14 мин.

В Иране ненавидят «300 спартанцев» Зака Снайдера: персы выглядят как назгулы, царь Ксеркс – женоподобный извращенец

В 2006 году Голливуд явил миру фильм «300» Зака Снайдера – вторую полнометражную работу тогда еще не очень разрекламированного режиссера. Российские прокатчики, как правило, считают, что на афишах нужны до предела разжеванные и банальные названия, поэтому у нас к «300» добавили слово «спартанцев» – ну чтобы уж точно все поняли, на какую тему снято кино.

В фильме рассказывается о событиях времен греко-персидских войн, а конкретно о без преувеличения легендарном Фермопильском сражении 480 года до нашей эры. Об этой битве слышали даже те, кто вообще не интересуется античностью или военной историей.

Держава Ахеменидов или – говоря по-простому – Персидская империя была колоссальным по площади и мощи государством. Ее территория простиралась от Индии и бассейна Аральского моря до Ливии и Западной Турции. В 486 году до нашей эры шахиншахом Персии стал Ксеркс – сын Дария Великого. Само имя Ксеркс – которое точнее можно было бы передать примерно как Кшаярша, Ксаярса, Кхаярса или Xсаярсан – этимологически сочетало в себе понятия «царь» и «герой». Соответствовал ли этому имени сам правитель – вопрос дискуссионный. В эллинистическом мире сохранилось нелестное описание Ксеркса.

«Ксеркса всегда видели первым в бегстве, последним в сражении. Он был робок в опасности и хвастлив, когда ему ничто не угрожало. Он, пока не испытал превратностей войны, был так самоуверен, как будто был владыкой над самой природой: он срывал горы и выравнивал овраги, некоторые моря перекрывал мостами, на других в целях судоходства устраивал протоки, сокращавшие путь», – писал во II веке нашей эры римский историк Марк Юниан Юстин.

На Востоке Ксеркса, напротив, представляли мудрым, деятельным, взвешенным и справедливым человеком, развитым и опытным воином.

Точно можно судить о том, что ресурсов для покорения Греции у правителя Персидской империи хватало.

«Ксеркс вооружил набранных в своем царстве 700 тысяч воинов и 300 тысяч человек вспомогательных войск. Не без оснований рассказывают, что его войско выпивало до дна реки и что вся Греция едва могла вместить в себя его армию. Говорят также, что кораблей было у него числом 1200. Но у такой рати не было полководца. Ибо, взглянув на царя Ксеркса, можно было похвалить его богатства, но не самого вождя. Богатств в ксерксовом царстве было так много, что если войска царские могли осушать до дна реки, то богатства царя были неиссякаемы», – писал Юстин.

По всей видимости, шахиншах действительно полагал, что подвластные ему полчища могут вносить изменения в саму природу. В частности, когда север Греции осваивался персами в ходе кампании, Ксеркс приказал проложить канал из одной части Эгейского моря в другую – с целью снизить риск попадания персидского флота в шторм у полуострова, на котором находится гора Афон. Но куда более известный пример случился еще в момент пересечения пролива Геллеспонт, то есть Дарданелл.

«Мост через Геллеспонт из Азии в Европу, соединявший оба материка, был построен финикиянами и египтянами. На Херсонесе, что на Геллеспонте между городами Сестом и Мадитом находится скалистый выступ против Абидоса. Это то самое место, где незадолго до этого афиняне под начальст­вом стратега Ксантип­па, сына Арифрона, захватили перса Артаикта, сатрапа Сеста, и живым распяли на кресте, того самого перса, который велел согнать женщин в святилище Протесилая в Элеунте и там поступил с ними нечестиво.

Итак, к этому скалистому выступу из Абидоса людьми, которым это было поручено, были построены два моста. Один мост возвели финикияне с помощью канатов из «белого льна», а другой – из папирусных канатов – египтяне. Расстояние между Абидосом и противоположным берегом – 7 стадий. Когда же, наконец, пролив был соединен мостом, то разразившаяся сильная буря снесла и уничтожила всю эту постройку.

