13 мин.

Они чуть не выбили «Байер»: играли под обстрелами, тренера взорвали, спонсоры – короли госзаказов

Все равно герои.

«Карабах» проводит лучший сезон в истории. 

Осенью 2023-го команда в 10-й раз подряд вышла в групповой этап еврокубков, весной 2024-го – продвинулась в плей-офф как никогда раньше: размолола «Брагу» в стыковом раунде Лиги Европы и попала на «Байер» в 1/8-й. Дважды вела 2:0, но оба раза упустила победу и не шагнула дальше. 

В чемпионате тоже красиво: за 10 туров до финиша «Карабах» опережает ближайшего преследователя на 24 очка.

Как появилась эта команда? Почему ее назвали в честь того самого региона? Кто тренирует ее уже 16 лет?

Обо всем – ниже.

Из-за войны соперники отказывались приезжать в Карабах и получали поражения, а игроки пытались уйти на фронт

Осенью 2020-го вспыхнула Вторая Карабахская война. По результатам боевых действий и перемирия Азербайджан вернул контроль над большей частью Нагорного Карабаха, в том числе над Агдамским районом. Тогда в интернете появлялись видео из Агдама. Одно из них – с территории стадиона «Имарат», где раньше выступал «Карабах».

На месте трибун лежали камни вперемешку с землей. Травы не было. На земле валялся мусор и металлические трубы. От стадиона не осталось ничего.

«Имарат» открыли в 1952-м, тогда же в Агдаме появилась футбольная команда. Под разными названиями («Мэхсул», «Шафаг», «Кооператор») и с перерывами она выступала в чемпионате Азербайджанской ССР.

В 1987-м «Кооператор» переименовали в «Карабах» по названию географической области. Авторами идеи считают себя минимум четыре человека, каждый рассказывает свою версию, но в основном они сходятся.

Когда местные азербайджанцы поняли, что армяне претендуют на Нагорный Карабах, а в крупнейшем городе региона Степанакерте (на 85% был заселен армянами) с 1960 года существует команда «Карабах», они решили создать свой «Карабах». Правда, футбольные власти отказывались регистрировать его, объясняя, что команда с таким названием уже есть. Тогда основатели использовали политический ресурс – и название согласовали. 

Через год новый «Карабах» выиграл чемпионат Азербайджана и квалифицировался во вторую лигу СССР. 

«Мы были единственным клубом в Азербайджане, который играл только местными, – вспоминал бывший капитан «Карабаха» Шахид Гасанов. – Команда была родной для людей. Все были из Агдама – и игроки, и болельщики, они были родственниками и соседями».

Напряжение между Арменией и Азербайджаном усилилось в конце 1980-х. Все из-за Карабаха – территории Азербайджана с преимущественно армянским населением. В регионе фиксировались столкновения между людьми двух этносов.

В январе 1990-го в Карабахе ввели чрезвычайное положение, в 1991-м там развернулись полноценные боевые действия. В ответ на рейды «незаконных армянских вооруженных формирований» советские войска провели принудительное выселение 24 армянских сел, а Азербайджан начал обстрел Степанакерта.

Проармянская армия Нагорного Карабаха развернула свои боевые операции, возвращая утраченные территории и обстреливая соседние населенные пункты. Одним из них стал Агдам – 30-тысячный город с почти полностью азербайджанским населением, расположенный в 30 минутах от Степанакерта.

Сезон-1991 «Карабах» провел под бомбардировками. В Агдам отказались приехать 11 команд второй лиги – например, СКА Одесса, «Ворскла» Полтава и «Днепр» Могилев. Им засчитали технические поражения. В остальных домашних матчах «Карабах» проиграл только раз и закончил чемпионат 11-м из 22 команд.

В декабре 1991-го Советский Союз прекратил существование, новый сезон каждая республика начала со своим чемпионатом. Соперники из Азербайджана не отказывались приезжать в Агдам, хотя бомбардировки продолжались. «Спокойствия уже не было. Мы играли, но каждую минуту ты знал, что бомба может упасть и изменить жизнь», – говорил рекордсмен «Карабаха» по забитым мячам (109) Мушфиг Гусейнов.

