13 мин.

Бундеслига – худшее место для работы. Тренеров увольняют за победы, выход в еврокубки и просто так

В начале футбольного сезона болельщики делают прогнозы: кто станет новым чемпионом, насколько сильны дебютанты или кто станет лучшим игроком турнира? У поклонников немецкого футбола есть особый аттракцион: они рассуждают, какая из команд первой объявит об отставке тренера. И самое главное – по какой причине.  

В прошлом сезоне Бундеслиги семь команд уволили тренеров прямо по ходу турнира. Не повезло Тайфуну Коркуту, Хайко Херрлиху, Андре Брайтенрайтеру, Михаэлю Кёлльнеру, Доменико Тедеско, Мануэлю Бауму и Маркусу Вайнцирлю. Еще четыре специалиста – Бруно Лаббадиа, Пол Дардаи, Диттер Хеккинг и Юлиан Нагельсманн – покинули свои посты, сразу по окончанию чемпионата.

Выходит, что из восемнадцати команд элитного футбольного дивизиона одиннадцать прошли через тренерскую ротацию. В шаге от увольнения оказались Ковач и Функель. Последний даже успел проститься с командой и болельщиками. Безумие.

Еще большее безумие – факт того, что одиннадцать уволенных тренеров это не рекорд и не случайность, а вполне себе нормальное положение вещей в Германии.  

Смотрим график: в сезоне 2017/18 в Бундеслиге отправили в отставку девятерых специалистов, а в предыдущие годы – девять, семь и девять соответственно.  

Рекордным пиком увольнений стал сезон 2010/11, тогда в течении сезона тренеров выгоняли 12 раз. О многом говорит и то, что совсем без увольнений клубы высшего немецкого дивизиона обошлись только однажды – в самом первом сезоне 1963/64 годов.

Такое количество отставок – не нормальная ситуация для европейских лиг.

В Англии рекордным стал прошлый сезон, когда работу потеряло шесть коучей. В плане трудоустройства своих менеджеров Туманный Альбион самое надежное место в мире (дальше мы объясним, почему). Во Франции исторический пик – девять отставок. Для футбольной Германии это средний, «неурожайный» год. Приблизиться к немцам удалось только темпераментным испанцам (11) и итальянцам (12).

Однако стоит помнить, что мы приводим максимум за все время существования футбольных лиг. По среднему показателю итальянцы куда более лояльны к своему персоналу. 

Такая статистика удивляет, ведь Германия славится сильной тренерской школой, на ее выпускников есть большой спрос в футбольном мире и они регулярно добиваются успеха. Тяжело представить, что лучшие из них (а в клубах Бундеслиги точно работают лучшие) из года в год не справляются с поставленными задачами. Не менее трудно предположить, что из 18 профессиональных клубов 11 показали неудовлетворительные результаты.  

Возможно, работу футбольного тренера в Германии оценивают по каким то особым критериям и успехи команды мало влияют на гарантию занятости. Пускай, вот только критерии оценки не известны ни тренерам, ни клубам.

Как же так? 

Тренерская версия.

Слишком много политики, чужих денег и далекого от футбола руководства. И слишком мало уважения. 

 Сейчас все способствует тому, чтобы защитить нас, тренеров, и начать относиться друг другу с уважением. Ситуация, в которой мы все находимся [прим. автора – массовые увольнения] лично я нахожу ненормальной.

Эти слова произнес Дитер Хеккинг за день до своей отставки из менхенгладбахской «Боруссии». В причинах его отставки действительно мало нормального.

В ноябре прошлого года «Боруссиия» Хеккинга шла в зоне еврокубков. Команда крепла, задачи на сезон выполнялись и все были в восторге от главного тренера. Логично, что к Рождеству руководство «жеребцов» предложило Хеккингу новый продленный контракт.

Соглашение предполагало работу в клубе до 2020 года и гарантировало «Боруссии» стабильность в трансферное окно и полноценные предсезонные сборы с командой. Все это очень важные моменты для команды, которая планирует биться в Европе.