Узнав об этом, Ксеркс распалился страшным гневом и повелел бичевать Геллеспонт, наказав триста ударов бича, и затем погрузить в открытое море пару оков. Передают еще, что царь послал также палачей заклеймить Геллеспонт клеймом. Впрочем, верно лишь то, что царь велел палачам сечь море, приговаривая при этом варварские и нечестивые слова: «О ты, горькая влага Геллеспонта! Так тебя карает наш владыка за оскорбление, которое ты нанесла ему, хотя он тебя ничем не оскорбил. И царь Ксеркс все-таки перейдет тебя, желаешь ты этого или нет. По заслугам тебе, конечно, ни один человек не станет приносить жертв, как мутной и соленой реке». Так велел Ксеркс наказать это море, а надзирателям за сооружением моста через Геллеспонт – отрубить головы. И палачи, на которых была возложена эта неприятная обязанность, исполнили царское повеление. Мосты же вновь соорудили другие зодчие», – так вот «отец истории» Геродот описывал решение Ксеркса высечь бичами воду морского пролива Дарданеллы, разделяющего Азию и Европу.

Данные о численности войск шахиншаха разнятся. Но речь идет о сотнях тысяч человек. На пути этой неодолимой силы в 480 году до нашей эры встало несколько сотен греков.

Спарта, столица античного государства Лакедемон, находится на юге – на полуострове Пелопоннес. А Фермопилы – Теплые врата – на момент греко-персидских войн представляли собой узкий прибрежный проход между горой Этой и заливом Малиакос. Это достаточно далеко от Спарты, но лишь в этом месте неисчислимая армия Ксеркса могла пройти из северной части Греции в центральную, получив в таком случае возможность угрожать и пелопонесским полисам тоже.

На стороне спартанского царя Леонида в сражении выступали куда больше трехсот человек на самом деле. Но вот спартанских гоплитов было именно три сотни. И в любом случае армия Ксеркса стократно превосходила греков числом. Но естественная узость Теплых врат помогала нивелировать заведомое преимущество персидских сил и сдерживать противника.

Защитники Греции держались три дня. Но их предал местный житель Эфиальт, хорошо знавший Трахинские утесы. Он показал персам обходную тропу, ведущую к югу от Фермопил сквозь гору и позволяющую выйти на главную дорогу позади позиций Леонида. Спартанцы отважно приняли последний бой.

«Когда Ксеркс стал сомневаться и считал, что никто уже не пойдет в бой, прибыл к нему какой-то трахиниец из местных жителей, хорошо знающий эту гористую область. Придя к царю, он обещал провести персов по узкой и обрывистой тропе и говорил, что те, кто за ним последуют, окажутся в тылу эллинов, во главе с Леонидом удерживающих проход, и, таким образом окружив их со всех сторон, легко уничтожат. Ксеркс обрадовался и, наградив дарами трахинийца, послал вместе с ним ночью двадцатитысячный отряд. У персов же был некто по имени Тирастиад, родом из Кимы, человек честный и благородного образа мыслей, который, убежав ночью из персидского лагеря, прибыл к Леониду и рассказал ему все о трахинийце.

Услышав об этом, эллины среди ночи сошлись на собрание и стали совещаться о надвигающихся опасностях. Некоторые говорили, что нужно тотчас, оставив проходы, спасаться у союзников, ибо тем, кто останется здесь, нет надежды на спасение. Леонид же, царь лакедемонян, будучи по своей природе честолюбивым и стремясь снискать себе и спартанцам большую славу, приказал, чтобы все другие эллины удалились и сохранили себя для будущих сражений, в которых бы они участвовали совместно с эллинами, а самим лакедемонянам он сказал, что следует остаться и охрану проходов не покидать. Ведь подобает, чтобы предводители Эллады, сражаясь ради высшей славы, с готовностью отдали жизнь.

