19 мин.

Николай Саприн: «Успех придёт сам, если ты его заслуживаешь»

Известный комментатор, работавший на полуфинале Чемпионата мира Франция - Бельгия, рассказал о том, как девять ножевых ранений не помешали ему исполнить мечту.

Николай Саприн с 2003 года известен в качестве комментатора футбола, плавания и тенниса на каналах Eurosport, хорошо знаком он и радиослушателям «Маяка» как многолетний ведущий спортивных передач. В эпоху до глобального использования интернета голос Николая держал слушателей в курсе событий на Чемпионатах мира и Европы и Олимпиадах. В 2016 году комментатор отработал Олимпиаду в Рио на «Первом канале» и даже провёл один матч футбольной сборной России в тандеме с Кириллом Дементьевым.

Я связался с Николаем ещё до Чемпионата мира. Большое интервью мы сделали примерно месяц назад. Как пробиться в мир спортивной журналистики, нужно ли получать профильное образование, осталось ли место для романтики – ответы на эти и другие вопросы в нашем большом интервью.

«СПОРТ-ЭКСПРЕСС И ЖУРНАЛИСТИКА БЕЗ ИНТЕРНЕТА»

– Николай, расскажи для начала, как сам попал в спортивную журналистику?

– Можно сказать, у меня была к этому предрасположенность. Журналистом был мой дедушка: всю войну он прошел военным корреспондентом, после на протяжении многих лет работал в газете «Правда». Он немало книг написал о войне, о своей жизни в партизанском отряде – и в детстве, зачитываясь ими, я всё больше понимал, что хочу стать писателем. Хотя нет, сначала – библиотекарем: я очень много читал и чуть ли не ежедневно ходил по библиотекам – чтобы сдать уже прочитанное и взять на дом что-то новое.(смеётся)

Ещё в школе я специально искал гуманитарный класс для того, чтобы получить необходимые навыки, и как-то по радио услышал о наборе в класс журналистики. Тогда это было в новинку: 1990-й год, ещё советское время, специализированных классов было совсем мало, и уж тем более таких. Поступил, начал пробовать и вскоре уже сотрудничал с различными подмосковными изданиями. Помню, как в 1991-м году, например, перед выборами первого Президента России мне в химкинской газете «Вперёд» доверили написать несколько материалов о том, как кандидаты – Ельцин, Жириновский, Тулеев - встречались с избирателями в Подмосковье. Справился.

Но при этом всегда хотелось писать именно о спорте. Поэтому нашел редакцию клубного ежемесячника «Торпедо», стал писать для них. В год поступления в институт (1992-й) набрался духа и сам пришёл в «Спорт-Экспресс». Наудачу - всё-таки в буквальном смысле слова пришёл с улицы. Но мне повезло: тогда редакция как раз стала ориентироваться на совсем ещё юных ребят, и нас, 15-16-летних пацанов, приняли и стали с нами работать. Там уже вовсю трудились Лёша Лебедев (ныне – руководитель отдела спорта в «Московском Комсомольце»), Миша Пукшанский, который потом возглавил отдел футбола, Саша Кружков, который впоследствии образует гениальный альянс с Юрой Голышаком в «Разговоре по пятницам», Толя Мартынов. Настоящий пионерский отряд. Я там около двух лет проработал, и это была грандиозная школа – как профессиональная, так и жизненная. Многие будущие журналисты считают, что им достаточно получить профильное образование и они сразу помчатся к вершинам профессии, но по-настоящему журналистику познаёшь только на практике, конечно.

– Были кумиры тогда в журналистике?

– Большинство из нас привлекали материалы Сергея Микулика, мы это с ребятами обсуждали. Он, конечно, был и остаётся абсолютно непохожим на всех. О таких сложных вещах, как, например, человеческие взаимоотношения, он рассказывает настолько по-житейски, самобытно, что между автором и читателем практически нет ощущения дистанции: как будто бы сидишь за столом с близким другом, и тот по-свойски разъясняет тебе секреты жизненного бытия. Абсолютно такой же эффект, кстати, и у Юрия Альбертовича Розанова в репортажах. Выработка собственной подачи, игрового стиля – это очень важно для будущего в профессии.

– Журналистика без интернета. Как это было вообще?

