1 мин.

Какой же Кант крутой! 300 лет человеку, который изменил всё

«И вещь в себе, и ни глотка из высших сфер и сил - земляк команды «Балтика» сам Кант Иммануил…»

22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант - философ, метафизик, географ, профессор и ректор Кёнигсбергского университета, член Петербургской академии наук и, вообще, личность знаменитая на весь мир. А что мы в России знаем о нём? Почему его считают таким великим и важным? Он ведь ни с кем не воевал, никого не захватывал, не писал популярную музыку, не строил высоких соборов, не изобретал водку, и уж точно «не выдвигался на «Оскар», французам не забивал». Как же он так прославился? И какое отношение он имеет к спорту?

Будем откровенны - сейчас мало тех, кто Канта читал, совсем немного тех, кто понял прочитанное. Это, кстати, нормально - Кант всё же был учёный и труды его, в первую очередь, научные. И я согласен с тем, что кантовские тексты непросты для восприятия - сам Лев «Глыба» Толстой говорил, что они «ненужно непонятные». Конечно, для людей 21-го века («зумеров» и «миллениалов», с их «клиповым» мышлением и «маятниковым» вниманием), тяжеловат стал и сам Толстой, но тут забавно то, что Кант, за сложность речи, критиковался и своими современниками, называвшими его работы «жёстким ломтем» и «тяжелой паутиной».

Есть смешная байка про то, как кантовский ученик по фамилии Герц, получив от учителя новенький экземпляр «Критики чистого разума», вскоре прислал его обратно, прочитанным лишь наполовину (что было сразу заметно - ведь тогда страницы книг, перед прочтением, нужно было разрезать по сгибам, как советскую газету «Футбол-Хоккей»). В сопроводительном же письме Герц написал, что не стал читать эту книгу далее, опасаясь сумасшествия.

Однако, несмотря на то, что труды Канта не сильно читаемы россиянами, «старик Иммануил» прочно вошёл в нашу жизнь в качестве своеобразного персонажа мейнстрим-культуры:

Те, кто поинтеллигентней, сразу вспомнят диалог на Патриарших прудах из булгаковского романа «Мастер и Маргарита», в котором Воланд рассказывает о своих, полуторавековой давности, встречах с Кантом, а поэт Бездомный предлагает ему немедленно отправить этого Канта года на три в Соловки. 

Те из россиян, кто сам относится к категории таких вот «поэтов Бездомных», любят снисходительно поругать «великого калининградского философа» за то, что не читали его, лениво пообвинять в чём-нибудь нелепом, назвать «русским трофеем» или нацарапать на историческом памятнике «Кант - лох». А может даже и облегчиться на Кафедральный собор, в том месте, где Кант похоронен. Всё это - испанский стыд, конечно…

Некоторым из наших соотечественников кажется отличным маркетинговым ходом назвать в честь Канта магазин спортивных товаров или, наоборот, алкогольной продукции. Хотя, может быть, это просто выражение признательности автору категорического императива и попытка увековечить его память подручными средствами? 

А вот вам ещё интересные ассоциации -  кое-кто (знаю такого лично) долго был уверен, что фамилия великого философа написана даже на спине Даллас  (в исполнении «крышесносной» Паулины Поризковой), в модной куртке грабившей автозаправочную станцию в культовом фильме «Кровавый четверг».

Во избежании «англосакской» цензуры, этот кадр из фильма Thursday приходится зеркалить

Ещё, обязательно, найдётся тот, кто при упоминании Канта, первым делом вспомнит про него анекдот:

«Урок домоводства у девочек в шестом классе. Учительница говорит: - Девочки, у нас сегодня очень сложная тема: выворачивание канта наизнанку. Одна ученица тянет руку и спрашивает: - Марьванна, это что же получается - звёздное небо внутри нас и моральный закон над головой?»

