8 мин.

Дела амурные. Как не надо относиться к болельщикам в КХЛ

Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, Кубок Гагарина мечется с Востока на Запад и с Запада на Восток, появляются слухи о том, что КХЛ будет придерживаться нового курса своего дальнейшего развития, избавившись от представительства ряда европейских команд вроде «Медвешчака» или «Слована».

А ведь именно эти клубы, клубы с историей, могли бы поучить отечественных деятелей, как находить толковых легионеров за небольшую зарплату или проводить работу с болельщиками. Без «Зиг-Заг Медвешчак» или братьев-близнецов, раскрашивающих бороды к каждому матчу, лига потеряет часть своего обаяния.

Не понимать, зачем нужны такие фишки, способны только люди, чье мировоззрение крутится где-то на уровне «мне все равно, в какой форме играют, лишь бы выигрывали».

К сожалению, в КХЛ еще остаются команды, руководство которых считает, что весь околоклубный маркетинг – никому не нужное дело, приносящее бюджету только дополнительные расходы.

Маскоты? Пфф, вам что, мало группы поддержки?

Развлечения для зрителей? Достаточно самого хоккея. Смешно.

Смешно, если команда, о которой идет речь – хабаровский «Амур. Играет она сами знаете как. А потом все удивляются, почему нет зрителей на некогда всегда полной арене. И руководство клуба решает проблему кардинально, решив уволить отдел маркетинга в полном составе – в количестве целого одного человека. Посчитали, что он не справляется с прямой задачей: привлечь зрителя на трибуны.

При этом руководство «Амура» явно забывает про два фактора:

Первое: народ начал покидать «Платинум Арену» после увольнения Йортикки, и в той истории так никто ничего болельщикам не объяснил, посчитав, что они не должны ничего знать. С таким отношением смотреть на игру команды под руководством Попихина могли лишь истинные мазохисты.

Люди себя все-таки уважают, вопреки мнению господина Павлинова об уровне умственного развития фанатов.

Второе: подняли цены на билеты, особенно на матчи против топовых команд. И это сделал не отдел маркетинга.

А что, собственно, сделал отдел маркетинга «Амура»? Он обновил сайт (пусть к нему есть некие претензии, но если вы видели предыдущий вариант, то должны прочувствовать всю разницу) и уговорил нужных людей на редизайн. Господин Павлинов, правда, в одном из интервью обмолвился, что редизайн – его идея. Но это нормально, когда шеф присваивает себе идеи подчиненных.

На этом все дальнейшее благоприятное сотрудничество закончилось с формулировкой «от вас одни расходы». Интересно, а расторжение контрактов со всякими Ниинимяки, которых приглашал в команду явно не отдел маркетинга, тогда что?  Доходы?

Что получается? Блестящий менеджмент клуба в межсезонье опять наошибался с составом и тренерским штабом, но предпочитает срывать злость на тех, кто под руку попадется.

Господа Цуриков и Павлинов боятся лишиться единственной оставшейся у них кормушки. Но принимают одно неправильное решение за другим.

Очередные (третий год подряд) ошибки в летней селекции приводят к необходимости отказываться от услуг тех или иных игроков. И тренеров. С выплатой некоторой компенсации за причиненные неудобства. А экономят всегда на болельщиках.

Простой пример, просочившийся в интернет, на одну из гостевых книг болельщиков «Амура». Отдел маркетинга заказал атрибутики на пару миллионов рублей для болельщиков. Атрибутика изготовлена. Но только в клубе никто не собирается оплачивать счет. Потому что нет денег. Потому что продажа атрибутики не приносит той прибыли, на которую рассчитывало руководство.

Вряд ли компания, отпечатавшая всю эту атрибутику, в восторге от такого оборота событий: товар изготовлен, но заказчик не явился. Но когда господ Цурикова и Павлинова волновали чужие проблемы? Особенно когда в стране кризис, знаете ли.

Собственно, возвращаемся все к той же проблеме: чтобы атрибутика продавалась, на нее нужен спрос. Спрос повышается, во-первых, игрой команды, а, во-вторых, хорошим отношением к болельщикам.

Формально. Посещаемость домашних игр «Амура» в этом сезоне оставляет желать лучшего. Никаких особых мероприятий для болельщиков в фойе «Платинум-Арены» в день игры не проводится. Для привлечения зрителей на трибуны ничего толком не делается. Но проблема не в отделе маркетинга, а в руководстве клуба, которое не разрешает ничего проводить. В руководстве команды КХЛ – лиги, стремящейся догнать НХЛ. С подобным менеджментом в клубах никогда не догонет и не приблизится.

