Трибуна
11 мин.

Лучший сезон Миранчука в Италии – иллюзия или реальность? Объясняем на языке цифр

Длительная отлучка Лукмана обернулась для Алексея Миранчука новым карьерным витком – 2024-й стал самым продуктивным периодом в европейской карьере россиянина, позволив ему реанимировать навыки свободного художника. Впрочем, прежняя роль ситуативного джокера, как казалось, удручала Алексея лишь отчасти. Словно мантру он со смирением повторял одно и то же: «У Гасперини нет любимчиков», «Место в основе может завоевать каждый», «Надо работать – шанс появится». Действительно, шанс появился, пускай то было удачным стечением обстоятельств, а не проблеском тренерского доверия. Сегодня попытаемся переосмыслить роль Миранчука в системе Гасперини, сравним цифры Алексея и его партнеров по атаке и рассмотрим несколько ключевых показателей вингера, благодаря которым он сделал шаг вперед – скромный (почти как он сам), но чрезвычайно важный.

Опыт игры в «Торино» оказал благотворное влияние на Алексея: он вновь почувствовал себя нужным (вспомните, как с ним не хотел расставаться Юрич, справедливо отмечая, что 59-й номер мог стать ключевым игроком), обрел искомую уверенность и прибавил в атлетизме (главная заслуга школы «Торино»). Впрочем, тогда – летом 2023-го – в глазах рулевого «Аталанты» Миранчук все еще не заработал себе должных очков доверия: против россиянина играли травмы, сохранившаяся субтильность и имманентная ему черта – игровой альтруизм. Зима изменила все.

Отъезд Лукмана на Кубок Африки привел к тому, что уже в январе 2024-го Алексей расцвел на поле: гол+пас с «Сассуоло», заработанный пенальти против «Милана», гол «Удинезе» и ассист против «Ромы». Как итог, звание игрока месяца в «Аталанте», которое, к слову, он получал в последний раз тремя годами ранее.

Впрочем, не только отсутствие Лукмана добавило минут в копилку Миранчука. Скамакка, ныне блистающий в роли адаптивной «девятки», буквально пару-тройку месяцев назад не имел карт-бланша от Гасперини, виной чему послужили травмы и низкая результативность. Доигрывал свои последние матчи и Муриэль, проводя на скамейке запасных значительно больше времени. Присовокупите к вышеизложенному травму Копмейнерса под занавес января, а также скорое возвращение еврокубков, и получите если не патовую, то крайне неприятную ситуацию – кадровый голод, накладывающийся на очередную тактическую перестройку (в этом сезоне Джан Пьеро сначала отказался от полуфланговых ромбов в угоду вертикальности атак, а затем опять откатился к базовым настройкам).

В новой системе координат Алексей стал прекрасным буфером между прошлым и будущим стилями, сначала образов органичный дуэт с Де Кетеларе, а затем влившись и в атакующий квартет. Уже к началу марта вингер подошел с показателями (как по сыгранным минутам, так и по голевым действиям), эквивалентными его последнему сезону в стане бергамасков.  

Растущее тренерское доверие на рубеже зимы и весны легко объяснимо: к тому моменту Миранчук был не просто хорош в голевых действиях, но и прекрасно зарекомендовал себя при разгоне атак. Да, у Алексея были и остаются проблемы с открываниями в финальной трети, но он научился выискивать свободное пространство между линиями. Отныне в быстрых атаках «Аталанты» он и Копмейнерс – ключевые звенья, благодаря которым не допускаются разрывы в переходных фазах. Россиянин стал действовать выше, но, что характерно, увереннее. Ниже обоснования.