Самый же проникновенный и народный спич о Канте, выдал некий вице-адмирал (тут же став «звездой ютуба»), окончательно просветив почтеннейшую публику:

«Говоря о Канте, все говорят Кант, Кант, там ещё чего-то - этот человек предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете - чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет…»

Но, как говорится, есть для вас и хорошие новости:

«Жителя Ростова-на-Дону задержали по подозрению в стрельбе в оппонента во время спора о творчестве философа Иммануила Канта. Конфликт между 26-летним и 28-летним мужчинами произошел примерно в полночь 14 сентября. Они встретились в ларьке после празднования Дня города и разговорились о Канте. Спор перерос в драку, а затем младший мужчина достал травматический пистолет «Оса» и выстрелил оппоненту в голову».

И всё же - почему Кант такой крутой?

Пытаться писать просто о сложных вещах - неблагодарное дело, но если всё же попробовать объяснить в трёх словах, то Кант - это база (как модно сейчас говорить). При этом, база - буквально. На трудах Канта базируется множество важнейших современных теорий, практик и наук - от марксистской экономики до спортивного маркетинга. Именно по его «конспектам» о вечном мире, обеспеченном с помощью всеобщей демократии и сотрудничества правовых государств, создан и функционирует сейчас Европейский Союз (EU). Вы удивитесь, но Кант «приложил свою руку» даже к созданию бодибилдинга.

Определенные смыслы, которыми насквозь пропитан наш мир, воспринимаются сейчас, как обычное дело, как нечто, само собой разумеющееся, но такими они были не всегда. И многие из них первым сформулировал именно Кант, собрав воедино в своих работах и дав им «путёвку в жизнь» на века вперёд. В том числе, смыслы и цели существования современного спорта.

«Цель существования спорта следует искать за пределами самого спорта».

Это не Кант сказал, это я немного перефразировал кантовское резюме от жительницы Кёнигсберга и автора «Банальности зла» Ханны Аренд. Но смысл этой фразы абсолютно кантовский. И в поисках цели существования спорта мы так или иначе будем выходить на Иммануила Йоганновича.

Собственно, сам спорт уже построен на кантовской идее антагонизма -  бесконечного противостояния разных сил, благодаря которому происходит развитие вообще всего - человечества в природе, бизнеса в конкурентной экономике, а в нашем случае, и всевозможных спортивных лиг - с их клубами-антиподами, голевыми рекордами, принципиальными дерби, тренерскими дуэлями, клубными цветами, городами, командами, спортсменами, болельщиками, спонсорами - от ФНЛ до NFL.

Речь здесь идёт даже не о самом спортивном противостоянии, происходящем на аренах и стадионах в борьбе за голы, очки, секунды. Дело в абсолютной, глобальной Конкуренции, пропитывающей и пронизывающей спорт на всех его уровнях и во всех его аспектах и проявлениях. И тут важно разделять конкуренцию с конфронтацией. Суть в том, что конфронтация - это такая «игра с нулевой суммой», когда выбор стоит между победой или смертью, между всем или ничем. Вот например, война - это как раз конфронтация, поэтому она и не влечет за собой никакого развития. А конкуренция по Канту - это уже взаимодействие, в котором соперники одновременно являются и партнерами. 

В спорте эта идея доведена до абсолюта. Соперники там не просто являются партнерами - как субъекты спорта они даже физически не могут существовать друг без друга. Сам смысл их существования заключается в противостоянии. Ни одна команда не может соревноваться сама с собой, каждый «Реал» нуждается в своей «Барселоне», любому Овечкину, для побития рекорда Гретцки, нужен этот самый рекорд Гретцки.

А в профессиональном спорте субъекты вступают в соревновательное сотрудничество ещё и ради увеличения благосостояния. Они нуждаются друг в друге, чтобы произвести больше товаров/услуг. Возникает такой синергетический эффект и чем крупнее получается созданный совместными усилиями «пирог», тем больший «кусок пирога» может достаться каждому. Именно так появление в НХЛ клубов из Сиэтла и Вегаса увеличило размер общего рынка лиги и, соответственно, увеличило размер доли каждого клуба-участника.

