19 мин.

Сегодня «Ред Булл Зальцбург» мог выбить «Ливерпуль» из ЛЧ. Все из-за системного подхода и крутого тренера

Ред Булл Зальцбург в этом сезоне снова ярко себя проявляет на европейской арене. У них достаточно сильно изменился состав по сравнению с полуфиналом Лиги Европы двухлетней давности, но новые летние трансферы пока полностью себя оправдывают. Как и новый тренер – Джесси Марш, под чьим руководством команда выдала 5 интересных с тактической точки зрения матчей в Лиге Чемпионов. Этот текст – небольшое погружение в философию Марша и РБ, описание ключевых моментов и попытка показать почему интенсивный прессинг с динамичной игрой во всех фазах выходят на первый план в современном футболе.

Прессинг

По данным Wyscout прессинг Зальцбурга самый интенсивный в австрийской бундеслиге. При этом, совсем недавно Skysport выкладывал сравнительные данные, из которых следует то, что под руководством Джесси Марша команда стала давить на соперников еще интенсивнее, чем в последнем сезоне при Марко Роузе. 

Главная история этого прессинга – подстройка схемы под каждого соперника, даже в контексте одного матча (как это было против Ливерпуля). РБ прессингует в 3-х вариациях (не считая зеркалку против 3ЦЗ): 4-2-2-2; 4-ромб-2; 4-2-3-1. В каждой есть какие-либо изъяны или пробелы, которыми пользовались соперники в Лиге Чемпионов, но есть и общая структура – высокое, интенсивное и ориентированное на сжатие пространства вокруг мяча давление. 

4-2-3-1

Против Наполи Джесси Марш использовал расстановку 4-2-3-1 в прессинге: Эрлинг Халанд начинал давление по Алексу Мерету, при этом закладывая траекторию движение и тело относительно вратаря Наполи так, чтобы спровоцировать его на передачу на Луперто (более слабого на мяче из двойки ЦЗ). При этом нижняя тройка Хванг – Минамино – Дака меняли своих оппонентов в зависимости от того, на какой фланг пойдет передача. Если Луперто делал пас на Ди Лоренцо, то по нему начинал прессинг Дака, закрывая возможность диагонали в полуфланг и навязывая давление, чтобы отобрать мяч. У Ди Лоренцо оставалось только одно направление – передача по флангу, т.к. обратный пас перекрыт Халандом, центр Аллан и Руис под опекой, а полуфланг уплотняет и давит Дака.

Важная цель этого подхода – дать Наполи довести мяч до фуллбека и сжать пространство вокруг, чтобы отобрать мяч. Даже если передача пойдет по флангу (Лозано часто смещался и падал ниже по левому флангу), то принимающий игрок будет получать мяч спиной к воротам и в уже захлопывающейся ловушке.

Проблемы начались, когда Наполи нашел антидот в виде переводов мяча с фланга на фланг. Движение второй линии прессинга Зальцбурга зависело от того, у кого из пары центральных защитников находился мяч: если у Луперто, то крен движения был на правый фланг; если у Кулибали, то весь компактный блок двигался к левому флангу. Поэтому была уязвимость, когда Наполи в минимум передач переводил мяч на другой фланг и начинал атаку:

Дополнительно этому помогало то, что фуллбеки Наполи занимали глубокие позиции, из-за чего Хванг и Дака должны были покрывать большее расстояние, чем обычно, а крайние защитники имели дополнительное время на мяче.

Выше хороший пример того, какое преимущество Наполи получал от фланговых переводов. Под конец первого тайма Халанд подсел и не мог оказывать постоянное давление на защитников, поэтому время от времени Кулибали получал свободу на мяче (делал либо заброс на фланг, либо искал между линий Руиса). В этом эпизоде Калиду транзитом через Луперто довел мяч до Ди Лоренцо, который в касание нашел на фланге Лозано. Пару неверных решений в расстановке приоритетов в прессинге, нетипичное появление Лозано и его дриблинг позволили ему сместиться в центр и перевести мяч на правый фланг.   Даже учитывая то, что РБЗ достаточно быстро восстанавливал оборонительную форму, они теряли много метров пространства до своих ворот от таких переводов (жались к воротам). 

