9 мин.

Самые богатые аристократы Британии мечтают о футболе. Отца звали в «Фулхэм», сын спал в футболке «Ливерпуля» и тренировался в 4-й лиге

Дальние родственники семьи Гросвеноров еще в 17-м веке приобрели земли, на которых сейчас располагаются фешенебельные районы Лондона. В 1991-м в семье Джеральда Гросвенора родился сын Хью – все понимали, что его ждет миллиардное состояние, постоянное внимание прессы и ненависть со стороны простых англичан. 

Из этого порочного круга Гросвеноры уже два поколения подряд пытаются вырваться в профессиональный футбол. Но где-то не хватает таланта, а где-то карьеру ломает суровый отец.

Хью критикуют за скромную помощь в борьбе с коронавирусом. Он пожертвовал 12,5 млн фунтов, но это чуть больше 0,1% его состояния

В апреле на счет британской благотворительной организации NHS Charities Together приземлились 5 млн фунтов (451,2 млн рублей) от компании Grosvenor Estate. Еще 5 млн фунтов от нее же получили британские исследователи коронавируса и организации, помогающие людям, по которым кризис ударил сильнее всего.

На своем сайте Grosvenor Estate подчеркивает, что деньги перевел лично Хью Гросвенор – 7-й герцог Вестминстерский (герцог – высший дворянский титул Британии после короля и королевы). Причем апрельские пожертвования идут в плюс к 2,5 млн фунтов, которые Хью разослал в марте.

Солидные переводы не уберегли 29-летнего Гросвенора от критики. The Guardian пишет, что «NHS Charities Together были невероятно благодарны за щедрое пожертвование, но некоторые политики и активисты отметили, что этот подарок составляет лишь 0,1% от унаследованного богатства герцога».

Да, состояние молодого Хью Гросвенора оценивается в 10 млрд фунтов. Он самый богатый британский аристократ (королева Елизавета II на 17-м месте), самый богатый человек Британии до 30 лет (Гарет Бэйл на 7-м месте), а в списке богатейших людей Британии идет в десятке рядом с Алишером Усмановым (в другом рейтинге Роман Абрамович и Михаил Фридман выбивают аристократа из топ-10).

Ник Эббот, радиоведущий: «Как великодушен самый богатый человек в возрасте до 30 лет, герцог Вестминстерский, когда дает 12,5 млн фунтов на борьбу с вирусом. Эта сумма для него, как для меня 25 фунтов. Он может позволить себе благотворительность, ведь унаследовал 9 млрд фунтов без налоговых вычетов в 3,6 млрд».

Еще в 2016 году Хью работал менеджером в компании по переработке кофейной гущи в биодизельное топливо Bio-bean. К тому времени он уже стал крестным отцом принца Джорджа (сын принца Уильяма и Кейт Миддлтон), но никаких серьезных финансово-аристократических обязательств на нем не висело. Жизнь юноши изменилась 9 августа 2016 года, когда умер Джеральд Гросвенор.

От отца Хью унаследовал не только титул герцога и многомиллиардное состояние (его передали через доверительного собственника, тем самым обойдя налоги), но и безумную любовь к футболу. А от мамы – корни, ведущие к Пушкину и Николаю I.

Владения Grovesnor Estate в Британии (слева) и в центре Лондона (справа).

Гросвеноры обеспечили себя на несколько поколений вперед. Но одна мечта им так и не покорилась – профессиональный футбол

История семейного бизнеса Гросвеноров насчитывает уже 343 года. В 1677-м сэр Томас Гросвенор женился на Мэри Дэвис. Девушка владела средневековой усадьбой в графстве Мидлсекс (теперь часть Лондона) и 500 акрами (2 км²) болот и пастбищ на западе столицы. Она унаследовала недвижимость от своего дяди, который в свое время купил землю по дешевке.

Владения не представляли особой значимости, пока Гросвеноры не вложились в их развитие: в начале 18-го столетия обустроили фешенебельный район, известный сейчас как Мейфэр (там находится винный магазин Hedonism Wines Евгения Чичваркина), построили площадь Гросвенор, а примерно через 100 лет обустроили район Белгравия (там особняк Олега Дерипаски с оценочной стоимостью 30 млн фунтов). 

Жозе Моуринью гуляет в районе Мейфэр с бутылкой из Hedonism Wines Евгения Чичваркина

Как и многие другие аристократы, Гросвеноры не продают дома полностью, а отдают их в возобновляемую аренду сроком на 99 лет. Такой метод позволяет сохранять недвижимость для будущих поколений.

И непонятно, зачем столь богатым аристократам нужен профессиональный футбол: две тренировки в день, постоянные перелеты, травмы. Казалось бы, только Борис Ротенберг может выбрать такую жизнь вместо релакса в особняке. Но по его пути мечтали пойти и будущие британские герцоги.

Джеральд Гросвенор, отец Хью, не любил свое детство. Его воспитывала тираническая тетя, в подростковом возрасте он увлекался алкоголем, но больше всего Джеральд ненавидел школу. Родители отправили его в boarding school (школа-интернат), и вот как он позже вспоминал это время: 

«В школе я очень хотел показать всем два пальца (жест ✌, показанный внешней стороной руки, означает в Англии то же, что и вытянутый средний палец — Sports.ru). Но в реальности мой протест ограничивался пустым бездельем. Я ненавидел школьную систему». 

Футбол – единственное, что привлекало Джеральда в школе. «Я играл за основу школьной сборной на позиции центрального нападающего. Я был неплох, хорошо бил с обеих ног», – рассказывал повзрослевший аристократ.

