7 мин.

«Я никогда не думал, что для того, чтобы стать жокеем, сначала нужно побыть лошадью». «Мистер Никто» мирового футбола

Он пришел в футбол продавцом обуви, а ушел легендой, переписав тактические правила Кальчо. Его авторству принадлежат множество метких цитат, он прославил свою деревеньку Фузиньяно, вдохновил целое поколение тренеров осуществлять свои мечты и поступательно двигаться к казалось бы неосуществимым целям.

Всего несколько футбольных менеджеров могут похвастаться таким же наследием, как и Арриго Сакки. Он принял находившийся в руинах «Милан» и превратил его в одну из величайших команд в футбольной истории. Поэтому до сих пор поразителен тот факт, что до «Милана» Сакки и дня не тренировал в серии А.

Для Сакки все началось в Фузиньяно еще в подростковом возрасте, когда мальчишка наблюдал за игрой Пушкаша и Кочиша в составе знаменитого «Гонведа». Энергия, с которой венгры действовали на поле, ярко контрастировала с итальянским футболом того времени. Арриго был поражен не столько результатами, сколько силой, характером и умом венгерских футболистов.

Шло десятилетие господства Катеначчо и «Интера» Эленио Эрреры, но матчи внутреннего первенства не впечатляли юного Арриго. В лиге было множество талантливых игроков, которые не могли сочетать свои умения с системой игры, господствующей на Аппенинах. Сакки наблюдал за доминированием мадридского «Реала» в конце 50-х и был уверен, что итальянский футбол можно трансформировать, используя высокий прессинг и скоростные контратаки. Позже его мечта стала реальностью.

Но пока Арриго играл за свою деревушку и помогал отцу вести бизнес по продаже обуви. 15 лет игровой карьеры не принесли Сакки серьезных успехов. Только в конце 70-х он стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь тренерству, как основной профессии.

Его игровые идеи были радикальны. Сакки считал, что можно успешно прессинговать, используя 4-4-2, а перегруз в ключевых областях поля даст владение и контроль над игрой. Окончательно повесив бутсы на гвоздь, Арриго наняли главным тренером в команду «Баракка Луго» в надежде, что он выведет команду из низших лиг. Это период карьеры Сакки впоследствии называл «получение опыта». Ему было только 26, поэтому ключевым рабочим фактором было нахождение общего языка с подопечными, часть из которых была старше него. «Моему вратарю было 29, а центрфорварду 32. Я должен был управлять ими», - рассказывал потом Сакки.

Умение управлять людьми сильно поможет Сакки в его миланский период, но пока он был никем: человек с прекрасными идеями и целями, но без опыта. Сакки прошел молодежные команды «Чезены» и «Фиорентины», пока неожиданно не позвонили из «Пармы». Ее владельцы видели, как Сакки умеет мотивировать молодых игроков и решили, что это самый подходящий человек для того, чтобы поднять клуб из Серии С1.

«Парма» стала заключительным шагом Сакки в превращении из все еще игрока в дальновидного менеджера. Он смог усовершенствовать свою тренерскую философию и проверить ее на игроках не самого высокого уровня. Сакки сразу же стал прививать игрокам универсальность: умение играть на нескольких позициях без потери в качестве. Все это он практиковал еще в «Римини» и молодежке «Фиорентины». Одно дело объяснять это молодым игрокам, но другое заставить и убедить взрослых футболистов полностью изменить свою систему игры. Сакки это удалось: «крестоносцы» выиграли Серию С, а через год остановились в трех очках, чтобы пробиться в элиту. Но главный успех Сакки пришелся на кубок Италии: «Парма» обыграла «Милан», и Берлускони просто не мог пройти мимо этого. Так Арриго возглавил «Милан» в 1987 году.

Среди бесчисленных проблем, с которыми тренер столкнулся в Ломбардии, главной была все та же: он был никем, без опыта игры, но теперь управлять надо было звездами. Спустя несколько лет Сакки здорово скажет о том, что не только бывшие футболисты способны состояться на тренерском поприще: «Я никогда не думал, что для того, чтобы стать жокеем, сначала нужно побыть лошадью». Вокруг него теперь были Барези и Тасотти, Мальдини и Костакурта, ван Бастен и Гуллит, но задача была той же, что и 12 лет назад в «Луго»: найти подход к игрокам.