Еще одна идея – довольно типичная для 4-х защитников комбинация, когда один из опорников смещается на фланг/ опускается на место ЛЦЗ, давая крайнему защитнику подняться выше. Здесь Руис в начале атаки опустился на место левого центрального защитника,Ди Лоренцо поднялся выше по флангу. Зальцбург очень запоздало отреагировал, из-за чего Ди Лоренцо смог получить передачу на фланге и отдать пас на Лозано. При этом стоит отметить как двигается сам Ирвинг – сместился с фланга в полуфланг, открываясь равноудалено между Кристенсеном и Юнузовичем, чтобы при приеме создать путаницу и иметь больше времени на принятие решения. В данном эпизоде мексиканцу не повезло с приемом, но в центре у Наполи открывались уже два игрока. 

 4-2-2-2/4-d-2

Матч с Ливерпулем был гибким по части прессинга и интересным в плане подстроек под соперника. Изначально Зальцбург вышел в расстановке 4-2-2-2 (и в атаке, и в обороне), которая считается основной в этом сезоне. Главная история начала первого тайма – свобода Фабиньо, которую он получал из-за пробелов в прессинге. 

Проблема заключалась в том, что прессингующий шестиугольник РБЗ был недостаточно компактен по вертикали и шестерка Ливерпуля располагалась как раз в разрыве между полузащитой и нападающими. В идеале Дака должен был иметь двойную задачу – закрывать Фабиньо и контролировать обратную передачу на дальнего центрального защитника (в этом матче – ван Дейк). Но в таком случае от него требовалось бы слишком много интенсивной рывковой работы, что однозначно сказалось бы в дальнейшем на его свежести в переходных фазах. Поэтому этот вариант в целом был сложным для исполнения. В некоторых эпизодах пара нападающих пыталась располагаться изначально глубже, чтобы перекрывать центр и опекать Фабиньо, но тогда свободу получали центральные защитники (Гомез и ван Дейк), которые могли свободно распоряжаться мячом.

Решение Марша (примерно 15-я минута) – Мвепе должен изначально располагаться выше, чтобы на приеме встречать и поджимать со спины Фабиньо/ в редких случаях кого-то из восьмерок. Но из-за такого движения опорная зона проседала на подборе (Трент мог левой забросить в полуфланг), а Фирмино и Вейналдум получали больше свободы.  

Проблемы 4-2-2-2 против Ливерпуля были и в том, что единственным вариантом выхода из обороны в атаку были длинные передачи за спину, под которые открывались Дака и Хванг. Не хватало присутствия игрока между линий в переходных фазах, а забеги контролировали Гомес и ван Дейк – поддерживали и в темпе, и борьбой в корпус. В связи с этим, примерно с 30-й минуты Джесси Марш перевел схему своей команды на 4-d-2: Юнузович в роли страхующего, а Минамино как десятка (он скорее классическая десятка, чем тот же Вольф в прошлом сезоне). 

Это дало сразу несколько положительных эффектов для Зальцбурга:

1) У Фабиньо появился прямой оппонент – Минамино, который при построении атаки Ливерпуля располагался вблизи него. Если же в опорную стягивался Хендерсон/Вейналдум, то японец располагался так, чтобы блокировать обе опции (option-oriented) и доигрывал по ближнему к мячу игроку до тех пор, пока он не уйдет из его зоны ответственности. Еще одна задача, которую выполнял Такуми – закрывал ловушку на фланге, блокируя передачи в центр. 

2) Улучшилась циркуляция мяча в переходных фазах, появился игрок между линий, который мог продвигать мяч за счет проникающих передач низом (об этом позже).

Теперь прессинг работал по такому принципу – Дака начинает давление по Гомесу, провоцируя его на передачу во фланг (ситуативно Салах и ТАА менялись позициями), при этом после передачи он продолжал движение так, чтобы перекрыть линию обратного паса. Мвепу, как левая восьмерка в ромбе, начинал прессинговать фуллбека (в данном эпизоде вингера) и закрывал возможность сыграть в полуфланг. Ульмер (левый защитник) опекал Арнольда, а Минамино блокировал передачу в центр. Хванг располагался так, чтобы блокировать передачу на дальнего центрального защитника (ван Дейка).