– Это сейчас кажется чем-то не поддающимся пониманию, но так жили в те времена. Просто информацию получали другими путями. Существовали специальные новостные агентства, российские и зарубежные, на многие из них был подписан «Спорт-Экспресс». Как сейчас помню, когда в 16 лет пришел в редакцию, меня по первости несколько раз просили съездить в московские офисы агентств AP или EFE и привезти оттуда сводки последних спортивных новостей – набирались целые бумажные рулоны. Самое интересное использовалось потом при подготовке материалов.

Да и потом когда появился интернет, он же развивался очень постепенно. Вплоть до конца 90-х годов многие, например, передавали материалы по факсу, а не по электронной почте. В 97-м году я от газеты «Сегодня», в которой тогда работал, съездил на финал Лиги Чемпионов в Мюнхен – и там буквально с ног сбился, пытаясь передать итоговый материал. Ноутбуков еще не было, стенбюро, куда раньше надиктовывали заметки в редакцию, уже не было, печатную машинку с собой не возьмёшь. Поэтому писал текст от руки - и потом только в последний момент на вокзале нашёл факс, по которому можно было перегнать эти несколько страниц в Москву. Это будни 90-х. Интернетом для передачи и получения информации в России по-настоящему начали пользоваться лишь на стыке веков.

– Если сравнить вас в прошлые времена и нынешних авторов. Кому сложнее было работать?

– Это очевидно: технологии-то разные. Сейчас собрать всю необходимую для материала информацию можно в кратчайшие сроки: есть интернет, гугл, мобильники. А тогда в твоем распоряжении были только городские телефоны – и твои ноги, которые могли привести тебя куда угодно. Например, в «Советском спорте» в конце 90-х я одно время отвечал за подготовку центрального материала вторничного номера, который выходил в расширенном формате, как футбольное приложение, - как правило, самые актуальные и спорные темы за последнюю неделю. Сбор информации отнимал массу времени – пока нужные тебе люди окажутся дома или на своем рабочем месте, пока съездишь к кому-то на интервью. А материал при этом вынь да положь точно в срок: дедлайны уже тогда были жёсткими.

 «ЛАЙКОМЁТ ОРИЕНТИРОВАН НА ШКОЛЬНИКОВ»

– Нет ли ощущения, что нынешняя спортивная журналистика совсем без души? Не стало больше случайных людей, на твой взгляд?

– Отчасти согласен. В таком деле обязательно нужна преемственность поколений, но это не всегда возможно. Например, знаменитая история со «Спорт-Экспрессом», где практически уже не осталось ветеранов, которые наверняка могли бы до сих пор передавать свой опыт молодым ребятам.

К тому же сейчас несколько размылась граница между профессиональной журналистикой и любительской. В печатной прессе раньше никогда не публиковали материалы без жёсткой редактуры. В «Совспорте», например, существовала специальная служба рерайтеров, которые порой даже переписывали никуда не годные тексты. Требования были совершенно другими. В интернете же сейчас огромное количество платформ, на которых даже непрофессиональные авторы получают шанс написать что-то интересное. Далеко не всегда это исполнено на необходимом уровне, и это создаёт огромный перекос, потому что тексты по оформлению нередко принимаешь за серьёзные, а не такие «учебные».

Общее качество, думается, снизилось еще и от того, что интернет постепенно вытеснил бумажные издания.

Сегодня каждый стремится дать информацию быстрее других, все жаждут получить большее количество лайков от читателей, хотя с классной журналистикой зачастую это никак не связано.

По сути, если у материала мало лайков, то он вроде как не очень хорош, но это ведь не всегда так. Иногда заслуживающие внимания тексты именно из-за этого уходят в тень.

Потребность в качественных материалах есть всегда, но на сегодняшний день она стоит особенно остро. Думаю, что именно с этим связана огромная популярность рубрики Голышака и Кружкова в «Спорт-Экспрессе» или некоторых авторов на Sports.ru – они в любой ситуации создают великолепный контент. Увы, таких текстов сейчас очень мало.

Но тут, кстати, есть и оборотная сторона медали. Среди блоггеров появилось немало интересных авторов, которые, не имея журналистского образования и не получая за эту свою работу деньги, зачастую пишут лучше, чем профессиональные репортеры. Тем, кстати, повод задуматься, потому что эту конкуренцию они начинают проигрывать.