В соревновательном спорте также очень сильно присутствует и кантовское трансцендентное - нечто потустороннее, незримое, существующее отдельно от реального мира, то, что в принципе, невозможно проверить опытным путем или доказать с помощью логических рассуждений. Например, футбольные боги, проклятие Белы Гуттманна или вера в то, что в этот раз «Торонто Мэйпл Лифс» уж точно выиграет Кубок Стэнли.

А как насчёт Фейр-Плей/Fair play - этого нерегламентированного принципа честной игры в спорте? Когда футболисты отдают мяч команде травмировавшего соперника; когда хоккеисты не симулируют повреждения, чтобы спровоцировать удаление у другой команды; когда бегуны помогают заплутавшему на трассе сопернику финишировать впереди себя. Это ведь не что иное, как кантовский категорический императив, тот самый моральный закон, который  внутри человека: «Относись к другим так, как хотел бы чтобы к тебе относились и делай только то, что хотел бы, чтобы все делали».

Из этого же категорического императива, в идеале, должны происходить и законы государств, и даже правила видов спорта, когда заинтересованные индивидуумы формируют для себя всеобщую справедливость, согласно таким вот своим нравственным ценностям. Этим же категорическим императивом человек конструирует свою личность, свой нравственный характер, примерно как культуристы конструируют своё тело.

К слову, именно на примере категорического императива своего знаменитого земляка, другой кёнигсбержец - Юджин Сэндоу (он же Евгений Сандов, он же Фридрих Вильгельм Мюллер), построил теорию и практику строительства собственного тела с помощью системных физических упражнений и создал то, что сейчас является отдельным видом спорта, именуемым бодибилдинг.

Хорошо, а как вам такая идея: «Относись к человеку всегда, как к цели и никогда - как к средству»? В этом есть что-то такое юргенклопповское: видеть в каждом футболисте прежде всего индивидуальность и личность, а не в каждой индивидуальности - прежде всего футболиста. Когда ты не используешь человека как средство для завоевания титулов, а делаешь целью самого этого человека - помогаешь ему развиваться физически и ментально,  прокачать его индивидуальные скиллы, сделать его мышление свободней, самостоятельней, а значит и его самого конкурентней. Впрочем, это уже мои личные трактовки.

Про гениальные труды Канта о правовом государстве, о вечном мире, о толерантности, о человеке мыслящем и просвещенном я вообще благоразумно здесь умолчу и сразу перейду к следующему пункту нашей программы.

За Канта Иммануила любому Ницше дадим в рыло!

Сейчас Канта окружает такое количество мифов и баек, на нём развешано столько ярлыков и стереотипов, что даже забавно. Видимо, это тот самый случай, когда люди не понимая сказанного, начинают обсуждать самого говорящего. 

При этом все так привыкли к этим мифам и стереотипам, что никто уже и не пытается толком их опровергать или проверять. Например, в качестве портрета Канта очень часто выдаётся портрет его главного критика Фридриха Якоби, придумавшего, кстати, «нигилизм». Я даже на обложке какой-то книги о Канте видел Якоби, что уж говорить про интернет.

Слева - Якоби, справа - Кант. Смотри не перепутай, “Кутузов”...

Еще у Канта сформировался такой образ жёноненавистника, унылого зануды и, вообще, чуждого мирским радостям «сухаря», безвылазно сидящего дома. Вероятно, это потому, что такого Канта, по своему образу и подобию, нарисовали нам «книжные черви и ботаны», именуемые кантоведами. Лично мне Кант представляется совсем другим.

Вот, например, по поводу «женоненавистничества» и кантовской девственности, мне думается, что эти рассказы просто следствие того, что он не был женат. В обществе того времени существовало множество догм (с которыми Кант и боролся всю жизнь в своих трудах), всевозможной архаики и религиозно-традиционный институт брака рассматривался чуть ли не как обязательный. Однако Кант, что тоже общеизвестно, любил бывать в компании красивых молодых особ (кантоведы «держали свечку» и уверены, что этот интерес был платоническим) и считался почётным гостем в доме-салоне увлечённой философией «светской львицы» Каролины Амалии фон Кейзерлинг, с которой он сошёлся работая молодым учителем в её фамильном доме. 