А ведь сам глава маркетинговой службы ХК «Амур», Петр Ушаков, и рад был бы привнести какие-то изменения в сложившейся ситуации, но все его предложения заворачивались на стадии идеи с формулировкой об отсутствии средств.

В одном из последних интервью владелец подмосковного «Атланта» Антон Зингаревич отметил, что хоккей в России не приносит никакой прибыли – одни расходы. При этом с маркетингом в подмосковном клубе дела обстоят весьма неплохо: у них в пресс-центре кормят журналистов специальные спонсоры, в фойе в перерывах всегда есть развлечения, начиная от банального аэрохоккея и заканчивая конкурсами для детей, у них широкий ассортимент общепита, а в перерывах между периодами на специальной площадке постоянно выступают разные музыкальные группы. И это не говоря о таких банальных вещах как автограф-сессии игроков, не прошедших в состав на игру или же травмированных.

«Атланту» – клубу, созданному не так давно – удается привлечь зрителей (пусть и не аншлаги), даже если команда своими результатами не радует. А после попадания в финал Кубка Гагарина любой результат в последующие сезоны можно считать неудовлетворительным, особенно непопадание в плей-офф. Почему в Мытищах думают о болельщиках, несмотря на задержку в выплате заработной платы, а в Хабаровске – нет?

В Ярославле для болельщиков в перерыве проходят конкурсы «я у мамы сумоист», когда желающим зрителям предлагают облачиться в невозможные надувные одежды и попробовать, разделившись на две команды, поиграть в хоккей.

В Санкт-Петербурге кроме похожего развлечения в рекламной паузе прямо по ходу периода можно на всю арену сделать девушке предложение.

А СКА-зочных персонажей из «Ну, погоди», «Винни-Пуха» или Ивана Васильевича (ну почему не Петр I, дубль 183) вы и так наверняка знаете.

У московского «Динамо» постоянно различные акции. То квест проведут, то перчатки-футболки перед матчем на сидения для болельщиков разложат. Вы посмотрите, как там осуществляется работа с болельщиками. А потом не удивляйтесь, когда после посещения матча в МСА вы еще три дня не можете выкинуть из головы «О-о-о-о, это «Динамо».

Что делает «Адмирал»? Берет под свое крыло кота, сожравшего в аэропорту морепродуктов на 60 тысяч. Называет ее Матроскиной и ведет в твиттере прямой репортаж о доставке животного из предыдущего места обитания.

Что делает «Амур»? Мне особенно нравится в описанной деятельности вот это место: .

Михаил Антипин, известный на всю лигу графический дизайнер, создатель новой эмблемы хабаровского клуба и самой красивой в КХЛ формы (или одной из самых – «Сибирь» тоже хороша), отмечал Петра Ушакова как одного из лучших маркетологов, с кем ему довелось работать.

Наглядная демонстрация разницы «с» и «без». Не нужно лишних слов, правда?

Найти толкового маркетолога вообще трудно. Найти толкового маркетолога в Хабаровске – задача еще сложнее. А уж найти маркетолога в Хабаровске, понимающего специфику хоккейного бизнеса, практически невозможно. Ушакова в «Амуре» господа Цуриков и Павлинов не оценили.

Работать с руководством, не разрешающим воплощать в жизнь элементарные и нужные вещи и не выделяющим денежные средства на необходимые процессы, невозможно. Не удивляйтесь, почему Алексей Чечелев теперь в «Адмирале», Роман Панцырев выдержал только сезон, а «Амур» с лета не может найти пресс-атташе.

Критики в адрес господина Цурикова было много, теперь и господин Павлинов подтянулся. И критика эта льется не только из уст рядовых болельщиков, но и от лиц, приближенных к клубу.

Там все плохо.

Остается надеяться, что когда-нибудь людям, выделяющим деньги на содержание ХК «Амур», надоест, что средства оседают в карманах господина с усами и господина с залысинами. И наймут, наконец, нормальный клубный менеджмент.

Хотя есть вариант, что в следующем сезоне «Амура» в КХЛ не будет вообще. 

Фото: скриншот с трансляции КХЛ-ТВ, hcamur.ru, hawk.ru, primamedia.ru/Евгений Попов, atlant-mo.ru, ska.ru, vk.com/hcadmiral, твиттер-аккаунт Михаила Антипина