3 мин.

Почему книга Черданцева – бесструктурная воронка случайных воспоминаний

Автор блога «Шелест футбольных страниц» – о книге комментатора Черданцева.

В последние годы лишь ленивый не обратил внимания на стремительно разрастающийся феномен – футбольный мир начал обрастать небывалым количеством литературных и публицистических произведений, которые создаются теми, кто видит эту сферу изнутри. В прошлом месяце издание АСТ выпустило книгу российского телекомментатора Георгия Черданцева, которая ныне продается в книжных магазинах примерно рублей за 300. На обложке – довольная фигура Георгия на фоне официального мяча с евро 2008, а также небольшие портреты Капелло, Черенкова, Хиддинка и Павлюченко. 

В интервью «Советскому спорту» Черданцев говорит, что книга, в общем-то, получилась случайно: как-то раз Георгий по ряду причин переписал на бумагу свой знаменитый репортаж с матча Россия-Голландия 2008 года, после чего, получив несколько отказов от издательств, все-таки опубликовал это под обложкой, добавив несколько дополнительных историй и рассуждений. Сам комментатор говорит, что книг он писать никогда не стремился; однако товар на полках, и потому есть все основания рассматривать его как полноценное произведение определенной отрасли.

Главная проблема книги Черданцева – в абсолютном сумбуре всего, что можно найти под обложкой. Надо ли говорить, что из 250 страниц книги 90 занимает переписанный репортаж с матча Россия-Голландия, который вряд ли принесет множество эмоций даже самым преданным любителям цитировать комментарии к матчу с характерной интонацией. Как высокопрофессиональный журналист, Черданцев, вероятно, должен был понимать, что текст – это одно, а репортаж по телевидению – другое: и потому никакие восклицательные знаки, никакие шрифты и ремарки не смогут воссоздать и сотой доли от той эмоциональности, что Георгий выплескивает в своих репортажах. 

Итак, 90 из 250 страниц занимает переписанный репортаж, который любой читатель пару раз наверняка захочет «промотать» до конца, и остается 160 страниц «невероятных (как гласит аннотация на обложке) историй – порой смешных, порой не очень, что происходили и происходят в жизни футбольного комментатора!». Если принимать во внимание тот факт, что издательство отдало предпочтение крупному шрифту в стиле нового переиздания «Красной Шапочки» для самых маленьких, то становится не совсем ясно – как же Георгий уместил все свои захватывающие истории в столь малой форме. 

И переворачивая, наконец, последнюю страницу нелепо смотрящегося на бумаге репортажа после 3-1 в 2008 году, остается лишь надеяться на что-то захватывающее, но на деле попадаешь в довольно бесструктурную воронку случайных воспоминаний. Разрываясь между жанром мемуаров детства, путеводителя по Лондону и классического репортажа в лучших традициях гонзо-журналистики, автор словно и не знает, о чем же еще написать. Начиная с действительно интересной истории знакомства с Капелло, Георгий неожиданно перескакивает в свое детство, в день первого посещения стадиона, в перечисление легенд советского футбола, в рассказы отца; а 160 страниц крупного шрифта все тают и тают. 

Обложка книги

И все время посещает мысль: о чем же ты читаешь? Да, книга о футболе, но о чьем? Хотим ли мы читать книгу профессионала, который решил приоткрыть закулисье своей отрасли, или рядового любителя футбола, такого же, как и мы, кому отцы рассказывали об ушедших поколениях спортсменов? Черданцев, кажется, и сам не знает, какой именно аспект своей личности ему хотелось осветить, и потому все смешивается, но не элегантно, а хаотично. И потом, спустя 7-8 небольших зарисовок, воспоминаний и рассуждений о тонкостях футбольной тактики, книга заканчивается. Георгий Черданцев действительно знает множество интересных для знакомого с футбольным миром человека историй, но рассказывать о них он не хочет, предпочитая лишь беглый пересказ с постоянными смещениями и сменами темы. А ведь именно для того и начинают писать книги – чтобы помочь читателю погрузиться в самую суть жизни автора, чтобы прочувствовать детали, практичеки побывать рядом; и Георгий Черданцев делает это, но настолько редко, что вряд ли можно говорить о четком намерении. Из-за своей разноформатности и раздробленности, книгу «Записки футбольного комментатора» вряд ли можно причислить к биографии, рассуждению, сборнику статей или репортажей – это именно записки, наброски для чего-то более серьезного и целостного, что, быть может, Георгий Черданцев когда-нибудь издаст.