Поразительно, но несколько потерь очков в следующие пару месяцев привели главного тренера к моментальной отставке. О причинах увольнения Хеккинга в Гладбахе предпочитают не распространяться.

***

– Для нас, тренеров, становится все тяжелее работать. Это превратилось в большой раздутый мирМы должны постоянно следить за происходящим и лучше, гораздо лучше друг к другу относится!

Это слова Фридхельма Функеля.

Только в прошлом сезоне его «Фортуна» заработала путевку в элитный дивизион, но вместо ожидаемой борьбы за выживание стала самой неудобной командой даже для лидеров. Волевая 3:3 с «Баварией», победа над Дортмундом и крепкая середина таблицы после 34-го тура – каждым из этих достижений клуб обязан Функелю. Но ответственные за персонал в Дюссельдорфе так не считали. 

После возвращение команды с зимних каникул боссы «Фортуны» рассказали, что соглашение с Функелем прекратится летом. Решение обдуманное и серьезное, обалдевший Фридхельм уже готов проститься с болельщиками, теряет мотивацию и перестает верить в проект. А на очередной пресс-конференции срывается:

 За всю мою 27-летнюю карьеру я не встречался с подобным.  Каждая минута у руля Фортуны была удовольствием: работать с этим тренерский штабом, с командой. Это было лучшим, что я пережил в футболе. Вообще-то, мне бы не хотелось заканчивать. Это приносило мне слишком много удовольствия. Но сейчас мне придется остановиться: с лета я на пенсии.

После пламенной речи Функель не сдержал слезу, а спустя четыре дня «Фортуна» объявила, что с контракт с главным тренером продлен еще как минимум на год. Комментариев о том, признают ли в клубе ошибку, нет. Возможно, это новый немецкий способ мотивировать команду. Жестоко. 

***

А увольнение Бруно Лаббадиа? Это еще один пример, который никак не вяжется с результатами команды. От предыдущих ее отличает только то, что на расторжении контракта Бруно настоял сам – отношения с боссами стала невыносимой.

Исполнительный директор «Вольфсбурга» Йорг Шмадтке должен быть доволен результатами команды под управлением Бруно: едва не вылетевший «Вольфсбург» Лаббадиа вывел в групповой этап Лиги Европы. Но вместо доверия главный тренер получил постоянные придирки и массу сомнений в своей состоятельности. Видимо, ситуация обострилась еще больше и Лаббадиа решил покинуть клуб. Но прежде, чем покинуть команду, тренер жгуче выступил: 

 Все тренеры быстро сменяются. В таком окружении становится работать все сложнее. Поскольку здесь [прим. – в современном футболе] замешано много денег, все больше посторонних людей вмешиваются в футбол. Тут становится все больше политики.

В том, что ситуацию с увольнениями нагнетают далекие от футбола и слишком многочисленные начальники в клубах уверен не только Лаббадиа. Главный тренер «Аугсбурга» Мануэль Баум тоже критикует раздутый штат сотрудников, принимающих решения:    

 Задачи становятся сложнее и ложатся на плечи все большего количества людей. Но как известно, чем больше людей в деле, тем больше конфликтов может возникнуть

Это очень похоже на правду. Можно провести параллель с английской Премьер-Лигой, где число уволенных тренеров минимально. Там главный тренер – не только тренер. В Англии его называют «менеджер». Один такой английский менеджер выполняет перечень задач, который в Германии выполняют три человека из клубного офиса. Конечно, это придает работе многогранность и особенную сложность, но и ценность менеджера гораздо выше. Уволить такого специалиста, не имея на то веского основания – непозволительная роскошь. Наверное, потому английские фанаты жалуются на слишком большой кредит доверия главному тренеру. 