На Джеральда обратил внимание Джордж Коэн – чемпион мира 1966 года, который в то время тренировал молодежку «Фулхэма». Гросвенора пригласили на просмотр. Счастливый школьник вернулся из школы и сообщил об этом отцу. Но тот не поддержал радость сына.

«Он был категорически против. Во-первых, ему не нравились все эти поцелуи, которыми обмениваются футболисты после голов. Во-вторых, он предпочитал овальный мяч. Короче, отец не подписал договор с клубом».

Фамилия Гросвеноров добралась до футболки «Фулхэма» в 2017-м году, когда «Казино Гросвенор» стало титульным спонсором клуба. Но бизнес-империя аристократов с этим никак не связана.

Хью повторил карьеру отца и закрыл семейный гештальт

Джеральд пообещал себе, что его дети (Хью и старшие дочки Тамара, Эдвина и Виола) никогда не пойдут в интернат: «Я хочу, чтобы мои дети были дома. Мне нравится пить с ними чай по вечерам. С точки зрения родителя это безответственно отпускать ребенка в подростковом возрасте к людям, которых он не знает. А если и знает, то не факт, что они ему нравятся».

Хью и его сестры учились в государственной школе, потом перешли в частную Mostyn House School, расположенную недалеко от семейного особняка Итон-Холл в графстве Чешир. 

В детстве Гросвенор-младший фанатично болел за «Ливерпуль» и даже спал в игровой футболке «красных». В 9 лет Хью перешел из Mostyn House School в Элсмир-колледж. Там началась его футбольная карьера.

Хью почти идентично повторил путь отца: играл за сборную школы на позиции центрфорварда, а в 13 лет получил приглашение от профессионального клуба «Крю Александра». Эта команда всю свою историю провела в низших лигах (сейчас выступает в Лиге 2 – четвертом дивизионе Англии), но это не главное. 

Хью повезло, что его папа, наученный грустным опытом, не препятствовал детям в их увлечениях. Поэтому Гросвенор-младший без проблем отправился на 6-недельный просмотр. Никакими футбольными успехами эта история не закончилась, но Хью закрыл важный пункт в семейном списке желаний.

Хью – прямой потомок Пушкина и Николая I. Они любили бокс, плавание и верховую езду

Возможно, увлечение спортом пришло к Хью из России 19-го века . Оба именитых пра-пра-прадедушки в родословной Гросвенора-младшего идут по маминой линии. Вот краткий пересказ того, как так получилось:

У Пушкина была дочь Наталья, она вышла замуж за немецкого принца Николая Вильгельма Нассауского. Их дочь Софья Меренберг вышла замуж за Михаила Романова (внука Николая I), и пара переехала в Лондон. Там у них родилась Анастасия Де Торби – первая из этого древа, кто соединил в себе кровь поэта и его личного цензора.

Наталья, дочь Анастасии Де Торби, вышла замуж за Джеральда Гросвенора. Дальше вы знаете.

Пра-пра-прадедушки Хью Гросвенора тоже любили спорт, но предпочитали другие виды. Например, бокс. 

«В 1827 году А. С. Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать… Пушкин был хорошо знаком с кулачными единоборствами и выписывал из-за границы учебники по боксу», – писал поэт Петр Вяземский.

Еще один современник Александра Сергеевича, некий Сергей Сухотин, рассказывал, что поэт давал экспертные советы по плаванию:

«Мы с братом ходили каждый день купаться в большую купальню, устроенную на Неве против Летнего сада. Один раз, барахтаясь в воде и кой-как еще тогда плавая, я не заметил, как ко мне подплыл какой-то кудрявый человек и звонким, приветливым голосом сказал: «Позвольте мне показать, как надо плавать, вы не так размахиваете руками, надо по-лягушечьему». И тут кудрявый человек стал мне показывать настоящую манеру. Но вдруг, от нас отплыв, сказал вошедшему в купальню господину: «А, здравствуй, Вяземский!» Мы с братом будто обомлели и в одно слово сказали: «Пушкин!»

Другой именитый пра-пра-прадедушка Хью Гросвенора тоже признавал значимость спорта. Николай I был прекрасным наездником и поощрял спортивные увлечения своих детей. Когда они подросли, в петергофском парке Александрия оборудовали площадку для спортивных игр. Но Николай разрешал детям играться с мячом даже в Зимнем дворце.

Джеральд Гросвенор страдал от депрессий. Он умер в 64 от сердечного приступа

Кажется, жизнь богатого английского аристократа должна быть сказочно прекрасна. Даже большой бизнес, который ложится на твои плечи, уже на самом деле не твоя забота. В Grosvenor Estate все устроено так, что дворяне могут отдыхать или заниматься благотворительностью, пока топ-менеджеры следят за рынком недвижимости.

Но Джеральд Гросвенор не испытывал особого счастья от титула и наследства, доставшегося ему в 27 лет (Хью стал герцогом в 25). Гросвенор-старший страдал от депрессий и говорил, что никогда не выбрал бы родиться богатым.

В 64 года он умер от сердечного приступа. Теперь его сын олицетворяет вечную проблему Англии – классовое расслоение общества. Богатство по наследству и уход от налогов бесят простых англичан, и Хью с этим жить (в роскошном фамильном особняке Итон-Холл).

Еще одна атмосферная документалка про баскетбол. Она про тех, кому НБА не светит

Томаш Росицки в жизни: обожает панк-рок, влюблен в «Металлику», в «Арсенале» отвечал за танцы и веселье

Фото: globallookpress.com/Alberto Pezzali/ZUMAPRESS.com, I-Images/ZUMAPRESS.com; dailymail; fulhamfc.com