Однажды ночью 1992-го ракета попала в тренировочную базу клуба. Наутро игроки разобрали завалы и провели тренировку.

Несколько раз под обстрелом был стадион прямо во время матчей.

«Мы играли против «Иншаатчи». Первый там проиграли 0:1, в перерыве тренер давал нам установку. Внезапно рядом с ним взорвалась бомба, – вспоминал полузащитник Яшар Гусейнов. – Игроки «Иншаатчи» испугались, сказали, что не будут продолжать. Мы объяснили, что в такой обстановке проходит каждая игра. Они доиграли, но как только матч закончился, сели в автобус и уехали из Агдама, даже не приняв душ».

Мушфиг Гусейнов объяснял, что к войне быстро привыкаешь. Она не пугала ни игроков, ни зрителей – «Имарат» был заполнен, а футболисты рвались в бой: обратились к национальному герою Асифу Магеррамову с просьбой принять их в свой батальон. Командир отреагировал жестко: «Если я буду знать, что мы выиграем войну 18 футболистами, мы возьмем вас. Но сейчас вы нужнее на поле, чем в окопе».

Мушфиг Гусейнов и многие игроки того «Карабаха» – воспитанники тренера Аллахверди Багирова. В молодости он играл за команду, потом устроился на работу в детскую школу, в 1976-м стал главным тренером клуба. По воспоминаниям, Багиров особенно заботился об атмосфере – например, вечерами заходил в комнату к каждому игроку и спрашивал, все ли в порядке.

С началом войны Багиров записался в азербайджанскую армию, участвовал в боях и получил должность командира батальона. В этой должности он проводил успешные военные операции, вел переговоры об обмене пленными и убитыми. По словам местного военного корреспондента, однажды во время обмена Багиров обнял одного из армянских пленных, потому что что много лет играл с ним за «Карабах». 

В июне 1992-го автомобиль Багирова подорвался на противотанковой мине при въезде в село, которое взял под контроль его батальон. Трое пассажиров выжили, тренер и водитель погибли. По воспоминаниям того же военкора, «командир Виталик [Баласанян с стороны армии Нагорного Карабаха] связался с нашими военными по рации и спросил, действительно ли погиб Аллахверди. Когда услышал, что это правда, очень расстроился и обругал наших солдат: «Как же вы не уберегли такого человека?»

В память о Багирове «Карабах» объявил минуту молчания. Говорят, в этот момент рядом со стадионом снова упала бомба. Тот сезон команда закончила в одном очке от топ-3.

«Карабах» проигрывал 0:10 и сидел без денег, пока его не подобрали друзья президента

Последний матч в Агдаме «Карабах» провел 12 мая 1993-го. На трибунах собралось восемь тысяч болельщиков.

К тому моменту команда переехала в другой город. Оставаться в Агдаме было небезопасно – с марта обстрелы усилились. В июле армия Нагорного Карабаха захватила Агдам. Значительная часть города превратилась в руины, от бомбардировок пострадал стадион «Имарат».

Но это был не конец.

«После того, как армяне захватили Агдам, они постепенно, улицу за улицей, дом за домом, разнесли город по кирпичику. Полуразрушенные дома заросли чертополохом и куманикой», – писал британский журналист Томас де Ваал. Армянский активист Рубен Вардазарян называл Агдам и семь примыкающих районов «превратившимися в Чернобыль, где не осталось ни одного здания». Кто-то сравнивал Агдам с Хиросимой и называл его городом-призраком.

За несколько лет от Агдама не осталось почти ничего. По кирпичам разнесли в том числе стадион «Имарат».

Через 10 дней после капитуляции города «Карабах» впервые стал чемпионом – обыграл в суперфинале «Хазар». В 1994-м закончил сезон вторым – команда проводила домашние матчи в Баку.

В 1990-х «Карабах» регулярно вклинивался в топ-5 чемпионата, выходил в финалы Кубка и участвовал в еврокубках, жестко вылетая в квалификациях – 0:8 от «Яблонеца», 0:9 от «Монпелье», 0:10 от «Копенгагена».

