8 мин.

Спонсоры в российском футболе

Введение

Футбольный клуб - это очень дорогое предприятие. На его содержание, особенно в элитном дивизионе, требуется внушительный бюджет. Для его наполнения клубы активно используют привлечение спонсоров, предлагая размещение логотипа компании на форме в замен на денежные вливания. Ну вы и так всё это знаете.

Российский футбол не является исключением. Даже в советские годы клубы уже размещали рекламу спонсоров на форме, однако, конечно, именно в 90-ые этот вид привлечения средств в клубный бюджет стал наиболее актуален. Формы многих клубов в нашем сознании уже неразрывно связаны со спонсорами (привет, Спартак и Зенит!), некоторые дизайны не стали бы культовыми без запоминающегося логотипа на груди (привет, Торпедо первой половины 90-ых!). Так что этот маркетинговый ход работает.

Форма Торпедо 1992

Поэтому мне стало интересно, а кто же спонсировал российский футбол все эти годы? Что это был за бизнес? Как менялась конъюнктура? Много ли было иностранных компаний?

Методология

  • Временной период: начиная с сезона 1992 по 2022/2023 включительно.

  • Клубы: участники высшей лиги (только РПЛ).

  • Спонсоры: в расчет брались только титульные спонсоры (размещавшие самый большой и заметный логотип на груди, лого на спине не считались). Для одной команды в рамках одного сезона выбирался только 1 спонсор (поэтому анализируется всего 506 фактов). Если спонсор менялся, то брался либо спонсор с большим количеством матчей, либо спонсор на начало сезона (поэтому для Динамо 2022/2023 в расчет брал ВТБ, а не BetBoom, с которым подписались зимой). Либо тот, информацию по которому удалось найти (привет, лихие и скудные на общедоступные качественные фото 90-ые!). Если логотипов было несколько, то брался либо самый большой, либо верхний (привет, Урал 2011-2018!). Если логотип был слишком маленький, то он не брался в расчет (привет, Химки 2020-2022!). Любой логотип (даже на пару матчей) имеет больший приоритет над пустой формой (тоже считалось в отдельную категорию). После сбора данных для каждого спонсора была указана сфера деятельности, после чего они были укрупнены до 20 категорий.

Форма Химок 2021/2022
  • Источники: Википедия, архив игровых форм (oldfootballshirts), архивы фотографий матчей Спартака, ЦСКА, Динамо. Ну и просто гугглинг.

  • Небольшой дисклеймер: методология несовершенна (были случаи и смены спонсора, и несколько спонсоров одновременно), однако я постарался привести все к одному знаменателю. По 90-ым годам было очень трудно искать информацию, как по наличию спонсора, так и по поиску информации, что это вообще была за компания. Поэтому ошибки или пробелы могут быть, буду рад дополнениям и исправлениям в комментариях. Проверить получившуюся базу можно по ссылке (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1nMIfdYpGp5wIXNGwQ3zRr7m9oP2cZ_pAC0g-DshEjh8/edit?usp=sharing).

Итак, приступим к основной части!

Если смотреть на общее соотношение категорий спонсоров, то получается следующая картина:

Итоги неутешительны: треть команд не имели титульного спонсора! Что только подкрепляет мысль о проблемах наших команд с самоокупаемостью.

В лидерах находятся нефтегазовая сфера, финансы, транспорт, энергетический комплекс - всё то, чем сильна наша страна. Недалеко находятся химическая промышленность, металлургия и букмекеры.

Однако сводная статистика за 31 сезон не позволяет понять тренды. Для этого посмотрим на отрасль-лидер по количеству спонсируемых команд в каждом сезоне:

Что же у нас получается? До 2011 года наш футбол не был популярным местом для спонсоров (хотя с 2003 года доля пустых футболок начала снижаться), затем случился нефтяной бум (с перерывом на кризисные 2014-2017). А сезон 2013/2014 вообще стал самым разнообразным в плане титульных спонсоров. В наши дни первенство захватили букмекеры (хотя первые представители этой сферы появились только в 2017) и их доминация усиливается.

Далее предлагаю изучить более подробно все категории (постарался их тематически сгруппировать). В скобках для команд и спонсоров указано количество сезонов.

Из интересных наблюдений:

  • Самая разнообразная категория - банки и страхование

  • Самая неразнообразная категория - резиновая промышленность (привет, Шинник!)

  • Самые частые сотрудничества - предсказуемо Газпром - Зенит (27), Лукойл - Спартак (23), РЖД - Локомотив (21). Также стоит отметить ТАИФ - Рубин (16), ВТБ - Динамо (13) и Общественный фонд имени Ахмата Кадырова - Ахмат (11).

  • Первенство по количеству сезонов без спонсора забрал себе Ротор. В принципе, это и было их фишкой (до сезона 21/22). Совсем рядом Амкар, Ростов и неожиданно ЦСКА (привет, 90-ые!).

  • Также на карточке с отсутствием спонсора жирным выделены команды, которые никогда в высшем дивизионе не имели титульного спонсора. И если остальные команды не заглядывали в РПЛ с 2003 года и их присутствие в списке объясняется тяжелыми временами, то ситуация с ФК «Сочи» выглядит печально и подозрительно.

Отдельно хотелось бы остановиться на географической принадлежности спонсоров.

В целом, наш футбол интересен в первую очередь отечественному бизнесу. Иностранные компании вышли с началом нефтегазового бума 2011, исключение кипрский фонд Flodinal Limited (привет, Анжи 16/17) и условный кипрский же Parimatch.

Ну и напоследок для самых дотошных представлена информация по категориям спонсоров по сезонам.

Из интересного: сезон 19/20 мог бы стать единственным, когда все команды имели бы спонсора, но ... привет, Сочи!

Заключение

На этом всё. Надеюсь, вам было интересно. Буду рад любым комментариям, не стесняйтесь!

Также подумываю сделать подобные исследования по хоккею, баскетболу, волейболу (но скорее всего уже в 21 веке).