все закончилось трансфером в «Кубань». История Ионова, в отличие от многих других на нашей выставке, не про славные победы, но про давление большого клуба, под которым иногда ломаются юные таланты.

Где смотреть картину: Главный штаб, зал уточняется

Разговор Широкова с фанатами – «Разговор», Анри Матисс

Матисс изобразил себя и жену Амели во время напряженного разговора. По одной из версий, художник сообщает, что живопись для него всегда будет на первом месте.

Обратите внимание, что Матисс держит руки в карманах – прямо как Роман Широков во время напряженного разговора с фанатами «Зенита» в 2012-м. Конфликт вспыхнул еще после чемпионского матча с «Динамо» и добрался до игры с «Рубином» в Казани. В аэропорту Широков, которого тайно сняли на телефон, произнес культовую фразу русского футбола: «Можешь дома сидеть».

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 440

Мощь Халка – статуя Юпитера, неизвестный автор

Сила и атлетичность Халка точнее передаются через скульптуру, а не картину. Статуя Юпитера (верховного бога мифологии) в Эрмитаже – одна из крупнейших античных скульптур, которые сохранились в музеях мира. Ее высота – 347 сантиметров, вес – 16 тонн, объем мышц – неизмерим. Прямо как у Халка. 

Скульптуру нашли во время археологических раскопок на вилле императора Домициана (81-96 гг. н.э.). Ее создал неизвестный римский мастер эпохи Флавиев, при которых Рим превратился в столицу цивилизованного мира. Мастер сочетал мрамор, позолоченное дерево и гипс, имитировал отделку золотом и слоновой костью. 

Римский публицист Дион Хризостом размышлял: «Кто станет перед этим образом, тот забудет обо всем, что терзает и огорчает человеческую жизнь». При виде Халка защитники РПЛ забывали, кажется, обо всем. 

Где забыться перед скульптурой: Новый Эрмитаж, зал 107

Отъезд Семака в Париж, без которого могло не быть тренерства и «Зенита» – «Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро

В 2004-м Семак так устал от свирепых сборов Валерия Газзаева, что думал закончить с футболом, но подвернулся вариант с «ПСЖ». Сергей провел там всего один скомканный сезон, но его хватило, чтобы перезагрузиться и заново влюбиться в игру. В 2018-м он признался, что через 5-10 лет мечтает вернуться в Париж – особенно в статусе тренера. 

Когда Семак перечисляет любимые места, всегда называет Монмартр. Импрессионист Камиль Писсарро посвятил бульвару отдельный цикл из 30 полотен: снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, наблюдал за жизнью улицы и писал ее в разную погоду – в Эрмитаже зафиксирован пасмурный день. Мир впечатлен, как феноменально Писсарро передал темперамент и душу Монмартра. Неудивительно, что такие пейзажи вернули Семаку вдохновение. 

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 405

«Зенит» Рио-де-Жанейро – «Рыбак», Тарсила Ду Амарал

Единственный художник из Бразилии в Эрмитаже – модернистка Тарсила Ду Амарал. После замужества с поэтом-авангардистом увлеклась фольклором и перешла к «культурной антропофагии». Ее смысл в том, что Бразилия как поздняя культура должна подпитываться идеями Европы, но не забывать про афроамериканские элементы. Картины Турсулы Ду Амарал в приемах кубизма и сюрреализма отличаются красочными цветами тропической природы. 

«Зенит» Рио-де-Жанейро – особенный и не менее красочный этап в истории «Зенита». С финтами Малкома, танцами Клаудиньо, фокусами Вендела, выверенностью Дугласа Сантоса. И, конечно, трофеями. При этом у болельщиков остается запрос на «культурную антропофагию» – с воспитанниками у клуба серьезные трудности. 

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Проблемы с воспитанниками – «Юноша с лютней», Караваджо

Единственное произведение великого Караваджо в России. В центре сюжета юный музыкант, который поет и играет на лютне, но особое внимание к деталям: оборванные струны скрипки, помятая нотная тетрадь, лопнувшая корзина фруктов. Самая популярная интерпретация ведет к термину Vendis (жанр живописи эпохи барокко) – о недолговечности всего земного. Другая – к угасанию любви.

Недолговечность – точная характеристика успехов академии «Зенита» и политики клуба по воспитанникам. В Петербурге уже давно не растят суперзвезд, а имидж сверхпродуктивной школы растворился в нулевых. И если «Юноша с лютней» в 2017-м прошел масштабную реставрацию, юноши «Зенита» пылятся в дубле или пробиваются в других командах. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 232

Образ богатого наглеца – «Бобовый король», Якоб Йорданс

На картине фламандского художника – застолье в честь праздника Богоявления. В этот день в католических странах к столу подавался особый пирог с сюрпризом – запеченным бобом, орехом, фигуркой Христа или монеткой. Тот, кому доставался сюрприз, провозглашался Бобовым королем, возглавлял праздник и выбирал королеву под крики «Король пьет! Да здравствует король!» 