В 2000-м клуб сразили финансовые проблемы. Футболисты уходили, лучшим бомбардиром стал игрок с тремя мячами, в таблице – третье место с конца. В этот момент его подобрали миллиардеры Абдулбари и Хасан Гезаль.

Братья родились в богатой семье Иране, после революции переехали в Турцию, а в начале 1990-х начали бизнес в Азербайджане – строили пищевые производства, чтобы покончить с дефицитом, который образовался после выхода страны из состава СССР.

Так появился Azersun – холдинг, который производит продукты (от масла до чая), транспортирует нефть и застраивает Баку (например, небоскребами Flame Towers).

О том, что Azersun участвует в энергетическом и девелоперском бизнесе, узнали в 2013 году после утечки документов офшорных компаний. Выяснилось, что юрлица, связанные с  холдингом, получали десятки государственных подрядов. Например, только строительных конкурсов Azersun выиграл на 4,5 млрд долларов.

Другой факт: некоторое время Хасан Гезаль числился директором трех офшоров с Виргинских островов, которыми владели дочери президента Азербайджана Алиева – 19-летняя Арзу и 23-летняя Лейла – и которые были зарегистрированы по адресу их апартаментов в ОАЭ. То есть ключевое лицо Azersun вело бизнес с семьей президента.

По словам пресс-атташе «Карабаха» Нурлана Ибрагимова, взять шефство над клубом братьев Гезаль тоже попросил президент – отец Ильхама Алиева Гейдар, который руководил страной до 2003 года.

«Карабах» называют «кавказской «Барселоной», тренер ездит на стажировку к Алонсо, а в РПЛ команда боролась бы за золото

С новым владельцем команда поменяла название на «Карабах-Азерсун» (в 2004-м упоминание спонсора убрали, плюс появилась эмблема с карабахскими скакунами – символами региона) и дважды подряд закончила сезон в топ-3. Дальше начался период нестабильности и частных смен тренеров.

В 2006-м Azersun назначил главным 36-летнего Гурбана Гурбанова.

Гурбанов – лучший бомбардир в истории сборной Азербайджана (14 мячей). Большую часть голов на клубном уровне он забил за «Нефтчи», а между тремя заходами в бакинский клуб выступал в России – за «Динамо» Ставрополь, «Балтику», «Факел» и «Волгарь-Газпром».

До приглашения в «Карабах» Гурбанов привел к серебру «Нефтчи», но решение боссов многие не приняли. Клуб мог назначить модных тогда балканцев или украинцев, зачем нужен свой?

«Если мы хотим развивать наш футбол, нам нужно инвестировать в Азербайджан, доверять местным. Когда мы остались без тренера, мы пообщались со многими известными в Турции специалистами. Но тренеры приезжают из-за границы по двум причинам: либо они не могут добиться успеха в своей стране, либо видят здесь большие деньги. Нам такое не нужно», – объяснил выбор вице-президент «Карабаха» Тахир Гезаль.

Похожие взгляды – про доверие своим – оказались у Гурбанова. Первый сезон с ним «Карабах» закончил пятым и выиграл кубок. Из игроков, которые сыграли больше пяти матчей, легионеров было пять. Во втором – бронзовом сезоне – осталось двое. Лидерами по игровым минутам стали 20-25-летние азербайджанцы – воспитанники или те, кто пришел из других клубов при Гурбанове.  

«Когда я оказался в «Карабахе», то настоял на том, чтобы в команде было больше наших игроков. Спонсор поддержал меня. После этого к нам появилась большая симпатия. Нашу команду уважали еще за то, что она состояла практически полностью из азербайджанских ребят», – вспоминал тренер.

Спустя 16 лет после назначения 51-летний Гурбанов – все еще в «Карабахе». С ним клуб впервые прошел двух подряд соперников в еврокубках, впервые попал в группу Лиги Европы и Лиги чемпионов, впервые вышел в плей-офф, впервые прошел раунд в плей-офф. С ним за последние 11 лет случились 10 чемпионств. Легионеров стало сильно больше, но воспитанники тоже играют: победный гол «Браге» забил 19-летний Нариман Ахундзаде. 