О ключевой разнице в подходе клубного руководства упоминают все, кто тренировал обеих странах. О простых и более понятных диалогах с боссами упоминал Юрген Клопп, ставя в пример немецким клубам английскую форму взаимоотношений с начальством. А переехавший из Лейпцига в Саутгемптон Ральф Хазентхюттль и вовсе исключает свое возвращение в Бундеслигу по доброй воле – тренер так же пострадал от отсутствия взаимопонимания с клубными чиновниками.

На счет проблем с массовыми увольнениями предельно ясно выразился руководитель отдела обучения футбольных тренеров Немецкого футбольного союза Франк Вормут:

 «Срок годности» тренера в Германии в среднем составляет полтора года. Это не изменилось. Новое здесь только то, что на тренеров усилилось давление.

У Вормута, к слову, тоже есть претензии к формированию клубного офиса. Он считает, что новые механизмы в немецком футболе настроены только на маркетинг. Немецкие бизнесмены отказываются понимать, что футбол может функционировать по законам, отличным от капиталистических.

Версия клубных чиновников.

Виноваты тренеры. Они вымогают слишком хитрые и однобокие контракты.

Спортивный директор «Фрайбурга» Клеменс Хартенбах тоже беспокоится о тенденции многочисленных увольнений. Только он не винит функционеров и убежден, что виноваты тренеры.

Я не знаю, наверное они [прим. – тренеры] сами несут вину за происходящее. Когда я слышу о пункте раннего ухода в контракте тренера, меня это раздражает. Я нахожу это ужасным. Что это за показатель для игроков и для клуба? Такие «пункты» сеют сомнения с обеих сторон, где нет места доверию.

И такие случаи действительно есть. Многие тренеры ставят в приоритет собственную карьеру, заранее заботясь о юридической возможности расторгнуть действующий с клубом контракт.

Мы начинали статью с Хеккинга – приведем его в пример и сейчас.

В 2006 году Дитер оставил успешно выступающий «Аахен» в середине сезона, получив предложение возглавить «Ганновер». А в самый разгар 2012/13 снова использовал опцию в контракте, что бы уйти из «Нюрнберга» в более перспективный (на его взгляд) «Вольфсбург».

Отметим, что ситуация с односторонним пунктом в контракте злит не только селекционера Хартенбаха, но и другую сторону – самих наемных тренеров. 

Тренер «Вердера» Флориан Кофельдт обновил свой контракт по результатам прошлого сезона и поделился с прессой деталями. Особенность, которая волнует нас – соглашение не содержит злосчастную опцию досрочного ухода. Решение отказаться от пункта Кофельдт объяснил предельно доходчиво:

 Когда подписываешь новый контракт, мне кажется, не совсем правильно думать о том, как свалить из клуба.

Действительно, о какой поддержке руководителей может идти речь, когда во время подписания контракта тренер настоял на опции досрочного расторжения. Тут вольно – невольно кидаешь камень в огород Юлиана Нагельсманна.

Новый тренер «Лейпцига» именно при помощи такого пункта расторг соглашение с «Хоффенхаймом». Любопытно, что официально активным пункт стал 30 июня, а уже 1 июля Юлиан курировал тренеровку «Лейпцига». Ну а новость об отъезде Нагельсманна из Зинсхайма появилась сильно раньше.

Факт – самый перспективный немецкий тренер, плотно ассоциировавшийся с успехами «Хоффенхайма» просто выждал дату активации пункта, а после оставил команду без выплаты неустойки. Браво, немецкая тренерская школа.   

Версия блога.

В Германии очень придирчивые СМИ. Они здорово доводят до отставки.

Прошлый сезон для поклонников «Баварии» походил на американские горки и отлично проиллюстрировал, какой короткий путь от любви до ненависти. И от ненависти к любви. А потом снова, и еще пару раз. Хороший пример борьбы с масс-медиа.

Пока Рекордмайстер добивался хорошего результата, Нико Ковача любили и телевизионщики, и газетчики и фанаты. Восхищался даже Руммениге. Стоило пару раз потерять очки – и СМИ рассказывали о буйных конфликтах с игроками, с кошмарами в раздевалке и пророчили немедленную отставку хорвата. А потом снова: первый матч с Ливерпулем 0:0 – Ковач гений; поражение от Ливерпуля – Ковача ждет отставка. 

