14 мин.

50 оттенков красного. Начало

По ходу сезона 2015-2016 года баскетбольный клуб  из Чикаго, штат Иллинойс справляет свой пятидесятилетний юбилей. Блог Chicago Bulls старается не пройти мимо данного события и этим постом запускает историческую серию статей, повествующую о том, что жизнь была как до Майкла, так и до Роуза  Джимми Батлера, а также  о том, что одной из самых великих франшиз мирового спорта есть чем гордиться и о чем помнить помимо Джордана и 6 титулов чемпионов.

 Начало.

  

чикагские скотобойни

"Чикагские бойни — одно из гнуснейших зрелищ моей жизни. Прямо фордом вы въезжаете на длиннейший деревянный мост. Этот мост перекинут через тысячи загонов для быков, телят, баранов и для всей бесчисленности мировых свиней. Визг, мычание, блеяние — неповторимое до конца света, пока людей и скотину не прищемят сдвигающимися скалами, — стоит над этим местом. Сквозь сжатые ноздри лезет кислый смрад бычьей мочи и дерьма скотов десятка фасонов и миллионного количества”. Такими словами Маяковский описывал место, которым в последствии вдохновился первый президент и по совместительству генеральный менеджер будущей баскетбольной команды Дик Олэнд Кляйн (16 сентября 1920 – 10 октября 2000). Кляин и по сей день остается единственным владельцем баскетбольной команды  из Чикаго, который, до успешной карьере в бизнесе, за своими плечами имел приличный спортивный опыт. В конце 30х - начале 40х, он был одним из лидирующих игроков NCAA в конференции Big Ten, но длинной и успешной карьеры у него так и не вышло в том числе и потому, что какое-то время ему пришлось провести на службе во флоте США. Известно, что с 1945 по 1946 он на профессиональном уровне успел поиграть за Chicago American Gears в национальной баскетбольной лиге, а также попробовал свои силы в системе бейсбольного клуба Cleveland Indians.

Создание профессионального клуба в Чикаго в 60х годах, как оказывается, было делом довольно сомнительным и рискованным если судить по опыту команд предшественников. Те же Chicago American Gears просуществовали только 4 года (с 1944-1947) и запомнились миру в основном тем, что там свой первый профессиональный сезон провел Джордж Майкан, а владелец Морис Уайт развалил команду в попытке создать профессиональную баскетбольную лигу Америки.   Помимо  Гиарс, во второй половине сороковых (1946-1950) в Чикаго существовала еще одна профессиональная баскетбольная команда, успевшая даже поиграть в только-только организованной НБА - Chicago Stags, чьё довольно успешное существование было завершено на пятый год из-за отсутствия болельщицкого интереса и как следствия пустых трибун. В анналах истории «Олени» отметились тем, что в год их расформирования они обладали правами на молодого Боба Коузи (так и не сыгравшего за них ни одного матча), который в итоге поспособствовал в привлечении интереса к баскетболу уже в другом городе. После этого на 11 лет второй по величине (в те времена) город в США остался без профессионального баскетбола. В 1961 году путем первого в истории НБА драфта расширения была создана команда Chicago Packers(прародители Washington Wizards), но следуя «добрым» баскетбольным традициям из города ветров, после первого неудачного сезона (18-62) клуб был продан инвесторам из Мэриленда и уже в 1963 году таланты игроков этой новой команды были перевезены в Балтимор. Переезду не помешало ни переименование команды из Packers в Zephyrs (как так?!?!) ни то, что в ситуацию пытался вмешаться, к тому времени уже известный бизнесмен, Дик Кляин.  После неудачной попытки покупки Packers-Zephyrs, Дик не отчаялся и решил во что бы это ни стало вернуть НБА в Чикаго. Пользуясь терминологий Грега Поповича, он буквально стоял на коленях, умолял, предлагал отдать своих детей и в итоге заручился поддержкой национального телеканала ABC, который как раз вел переговоры с NBA по поводу прав на трансляцию матчей. В ABC хотели видеть команду в Чикаго -втором по величине медиарынке в стране и это в конечном итоге сыграло ключевую роль. 26 января 1966 года группа инвесторов во главе с Кляйном официально согласовала условия сделки по созданию новой баскетбольной франшизы в Чикаго, стоимость сделки оценивалась в 1,6 миллиона долларов. Первой домашней ареной был назначен Чикагский Международный Амфитеатр.

