7 мин.

Газ до отказа: как на Ставрополье возрождают мотоспорт

Развивать и поддерживать

Мотоциклетный спорт стал развиваться в Ставропольском крае в послевоенное время. В первичных организациях ДОСААФ, на предприятиях, заводах, в сёлах и городах края стали создаваться секции мотоспорта по таким дисциплинам, как мотомногоборье, мотокросс и мотобол. В 1950-е годы в крае начали проводить соревнования среди мотосекций и мотоклубов Ставрополья, а чуть позже — и северокавказские турниры.

В 1970–1980 годах из мотоциклетных дисциплин самыми массовыми в регионе были мотокросс и мотобол. Мотосекции и мотоклубы функционировали практически в каждом районе и городе края: в Ставрополе, Невинномысске, Ипатово, Будённовске, Зеленокумске, Нефтекумске, Изобильном, Пятигорске, Александровском, Кочубеевском, Шпаковском и многих других населённых пунктах.

«Исторически так сложилось, что Ставрополье славилось развитием мотоциклетного спорта. Но потом это всё ушло, сейчас мы стараемся возродить интерес, популяризируем мотоциклетный спорт. Это дорогостоящий вид спорта, без поддержки властей ему сложно существовать. Где есть понимание важности и нужности спорта, где люди заинтересованы в том, чтобы на их территориях развивался мотоциклетный спорт — там всё хорошо: есть и секции, и клубы, число которых растёт»,

— рассказала «Победе26» президент мотофедерации Ставропольского края Татьяна Губанова.

Президент мотофедерации Ставропольского края Татьяна Губанова

По словам собеседницы, 30 марта в Александровском округе по инициативе губернатора Ставрополья Владимира Владимирова открылась мотосекция «Про-эндуро». Действует мотоклуб в Красногвардейском округе, вскоре планируется открыть мотосекцию в Ставрополе.

При этом на фоне очевидной тенденции к развитию мотоспорта есть и другие примеры, отмечает Губанова.

«У нас есть уникальная трасса в Пелагиаде „Экстрим-парк», где и зимой, и летом проходили соревнования всероссийского уровня по мотокроссу, эндуро на мотоциклах, эндуро-экстрим и кросс-кантри. Зимой, когда остальные российские мототреки в снегу, в Пелагиаду приезжала готовиться к новому спортивному сезону сборная страны. Но сейчас мы не можем найти консенсус в вопросе использования трассы с администрацией Шпаковского округа»,

— посетовала собеседница.

В итоге с 2023 года чемпионат и первенство России по эндуро на мотоциклах (гонках по бездорожью) перенесли в Георгиевский округ. А по площадке в Пелагиаде мотофедерация продолжает вести переговоры.

Эндуро (гонки по бездорожью) — довольно экстремальный спорт

Мотобол, мотокросс, эндуро и мотоджимхана

Мотоциклетный спорт насчитывает несколько десятков дисциплин, на Ставрополье же в основном сейчас развиваются пять из них. Это традиционные виды: мотобол, мотокросс, эндуро-классика и эндуро-экстрим. А несколько лет назад к ним добавилось такое направление, как мотоджимхана.

«Это спортивное испытание на время, в котором участники на мотоциклах соревнуются на самое быстрое маневрирование на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий в виде конусов. Проще говоря, мотоджимхана — это фигурное управление мотоциклом, которое набирает оборот бурными темпами»,

— рассказала корреспонденту «Победы26» Татьяна Губанова.

По словам президента краевой мотофедерации, первое правило хорошей трассы — это безопасность как для спортсменов, так и для зрителей. Кроме  того, трасса должна быть просмотровой, то есть удобной для зрителей, которые могут видеть весь ход гонки. Ставропольские трассы закольцованы, чтобы было комфортно наблюдать и болеть за спортсменов.

Трассы для мотогонок на Ставрополье закольцованы для удобства зрителей

Судей нужно готовить

Ещё один залог успешного проведения спортивных соревнований — непредвзятое, квалифицированное судейство. В структуру федерации мотоциклетного спорта Ставропольского края входит региональная судейская коллегия, которая ежегодно проводит всероссийские и региональные семинары, где арбитры обучаются и повышают квалификацию.