Не стоит забывать также, что в те времена общество было сильно дифференцировано по классовому признаку и Канту, имевшему простое происхождение, никак не светил брак с какой-нибудь образованной графиней. Собственно, он так и отбивался от попыток отправить его к алтарю -  говорил, мол, денег нет, бедность проклятая, какая уж тут семья, давай останемся друзьями. Так успешно и прогулял холостяком по «Философской тропе» всю свою жизнь.

Графиня Каролина Амалия фон Кейзерлинг (работа Midjourney)

Про вечную бедность Канта, его бессребреничество и равнодушное отношение к деньгам - тоже какая-то легенда, видимо придуманная финансово малограмотными потомками. В молодости Кант действительно был бедноват, что неудивительно - родился и вырос он в семье шорника (изготовителя инвентаря и аксессуаров для поездок на лошадях), который умер, когда Иммануилу не было и 22-х лет, после чего ему пришлось взять на себя заботу о двух несовершеннолетних сестрах и малолетнем брате. Но со временем дела пошли на лад. Кант зарабатывал преподаванием, лекциями, имел доход от продажи своих трудов (некоторые по 12 прижизненных изданий выдержали) и жил со вкусом - пишут, что он хорошо и по моде одевался (носил пальто с золотой каймой и церемониальный меч  🔥 🔥 🔥), имел собственный двухэтажный домик в районе нынешней гостиницы «Калининград» и был глубокий эконом, то есть умел успешно инвестировать деньги в доходные начинания, на пару со своим другом и банкиром Мотерби. Короче говоря, Канту вовсе не приходилось в зрелом возрасте искать утешение в пошлой пословице «Бедность - не порок».

Насчет «унылости» Канта и образа такого скучного учёного «не от мира сего» я бы тоже поспорил. Полно свидетельств, что Кант не брезговал и азартными играми, и алкогольными напитками, предпочитая за обедом хорошее сухое французское вино. А его платные лекции по всем предметам, помимо полезного и образовательного содержимого, нередко превращались в стендап-камеди и собирали аншлаги, не в последнюю очередь, и по этой причине. Причём, как пишут, когда Кант шутил, то даже не улыбался - классический приём, используемый сейчас многими профессиональными юмористами.

Еще я обратил внимание на то, как Кант сам создавал себе нужный имидж и продвигал собственный бренд. Он мог написать научную работу, только чтобы вызвать определенный «хайп» и привлечь к себе внимание. Или сделать перед горожанами публичную презентацию своей книги, опередив в этом маркетинговом приёме Илона Маска и Стива Джобса лет на 250. А еще есть любопытная история, как Кант воспользовался паникой горожан, вызванной лиссабонским землетрясением, и оперативно подготовил публичную лекцию по этой горячей теме, собравшую, в итоге, несколько солд-аутов в Кафедральном соборе.

Неудивительно, что в Кёнигсберге Кант был настоящей суперзвездой. Только прощание с ним в городе затянулось аж на 16 дней! Есть байка, что горожане даже спиливали верхушки тополей, чтобы они не загораживали Канту вид из его окна на шпиль собора, проявляя, таким образом, к нему свои «респект и уважуху». Не уверен, что для этого ему достаточно было бы просто писать научные книги и быть профессором в университете. 

Ещё эта байка, что Кант ел всего один раз в день. Базируется это видимо на том, что обед у Канта был продолжительностью до 3-х часов и был, не столько обедом, сколько дискуссионным клубом. Кант приглашал на такой ежедневный обед от трех до девяти человек, объясняя это тем, что два человека за столом - это сплетники, а больше девяти - не получится общей беседы. То есть, именно такое потребление пищи - с накрыванием стола на несколько персон, переменой блюд и десертом с вином, вероятно, у Канта действительно было одно в день. Но я никак не могу себе представить, чтобы Кант, вставая в пять утра и работая весь день в жестко расписанном для себя режиме, лишал себя энергетической «подзарядки» в течении этого дня , не имея такого же режима питания.