Итак, все прочие тотчас удалились, а Леонид вместе с гражданами совершил героический и необыкновенный поступок. Хотя лакедемонян было немного, ибо Леонид удержал одних только феспийцев, и всех воинов имел не более пятисот, тем не менее он был готов принять смерть за Элладу.

После того как персы вместе с трахинийцем, обойдя неприступные проходы, внезапно окружили воинов Леонида, эллины, потеряв надежду на спасение и предпочитая сохранить о себе славу, единогласно стали просить своего предводителя вести их на врагов раньше, чем персы узнают, что обходной маневр удался. Леонид же, похвалив готовность своих воинов, приказал им наскоро позавтракать, поскольку мол, пообедают они уже в Аиде, после чего и сам в соответствии с этим распоряжением подкрепился, потому что считал, что благодаря этому они смогут долгое время быть сильными и стойко переносить опасности. Когда же они, быстро приняв еду, все были готовы, он приказал воинам ворваться в персидский лагерь, убивать всех, кто попадется, и пробиваться к палатке царя.

Итак, они в соответствии с приказом сомкнутым строем еще ночью во главе с Леонидом напали на лагерь персов. Варвары же в результате внезапного нападения и незнания в большом замешательстве беспорядочно выбегали из палаток и, полагая, что те, кто отправились вместе с трахинийцем, погибли и все эллинское войско обрушилось на них, были охвачены страхом. Поэтому-то многие были убиты воинами Лео­нида, а еще больше погибло скорее от своих, чем от врагов, из-за незнания обстановки. Ведь ночь не позволяла установить истину, а замешательство, охватившее войско, как и следует в этом случае, принесло ужасное кровопролитие. Убивали друг друга, так как обстоятельства не давали возможности осмотреться, тем более что не было ни указаний начальника, ни условий, чтобы спросить о пароле, и вообще не было твердости мысли.

Итак, если бы царь оставался в палатке, легко был бы убит эллинами, и тогда вся война быстро подошла бы к концу. Однако Ксеркс выскочил из палатки, как только возник шум, а эллины, ворвавшись в нее, убили почти всех, кого там застали. Так как была ночь, они, естественно, бродили по всему лагерю в поисках Ксеркса. С наступлением же дня истинное положение дел обнаружилось, и персы, увидев незначительное число эллинов, отнеслись к ним с презрением, тем не менее прямо на них они не нападали, боясь их мужества, но, окружая их с флангов и с тыла и отовсюду стреляя из лука и бросая дротики, всех убили. Итак, все те, которые вместе с Леонидом защищали проходы в Фермопилах, погибли таким образом», – подводил итоги битвы древнегреческий историк Диодор Сицилийский.

Вышедший в 2006 году фильм Зака Снайдера рассказывал о тех самых событиях. Но едва ли можно всерьез считать, будто лента претендовала на историческую достоверность. Фильм снят на основе графического романа американского писателя и художника Фрэнка Миллера. Действующие лица все те же – Ксеркс, Леонид, Эфиальт – но стилистка совершенно комиксовая.

Исторических несоответствий много, и не заметить их нельзя. Например, бросается в глаза нагота спартанцев. Не считая плащей, они сражаются на поле брани практически в одних лишь алых трусах. У настоящих спартанцев была тяжелая броня, вес амуниции доходил чуть ли не до половины массы тела самого воина. По этому поводу Миллеру пришлось давать разъяснения: «В первых набросках моих рисунков солдаты выглядели как жуки – будто не могли двигаться быстрее двух миль в час». Ввиду этого Миллер отказался от доспехов в пользу более естественного вида. «Если взгляните на древнегреческие вазописи, вы увидите, что солдаты нарисованы обнаженными по той же причине, какой руководствовался я», – оправдывался автор комикса.

