11 мин.

Нагельсманн стал тренером благодаря Тухелю. Теперь они бьются за финал ЛЧ

Футбольная Германия счастлива - из четырех лучших команд континента, разыгрывающих между собой кубок Лиги Чемпионов три возглавляют немецкие специалисты. Для немецкого футбола это уже большая победа.

Но один из них стоит особняком. Юлиану Наггельсманну принадлежат титулы самого молодого главного тренера в истории финальной стадии Лиги Чемпионов, самого молодого главного тренера в плей-офф Лиги Чемпионов, а с недавнего времени - еще и самого молодого главного тренера, который сумел пробиться с командой в полуфинал турнира. Для того, что бы побороться за титул, Юлиану предстоит не просто переиграть соперника - нужно одержать победу над "ПСЖ" Томаса Тухеля. Одолеть тактика, без которого карьера тренера Нагельсманна едва ли бы вообще стартовала.

- Мне кажется это был Герстхофен, - произнес Юлиан Нагельсманн и снова задумался, - Да, точно это был Герстхофен! – повторил он - Правда я не помню с каким счетом закончился матч.

В 2008 году Юлиан еще не знал, что его головокружительная тренерская карьера начнется с матча скромного клуба TSV 1909 в городишке с населением 22 тысячи человек из пригорода Аугсбурга. Двадцатилетний парень был отправлен своим тренером наблюдать за игрой следующего соперника.

Нагельсманн был травмирован, боролся, что бы продолжить карьеру игрока и все больше понимал, что мечте сыграть в Бундеслиге приходит конец. Почти так же, из-за невыносимых травм, завершил карьеру и его тренер - Томас Тухель.

Сегодня Томас Тухель и Юлиан Нагельсманн – два самых запрашиваемых в поисковиках немецких тренера, наряду с Юргеном Клоппом.

- Это правда, - отвечает Юлиан Нагельсманн, - Я даже мечтать не мог о таком.

В январе 2008 года дубль Аугсбурга играл в окружной Лиге, а их следующий соперник находился в Герстхофене. Юлиан Нагельсманн часто вспоминает об этом. Вспоминает о том, как лично сам Томас Тухель дал ему первое задание, вспоминает свои впечатления о тренере.

- Это было смешно. Я и моя тогда еще будущая супруга поехали на игру нашего следующего соперника. Она снимала все на небольшую портативную камеру, я делал записи в блокноте. Блокнот, ручка и камера – больше у нас ничего не было.

Юлиан смеется:

- Это и близко не походило на современный видео-анализ.

Нагельсманн мечтал играть. Тухель видел в нем тренера.

После первой игры в новой роли временный аналитик "Аугсбурга" показал свои наблюдения в тренерской комнате, но сперва продемонстрировал только собственные пометки в блокноте.

- Я просматривал кадры, которые мы с отсняли на камеру, но не сразу показал их Томасу.

Нагельсманн был смущен и до конца не уверен, соответствует ли видео ожиданиям тренера. Еще двое суток он терзался сомнениями, пока решился показать видео Тухелю.

- Первый раз я сказал Томасу, что не знаю, то ли это, что он просил. Хотя видео было весьма детальным. Это был по-настоящему захватывающим опытом, ведь до этого я не знал, как мыслит тренер, как именно понимает футбол, как фиксирует свои наблюдения. Неожиданно пришло осознание: Что игроки делают с мячом? Как они строят свою защиту? 

Томас тоже видел игру команды из Герстхофена и так же подготовился к демонстрации от молодого аналитика. К слову, анализ соперника - настоящий фетиш Томаса Тухеля. Он остался доволен рекомендованной заявкой и распределением игроков на матч, а позже признался Юлиану, что также наблюдал одну из их игр и отметил для себя пару деталей, которые совпали с отчетом Нагельсманна.

С того момента Юлиан получил новое задание: «шпионить» за соперниками Аугсбурга до конца сезона и делиться наблюдениями с Тухелем.

 - Ты полностью свободен в своих действиях и методах, - сказал он мне, – главное - это составить полное впечатление об игре соперника во всех подробностях.