– Ты сам читаешь что-то из бумажной прессы?

– Почти нет. Вчера вот купил «Спорт-экспресс», так как у меня интернет на телефоне закончился, а информацию нужно обновлять постоянно. Я взял номер в руки и понял, что… уже знаю или читал всё то, что там написано.

Я не говорю, что газеты умирают, тем более в нашей огромной стране, где еще не везде есть быстрый интернет. К тому же очень многие люди до сих пор предпочитают читать бумажные книги, например, из-за тактильных ощущений, а не электронные – то же самое и с газетами. Но всё же видно, что интернет уже победил, окончательно и безоговорочно.

– Нет ощущения, что вся спортивная журналистика ради хайпа сейчас? На том же Sports.ru материалы с девушками всегда больше плюсов собирают, чем топовые лонгриды.

– Так и должно быть, девушки – наше всё. Но ты ведь уже взрослый опытный человек. Скажи честно: ты сам часто ставишь лайки или комментируешь статьи?

– Нет. 

– Вот и ответ. Лайки – реакция в основном молодых ребят, тех, что учатся в школе или институте, тех, у кого полным-полно времени на это. Лайкомёт на них и ориентирован. Когда они становятся старше, то, как правило, понимают, что вовсе не в лайках дело. Ещё раз: вряд ли их обилие можно считать критерием хорошей работы пишущего журналиста.

 В то же время жизнь сейчас постепенно приводит к тому, что журналист должен быть максимально универсальным и уметь делать всё – писать классные тексты любой длины и в любом жанре, связно говорить в микрофон или камеру, монтировать аудио или видео, готовить радио- и телепрограммы. Происходит профессиональная перезагрузка, сама профессия предъявляет новые требования к тем, кто ею занимается.

 – Что скажешь про тех журналистов, часто твоих сверстников, что продолжают делать статьи, как будто на дворе 90-е годы? Большой объём, тексты никто не дочитывает, но они продолжают.

– Повторюсь: жизнь меняется, профессия меняется, и мы все должны меняться вместе с ней, иначе просто не успеем и безнадёжно устареем. Зачастую это очень трудно, но другого выхода нет. Вместе с тем мы все герои своего времени. Ну вот как потребуешь перемен от очень опытных людей, которые привыкли жить так, как они живут? Я был знаком со многими ветеранами, которые в свои 60-70 лет продолжали писать тексты без использования компьютера – только ручка и бумага. В том числе и для таких случаев существовали стенбюро, машинистки – профессия, которая совсем недавно официально отошла в прошлое.

Если же говорить про формат текстов, то это всегда сакраментальный вопрос: что важнее – форма или содержание? Для меня, если честно, существенно и то, и другое – у хороших текстов не должно быть недостатков. Но если нужно выбирать, то предпочту дельные и интересные мысли – это лучше, чем когда написано красиво, но при этом одна вода.

«СХВАТКА, ДЕВЯТЬ НОЖЕВЫХ И СКЛИФ»

– Расскажи, как преобразовалась карьера пишущего журналиста в радио и телеведущего?

– Вообще, я мог бы и пишущим журналистом не стать. Когда учился в последнем классе, то попал в больницу. Меня очень сильно порезали…

В нашу квартиру забрался вор, а я как раз в этот момент вернулся из школы. Мы с ним сцепились, в какой-то момент я его оглушил, чудом выбрался на лестничную площадку, стал звать на помощь, он стал бить меня со спины. Хорошо, меня услышал сосед, мой спаситель, дядя Вова: он выбежал, погнал вора вниз и сам получил два удара ножом. У меня было девять… Нас вместе в Склиф отвезли. 16 лет мне было.

– Зачем ты начал драться с вором?

– А как иначе? Я открывал дверь в квартиру и вдруг она резко пошла вовнутрь, мне в глаза брызнули струёй из баллончика, и когда я очухался, то уже был внутри, а передо мной – мужик с пистолетом в руке, преграждавший дорогу. И я понимаю, что если ничего не делать, то отсюда, скорее всего, уже и не выйду. Надо было выбираться наружу.

– Тёмные времена. Не нашли?

– Нет. Собака довела до автобусной остановки, дальше след пропал. Но главное, мы с соседом выжили.