Год назад я встречался с капитаном сборной Азербайджана Эмином Махмудовым (играет за «Нефтчи») и спросил, в чем феномен Карабаха.

«Система, – ответил экс-полузащитник «Спартака». – В России просто не смотрят их игры. А если посмотреть – против любой команды они играют в свой футбол. В Европе они спокойно обыгрывают «Ференцварош» и «Олимпиакос». «Фрайбург» в последние минуты отбивался от них. Они заставляют другую команду играть так, как они хотят: бегать без мяча. Приедет «Зенит» – тоже заставят. В чемпионате России «Карабах» 100% боролся бы за чемпионство».

«Карабах» действительно называют «кавказской «Барселоной»: команда использует короткие передачи, любит владение, может выйти без чистого нападающего. Но точно ли это уровень топ-3 РПЛ?

«Когда меня спросили об этом через пару месяцев после приезда в Азербайджан, я ответил: «Тройка-четверка – точно». Но сейчас вижу, что 100% боролись бы за чемпионство», – рассказывал мне Мурад Мусаев во время работы в «Сабахе». – Они играют с позиции силы, не играют на контратаках, не ставят автобус. Они выходят в четыре защитника с максимально активными флангами. В Лиге чемпионов они прошли чемпионов Польши, Швейцарии, Венгрии. Они их просто переиграли. 

– За счет чего «Карабах» такой сильный? 

– У клуба стабильная структура, один тренер много лет. Там все строится по кирпичикам. Если говорить об их модели, это схоже с тем, как при мне играл «Краснодар». Нападающие действуют узко, очень активные фланговые защитники, как Петров и Калешин. Они добегают, могут комбинировать. И что важно – у них два состава. Одним могут играть в Европе, а через три дня выходить в Азербайджане без потери качества. 

«Карабах» не отошел от принципов даже в плей-офф: против «Браги» и «Байера» выходил с позиции равного, не садясь в оборону. Возможно, помогла стажировка Гурбанова. Во время зимнего перерыва он ездил в Германию, где смотрел занятия «Байера» и общался с Хаби Алонсо: «Меня привлекли стиль и успешное выступление. Работа Хаби Алонсо очень интересна. Я хотел узнать о его методах и методах тех тренеров, под руководством которых он играл».

В 2023-м «Карабах» сыграл в Карабахе, но пока не на своем стадионе

В ноябре 2020-го армия Азербайджана вернула Агдам. Спустя несколько дней в город приехали футболисты и тренеры «Карабаха» – действующие и бывшие. Они сыграли на развалинах стадиона «Имарат» и посетили могилу тренера Аллахверди Багирова.

Через три года Азербайджан установил контроль над всем Нагорным Карабахом. В декабре 2023-го в Степанакерте (после переименования – Ханкенди) провели матч 1/4 финала Кубка – «Карабах» обыграл МОИК из Баку. Для азербайджанских команд встреча стала первой за 30 лет на этой территории. 

Один матч – исключение. Остальных соперников «Карабах» по-прежнему принимает в Баку. Еврокубки проходят на стадионе Тофика Бахрамова, игры чемпионата – на «Азерсун Арене».

Вернется ли клуб в Агдам – неизвестно. Но в декабре президент Алиев пообещал, что в городе возведут 15-тысячный стадион. Скоро завершится его проектирование и начнется строительство. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год.

***

«Карабах» из Степанаперта, который существовал с 1960 года, в 1990-х был распущен из-за войны. В 1995-м его возродили, с перерывами он играл в чемпионате Армении. Сейчас он выступает под названием «Лернаин Арцах» в первой лиге. 

Конфликт в Нагорном Карабахе продолжался 35 лет и затронул несколько поколений армян и азербайджанцев. С обеих сторон погибло около 40 тысяч человек, десятки тысяч – лишились дома и родной земли. 

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm, Christof Koepsel; РИА Новости/Илья Питалев, Р. Мангасарян; AFP/GIORGI ARJEVANIDZE, MIGUEL RIOPA