8 мин.

Как прессингует Ливерпуль. Ультимативный гид по системе Клоппа на примере игр с Барселоной

Это перевод материала Spielverlagerung. Оригинал лежит здесь.

Основной принцип системы прессинга «Ливерпуля» в схеме 4-3-3 состоит в том, чтобы держать мяч в центральных зонах, предотвращая тем самым горизонтальную циркуляцию мяча, которая обычно – если всё сделано правильно – растягивает оборонительную структуру как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. Для этой цели Юрген Клопп использует три линии и смешанную систему давления: первая линия перекрывает направления для передач, блокируя перевод мяча на широко расположенных вингеров и фулбеков, вторая линия в основном ориентируется на положения мяча, при этом главный принцип – возможность оказывать давление на двух игроков (решение какого именно игрока атаковать принимается на основе расположения игроков соперника, дистанции и скорости мяча). Последняя линия (в основном крайние защитники) также ориентируется на движение мяча, и если вторая линия не успевает блокировать фулбеков противника, то крайние защитники «Ливерпуля» поджимают их, в свою очередь. Однако, в идеале, последняя линия должна оставаться ближе к центральной зоне для контроля длинных забросов. 

Базовая система прессинга против «Барселоны» в первой встрече полуфинала Лиги Чемпионов: первая линия блокирует направления передач, вторая двигается и прикрывает игроков опционально в зависимости от положения мяча, Робертсон и Гомес поджимают Альбу и Роберто при необходимости.

Даже если противнику удаётся продвинуть мяч через центральную зону или широко расположенных игроков, подопечные Клоппа за счёт грамотных смещений и ловушек способны заблокировать дальнейшее движение, особенно на фланге. 

Заманивание в ловушку, модель из первой игры с «Барселоной»: Салах прессингует центрального защитника, прикрывая линию паса на фулбека. За счёт этого Ленгле имеет вариант передачи в центральную зону и дальше на Альбу. Если Гомес не сможет поджать Альбу в время приёма мяча, то вторая линия Ливерпуля (Милнер и Фабиньо) сместится горизонтально и закроет эту фланговую зону.

Динамика переключений между игроками Вингеры «Ливерпуля» закрывают внешние направления для передач, в то время как центрфорвард всегда пытается закрыть ближайшего к мячу центрального полузащитника или единственного опорника, в зависимости от модуля, который применяет противник. На иллюстрации ниже мы видим, за счёт того, что Ракитич опускается глубже, а за ним – и Фабиньо, при этом Милнер будет контролировать широкую позицию Альбы, если туда последует мяч. Шахматный порядок второй линии «Ливерпуля» позволяет опорному полузащитнику действовать гибко, поднимаясь при необходимости за своим игроком выше. Против единственного опорника соперника в этом нет необходимости. Обычно Фирмино полностью закрывает его с помощью cover-shadow, и вторая линия может сосредоточиться на контроле глубины центральной зоны. 

Против двух глубинных центральных полузащитников (здесь мы видим структуру 3-2) шаблон действий другой – опорный полузащитник (Фабиньо) поджимает ближайшего к мячу центрального полузащитника (Ракитича), тем самым, не позволяя ему развернуться при приёме мяча. Если мяч пойдёт на фланг, у Фабиньо будет время скорректировать свою позицию и сыграть при необходимости глубже. 

Прессинг против «Барселоны», первая встреча: Если центрбек принимает мяч, вингеры (Салах и Мане) прессингует, прикрывая линии передач на края. Если глубинные полузащитники принимают мяч, прессинг еще легче – закрыты вертикальные каналы. Если крайний защитник (Альба и Роберто) получают мяч напрямую, хавбеки «Ливерпуля» зажимают их на фланге – Милнер и Кейта всегда готовы резко сократить дистанцию.

У «Барселоны» возникали проблемы с построением атак из глубины. Им не удавалось эффективно растягивать вторую линию «Ливерпуля» даже несмотря на то, что идея смещений Ракитича была правильной. Это позволяло вытащить из глубины Фабиньо и открыть пустые зоны за его спиной. Конечно, это лучше работает для команд, которые строят игру через разбросы и эффективную игру на подборах. Однако даже если «Барса» выигрывала подобные мячи, четвёрка защитников «Ливерпуля» была на своих местах и тормозила любые рывки каталонцев. 

Ключевым игроком мог стать Видаль. За счёт его движения в центральной зоне можно было бы манипулировать позицией Кейта (затем Милнера) и открывать зону для рывка крайнего защитника. Однако игроки «Барселоны» в основном боролись с высоким прессингом, и подобная опция использовалась ими только один раз, но и против неё у «Ливерпуля» было решение. 

Решение: Сдвиг последней линии. В этом моменте Роберто получает мяч непосредственно от тер Штегена. Мане опускается ниже и перекрывает обратный пас. Это позволяет Робертсону поджать Роберто. Игроки «Ливерпуля» смещаются и образуют 3v3 в последней линии, контролирую ширину атаки «Барселоны».

