9 мин.

Руй Витория: Казнить (,) нельзя(,) помиловать

 

    Руй Витория был изначально обречен.

    Обречен на щедрую неустойку от Леонида Арнольдовича. Дело было только в сроках и деталях контракта.

   Кандидатура португальского тренера вызывала серьезные сомнения уже с того момента, как только появились слухи о его грядущем назначении в Спартак. Ведь для того, чтобы маститому специалисту после солнечной Аравии переехать в снежную Россию, нужна ровно одна причина. Такая же причина, по которой обладатель горсти лиссабонских титулов когда-то перебрался в Саудовское Королевство. Это не жажда экзотики. Не желание продемонстрировать свой талант и влюбить в себя незнакомый народ.

   Давайте без сантиментов и пафоса назовем эту причину – деньги. Деньги в большом количестве.

   Здесь нужна небольшая предыстория: почему, собственно, выбор спартаковского руководства пал именно на Виторию? Смею предположить, совсем не из-за «духа победителя», о котором нам декламировали, как об одном из главных критериев для нового красно-белого предводителя. Не из-за красивого атакующего футбола, который обещал Дмитрий Попов, и который, как показало будущее, закончился после трех игр на Кубке МатчПремьер. Не потому, что в юбилейный сезон команде нужен был тренер, с которым она сможет как минимум закрепить прошлогодний успех в чемпионате и побороться за право участвовать в групповом этапе Лиги Чемпионов.

    Мир Леонида Федуна начал трещать по швам, когда Доменико Тедеско перед зимней паузой объявил, что не намерен продлевать контракт с московским клубом. Это было что-то новое. До этого события Леонид Арнольдович всегда всех карал и защищал. Хотел – оставлял во главе команды, хотел – увольнял. Не взирая на результаты ни в том, ни в другом случаях. Эдакий Кирилла Петрович Троекуров(ну как здесь не провести попутную аналогию с отжимом Кистеневки у Дубровского, и судебным разбирательством с Газизовым?). А тут, значит, какой-то молоденький то ли немец, то ли итальянец, никак не захотел зариться на лукойловские дензнаки. И отвергал предложение за предложением, оставаясь верным своему слову. Впервые для Федуна, за всю историю владения Спартаком, нашелся человек, который не был выгнан из клуба, не ждал неустойку, а честно исполнив трудовое соглашение, покинул команду. И вот здесь, скорее всего, господин Федун крепко призадумался.

   Федуну и его окружению(спутнице и спутникам) нужен был тренер, который согласится на все условия. Который не будет надоедать ненужными требованиями о трансферах. Который поверит в легенду про два состава и молодежь. Который способен терпеть вмешательство в рабочий процесс людей абсолютно некомпетентных, но амбиции которых простираются выше Эвереста. Тренер, который способен вернуть Леониду Арнольдовичу веру в его могущество. В могущество его богатства и вседозволенности. Который соберет по кусочкам рассыпавшийся паззл с образом Кириллы Петровича. На роль такого персонажа, судя по всему, и подходил Руй Витория.

    В скромном понимании вашего покорного слуги, любой мало-мальски уважающий себя тренер сначала изучает команду. Проводит диагностическую работу, выявляет уязвимые места, и пульпирует их посредством обращения к руководству и запросом приобретений на нужные позиции. Португалец, который практически с первых дней повел себя как плюшевый медвежонок, ничего этого делать не стал. Здесь речь даже не о Ломовицком или Рассказове. Не о Мирзове, которого сначала оставили в команде, а затем после старта чемпионата сбагрили в Химки. Не о Глушенкове, которого снова сочли бесперспективным и отдали в самарскую аренду. Сам факт того, что в заявке команды присутствуют два ветерана – Ребров и Ещенко – уже даже не насмешка над здравым смыслом, а форменное преступление. При всем уважении и к Артему, и к Андрею.

   Поэтому, сентенции типа «Дайте Рую игроков и все будет в порядке!» - мимо кассы. Руй сам этого не захотел. Не потребовал. Не выдвинул условия. А как человек, чувствующий ответственность за свою работу, обязан был это сделать.

   Конечно, здесь можно вспомнить историю с демаршем Дмитрия Попова. И сказать, что он, дескать, кинул своего протеже и поступил бессовестно и нечестно. Доля истины в этом есть. Как есть и серьезные претензии к работе господина Попова (спасибо за трансфер Хендрикса!). Но давайте вспомним, что послужило причиной для этого побега. И то, что сейчас в соцсети известной особы не полоскается Спартак, и у многих поклонников команды пропали иллюзии относительно светлого будущего во главе с мудрой красавицей – заслуга бывшего спортдира. Который, кстати, как и Тедеско, предпочел федуновским барышам душевное спокойствие. Нанеся еще один аперкот по вере Леонида Арнольдовича в безграничную власть его денег.

   Могли ли руководители найти нового спортивного директора в сложившейся ситуации? Теоретически – да. Но самым лучшим вариантом на тот момент было бы расставание с португальцем, и приглашение нового тандема специалистов. Не захотели. Или не смогли. И податливый Руй продолжил свое «восхождение на Олимп».

   Порой приходится слышать и такие утверждения: «Руй ни в чем не виноват! Эти бездари просто не хотят играть!». Надо признаться, тоже весьма спорная точка зрения.

   Я могу понять, когда один игрок попадает в петлю затяжного кризиса. Ладно, пусть будет два игрока. Но когда перестает играть половина команды – вот здесь уже возникают вопросы к тренеру.