Пример удачного прессинга, где видны все роли игроков (Юнузович как страхующий).

В целом, 4-2-2-2 Зальцбурга, как мне кажется, очень хорошо были продемонстрированы в первом туре против Генка. 

Это был компактный шестиугольник, который мобильно передвигался по всей ширине поля. Задача нападающих – блокировать передачи в центр, но при этом у центральных защитников Генка была свобода на мяче (на них не давили, кроме сработавших триггеров в виде передачи назад/плохого приема/ошибки). Юнузович и Бернеде располагались так, чтобы накрывать опорников бельгийской команды на приеме и не дать им развернуться. У Златко была двойная задача, кроме опорников он должен был следить за движением Хейнена, который открывался между линиями, поэтому сам он занимал позицию чуть глубже. 

Минамино и Собослаи закрывали сразу две опции – передачу в полуфланг, если туда смещался кто-то из пары опорников и проход в центр, когда мяч получал фуллбек бельгийцев. Главная уловка здесь – фуллбеки располагались достаточно высоко, что усложняло прессинг и они постепенно вытягивали на себя крайних полузащитников Ред Булла, чтобы дать больше свободы на приеме Берге и Хросовски.

Один из примеров такого момента. Собослаи изначально ориентируется на Мале (правый фуллбек Генка) и корректирует свое движение под него. В то же время Берге получил больше свободы (тут и неоптимальное давление от Халанда, и поздний рывок Юнузовича), смог принять передачу от центрального защитника. Дальше норвежец развернулся с мячом в центр, протащил до центрального круга и сделал передачу между линий. 

Это был один из редких моментов, когда Генк смог вскрыть прессинг Зальцбурга. В основном они выходили через забросы в карманы на фланге (зона от фуллбека до крайнего полузащитника, из-за компактности и узкой позиции Минамино-Собослаи),, либо пытались выйти через крайних защитников. В таком случае ловушка РБ захлопывалась – крайний полузащитник закрыл вариант с центром, нападающий обратную передачу, фуллбек вариант по флангу, а кто-то из пары опорных садился ниже в полуфланг, чтобы контролировать передачу туда и открывания.

Вариант через центр тоже закрыт. Шестиугольник Зальцбурга покрывал очень большое пространство и было сложно получить внутри него мяч.

Основные паттерны в позиционной атаке и контратаках

Важная часть перед началом разговора про атаку – часто встречал мнение, что Зальцбург позиционирует себя как команда со стилем, который противостоит философии Барселоны. Они не ставят на затяжные позиционные атаки и получают в целом больше моментов в переходных фазах или за счет очень динамичных атак. Это не значит, что у них нет идей с мячом, но говорит о том, на что сделаны изначальные акценты. Обычно это смесь динамики (в Зальцбурге есть несколько тренажеров, которые развивают скорость мышления), общих паттернов и принципов, которыми руководствуется Ред Булл.

В 4-2-2-2, и в 4-ромб-2 есть несколько общих закономерностей, которые позволяют не терять качество при переходе с одной схемы на другую. Восьмерки (в первой схеме это крайние полузащитники) в интерпретации РБЗ очень объемно двигаются по вертикали в полуфланге и у этого есть несколько целей:

1) Провоцировать соперника на прессинг (вытаскивать его из зоны в mid-блоке), а после этого сразу ускоряться ему за спину)

2) Доводить мяч до фуллбеков и/или выходить из под прессинга.

Есть несколько интерпретаций этого способа, например, когда фуллбек и восьмерка стараются действовать на одной линии, чтобы связать опекунов и создать между собой коридор под включение Халанда. На примере ниже это почти получилось, но из-за высокого расположения Кристенсена Руй заранее начал ориентироваться по нему и перехватил мяч. В любом случае такое уже проходило в последнем матче против Генка.

В обоих случаях Минамино старается либо ускориться в освобожденную зону, либо открываться под нападающего лицом к воротам, чтобы в 1-2 касания находить продолжение. В целом, десятка в системе Зальцбурга имеет очень гибкую роль: поддерживает нападающих (как за счёт открываний, так и проникающих передач), фуллбеков (например, опускаясь глубже как дополнительная опция) и шестерку, открываясь под него в билд-апе. Все это возможно благодаря вертикальной компактности в атаке.