А ведь мы здесь говорим о человеке, который опытным путём выяснял для себя наилучший образ жизни и режима, позволяющий ему повысить собственную эффективность. О человеке, который изучал городкую статистику смертности и высчитывал ожидаемую продолжительность собственной жизни. И думаете, такой человек не понимал, что должен обеспечивать себя в течении дня хотя бы базовым минимумом калорий? Что его гениальный мозг также, как и любой другой питается глюкозой, то есть углеводами? Что без жиров и белков просто не будет работать его нервная система? Я вот не сомневаюсь, что Кант всё это знал и потому в течении дня обязательно перекусывал. Так что миф об «одноразовом питании» Канта также считаю развенчанным…)

А теперь о Канте спортивном.

Конечно, спорта, в современном глобальном понимании, в 18-м веке просто не существовало. Вот так, чтобы по утвержденным официальным правилам на аренах между собой соперничали люди, для которых спорт является основным источником дохода. Никаких Олимпиад, чемпионатов мира тогда не было от слова «совсем». Не уверен, что тогда вообще употреблялся этот термин.

Но вот спорт, как физическая культура, конечно же, был. Как и разнообразные соревнования на любительском уровне в определенных дисциплинах, называемых сейчас «виды спорта». Например, бильярд. Почему он? Да потому что в него играл Иммануил Кант. В советские времена его, наверно, назвали бы «каталой», ведь Кант был известен в городе не только как ученый и преподаватель, но и в качестве постоянного участника всевозможных бильярдных турниров, где он очень успешно играл на деньги, получая таким образом дополнительный доход в личный бюджет. Его маленький рост в 157 см, скорее всего, не давал ему проявить себя в других видах - беге, кулачных боях или фехтовании, а вот для бильярда это не было помехой. В плюс были и его математическая точность, аккуратность, внутренняя самодисциплина и отличная физическая форма. 

А каким Кант был выдающимся физкультурником! Все же слышали про его ежедневный моцион, десятилетиями проходивший по точно определенному маршруту в строго определенное время? При этом на прогулки он выходил только в одиночестве. Знаете, чем он это мотивировал? Да тем, что наличие попутчика вынуждает к беседе, а на прогулке нужно дышать носом, чтобы не простудиться и не сбивать ритм дыхания. 

Про его самодисциплину общеизвестно. Сам он скромно говорил про себя: «В истории не было человека, который бы уделял большее внимание своему телу и тому, что на него воздействует». Так как в детстве Кант был очень хилым, то всю свою последующую жизнь он подчинил беспримерно строгому режиму, благодаря чему прожил до 80 лет, ни разу серьёзно не заболев. Укрепление собственного здоровья и физическое самосовершенствование он рассматривал не только как цель, но и как долг, как часть высшего порядка. 

Это был человек, который сконструировал всю свою собственную жизнь. Заодно, сконструировав и нашу…

_____________________________________

Автор искренне извиняется перед всеми уважаемыми кантоведами за то, что посмел трогать своими необразованными руками светлый образ их кормильца.

Автор выражает огромный респект и уважуху профессору БФУ им. Канта Вадиму Чалому за идеи, мысли, фразы и за его способность объяснять Канта человеческим языком, а также с благодарностью вспоминает своего университетского преподавателя профессора Владимира Никифоровича Брюшинкина.

Для тех, кто уже собрался присвоить себе этот текст, Иммануил Кант как бы говорит - пользуйтесь чужим умом, только имейте мужество указывать автора.

Читайте ещё мои посты в этом блоге:

Про то, что у нас теперь, как у Канта, никогда никаких Олимпиад не будет: Этой России уже никогда не будет на Олимпиадах. Заканчивайте демагогию

Про то, как ЖВК «Динамо» (Москва) предпочитает кантовской конкуренции конфронтацию Кто пробивает дно океана? Московский ЖВК «Динамо»!

Про то, как пражский стрип-клуб предпочитает конфронтации кантовскую конкуренцию Как стриптизёрши из пражского Hot Peppers делают хорошо