Так, например, выглядит карта распределения касаний 59-го номера в прошлом сезоне:

Излюбленные зоны – 16 и 17, что вполне объяснимо. Агрессивный стиль Юрича предполагает включение в отбор всех футболистов конкретной зоны вне зависимости от позиции. Как следствие, атакующее трио «быков» часто располагается чуть ниже, дабы помочь перегрузить вторую треть, гарантированно выиграть мяч и пуститься с ним в атаку. На бумаге в этом алгоритме слабым звеном выглядел как раз Алексей. Причина банальна –грацильное, а местами даже субтильное телосложение не позволяет назвать  его атлетом, а ведь «Торино» – это в первую очередь инкубатор рабочих лошадок с культом атлетизма во главе угла. Тем не менее, Миранчук научился брать свое за счет интеллекта и… наглости. Здоровый игровой эгоизм впервые был замечен за ним именно тогда – осенью 2022-го: вингер полюбил смещения с фланга в центр в лучших традициях Роббена: молниеносные проходы, резкое сворачивание в полуфланг и удары. Много дальних ударов. Впрочем, EPV (ожидаемая ценность владения) Алексея по итогам сезона не производит wow-эффекта – всего 2.696. Неплохие показатели в 21, 22 и 26 зонах нивелируются слабыми действиями в задней линии.

В розыгрыше 2023/24 Миранчук стал действовать выше. Ключевыми зонами стали 21 и 22.

Куда важнее, однако, то, что КПД вингера наконец взлетел. За неполный сезон в одной только Серии А россиянин набрал свыше четырех EPV поинтов, при том что совершил вдвое меньше касаний.

Кластеринг передач закрепляет полученные ранее впечатления от двух сезонов Миранчука. Прогресс точно есть – он зрим и вездесущ. Лишь пресловутые лонгболы даются Алексею хуже.

«Торино» 2022/23:

Аталанта» 2023/24:

Видно, что в финальной трети возросло число средних и коротких передач, а вместе с этим увеличилась и точность паса.

От сравнений персональных перейдем к глобальным.

К концу марта статистика красноречиво намекала: у «Аталанты» самая сбалансированная в Европе четверка под нападающим, причем как по набору игровых качеств, так и по системе гол + пас. До теперь уже легендарного перфоманса Скамакки на «Энфилде» было еще далеко, однако на тот момент бергамаски классно справлялись и без него. Статистика на 26 марта:

Копмейнерс: 10 + 3 в 25 матчах (2100 минут совокупно/161 минута на голевое действие)

Лукман: 8 + 3 в 22 матчах (1318 минут совокупно/119 минут на голевое действие)

Де Кетеларе: 6 + 6 в 26 матчах (1576 минут совокупно/131 минута на голевое действие)

Миранчук: 2 + 4 в 19 матчах (792 минуты совокупно/132 минуты на голевое действие).

Немаловажно и то, что Гасперини старался опробовать каждого во всех атакующих амплуа. Исключения – Миранчук в роли чистой «девятки» (ближе всего к этой роли Алексей был против «Сассуоло») и Лукман в качестве каноничной «десятки». Стоит отдать должное рулевому «Аталанты», всячески избегающему матчей с полноценным десятым номером. С его органической непереносимостью «любимчиков» и отсутствием незыблемых игроков, назначение кого-то конкретного на столь ответственную позицию было бы самоубийственно.

Тем не менее, на роль фантазисты, причем в конкретном турнире – Лиге Европы, у него как раз был стопроцентный кандидат – Миранчук. До спарринга с «Ливерпулем» Алексей и впрямь был лучшим. По ходу нынешней еврокампании он увереннее других держал темп и линию, не допуская разрывов. К тому моменту в его копилке значились 4 ассиста в Лиге Европы, у всей остальной «Аталанты» – 3.

А как повлияло на игровое время Миранчука возвращение Лукмана в строй? Для начала стоит сравнить игроков по текущему сезону.

Видно, что по ключевым метрикам футболисты примерно равны (что характерно – даже на лайв-болах), однако предголевые действия (передачи и кроссы в штрафную, ключевые передачи) даются Алексею лучше. Более того – он один из лидеров Серии А по этим показателям в пересчете на 90 минут. Теперь возьмем нижнюю часть диаграммы. Протаскивать мяч на скорости или за счет взрывных подключений у Лукмана получается чуть ли не лучше всех в лиге. Отсюда такие цифры во всех carry-метриках. Телосложение Миранчука никогда не позволит ему выполнять подобную работу. Другое дело, если сложить сигнатурные качества футболистов. Впрочем, пока нам не доводилось наблюдать их синергию – да, они выходили вместе, но наигранных связей между ними нет. Фактически – поделили игровое время.