– И как пережил это всё?

– О том и разговор, что журналиста могло не получиться вообще. Была очень тяжёлая операция, я долго приходил в себя, переосмысливал, что случилось. И в этот момент мои родители, которые имели отношение к медицине, уговорили меня поступать во 2-й мед. Сейчас понимаю, что это была чистой воды авантюра: за три месяца до экзамена после таких ранений начать готовиться по абсолютно непрофильным предметам. Но почему-то вдруг решился… и не поступил. Зато понял, что не судьба – и быстро вернулся к тому, что занимало мои мысли гораздо сильнее. Будь иначе, сейчас, возможно, работал бы в том же Склифе)

«РОМАНТИКА В ПРОФЕССИИ ЕЩЁ ОСТАЛАСЬ»

– Так как в итоге начал другую карьеру на радио и ТВ?

– Работал в «Советском спорте», много ездил на матчи – и периодически меня мой коллега Саша Иванов с «Маяка» просил с них передавать отчеты или включаться впрямую. На «Маяке» на эти репортажи обратили внимание, Борис Борисович Губин, тогдашний руководитель спортивной дирекции, вообще сказал, что я – готовый комментатор. Так постепенно перешёл на «Маяк», и это оказалась совсем другая жизнь. Репортажи, передачи, командировки на крупные турниры – «Маяк» освещал и до сих пор освещает всё.

А через несколько лет пригласили на «Евроспорт»: сначала ведущим новостей, а потом очень быстро – и комментатором.

– Запомнился ли тебе самый первый твой репортаж на ТВ?

– Это было на ТВЦ, работал на хоккее на финальных матчах чемпионата России. А на «Евроспорте», по-моему, дебютировал на каком-то межсезонном однодневном турнире итальянских клубов. Телевизионные репортажи априори должны отличаться от радийных, и у меня немало времени ушло на то, чтобы это осмыслить; чуть ли не несколько лет. Но зато когда понял, в каком направлении двигаться, стало легче дышать.

– Ориентировался тогда на кого-то? Сейчас есть любимый комментатор?

– Я уже говорил, что меня всегда привлекают харизма, самобытность, непохожесть ни на кого. Например, Юрий Альбертович Розанов – ну поди найди второго такого! Или Вася Уткин, настолько виртуозно владеющий словом, что вокруг никого и рядом нет. Но вообще в России очень много отличных талантливых комментаторов, у которых свои козыри и у которых можно научиться многому.

– Какие качества, прежде всего, важны для комментатора?

– Помимо того, о чём я сказал, - чёткость, адекватность, самобытность, душевность, быстрая реакция на эпизод. Не нужно никому подражать, всё должно идти от сердца. Например, почему Володя Стогниенко один из лучших комментаторов? У него идеальное соотношение всех необходимых пропорций, очень правильный баланс.

– Ты сам, я так понимаю, никогда не стремился к медийности и славе. Молодые ребята же сейчас хотят делать больший упор на шоу. У тебя до сих пор нет желания гнаться за подписчиками?

– У каждого свой путь. Молодым, конечно, нужно самоутвердиться. Многие опытные тоже понимают, что хайп важен сейчас, и пытаются это использовать уже по-своему. Возможно, и я со временем начну шоуменить направо и налево, но пока… Просто стараюсь делать своё дело. Если ты по-настоящему заслуживаешь успеха, то он сам к тебе придёт. Я в этом смысле немножко фаталист.

– Не обидно, что работаешь лучше многих, а внимания нет?

– Я понимаю, что для этого надо работать на федеральных каналах, а я там практически не работал. Опять-таки, я спокойно иду своей тропинкой. Может, куда-то она меня и выведет, а, может, так и помру в безызвестности. В любом случае специально за славой я не гонюсь.

 – Всем молодым спортивным журналистам говорят, что за деньгами идти сюда не нужно. Можно ли прожить среднестатистическому журналисту на одну зарплату?

– Зависит от уровня ваших амбиций. Кто-то может на одну, а кому-то мало и четырех. Я, например, стараюсь раскрыться в разных амплуа: радио, телевидение, документалистика, преподавание, озвучка. Но это всё не суперзаработки, конечно, хотя мне надо зарабатывать, у меня семья, ребёнок. Разумеется, напрямую на уровень предложения влияет известность, популярность, частота мелькания в кадре.