Новый главный тренер начал с очень энергозатратных тренировок, причем множество упражнений выполнялось без мяча. С этим связана интересная история: скаут соперника «Милана» прятался в кустах, наблюдая за первыми тренировками Сакки. Вернувшись с задания, он рассказал менеджеру, что игроки под руководством Сакки разыгрывают «квадраты», но делают это без мяча. Тренер посчитал скаута сумасшедшим, а в уик-энд команда благополучно проиграла «Милану».

Сакки всегда верил в силу сплоченности. «В футболе вы никогда ничего не добьетесь в одиночку, какими бы талантами вы не обладали», - твердил Арриго на каждой тренировке. Об его умении сплотить команду часто забывают, предпочитая рассматривать только тренерскую философию. А ведь именно это умение первоначально больше всего впечатлило Берлускони, который закрывал глаза на не самое удачное начало сезона.

И это было умным решением: в течение 4 лет Сакки выиграл с «Миланом» 8 трофеев, включая Скудетто, Кубок Европейских Кубков и два Межконтинентальных Кубка. Вероятно, футбол, основанный на высоком прессинге, больше подходил для свершений в Европе.

Тем не менее в Италии все были впечатлены футболом «Милана», а некоторые болельщики откровенно завидовали тому, что в такой элегантный футбол играет не их команда. Во многом благодаря Сакки, итальянский футбол стал шагать вперед, оставляя позади оборонительное наследие Эрреры и Лидхольма.

Игроки «Милана» порой уставали от въедливости Сакки к тактическим деталям, но все это давало результат и преимущество перед противником. Барези вспоминал финальную игру против «Бенфики» в 1990 году. «Оба центрдефа «орлов» ни на шаг не отходили от Марко. Тогда Босс попросил ван Бастена играть глубже, а в свободное пространство ворвался Райкард и забил. На тренировках мы отработали подобный элемент тридцать раз». «Итальянский футбол был надежно спрятан от новых веяний, пока им не овладел Сакки», - писал колумнист ESPN.

В 1991 году Сакки покинул «Милан» и это не было сюрпризом. Накопившаяся взаимная усталость дала о себе знать, и это было лучшим временем, чтобы уйти. Тем более на горизонте маячил не менее серьезный вызов – сборная Италии. В «Скуадре Адзурре» «Дьявол» сменил Адзельо Вичини, годом ранее приведшего Италию к 3-ему месту на домашнем чемпионате Мира. Главной своей задачей тренер считал построение сильной задней линии.

Тренерские методы Сакки нуждались в адаптивности: теперь он не вел каждодневную кропотливую работу, как в Миланелло. Нужно было добиваться максимума от игроков, которые собирались вместе лишь эпизодически. Его обвиняли в необъективности, когда он не взял Виалли, Манчини, Бергоми и Дзенгу на ЧМ-1994. Но Арриго стоял на своем. Ему нужно было быть уверенным, что команда будет подчиняться каждому его приказу. Несмотря на несомненный талант каждого из четверых, Сакки не хотел нарушать свою систему, наработанную годами.

Зато Сакки определился кто будет для сборной Италии Марко ван Бастеном. Центром атаки сборной стал Роберто Баджо, которого полностью освободили от черновой работы. Правда, если в «Милане» Марко завершал то, что создавали партнеры, то на плечи Роберто легла двойная ответственность. Он должен был и создавать, и забивать. Непоколебимая вера в Баджо и спорные отборочные циклы были оправданы: Италия дошла до финала, а главным ее игроком был именно Роберто.

«Сегодня в футболе акцент делается на результатах. Но вы не сможете построить небоскреб за ночь, максимум что получится так это хижина.», - сказал Арриго после финала, когда его спросили, что он чувствует после нескольких лет упреков и сомнений в его квалификации.

И по сей день Сакки уверен, что хороший тренер не получится за один сезон. «Кто такой хороший тренер? Он маэстро, который годами вырабатывал свой стиль. Ему нужно стремиться к качеству, а не к поверхностному результату, что очень легко. Я хожу в пекарню не из-за пекаря, а из-за хлеба».

Источник

 

Фото:  zimbio.com, goal.com

Также читайте в блоге:

Футбол, семья и судьба. История братьев Джака

«Единственный игрок в мире, за просмотр игры которого я готов платить». Футболист, которого обожали Марадона и Месси

«В 16 лет я купил себе Порше». Наследник Криштиану, который провалился