   Хорошо, Ларссон потерял мотивацию из-за невыполненного обещания по трансферу. Но входит ли в работу тренера и психологическая профилактика с игроком? Думаю, да. Глядя на игру Джордана, возникает ощущение, что либо эта работа не ведется совсем, либо делается спустя рукава. Поверить в то, что швед в мгновение ока разучился играть, я просто не могу. Хотя видя, как он не может попасть по мячу в эпизоде, в котором проще забить, чем промахнуться, такие ощущения тоже дают о себе знать.

   Почему Роман Зобнин, у которого когда-то вместо сердца был пламенный мотор, превратился в «тень отца Гамлета»? Что случилось с Соболевым, которому пророчили лидерство в списке бомбардиров и закрепление в составе национальной команды? Что произошло с Максименко, который мало того, что прекратил выручать, так еще и в каждом матче стал совершать чудовищные ошибки? Почему Квинси не дотягивает даже до прошлогоднего уровня, а с каждым матчем играет все хуже? Что это за странная эпидемия апатии и внезапной потери мастерства у еще вчерашних лидеров команды?

   На все эти не самые приятные вопросы у Витории почти всегда был один ответ: он сразу начинал вспоминать о своих былых заслугах и завоеванных титулах. Так себе объяснение. И кроме того, такие заявления, на мой взгляд, показывают тотальное неуважение к болельщикам красно-белых, ибо им абсолютно по барабану что там и когда выигрывал португалец. Болельщики Спартака хотят здесь и сейчас видеть работу тренера. Хотят видеть красивую игру в исполнении своей команды. Хотят результата, в конце-концов. Ни тренерской работы, ни игры, ни результата( за исключением феноменального успеха в Лиге Европы) Руй Витория не показал. Но, что самое парадоксальное, его работа в России, никоим образом не повлияет в негативном ключе на его профессиональное портфолио.

   Грустно наблюдать за трибунами, которые скандируют имя и фамилию португальца и во время матчей, и после их окончания. А особенно грустно осознавать то, что это не признание заслуг иностранного специалиста, а «дружба против» руководства, которая выражается в таких акциях псевдоподдержки. Ибо даже исторические победы над Наполи никак не заставят забыть безвольные поражения от Бенфики и новый кошмар в Петербурге. Не заставят вспомнить хотя бы один матч, в котором Спартак бы уверенно и спокойно разобрался со своим соперником.

   Смею предположить, что спустя какое-то время, Руй Витория возглавит какой-нибудь добротный европейский клуб. И его новые работодатели вряд ли будут серьезно оценивать его пребывание в России. Как говорил Остап Бендер Шуре Балаганову – «Джентельмен в поисках десятки». Пусть в нашем случае сумма и гораздо крупнее.

   Я благодарен Рую за сумашедший и противоречащий всем законам логики результат в групповом этапе Лиге Европы. Но если честно задать себе вопрос, то в какой встрече из этих шести матчей Спартак показал качественную игру, которая пела бы в унисон со счетом на табло? На ум приходит только поединок в Англии, где красно-белые здорово отработали тактически и добились нужной ничьей. Пусть и не без доли везения, и спасения Селихова после удара с точки Джейми Варди. В остальном же преобладал характер и настрой. Которые тоже, безусловно, важны. Но характер и настрой не добавляют класса, которого так ждут поклонники красно-белых. И который позволит при подавляющем преимуществе в Сочи воплощать моменты в голы, а не проигрывать с крупным счетом, играя половину тайма в большинстве.

   В старом советском мультфильме судьба героя решалась правильным расположением знака препинания в предложении из трех букв: «Казнить(,) нельзя(,) помиловать». Каждый из нас волен поставить Рую свою оценку его деятельности при помощи элементарной запятой. Впрочем, у него, скорее всего, температура тела от этого не поменяется.

   Итак, Руй Витория – уже перевернутая страница в спартаковской летописи. И так или иначе, в красно-белой истории он останется фигурой противоречивой, запомнившийся как долгожданными триумфами на европейской арене, там и ужасными провалами в российском чемпионате. Мы странно встретились, и странно разошлись.

   А Спартак уже открывает новую страницу, и аккуратно выводит на ней итальянскую фамилию «Ваноли». Каких сюжетов ждать в новых сериях красно-белого сериала?

   Конечно, хотелось бы увидеть героический блокбастер. О том, как новый тренер, преодолевая на своем пути все барьеры и препоны, меняет положение в национальном турнире, вытаскивая Спартак в зону еврокубков. О том, как в равном и жестоком противостоянии с условной Боруссией из Дортмунда уступает в четвертьфинале Лиги Европы. О том, как московский клуб признают не только в пределах ТикТока, но и снова заговорят о нем с уважением в европейском футбольном сообществе.

    Однако, разум подсказывает, что наверняка нас ждет продолжение бесконечной мыльной оперы, с претензией на трагикомедию. Ибо главные герои не меняются. Все те же лица, все те же поступки, без какого-либо развития актерской линии.

   Хочется пожелать успеха Рую Витории и скорейшей востребованности на посту главного тренера в новом клубе.

   Но еще больше успеха и фарта потребуется Паоло Ваноли. Мало того, что ему придется попасть в компанию людей, которые от понимания профессионализма так же далеки, как кенгуру от человеческого языка, так ему еще и придется каким-то образом сплотить вокруг себя болельщиков команды, разбившихся на два лагеря после увольнения португальского специалиста.

   И это, пожалуй, станет очень сложной задачей.