Chicago International Amphitheatre

 Почему же «Быки»? Как уже упоминалось в самом начале, своеобразной музой Кляина стали местные скотобойни. Будучи полностью уверенным в том, что Чикаго был мировой мясной столицей, а также беря в расчет то, что арена, на которой вновь образованной команде предстояло играть домашние матчи, непосредственно прилегала к бойне, президент, однозначно решил, что название клуба должно каким-то образом отражать все это мясное наследие. В итоге, в шортлист вошли два названия: Мотадоры и Тореадоры. Оба названия, во-первых, имели весьма витиеватую связь с «мировой мясной столицей», а во-вторых были многосложными и не особо сочетались с односложными названиями остальных спортивных клубов Чикаго (Бэарс, Блэк Хоукз, Уайт Сокс). И вот когда казалось, что названия лучше чем «Чикагские Тореадоры» уже и не придумать, младший сын Кляина опустил отца с небес на землю, заявив, что Тореадоры это все-таки бред сивой кобылы. По-английски эта фраза прозвучала немного по иному (bunch of a BULL) и оказала отрезвляющий эффект на начинающего владельца. Как оказалось, Буллс стало самым подходящим названием для команды, одновременно сочетая в себе силу и мощь, а также тесно пересекаясь с историей промышленности города.

 

Logo

Далее дело было за созданием логотипа. По счастливому, для франшизы, совпадению по соседству от Кляина жил известный дизайнер Дин П. Уэссел, которого на столько очаровала идея создания очередной Чикагской баскетбольной команды, что он согласился поработать на волонтерских началах. В интервью Чикаго Трибьюн жена ныне покойного дизайнера оправдывая своего мужа за такую щедрость объяснила, что тогда были совершенно другие времена, у команды не было денег и, по словам Уссела, это был бы большой успех если бы на нее регулярно ходили хотя бы 2000 человек.

Здесь необходимо сделать еще один сравнительно небольшой флешбэк в жизнь Дика Кляина и выразить благодарность людям, которые выбирали цветовую гамму для формы школьной команды Форт Мэдиссона, где он играл в 1934-1938 годах, так как основными пожеланиями Дика к мистеру Уэсселу касательно логотипа были цвета его альма-матер – Красный и Черный. Предполагаю, что в день, когда был создан Логотип, Уэссел должен был хорошо выспаться, сходить в церковь, по пути встретив леприкона, а также отбиться от целого роя назойливых божьих коровок, так как тогда ему предстояло не просто отработать очередной проект, а создать лицо бренда, который спустя 30 лет станет одним из самых дорогих и узнаваемых в профессиональном спорте. Наверное, многие удивятся, но на логотипе в итоге был изображен бык, а точнее его физиономия с подписанным над ним названием команды. Уэссел постарался сделать лого максимально агрессивным, но при этом не перебрал и оно получилось адекватным и актуальным на все времена. Да, это единственный логотип команды НБА, который не был подвергнут ребрендингу и прочим репрессиям и дожил до нас в своем первозданном виде. В качестве альтернативного лого часто используется то же изображение, но без графики над ним. Как говорится от добра добра… Стоит отметить, что учитывая необъяснимую тягу Кляина к скотобойням, именно по его просьбе на рога были добавлены капельки крови, которые, на мой взгляд, добавляют предыстории колорита и характера, но при этом не нарушают своеобразной гармонии.   

Компанию Кляину в первом административном штабе составили вечный Джерри Коланджело, который отвечал за маркетинг, работал скаутом и одновременно был личным помощником президента клуба. PR директором был назначен Бен Бентли, профессиональный конферансье, работавший на самых значимых боксерских поединках. По данным с официального сайта Чикаго Буллс, именно в честь него был позднее назван один из популярнейших маскотов лиги – Benny the Bull. Начальником службы безопасности стал друг Дика, которого тот подтянул из полиции - Джон Кэппс (до сих пор работает в клубе!!!). Он организовывал первый парад Быков в центре Чикаго, посвященный основанию команды. Неподготовленные чикагцы изумленно наблюдали за живым быком, которого Кляин в качестве символа новой команды возил по перекрытым улицам на движущейся платформе.