Те записи из прошлого Юлиан Нагельсманн не сохранил, у него не было даже папки, куда бы он мог это все собирать. Спустя одиннадать лет он даже не смог вспомнить все детали. Однако то, как сильно совместная работа в "Аугсбурге" сблизила их с тренером, он не забудет никогда:

- После того, как я в очередной раз принес наблюдения по сопернику, Томас сказал, что если я не смогу больше играть, он видит меня тренером. Он верил, что у меня есть талант и способности, как я говорю и какое впечатление произвожу на окружающих.  Говорил, что я в любом случае должен попробовать.  

На тот момент Юлиан даже и не задумывался о тренерской карьере. Эта мысль казалась чужой, но в следующие месяцы он сдружился с мыслями и все больше удивлялся себе.

- Я никогда не чувствовал это в себе. Даже на ум не приходило становиться тренером, я рассчитывал играть. Но меня вдохновило то, что во мне это увидел Томас. Как позже выяснилось, я так и не смог вернуться к игровой карьере. Я принял окончательное решение стать тренером, пока учился в вузе. Теперь я понимаю - чего бы я не достиг в качестве тренера, это отчасти будет и его заслуга. Именно он направил меня на этот путь.

Когда контракт Нагельсманна с "Аугсбургом" истек, именно Томас посоветовал отправиться тренировать юношей в U-17 "Мюнхен-1860". Именно оттуда Юлиан начнет строить самостоятельную карьеру тренера.

С Тухелем было иначе - он хотел тренировать. Фанатично пахал и даже не имел машины.

В 2005 году Томас Тухель перешел из "Штуттгарта" в "Аугсбург" и был полностью настроен на карьеру тренера. Он уже заканчивал последний учебный семестр на МВА, но "Аугсбург" вернулся во Вторую Бундеслигу впервые за долгое время. Получению тренерской лицензии помешал звонок Рейнхарда Хёргля, на тот момент босса Аугсбурга. Тот объяснил, что в клубе грядут перемены и Томас понадобиться на многих позициях на поле. Томас изменил решение и на год отложил обучение на "футбольного учителя".

До работы тренером с молодежью "Аугсбурга" Томас поддерживал контакты с персоналом клуба. Во время собеседования он сумел убедить Хергля и Маркуса Крапфа в своей проф. пригодности тем, как чувствовал и как видел футбол. Тухель был представлен не просто в качестве тренера юношеской команды - он стал ответственным за все подрастающие поколение в академии Аугсбурга. Под его руководство легли команды, начиная от любительской детской футбольной команды Аугсбурга до молодых профессионов с U-23. 

С удвоенной нагрузкой и ответственностью за отдел развития молодежи юный тренер Тухель провел три года. Кроме того, он работал в тренерский школе - проводил тренировки для подрастающего поколения футболистов. 

Приглашение Аугсбурской Академии в команду U19, подписанное Томасом Тухелем

Все это Томас успевал, даже не имея машины. У него не было денег, что бы заменить свою старенькую Ауди, которая когда на одометре которой набежало за 600.000 км. Машина приказала долго жить. Молодому Тухелю приходилось передвигаться от дома, в котором он жил со своей девушкой Сисси до работы на поезде из Мюнхена в Аугсбург и обратно. Сисси, на которой он женился в 2009, иногда возила его на своей машине на матчи соперников, что бы Томас мог понаблюдать и проанализировать.

 Тренировки Тухеля изматывают, он строг и конкретен. Нагельсманн это перенял.

 - У Томаса было невероятное стремление к победам. Это зародилось в нем еще в "Штутгарте", когда он играл на позиции защитника. Он всегда уверен в себе. У меня складывалось чувство, что Томас всегда знал, чего хочет. Таким он казался новичкам, которые впервые работали с ним. Он был очень конкретен в том, что делал и всегда знал, что станет великим тренером. - вспоминает Нагельсманн.

 - Он перфекционист и задает игрокам чуть ли не каждый пас. У Томаса было много игроков, с которыми он работал интенсивно, во время игр он постоянно на них кричал. Он никогда не был спокоен или до конца доволен. Тренировки были весьма интенсивным и разнообразными. Тухель никогда не делал одно упражнение дважды - это были сложные игры в пас со сменой позиций и траекторий, он всегда их усложнял. К примеру, надо было бежать в другую сторону от той, в которой находился мяч. Это сбивало и было трудным для понимания. Можно было видеть, сколько значимости он в это вкладывал. Он никогда не оставит игроков в покое, пока те не заиграют так, как ему надо. Приходилось сильно концентрироваться, если ты хотел, что бы твоя тренировка прошла успешно. На мой взгляд, он начал слишком рано учить играть в цепочке из трех игроков. И он был жутко недоволен тем, как мы тренировались. Тренировки на неделе были тяжелыми, но это все было для того, чтобы на играх нам было легче.