Успокаивать набросившуюся прессу взялся даже Хенесс, что само по себе удивительный факт – в войне с медийщиками Ули не отстаивал даже Гвариолу. Глава «Баварии» пригрозил СМИ информационным молчанием, изоляцией от клуба и развлекал журналистов нападками на богатые клубы. В итоге баварский босс все же сместил объективы камер с братьев Ковач.

Но дело не в конкретном примере Хенесса, а в общем выводе. В Германии влияние СМИ настолько сильно, что они буквально управляют рукой человека, подписывающего контракт. А негативное влияние, подкрепленные мелкой неудачей часто приводит к отставке. 

После поражения «Герты» от «Фортуны» главный тренер берлинцев Пол Дардаи накинулся на прессу с обвинениями в «спланированном убийстве» 

– Вы нарочно завышаете ожидания, чтобы после матча можно было писать про нас д***** [грязь].

На завышенные ожидания в период подготовки к матчам жалуются и тренеры, и функционеры. Тот же Ральф Хазенхюттль упрямо считает, что пресса в Германии докапываются абсолютно до всего.

И снова мнение Франка Вормута:

– Нет больше полутонов. В прессе все рисуется или белой, или черной краской.

Ответственным лицам в немецком футболе определенно стоит ограничить влияние медиа на личную жизнь тренеров и футболистов.

Хуже Бундеслиги только вторая Бундеслига. Там уже два увольнения и оба – очень сомнительные. 

Конечно, отдельный случай отставки тренера в конкретном клубе это каждый раз новая песня. Причины увольнений могут быть отличаться от приведенных выше и могут быть их комбинацией. Где то в большей степени, где то в меньшей.  

Однако то, что твориться с тренерами во втором немецком футбольном дивизионе давно перешло все границы.

Минувший сезон «Кельн» начал во второй Бундеслиге. Перед стартом сезона клуб искал нового тренера и это нормально. Глупо было продолжать сотрудничать с человеком, который привел команду на самое дно. Нового рулевого руководители «козлов» увидели в Маркусе Анфанге.

Маркус – великолепный специалист, за год до назначения в «Кельн» добрался до стыковых матчей со скромным Килем. Он казался хорошим решением. Совершенно чужой «Кельну» Анфанг привел их к чемпионству во второй Бундеслиге и вернул клуб в элиту. Было бы закономерно и уважительно дать Маркусу проявить себя в вышке. Но в Кельне решили соглашение с тренером не продлевать и оставили его во втором дивизионе, когда команда будет играть в первом. Не могу себе представить, что при подписании контракта с «Кельном» Маркус Анфанг козырял особым пунктом о смене клуба. С другой стороны, трудно представить более успешный сезон для тренера. 

Не менее удивительная ситуация в «Гамбурге».

Назначенный исполнять обязанности главного тренера Кристиан Титц стабильно вел клуб в первой тройке, когда клуб объявил, что больше не нуждается в специалисте. Примечательно, что до назначения на пост главного тренера Титц тренировал молодежку «динозавров» – но и туда путь Кристиану закрыли. Выходит, что Титца просто выгнали из структуры клуба за то, что он справлялся с работой наставника. Назначенный на место Титца Ханесс Вольф сезон откровенно завалил, уйдя летом из команды ввиду неудовлетворительных результатов. 

Даже в едва начавшемся нынешнем сезоне уже появились тренерские скандалы. После четырех туров в отставку из «Бохума» был отправлен Робин Дутт, а немногим раньше – тренер Эрцгебирге Ауе Дэниель Майер. И вот к отставке Майера у немецкой общественности реальные вопросы – на момент отставки клуб шел третьим и имел шансы на повышение.

Нравится материал? Подписывайся и поддержи блог своим плюсом.