В более продвинутой стадии атаки появляются отличия в интерпретации схем, поэтому я постараюсь задеть основные моменты каждой

В 4-d-2 структура строится на ромбе, который компактно двигается в фазе владения, а игроки знают все возможные маневры партнеров. Важная часть – опорник, который служит и сохранением владения, если нет вариантов продвижения у одной из восьмерок, и поддержкой общей динамики. Анчелотти пытался закрыть Юнузовича в ответном матче Лиги Чемпионов за счет компактной связки двух нападающих, которые либо блокировали первый пас на австрийца, либо давали ему принять за первой линией прессинга, но закрывали возможность двигать мяч через центр. Когда Ред Булл переходил в среднюю треть или находился на входе в финальную, то пара нападающих опекала опорного ситуативно, временами давая ему свободу – поэтому у Наполи в целом появлялись проблемы из-за недисциплинированности(хотя тут стоит говорить, что иногда они просто восстанавливались после интенсивных рывков в предыдущем эпизоде).

Одна из главных идей в этом матче заключалась в том, чтобы провоцировать опорников Наполи (Руиса и Зелиньски) покидать свои зоны. Больше всего это работало на более реактивном Зелиньски, когда он выходил в давление: Мвепу на приеме делал ложный уход вправо, перекидывал мяч в обратную сторону и делал передачу между линий:

ГИФ

Здесь вершиной ромба ситуативно стал Хванг, так как изначальная десятка Минамино до этого ускорился за спину Максимовича, ожидая передачу в ту зону.

ГИФ

Здесь Собослаи получает возможность открыться выше между линиями, так как это улучшает позиционную структуру (в его вертикали уже есть Юнузович, а левый полуфланг между линий никем не занят).

В 4-2-2-2 их атаку можно разделить по флангам, на более базовые и распространенные  комбинации. Правый - достаточно упрощен, но подстроен под несколько вариантов развития событий: 

Здесь Кристенсен принимает мяч широко на фланге, а под него открываются сразу два игрока – Ашимеру, как дополнительная опция, чтобы сбросить давление восьмерки Штурма и забегание Окугавы за спину левому вингбэку. Это достаточно повторяющаяся история с несколькими вариантами развития событий:

1) Кристенсен вынужденно отдает на Ашимеру (как в эпизоде выше, где он перед приемом оценил расположение соперника), а тот получает свободу в полуфланге и делает передачу на Окугаву. Либо он может сделать передачу в центр (опять же, из-за вертикальной компактности), где открывается в недодачу кто-то из нападающих (второй должен начинать забегать под передачу за спину защитникам). 

2) Кристенсен сам получает возможность принять, сделать вертикальную передачу за спину вингбэку и ускориться в полуфланг под обратный пас.

3) Ромальо (правый ЦЗ) делает диагональ на левый фланг, где открывается Хванг в изоляции. Обычно он на дриблинге смещается к боковому входу штрафной и делает зрячую передачу низом в район 11-метровой. Есть моменты, когда кореец идет в дриблинг в не самый оптимальный момент, но вам должно понравиться как плотно контролируется мяч.

Левый фланг более интересный и разнообразный в плане идей:

1) Опорник смещается на фланг/позицию ЛЗ, позволяя защитнику открываться выше. Левый полузащитник обычно открывается в полуфланге. Таким образом, когда мяч у опорника – у него есть сразу три варианта для проникающей передачи: фланг, полуфланг и центр. 

2) Диагонали Ульмера. Достаточно интересный набор для крайнего защитника: он может делать диагонали низом как в зону между линий, так и за спину крайнему защитника соперника. 

Здесь Халанд отскочил в глубину, попутно вытащив за собой самого центрального защитника, а под него открылись сразу 4 игрока. Это показательно и в том плане, как в целом располагаются игроки Зальцбурга в позиционной атаке: крайние полузащитники смещаются в полуфланги, между линий, а фуллбеки поочередно занимают высокие позиции. 