Быть комплексным было очень важно - это значило быть гибким в матче. Так звучал его главный принцип.

Удивительно, но игроки Нагельманна отзываются о тренировках точно так же.

- Тренировки Тухеля остались для меня примером, - поделился с нами Юлиан. 

Нагельсманн, еще будучи центральным полузащитником с которым Томас практиковал ту самую цепочку из трех игроков, возвращаясь из Аугсбурга в Мюнхен засыпал прямо в поезде. Изматывало - помимо тяжелой физической нагрузки тренировки Тухеля требовали еще и ментальной.

- Мы никогда не знали, что нас ждет. У нас не было такого, мол: о, сегодня вторник, значит мы будем тренировать это и это или завтра среда и нас ждут те и те упражнения. Нельзя было знать на то, что будет. Это было интересным и впечатляло. Сегодня я сам тренер и делаю для своих игроков нечто похожее.

- С того времени я не могу точно вспомнить не одного упражнения, но точно знаю, что опыт таких тренировок у меня был лишь с одним специалистом - с Тухелем.

Сам Томас Тухель был большого мнения о Юлиане и старался продвинуть его, как игрока. Часто это происходило громко и прямолинейно. Такую практику в отношениях с игроками чувствуют и его бывшие игроки в Бундеслиге - кто-то мог справиться с этой открытостью и прямолинейностью, кто нет.

Нагельсманн вспоминает:

- Со мной он был таким же, но у меня не было с этим проблем.

 А вот Вильсон Онимайеке, который был довольно  вспыльчивым человеком, постоянно был недоволен таким обращением тренера. 

К некоторым игрокам Томас был действительно предельно строг. Кого то он громко отсчитывал, других постоянно продвигал и развивал, бывало по-разному. 

- Для Вильсона это было неприемлемо, для меня нет.- говорит Юлиан, - У меня были серьезные разговоры с Томасом по поводу моей игры, но я спокойно переносил критику и извлекал из этих разговоров урок. 

То, что Тухель делит игроков на группы - на тех, в кого он вкладывал всю свою энергию и на тех, которых он критиковал больше, нежели помогал развиваться немного удивляло.Ведь у него самого был подобный неприятный опыт с Шаафшталем. 

Его старый компаньон Оливер Вёлкки вспоминает разговор с Томасом времен "Штутгарта":

- В Штутгарте, в “молодежке” Томас уже был разборчив. Он высматривал таланты, в развитие которых стоило вложить энергию.

Так что Томас был замечен с таким подходом к игрокам еще тренером в юношеской команде. 

- Его либо любят, либо ненавидят – говорит Юлиан Нагельсманн. - Мало людей, которые бы относились к нему нейтрально. Но я и моя жена с ним прекрасно ладим, у нас прекрасные отношения. Он часто общался еще тогда [в "Аугсбурге"] с ней и с моими родителями . Он всегда был весьма дружелюбен. Если видишь, что он пытается завести хорошее знакомство, значит это важно для него. У меня с ним никогда не было проблем в отношениях.

Томас Тухель всегда фокусировался на спортивных данных своих игроков. Особо остро он реагировал на ошибки тех, в ком он не видел способностей к прогрессу.

- Так было еще в "Аугсбурге" – он менял игрока сразу, как только замечал, что тот не придерживается его указаний. Это Томас проделывал часто.

Позже, когда Юлиан Нагельсманн стал уже тренером Хоффенхайма U19, он посетил тренировку основы Майнца, где тренером был Томас Тухель.  

 До этой встречи у них не было никаких контактов друг с другом.

 - Для меня было волнительным то, как он отреагирует. Ведь мы в Аугсбурге пару раз ругались. Но наша встреча прошла весьма  душевно и мы поговорили несколько минут. Томас выглядел старше и уже не студентом. Во время тренировки он пару раз вскрикнул на игроков, но в общем он показался мне куда более спокойным, чем раньше. 

 

 

Адаптированный перевод из книги Даниеля Мойрена и Тобиаса Шерхтера "Томас Тухель - Биография" специально для блога Bundesliger.