 

Первый парад Chicago Bulls

Слева направо: Джерри Коланджело, Дик Кляин, Джонни Керр

Ростер и, как ни странно, тренерский штаб первой команды был сформирован путем второго в истории драфта расширения 1966 года. Второй раз лига расширялась именно в Чикаго. Вообще драфт расширения штука для НБА довольно-таки экзотическая и это нормально, когда где-то половине игроков выбранных на нем так и не получается по разным причинам сыграть за новую команду. В отличие от такого же мероприятия 1961 года, в 1966 году командам было разрешено защитить права не на 8 игроков, а на 7. В обмен на столь щедрое послабление Буллс выбирали последними на обычном драфте. Что было выгоднее для Чикаго - вопрос спорный, т.к., даже выбирая последними, у них был защищенный 10 пик (на момент  драфта 1966 года в НБА числилось 10 команд). Также Ред Ауэрбах, который в те времена уже вселял страх в души ген менеджеров лиги и заставлял их лодошки потеть только от вида своей длинной… сигары, сумел провернуть еще одну сомнительную для Буллс сделку. Он договорился с Кляином, что тот не будет драфтовать К. С. Джонса, который не попал в «защищенных список» Селтикс, в обмен на консультации по выбору игроков. В итоге, быки выбрали 18 человек – по 2 из каждой команды, а также задрафтовали 2 новичков. Среди выбранных игроков следует отметить Боба Бузера (просто однофамилец) – первого пика драфта 1959 года, Лена Чепелла – оллстара 1964 года, Джерри Слоана (того самого) а также трехкратного оллстара Джонни Керра (просто однофамилец) и Эла Бьянчи. Кляин еще до драфта собирался нанять Керра и Бьянчи в тренерский штаб, но этому мешали их действующие контракты игроков, поэтому сначала пришлось их задрафтовать, а потом уже переориентировать на тренерскую деятельность, благо лучшие свои годы они уже отыграли и согласны были повесить кеды на гвоздь. В результате Керр стал первым в истории франшизы тренером, а Бьянчи его ассистентом. 

 

Слева направо: Дик Кляин, Эл Бьянчи, Джонни Керр

слева направо:Дик Кляин,Эл Бьянчи,Джонни Керр

Помимо всей этой истории с драфтами, Кляину удалось совершить очень удачный трейд и выменять из Филадельфии Гая Роджерса одного из лучших плеймейкеров своего времени, который к тому времени уже успел побывать лучшим распасовщиком сезона 1962-1963, набирая в среднем 10.4 передачи за игру, а также был основным подносчиком снарядов Чемберлену в той самой игре, где он выбил сотню. Из 18 выбранных игроков, 10 присоединились к команде в ее первом сезоне, но только 6 из них провели больше одного  года в клубе.

Chicago Bulls 1966-1967

Первый матч в истории Франшизы состоялся 15 октября 1966 года. Буллс играли на выезде с Сэнт Луис Хоукс. Играющий тренер соперников небезызвестный Ричи Герин сомневался, что новой команде из города ветров покорятся хотя бы 10 побед, но вопреки пессимистичным прогнозам, из Сэнт Луиса быки уехали с единичкой в графе победы (104-97). Буллс были ведомы Роджерсом, который набрал 37 очков в своей первой игре за новый клуб. В стартовой пятерке вместе с ним тогда вышли Слоан, Чэппел (записал в свой актив первые очки в истории франшизы), Бузер и Дон Коджис. Новоиспеченные игроки быков были предельно мотивированы тем, что их предыдущие команды не стали включать их в список 7 защищенных игроков и им пришлось заново создавать себе имя в лиге. Вот слова непосредственного участника первого матча Джерри «The Original Bull» Слоана: «Больше всего я помню то, что они говорили о 10 победах. Это был Ричи Герин. Мы грохнули их тогда, а затем и еще пару раз, когда играли против них. После первой игры мы взяли еще 2 матча на своей площадке (Уорриорс с Риком Бэрри, а также Лейкерс с Элджином Бэйлором и Джерри Уэстом). В результате надо было как-то остудить, поймавшую эйфорию, публику в Чикаго, так как люди действительно считали, что команда будет претендовать на чемпионат.  Эта была действительно крепкая команда» До подобной победы пришлось ждать 25 лет, но в свой первый сезон быкам покорился целый ряд достижений.  