Поскольку герои «300» – практически голые, актеру Джерарду Батлеру пришлось основательно накачаться, чтобы достойно выглядеть в образе царя Леонида. Результат получился неплохим – британца даже сделал своим героем журнал Men’s Health. В издании выходила статья под заголовком «Тренировка Джерарда Батлера для «300». Если верить журналу, то вот какие спортивные упражнения нужно выполнять, чтобы сделаться качком из комиксов Миллера: а) подтягивания – 25 повторений; б) становая тяга с 135 фунтами – 50 повторений; в) отжимания – 50 повторений; г) прыжки на ящик на 24 дюйма – 50 повторений; д) дворники ногами с поднятой над собой штангой – 50 повторений; е) подъем и жим с гирей весом 36 фунтов – 50 повторений; ж) снова подтягивания – 25 повторений. Все упражнения выполняются без запланированного отдыха между подходами. Очевидно, что это продвинутая тренировка… Не следует за такое браться в неподходящей форме.

Многие нереалистичные детали в полной мере перетекли и в экранизацию. Более того, по сути они и служат одним из основных способов развлечения зрителей в фильме Снайдера.

В самом начале повествования юный спартанец в процессе инициации сражается с волком. Зверь выглядит гротескным воплощением превосходящей жестокой силы, своеобразным олицетворением страха, который нужно побороть, чтобы стать мужчиной. Шкура и мех волка, вообще вся его фигура – чернее любой ночи, глаза хищника горят зловещим желтым огнем. А когда закипает основное действие, выясняется, что в армии персов есть боевые носороги. «Перед нами предстает нелепое чудище, извлеченное из самых темных закоулков империи Ксеркса», – вещает закадровый голос. Но, конечно же, выпущенный в сторону лакедемонян носорог разбрасывает лишь уродливых и незадачливых приспешников персидского царя, по сути атакуя их в спины, а вот первый же подкачанный спартанец в красных труселях, вставший на пути гигантского ослепленного яростью животного, играючи валит зверя техничным броском копья в черепушку. В действительности нет никаких оснований полагать, что персы располагали боевыми носорогами.

Пожалуй, наиболее демонизированный вид в фильме «300» придан «Бессмертным» – отборной элите персидских войск. Они даже отдаленно напоминают назгулов из «Властелина колец». Лица не видно – за маской и под головным убором будто бы сосредоточена сверхъестественная бестелесная тьма. Единственный цвет, связанный с кино-«Бессмертными» – черный, у них мрачнейшее облачение, а над их рядами реют узкие темные флаги. Даже небо над Фермопилами затягивается грузными тучами при появлении в кадре «Бессмертных». «Зубы их – острые клыки, и нет у них души. Личная гвардия самого царя Ксеркса, элита персидской армии, самое безжалостное войско во всей Азии», – говорится в фильме. Когда одному из спартанцев удается сбить маску с противника, оказывается, что под ней все-таки есть лицо – мертвецки бледное, будто бы вампирское. Вместе с «Бессмертными» в битву вступает клыкастый полуголый великан, чье тело испещрено уродливыми шрамами. Его выводят в цепях, и он нечеловечески рычит. В этой роли снялся канадский рестлер Робер Майе, выступавший в промоушене WWF под псевдонимом Куррган, который он выбрал под влиянием фильма «Горец», где почти так же зовут жестокого противника Коннора Маклауда.

Сам Ксеркс тоже показан неприглядно. Роль самого могущественного человека в Евразии исполнил рослый бразилец Родриго Санторо. Одежды на Ксерксе не было вовсе – только пирсинг и золотые украшения в виде ошейников, цепей, браслетов и перстней. Образ шахиншаха в фильме – нарочито андрогинный, а голос – до приторного нежный, отталкивающе слащавый. Правитель персов выглядит женоподобно. У него выщипанные брови и ухоженные ногти. А украшенные драгоценными кольцами пальцы с подозрительной многозначительностью ложатся на плечи Леонида в ходе их диалога…

Персы в фильме в целом соотнесены с развратом. Предатель Эфиальт, попадая в лагерь захватчиков, получает в награду за услугу доступ к разнообразным сексуальным утехам.