Составители каталога фламандской живописи в Эрмитаже Наталья Бабина и Наталья Грицай увидели в картине аллюзии на фламандские и голландские пословицы. Например, изображение собаки, просящей подачку у мальчика, намекает на Res immoderate cupido est («Жадный не знает меры»). Надувший щеки волынщик – на Met ееn goed gevulde buik wil het zinger beter Iukken («С хорошо набитым животом лучше поется»). 

Таким же везунчиком, наглецом и жадиной многие сторонние зрители воспринимают «Зенит»: крупнейший бюджет в лиге от «Газпрома» когда-то позволял платить по 40 миллионов евро за одного игрока, а сейчас помогает выглядеть пижоном даже в острый кризис. 

Где смотреть картину: Новый Эрмитаж, зал 248

Покупки у конкурентов по РПЛ – «Поцелуй украдкой», Жан Оноре Фрагонар

Жан Оноре Фрагонар – французский художник эпохи позднего рококо. Он писал в разных жанрах, но самыми удачными считаются сюжеты о любви и отношениях. В картине «Поцелуй украдкой» юноша целует девушку и уводит ее, сжимая руку и держа возле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, опасаясь, что кто-то войдет и увидит их.

Покупки важных игроков конкурентов (например, Матео Кассьерры, лучшего бомбардира лиги второй команды сезона-2021/2022) – тоже своеобразный поцелуй украдкой. 

Где смотреть картину: нет в постоянной экспозиции, появляется на временных выставках

Елена Илюхина – «Портрет дамы в голубом», Томас Гейнсборо

Единственная работа Гейнсборо в России, одного из самых известных британских портретистов и пейзажистов. Он писал женщин, вдохновляясь Ван Дейком – не Вирджилом, а Антонисом. Мечтательный взгляд, тонкие линии тела под тяжелой прической, парящее движение рукой – в этом портрете так много воздуха, несмотря на аристократизм модели. Кто она – неизвестно. Считается, что это дочь одного английского адмирала Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор.

Герцогиня «Зенита» – Елена Илюхина, председатель совета директоров клуба и заместитель генерального директора «Газпром нефти». Именно она представляет «Зенит» в исполкоме РФС.   

Где смотреть картину: Зимний дворец, зал 298

Михаил Боярский – «Дама в черной шляпе», Кес Ван Донген

В музее хватает достойных шляп – ближе к Боярскому тот же «Портрет молодого человека в шляпе» Жана-Батиста Греза. Но есть нюанс: такой изящной шляпы, как у Кеса Ван Донгена, в Эрмитаже не найти. Нидерландский художник творил в Париже и стал известным светским портретистом, которого выделял интенсивный свет. Обратите внимание на большие глаза – обязательный элемент, приближавший заказчиц к эталону. Правда, у «Дамы в черной шляпе» нет прототипа – это вымышленный «образ мечты». 

Михаил Боярский в шляпе и шарфе «Зенита» – неизменный образ актера и символ болельщиков команды. 

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 430

Песни о «Зените» – «Таитянские пасторали», Поль Гоген

Бытовые зарисовки из жизни обитателей Таити. По сюжету это не очевидно, но картина в первую очередь посвящена музыке (обратите внимание на девушку со свирелью, которая играет, пока ее подруга стирает белье в тазу): общая торжественная тональность, убаюкивающий покой и единение со средой. 

У «Зенита» музыка – это ярко выраженная черта идентичности. Среди десятков песен о клубе и исполнителей-болельщиков – от шнуровского «Ленинграда» и Розенбаума до группы «Кирпичи» – особо выделяется, конечно, «Город над вольной невой». Гимн, основанный на вечерней песне и приятной тоске по родному любимому месту. 

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 411

Чемпионская гонка с «Краснодаром» – «Арена в Арле», Винсент Ван Гог

В 1888 году Ван Гог перебрался из Парижа в прованский Арле и написал там свою самую спортивную картину. На ней изображен древний амфитеатр, где проходит коррида. При этом главные герои не бык или тореадор, а страстная публика. Спустя несколько недель после завершения работы Ван Гог отрезал мочку уха. Это просто факт – события не связаны.  

«Зенит» впервые за много лет получил мощное сопротивление – от «быков» из «Краснодара».

На этой неделе так же горячо, как зрители на картине Ван Гога, мы продолжим следить за чемпионской гонкой РПЛ. 

Где смотреть картину: Главный штаб, зал 413

Подписывайтесь на телеграм-канал Кораблева

50 важнейших людей в истории «Зенита»

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Вильф; Gettyimages/Phil Cole; Zenit/Twitter.com, Alexandr Kulebiakin/Interpress, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Photoagency Interpress/Global Look Press/Global Look Press; fc-zenit.ru; East News/JACQUES DEMARTHON / AFP; en.wikipedia.org