«Если ещё два года назад на весь СКФО у нас был один судья всероссийской категории, то в сезон 2024 года мы входим с восемью судьями такой категории только в Ставропольском крае. А от категории и квалификации судьи зависит ещё и получение спортсменами званий и разрядов»,

— подчеркнула Татьяна Губанова.

Первые старты сезона 2024 года состоялись в селе Красногвардейском, где отгремели первый этап чемпионата и первенства края по мотоциклетному кроссу (состязания собрали почти 170 гонщиков от Тюмени до Санкт-Петербурга) и Кубок мастеров среди ветеранов по мотокроссу (награды разыграли спортсмены от 45 до 78 лет). Следом в селе Александровском состоялись розыгрыш Кубка края по эндуро, чемпионат и первенство Северо-Кавказского федерального округа по мотокроссу. На очереди — второй этап чемпионата и первенства края по мотокроссу в Минеральных Водах.

В Минводах проведут краевые турниры по мотокроссу

Золотой «Колос»

На Ставрополье сейчас есть несколько островков развития мотоспорта. Это Александровский, Георгиевский, Красногвардейский, Минераловодский округа. Особняком стоит Ипатовский городской округ, где технические традиции практически не прерывались благодаря усилиям энтузиастов, ветеранов, руководителей клуба и округа. Не случайно здесь базируется флагман отечественного мотобола: обладатель национального Кубка, трёхкратный чемпион страны, мотобольный клуб «Колос».

В нынешнем году он отмечает 60-летие: мотобольная команда в районном центре появилась на волне подъёма технических видов спорта в 1964 году. Клуб базировался при первичной организации ДОСААФ колхоза имени Кирова. Команда находилась тогда в сложных условиях: мотоциклы были дорожные, тренировки проводились на лугу за городом. Специальной формы также не было. Тренировались с баскетбольным мячом, в кирзовых сапогах. Чтобы они были тяжелее, а удар сильнее, в сапоги вкладывали свинцовые пластинки.

С тех пор «Колос» не раз становился призёром и чемпионом края, а в 1980 году завоевал серебряную медаль на чемпионате РСФСР. На счету команды немало и других побед. Правда, в постсоветскую эпоху результаты пошли на убыль, и в 1997 году команду расформировали.

Возрождение произошло в 2010 году. В 2011 году ипатовский клуб уже принимал участие в чемпионате России. В первом же в своей новой истории первенстве России ипатовская мотобольная дружина взяла бронзу. С тех пор «Колос» становился шесть раз серебряным призёром чемпионата России, а в 2018 году завоевал лавры сильнейшего в стране.

Ипатовские мотоболисты держат марку на протяжении многих лет

В следующем, 2019 году ипатовский коллектив добавил к чемпионскому титулу звание обладателя национального Кубка, одолев в финале своего самого принципиального соперника — «Металлург» из Видного. В 2022 году «Колос» по итогам национального первенства завоевал второе золото, а в 2023-м в третий раз стал чемпионом страны.

«В составе нашей команды изменений в межсезонье не произошло. Правда, на первом этапе чемпионата нам придётся провести без дисквалифицированного играющего тренера и капитана — Сергея Крошки, а также другого лидера — травмированного Семёна Халина. Конечно, в связи с этим на стартовом этапе мы внесли коррективы в тактические построения. Но несмотря на кадровые потери рассчитываем, что нам в новом сезоне удастся защитить титул»,

— подчеркнул президент «Колоса» Александр Еременко.

Ипатовский «Колос» надеется защитить лидерство в новом сезоне

На старт в новом сезоне вышли действующий победитель соревнований — ипатовский «Колос», «Металлург» из Видного, «Ковровец» из Коврова и четыре коллектива из краснодарских станиц: «Агрокомплекс» (Кирпильская), «Кировец» (Полтавская), «Заря» (Староминская) и «Комета» (Кущевская). Система проведения национального первенства привычна. После завершения двухкругового предварительного раунда, в сентябре состоится финал с участием квартета лучших. Решающий этап будет разбит на четыре тура, по итогам которых и будет определена тройка медалистов.

«Ипатовский клуб уже давно стал одним из флагманов отечественного мотобола, а три чемпионских титула, завоёванные за шесть сезонов — яркое тому подтверждение. И на этом «Колос» останавливаться не собирается», 

— считает министр физической культуры и спорта Ставропольского края Борис Семеняк.