 

Символическое вбрасывание 18.10.1966

символическое вбрасывание мяча на первой игре Буллс в Чикаго

Во-первых, 3 победы на старте остаются лучшим показателем в истории для команды новичка. Во-вторых, Джонни Керр стал в тот сезон тренером года (ни одному Керру пока это звание больше не покорилось). Роджерс и Слоан быстро сыгрались вместе и также дуэтом отправились на матч всех звезд. Кроме этого Роджерс стал лидером сезона по общему количеству передач, а также поставил рекорд франшизы по передачам за одну игру – 24 и за сезон - 908 (которые не побиты даже тем о ком мы все сейчас подумали). Помимо этого, Ирвин Мюллер был выбран в первую пятерку новичков.  Ну и наконец, несмотря на отрицательный баланс побед-поражений (33-48), Буллс являются единственной в истории командой, которая в свой первый сезон в НБА вышла в плейофф. Да, для этого надо было не стать худшей командой в конференции (тогда еще западной), но это технические детали, которые не могут помешать вам испытать болельщицкий экстаз. Кстати, если слегка углубится в технические детали, то результат мог бы быть действительно выдающимся если бы не травма основного центровго – Нэйта Боумана, без которого быки чисто физически ничего не могли противопоставить Расселу и Чемберлену (2-16 против Бостона и Филы). 

1966-67 standings

Благодаря резвому старту, к началу плейофф о недооценке быков уже не было и речи и все те же Хоукз с будущими членами зала славы в составе (Герин и Ленни Уилкенс) в сухую вынесли Чикаго в первом раунде. 

Но все же это был неоспоримый успех, который стал крепким фундаментом для становления клуба и мощнейшим толчком для дальнейшего развития франшизы. Дику Кляину, который, если проводить исторические параллели, напоминал в те времена что-то среднее между Марком Кьюбаном и Стивом Балмером, удалось сделать практически невозможное и в предельно конкурентной среде привлечь народ на стадион. В те времена он первым начал приставлять каждому VIP гостю, сидевшему в первом ряду, собственного официанта, за что те платили аж по 4 бакса за место а в перерывах устраивались настоящие шоу программы (в одном из таких шоу Бену Бентли, например, пришлось бороться с живым медведем). В итоге в первом сезоне было 176 обладателей сезонных абонементов. С другой стороны,  считая себя квалифицированным специалистом в области тактики он любил отправлять записки тренеру по ходу матча требуя заменить  того или иного игрока, а в лагере, по свидетельству игроков, даже прибегал к услугам гипнотизера и прямо по ходу тренировок устраивал сеансы массового гипноза.

билет на первую домашнюю игру

Если на площадке в той первой команде лидером, в основном, был Гай Роджерс, то в раздевалке непереоценимую роль играл Джерри Слоан.  Он был задрафтован в «Балтимор» в 1965 году (вообще-то, в 1964, просто тогда он решил еще годик доучиться в колледже), а в 1966 присоединился к «Быкам». Его называли “The Original Bull”, потому что он был настоящим лидером. Специализацией Джерри считалась защита. Имея не очень большие по баскетбольным меркам габариты (196 см), он запросто справлялся с куда более мощными соперниками, ухитряясь, например, делать почти по 6 подборов в среднем за матч! Потому-то и попадал практически ежегодно в защитные сборные Ассоциации. Слоан играл в «Чикаго» до пенсии, на которую был с почетом спроважен в 1976 году. За это время он успел дважды сыграть в Матче Всех Звёзд и выиграть с командой титул чемпионов Дивизиона. Джерри являлся неотъемлемой частью «Чикаго», так что никого не удивило, когда несколько лет спустя его 4-й номер был навеки выведен из эксплуатации и закреплён за Слоаном. До него никто не удостаивался подобной чести. Удивительно также то как в последствии тесно переплелись судьбы Джерри и Чикаго Буллс. Слоан игрок, отдавая всего себя игре, так и не сумел достичь чемпионства во многом из-за корявого менеджмента клуба. Слоан тренер со своим практически идеальным детищем пик-н-ролла 2 года подряд в финале бился об стену у основания которой он стоял 30 лет назад и под сводами чьей арены гордо, но уже не одиноко висела майка с его фамилией.

Jerry Sloan

Оглядываясь назад на все взлеты и падения баскетбольной команды из города ветров, мне хотелось бы верить в то, что все начиналось не со скотобоен, так удручивших Маяковского, не с желания очередного владельца набить свои карманы и даже не с легендарного логотипа, а с того момента когда 15 октября 1966 года им сказали, что они «не смогут». Смогли они или нет, судите сами.