Главное в такие моменты – они стараются атаковать разные зоны, чтобы не дублировать друг друга. Это особенно заметно при открываниях между линий – по одному заполняют полуфланги, в центре могут открываться сразу двое.

Еще есть паттерн, который соблюдается в основном в переходной фазе или когда соперник садится в mid/low-блок. Если мяч в центре, то Зальцбург старается перегрузить центральную ось между линий, где открываются сразу 4 игрока (обычно оба нападающих и два полузащитника/полузащитник и один из опорных) равномерно в центральном и полуфланговых каналах. Еще один игрок остается близко к игроку с мячом, чтобы добавить опцию на случай агрессивного прессинга. Это очень динамичный подход – игроки действуют не совсем типично и передвигаются в зависимости от развития событий, поэтому обороняющейся команде в целом сложно реагировать на такие эпизоды (так как есть доля импровизации+высокой скорости исполнения). 

В таких случаях есть два варианта развития событий:

1) Соперник реагирует на это открывание сужением пространства – компактностью, поэтому фуллбек Зальцбурга получается свободу на фланге и может спокойно атаковать свободную зону перед собой

2) Передача идет между линий. Обычно в такой ситуации все решается за счет паса на третьего, либо пропуском передачи и дальнейшим проникающим пасом.

Касательно контратак показателен матч против Ливерпуля. Изначально, в 4-2-2-2 были проблемы с игрой между линий. Крайние полузащитники не успевали открыться в опорной Ливерпуля, а забросы, как уже говорилось, стабильно хорошо забирали Гомес и ВВД. С переходом на ромб в полузащите у РБ появилась структура контратак и она хорошо читалась при просмотре матча: когда происходил перехват, то сначала передача направлялась кому-то из пары Юнузович – Мвепе, а в это время между линий открывался Минамино. Его движение, первое касание, сканирование пространства, понимание партнеров находятся на достаточно высоком уровне. 

Японец получал мяч на ход, поэтому ему хватало 1-2 касаний, чтобы сделать проникающую передачу. Нападающие открывались в карман между центральными и крайними защитникам. 

Очень много моментов в Зальцбурге завязано на комбинации с передачей «на третьего» и «пропусканием паса». Если Минамино при перехвате располагался глубоко или закрыт, то кто-то из двойки нападающих отскакивал в глубину (в каждой паре нападающих австрийцев есть ответственный за это, тут Хванг), в открытую позицию, а Минамино ускорялся на его место. 

Или, например, как здесь – Минамино изначально пропускает мяч от Мвепу, ожидая пас в касание от Хванга. Это прием, который можно достаточно часто увидеть в исполнении Зальцбурга. Главные катализаторы того, чтобы пропустить мяч вовремя и не нарваться на контратаку – коммуникация с партнерами и скорость передачи (сильная – пропустить).

Психология – важный фактор успеха

Я думаю, что эту работу стоит заканчивать именно на этой теме. По моему мнению – одним из важных составляющих успеха австрийского клуба на внутренней арене и их уверенной игре в еврокубках является именно психология. Сложно поддерживать интенсивность прессинга на таком уровне на протяжении матча и даже отрывок из интервью Тедеско для spielverlagerung как бы намекает, что у футболистов будут возникать вопросы к тренеру по поводу целесообразности того или иного подхода.

Важные вводные Зальцбурга – у них молодой состав, который разбавлен неконфликтными опытными игроками, желание прогрессировать в современной модели игры (где есть гарантии продолжения роста и перспективы) и предрасполагающий менталитет (видео из раздевалки матча с Ливерпулем в пример). 

Джесси Марш сам по себе достаточно импульсивный тренер в плане поведения (не решений)  – желтая карточка против Наполи за оскорбление судьи и это играет ему на руку. Но в первую очередь помогает управлять коллективом то, что у его подопечных нет завышенных требований, но есть доверие к более опытному человеку во многих аспектах – авторитет. Поэтому кажется, что любые идеи в Зальцбурге будут впитываться гораздо лучше, чем где-либо как раз из-за внутрикомандного менталитета и авторитета тренера среди игроков.

twitter автора

Написано для footscout.ru

Использованы данные Wyscout и Instat