В общем, по степени исторической достоверности «300» – примерно на том же уровне, что и вышедшая на пару лет позже трэшовая пародия «Знакомство со спартанцами». По сюжету этой комедии, будущая жена Леонида в исполнении Кармен Электры сообщает ему код от замка на поясе верности, соглашаясь на брак. В ходе повествования главному герою приходится биться с пингвином, а Тома Круза (не реального актера, лишь персонажа пародии) он сталкивает в яму, отвечая на предложение принять саентологию криком «Это Спааарта!».

Современный Иран остается историческим преемником Персии. Хотя в стране проживают представители целого ряда национальностей, чья численность в границах Исламской Республики относительно высока – речь об азербайджанцах, курдах, лурах, арабах, туркменах и белуджи – превалирующее большинство населения составляют именно персы. Государственный язык в Иране – персидский (фарси). Неудивительно, что фильм «300» Зака Снайдера в этой стране возненавидели.

Пресса, официальные лица и блогеры объединились в своем осуждении, говоря о «психологической войне» против Тегерана со стороны его американского заклятого врага в период нарастания напряженности вокруг ядерной программы Исламской Республики. «Голливуд объявляет войну иранцам», – гласил заголовок в ежедневной газете «Аяндех-Но». «Фильм ставит целью рассказать людям, что Иран долгое время был источником зла, а предки современных иранцев – уродливые кровожадные тупые дикари», – говорилось на первой странице.

Один из советников президента Махмуда Ахмадинежада называл фильм примером «американской психологической войной против Ирана». «Американские чиновники в области культуры думали, что они могут получить психологическое удовлетворение, разграбляя историческое прошлое Ирана и оскорбляя эту цивилизацию», – раскрывал свое мнение заместитель министра культуры Ирана по кинематографу Джавад Шамагдари в интервью агентству Fars. И он добавлял еще более интересные детали: «После Исламской революции в Иране Голливуд и культурные институты США инициировали исследования, чтобы выяснить, как атаковать иранскую культуру. Без сомнений, недавний фильм – результат таких исследований».

«Подобная фальсификация культуры и оскорбление народа неприемлемы ни для одной страны или правительства. Это враждебное поведение, результат культурной и психологической войны», – вторил представитель правительства Голамхосейн Эльхам.

Три депутата иранского парламента написали в министерство иностранных дел письмо с протестом против производства и показа «антииранского голливудского фильма». Парламентарии призывали министерство иностранных дел оказать давление на другие мусульманские страны, чтобы запретить «300». В веб-пространстве иранцы создавали онлайн-петиции и запускали «поисковые бомбы», направленные на дискредитацию фильма. Иранская академия искусств подготовила заявление против «300» и направило его Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Курирующая кино группа обратилась к секретарю ЮНЕСКО с просьбой отреагировать на «деструктивные действия Голливуда по искажению истории и культуры Ирана – одной из древнейших цивилизаций мира». В заявлении подчеркивалось, что ЮНЕСКО несет ответственность за защиту цивилизаций и культурного наследия наций и не должна молчать об унижении народов посредством искусства и кино. Авторы заявления ждали от ЮНЕСКО «противодействия разрушению исторической идентичности всех народов в форме кино», добавляя, что это «значит не меньше, чем разрушение памятников». Мохаммад Реза Дешири, глава делегации Ирана в ЮНЕСКО, предупреждал в письме, что фильм может привести к столкновению восточной и западной цивилизаций. Свое возмущение по поводу проката «300» высказали посольства Ирана в ряде стран.

В самой Исламской Республике фильм можно было посмотреть разве что на пиратских DVD.