Еще одно сравнение – с Де Кетеларе. Оно менее релевантно позиционно (бельгиец часто выступал в роли номинального форварда, чего Миранчук не делал никогда), но вполне удобоваримо, если исходить из антропометрии футболистов и их стиля. Кроме того, по сезону не редкой была ситуация, когда после выхода Алексея на поле Шарль смещался левее. Такова была установка Гасперини.

Обратите внимание – Де Кетеларе проходит под грифом «форвард», в то время как Миранчук числится «вингером». Так проще подсветить непрофильные качества футболистов на своей позиции. Заметно, что россиянин неплох в атакующем креативе, пускай у него вновь снизилось число ударов. Бельгиец же хорош в дриблинге и владении. Можно сделать закономерный вывод: вместе им действительно лучше, чем порознь. В атакующих вариациях «Аталанты» их дуэт самый сочетабельный. Об этом, например, говорил сам Гасперини.

Что касается общеевропейских мерил, сравнительный фильтр Opta ставит Миранчука в один ряд с Симонсом и Ольмо («Лейпциг»), а также Леоном Бейли из «Астон Виллы».

Сравнения очень грубые, учитывая, что каждый из вышеперечисленных игроков даст фору россиянину по части резкости движения. Тем не менее, константы общие – видение поля, использование пространства в переходных фазах и культура паса. Все на высоком уровне.

Разнят игроков еще и действия без мяча, особенно в фазе глубокой обороны. В этом компоненте Миранчуку предстоит поднатореть, причем существенно. Вот пример из недавнего матча против новоиспеченного чемпиона Италии – «Интера».  

Здесь Аслани (1) располагается левее Мхитаряна – прямо на фланге, а Генрих (2) подключается как раз через центральный коридор, вверенный Кристьяну. Дармиан (3) же находится в самой высокой позиции у хозяев, а мнимое перекрытие тенью (против Павара) совершает Миранчук, опустившийся в первую треть. Слово «мнимое» здесь стоит особо подчеркнуть. Алексей занимается лишь паллиативной помощью, когда садится глубоко. Covering shadow точно не являются его коньком, что уж говорить про pressing trap, жизненно необходимые в системе Гасперини. К слову, это коллективное упущение россиянина и Ивана Юрича: в «Торино» любят подобные приемы, но в силу каких-то причин они не были воспитаны в игроке за его туринский период.  

Еще одна ахиллесова пята 59-го номера – протаскивание мяча на длительной дистанции. Как для вингера – не критично, но для футболиста, действующего в переходных фазах – слабо. Впрочем, видно, что Алексей почти полностью купирует эти моменты вящим предголевым креативом.

Сезон 2023/24 вообще обещает быть самым «хлебным» в карьере Миранчука. До небес скакнул его xG90 и xA90 – оба показателя рекордные за десять лет.

Кроме того, видно, что Алексей куда лучше инкорпорирован в комбинационный футбол – раньше он часто пролетал мимо коротких розыгрышей с одноклубниками, был более инертным. Теперь он самоувереннее – в хорошем, разумеется, смысле. Чувствуется, что игрок отрефлексировал прошлое и старается сконцентрироваться на том, что умеет здесь и сейчас. Желание Гасперини зацепить максимум по всем фронтам (топ-5 в чемпионате, финал Кубка Италии и полуфинал ЛЕ) делает постоянные ротации необходимостью, а следовательно, место на поле Миранчуку всегда найдется.

Остается лишь надеяться, что второе дыхание, открывшееся у 59-го номера в этом сезоне – не фикция, не кратковременная вспышка пассионарности, за которой кроется все тот же без сомнения талантливый, но травматичный и склонный к меланхолии игрок.

Разбор Головина

Мой телеграм-канал