Поэтому лёгкие деньги – это уж точно не про спортивную журналистику. К тому же я много общаюсь с начинающими журналистами и вижу, что мотиваторы у них, как правило, не имеют ничего общего с деньгами, те просто как приятное дополнение. Романтика по-прежнему движет очень многими, люди даже в сознательном возрасте далеко за 30 переходят, например, из инженеров в журналисты.

– Неужели романтика здесь ещё осталась?

– За всех не скажу, но для меня – абсолютно точно. Я по-прежнему так же предвкушаю крупные соревнования перед их началом, как когда-то давно в юности. Хочется новых и новых приключений для любимых команд и удивительных сюжетов, эмоций, радости. Я всегда мечтал ездить на эти турниры, чтобы почувствовать их атмосферу. Это лучшее, что есть на чемпионатах мира. Не результаты, не матчи, не голы и не чьи-то ошибки: главное – болельщики, их фестиваль, тот карнавал, который выплёскивается на улицы городов.

Я понял, что настоящее удовольствие ощущаешь, находясь в эпицентре этого праздника. Можно даже на трибуны не попадать, а смотреть по телевизору или на большом экране в фан-зоне. В 2012-м году мы с коллегой по «Маяку» Сашей Неценко провели весь чемпионат Европы в Киеве, но при этом работали не со стадионов, а только из студии в доме Радио; другой возможности не было. Грустили, конечно, что так получается, но при этом днём и ночью гуляли по улицам, где продолжался этот нескончаемый праздник. Поэтому Евро, считаю, всё равно посмотрели по-настоящему, изнутри.

– Не было такого, что надоедал спорт? Хотелось когда-нибудь пропустить крупный турнир?

– Если только на время – ну как он может надоесть?! Я спортивную жизнь рассматриваю как альтернативную реальность, как параллельный мир, в котором можно абстрагироваться от своих проблем. Для меня это целая сказочная, фэнтезийная страна, где всё живо, интересно, необычно, хотя, может быть, и не всегда справедливо. Как будто «Игра престолов» или сказки братьев Гримм.

 «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» и ВГТРК»

– Звёздной болезни по молодости не было у тебя?

– Если и была, то сразу и прошла. Когда понимаешь, что в 16 лет материалы с твоей подписью публикуются в самой главной спортивной газете страны, - это окрыляет, мягко говоря. Но исчезло подобное состояние довольно быстро, хватило пары поучительных историй.

– Тебя звали на Первый канал. Что, и тогда не было необычных ощущений? Главный канал страны как-никак.

– Конечно, было очень приятно. Но я спокойно воспринял, просто всегда стремился к этому. Сотрудничал с Первым во время чемпионата Европы, потом отработал там Олимпиаду в Рио, привлекали меня и к матчам футбольной сборной России.

На чемпионате мира я тем не менее работать буду: на радиостанциях холдинга ВГТРК и в интернете на сайтах телеканала «Россия». При этом очень многие наши репортажи под картинку будут дублироваться в радиоэфире «Маяка». И в этом я вижу немалый вызов: важно же сделать так, чтобы ни одна из этих аудиторий, настолько разных по сути своей, не чувствовала себя ущемлённой. Одни видят картинку и им не нужно пересказывать, что на поле, а другие – не видят изображения и нуждаются в этом виртуальном видеоряде.

– Как к критике относишься со стороны? Читаешь комментарии в интернете?

– Очень спокойно. Поначалу, когда только пытался найти себя, даже специально искал в сети такие комментарии, чтобы понять, что делаю не так и как правильно. Но очень быстро понял, что интернет здесь мне уж точно не помощник: люди в такой среде в 95% случаев настроены негативно. Поэтому обошелся без подобных советов: шёл наобум, искал, учился, пока не выработал свой стиль. Сейчас иногда в твиттере что-то бросается в глаза, но всё больше это позитивные отзывы: бурной критики в свой адрес за последние лет 10 я не встречал. 

«ПЛОХО, ЧТО ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН СПОРТИВНЫЙ КАНАЛ»

– Наш сайт «Живу Спортом» предлагает авторам публиковаться на безвозмездной основе, хотя молодёжь сейчас сразу хочет получать деньги за свои статьи. Стоит ли молодым авторам работать бесплатно или это пустая трата времени?

