5 мин.

Узники без совести?

Прошло два дня после исторического матча между профессиональным футбольным клубом Сочи и молодёжкой Ростова, но народный гнев до сих пор не утих. Да и как ему утихнуть, если буквально вчера такое же обстоятельство, а именно коронавирус, возникло у другой команды? И точно так же один из клубов оказался перед дилеммой: давать ли согласие на перенос или взять практически гарантированные 3 очка, так нужные для борьбы за Лигу Чемпионов? Справедливости ради, на фоне такой реакции на поступок Сочи, вряд ли были у Галицкого и его команды другие варианты, кроме как согласиться на перенос матча. Можно только предполагать, что они поступили бы так, и не имея этого примера перед глазами.

Василий Уткин особенно набросился на тренера Федотова за слова "Мы наёмные работники, нам что скажут, то мы и будем делать". И, как всегда, был очень красноречив в своем возмущении. Дескать, видимо, тренер Федотов точно так же отнесётся к приказу насиловать, грабить или убивать. Закрываю глаза и с лёгкостью представляю себе альтернативную реальность, в которой слова Уткина произнёс условный Рабинер, а Василий в своей манере комментирует: "Очевидно, что сравнение решения выйти на поле и выполнять свою работу, прописанную в контрактах, с решением идти грабить и убивать, является свидетельством либо грубого передёргивания фактов, либо, что ещё хуже, непроходимой тупости. Если господину Рабинеру непонятно, что Федотов подразумевал исполнение приказов начальства в рамках должностных инструкций, то не почту за труд прямо сейчас совершенно бескорыстно пояснить ему, что, к примеру, в послематчевом интервью слова игрока команды, сыгравшей вничью "мы взяли важное очко" не означает того, что они не забыли пятую точку в автобусе. А использование слова "нападение" во время тренерской установки перед игрой - не подстрекательские действия, а всего лишь использование в устной речи футбольной терминологии".

Давайте порассуждаем, какие перспективы у российского футбольного тренера с амбициями. Можно органически вырасти до РПЛ. Вряд ли это удастся сделать без смены команды, таких историй Золушки футбольный мир знает не так много, но это сейчас не столь принципиально. Допустим, вас заметили и пригласили выше, а потом совсем высоко. Самый распространённый вариант - это команда-дебютант или извечный аутсайдер лиги. Скорее всего, региональная команда, где вам придётся время от времени ездить на поклон к губернатору, который вряд ли хорошо разбирается в тренерском деле, зато отлично разбирается в иерархических стандартах общения. И в целом, так выглядит предел тренерской мечтаний в России. Здесь сложно угадать, насколько компромиссным должно быть ваше поведение: может быть, придётся время от времени выслушивать неприятные вещи, соглашаться с тем, что судья продажная козёл, а может быть, стать доверенным лицом губернатора, напоминающего Луи де Фюнеса в роли нелепого и властолюбивого жандарма.

Есть, конечно, вариант уехать заграницу и стать экспатом. Но опыт Леонида Слуцкого, уезжавшего на пике славы, собравшего все трофеи, доступные российской команде в этом веке, кроме Лиги Европы, говорит о том, что это адски сложно. Помимо того, что нужно сначала добиться максимума в России, придётся приложить титанические усилия, чтобы получить приглашение в команду, адаптироваться к новому чемпионату и менталитету, к новому языку и сбить с себя спесь, прежде чем это сделают игроки и сотрудники клуба, которые не так высоко оценивают ваши достижения в России.

К сожалению, очень многим представителям профессии приходится идти на компромиссы, чтобы в этой профессии оставаться. Например, сотрудникам Матч-ТВ приходится соседствовать с рекламным роликом, пропагандирующим поправки в Конституцию через едва не проигранный немцам хоккейный матч, в котором участвовали "олимпийские атлеты из России" без гимна и флага. Кому-то из них, наверное, пришлось участвовать в его создании. С этого тура по ходу матча один из комментаторов должен неожиданно зачитать рекламу известного бритвенного бренда. Я не зафиксировала, кто это был конкретно, но лично услышала эту рекламу в исполнении двоих - один смог сделать это ироничным тоном и непринуждённо вернуться к репортажу. У второго в голосе прорывалась неподдельная боль. "Вот такая интеграция" - растерянно зафиналил он и попытался забыть эти несколько секунд. Не берусь утверждать со стопроцентной уверенностью, но я услышала именно так.

Я не хочу сказать, что сам этот текст унизителен для комментатора. И не знаю, принято ли это где-то ещё. С точки зрения продвижения бренда, это выглядит как неплохая идея. Но я отчётливо услышала в голосе комментатора, что он этого делать не хочет. Как и вряд ли они все были рады десятки раз повторять, насколько здорово всё организовано, и как чётко все соблюдают правила. Мы знаем: не в фанатских правилах соблюдать куда более суровые законы, чем санитарные нормы. Однако, пусть комментаторы скажут спасибо, что не пришлось продолжить фразу "... и во время голосования однозначно будет так же чётко и безопасно".

Этим людям некуда уйти, если они хотят остаться в профессии.

Неужели сам Уткин забыл, как ему пришлось поступиться собственными принципами, о которых он так громко и бескомпромиссно заявил накануне, и пойти работать под руководством Тины Канделаки? Не забыл. Да ему и не дадут об этом забыть. Но, ощутив под ногами почву, он понял, что можно по-другому. И тем не менее, в воду он бросаться не захотел, и сам пошёл на сделку с совестью. Просто, в отличие от тренера Федотова, он полагает, что любой свой поступок может завернуть в благостную оболочку. Он действительно отлично владеет словом, и, разделяя индивидуума и его творчество, я не пропускаю ни одного выпуска и наслаждаюсь красотой и разнообразием речи Василия.

Но хочется немного справедливости. Отказавшись брить голову после проигранного спора, он не считает моветоном попрекать других за нарушение договорённостей. Будучи уволенным за неадекватное поведение в прямом эфире, он не стесняется уличать в непрофессионализме других. И точно так же он обвиняет людей в пособничеству злу, сам в своё время не найдя для себя другого выхода. Выход нашёл его сам и от этого мы, зрители, только выиграли.

Я не призываю всех понять и простить. И конечно, я понимаю, что в основном на таких согласных держится любая порочная и неэффективная система. Я просто предлагаю, не закидывая потенциальных сторонников помидорами за желание заниматься любимым делом, понемногу организовывать огромную цепь несогласных. Образованную, подготовленную цепь. И базироваться на принципах справедливости, а не ханжества. На ханжестве мы построим лишь систему, идентичную существующей, с новыми Ротенбергами и Прядкиными.

Спасибо за внимание.