Изменения во второй встрече В ответном матче «Ливерпуль» сделал несколько ключевых изменений. Прежде всего, главная роль центрального нападающего (Ориги) заключалась том, чтобы направлять развитие атак «Барселоны» в левый край, подальше от правой стороны, где обычно располагается Месси. Ориги позиционировал себя так, чтобы прикрывать своим телом передачи на Бускетса. Это провоцировало тер Штегена играть через Ленгле. После обратного паса Ориги немедленно атаковал игрока с мячом по кривой, перекрывая правое направление для передачи. 

Провоцирование паса назад на тер Штегена, Ориги немедленно включает прессинг, причём так, чтобы мяч оказался под левой ногой у вратаря. Линия защитников «Ливерпуля» смещается, Фабиньо опускается глубже на место между Ван Дейком и Матипом.

«Ливерпуль» также изменил динамику смещений своих линий, чтобы улучшить давление на крайних защитников «Барселоны» и не давать им потенциальных свободных зон. Для этого последняя линия располагалась несколько шире, чем в первой игре. Это позволило Робертсону и Александру-Арнольду прессинговать Альбу и Роберто уже в момент приёма мяча, в то же время линия защитников «Ливерпуля» смещалась в необходимом направлении. Это также внесло изменения в работу средней линии «Ливерпуля». Фабиньо теперь оставался в глубине и работал как свободный игрок перед защитниками, в том числе закрывая зону Матипа, если тому нужно было подниматься за Коутиньо. Роль Милнера также была скорректирована. Он, в отличие от первого матча, должен был располагаться между Бускетсом и Видалем и поджимать опорника, если возникала угроза диагонального паса, или опускаться ниже, если мяч оказывался у Альбы. 

Прессинг-ловушка Альбы: Ориги вновь закрывает правую сторону с помощью cover-shadow, в то время как Шакири поджимает Ленгле, одновременно перекрывая линию передачи на Альбу своим телом и открывая центр. Ключевое движение Хендерсона: не оказывать давление слишком рано, сначала сосредоточиться на блокировании потенциального проникающего паса по вертикали, начинать прессинг по Ракитичу только после приёма. Альба намеренно открыт и после того, как ему следует пас, Арнольд своим немедленным движением захлопывает ловушку. В это же время Фабиньо опускается ниже и страхует зону в последней линии.

Модель для прессинга при пасе назад в среднем блоке: Ориги закрывает линию передачи на дальнего от мяча центрального защитника (Пике), провоцируя пас назад на Ленгле, затем прессингует его по диагонали. Плюс дальний от мяча вингер (Мане) также начинает оказывать давление на Пике, закрывая возможность для горизонтального паса. Ключевого игрока – Бускетса – в этой схеме контролирует Милнер.

Что делать соперникам, если ширина атак закрывается? Остаётся сосредоточиться на трех вариантах.

Первый. Перегруз центральной зоны. Например, расположение двух полузащитников в шахматном порядке для ослабления прикрытия первой линии.

Решение от «Тоттенхэма» – использование двух полузащитников в центральной зоне. Привязывание Милнера одновременно к Алли и Сиссоко, который располагается глубже обычного, создаёт проблемы для Фирмино, снижает давление в первой линии за счёт уменьшения охвата и открывает линию вертикального паса.

Второй. Сдваивание фланга. Растягивает структуру, уменьшает зоны покрытия на флангах. Как пример, широкие 4-3-3/4-1-4-1 с асимметричным расположением и использованием «ложной» девятки. 

Основной подход «Ман Сити» в январской игре против «Ливерпуля»: оба фулбека и вингера остаются в широких позициях, растягивая структуру «красных», плюс ассиметричное расположение правого центрального полузащитника со смещением в глубину. Левый центральный полузащитник играет ближе к центру, а центрфорвард опускается в его зону. Такая асимметрия манипулирует второй линией «Ливерпуля» и пытается создать свободные зоны в полуфлангах.

Третий. Два вышеуказанных метода вместе. Модуль 4-2-2-2-0. Шахматное расположение создаёт 5v3 в начальной стадии, учитывая вратаря. Позволяет лучше двигать мяч с использованием фланговых зон. 

При розыгрыше от вратаря «Ман Сити» создаёт структуру 4-2-2-2-0: правый центрбек смещается на позицию второго опорника. Правый крайний защитник опускается очень глубоко для создания трудностей первой линии «Ливерпуля». Правый центральный полузащитник имеет возможность при необходимости сыграть широко и растянуть вторую линию «красных». Левый центральный полузащитник своим движением связывает опорника «Ливерпуля» в центре, центрфорвард также опускается как «ложная» девятка и ограничивает возможность ближнему центральному полузащитнику прессинговать левого фулбека постоянно.

Перевод подготовлен для тактического сайта Regista.

*Если понравился пост, не стесняйтесь нажимать +. Это поможет материалу попасть в тематические разделы. 

Мой Твиттер.