– За что платить человеку, если зачастую он толком писать не умеет? Одно дело, если работы присылает сложившийся автор, другое дело – люди, заметки которых перед опубликованием необходимо нещадно править, а иногда и начисто переписывать. Провожу параллель со Sports.ru, где нередко очень хорошие авторы работают бесплатно. Им просто это очень нравится - выражать мысли таким образом, они живут под девизом «Ни дня без строчки», им нравится писать о том, чем они интересуются.

Иногда это получается настолько здорово, что понимаешь, что иные профессиональные журналисты так не напишут. И, естественно, с ростом качества такой работы может встать и вопрос зарабатывания денег через неё. Вот тогда он уже актуален: уверен, что лучших при условии должной стабильности их текстов обязательно куда-то пригласят.

– Как попасть в спортивную журналистику? Совет от профессионала?

– Если вы делаете свое шоу в YouTube или пробуете себя в написании текстов на Sports.ru, то уже занимаетесь спортивной журналистикой: и в данном случае не важно, получаете ли вы за это деньги или нет. Хотя есть люди, которые попаданием в журналистику считают только приём на работу в то или иное издание.

А вообще советую пробовать всё. В школе спортивной журналистики, где я преподаю курс радио, всё время говорю об этом студентам. Бывали случаи, когда ребята приходили на занятия и признавались в том, что не лежит душа к радио и ТВ, что видят себя только в печатной журналистике и нигде ещё, а ко мне приходят только из уважения. На что я им отвечаю: возьмите и просто попробуйте. В конце концов, журналист будущего – универсальный журналист, который должен уметь делать всё. А сдаться и сказать «Ой, я не умею» проще всего.

– Если представить, что у тебя есть власть, то что бы ты изменил в нашей печатной и телевизионной журналистике?

– Мне не нравится, что сейчас почти отсутствует спектр мнений. Оригинальные мысли периодически встречаются, но настоящий водоворот разных точек зрения могут создать только классные авторы в разных изданиях; чем больше, тем лучше. Увы, их не так уж и много.

В телевизионной? Идеально, когда существует несколько спортивных каналов, между которыми есть конкуренция. Сейчас в открытом доступе есть только один, куда сваливается весь возможный контент. Эдакая однопартийная система. А без конкуренции, как известно, наступает стогнация.

– Российское спортивное телевидение когда-нибудь сможет зарабатывать деньги?

– Когда-нибудь – разумеется. Всё меняется в этом мире. Например, раньше у нас на дорогах за рулем не было принято останавливаться перед «зеброй», очень долго привыкали к этому водители. Но сейчас все понимают, что это правильно. К пониманию необходимости оплаты спортивных трансляций все также должны прийти постепенно. Просто у нас, к сожалению, не всегда приучены именно так решать подобные вопросы.

– Напоследок дай советы участникам нашего проекта «Спорт Репорт». Что нужно для того, чтобы начать писать хорошие статьи?

– Желание. Душа. Полёт. Фантазия. Терпение, потому что работать над словом и что-то переписывать, переставлять, переделывать поначалу нужно будет перманентно. Искренняя любовь к этому делу, которая будет мотивировать постоянно, если что-то вдруг не будет получаться. Стремление к тому, чтобы в следующий раз написать ещё лучше, - а это всегда возможно: мы же не представляем себе своего максимума, правда? Терпимость к критике, потому что она будет всегда, всем нравиться невозможно… Это в любом случае бесконечная, ежедневная работа над собой, и к этому нужно быть готовым.

– Всё же что же важнее: гнаться за хайпом или делать качественный контент?

– Ну, сейчас время хайпа (улыбается). Вперёд – прямая дорога, это самый короткий путь сейчас к успеху. И потом: кто сказал, что работа на хайпе обязательно некачественна? Но к успеху ведут и другие пути, на первый взгляд, куда более тернистые и извилистые. Ещё раз: это нескончаемая работа над собой, и главное здесь – живой интерес и любовь к тому, что вы делаете.

Беседовал: Георгий Шаков. 

Приключения иностранцев на ЧМ-2018. Пять случаев, о которых вы должны знать

«Убийство» Месси», «Слава Украине» и другие политические скандалы вокруг ЧМ-2018