6 мин.

Журналисты нужны. Почему Марк Тен не прав

Мое утро обычно начинается с того, что я с мычанием умственно отсталого вываливаюсь из постели где-то в полдень (вот такое утро), маскирую себя под представителя вида homo sapiens всеми соответствующими процедурами, из ванной медленно тащусь на кухню, завариваю кофе, открываю ноут - и захожу на sports.ru. И только потом работа, спортзал, курсы и другие заботы.

К чему бы такой непозволительно долгий и не имеющий прямого отношения к спорту рассказ о моем типичном начале дня? К тому, что сегодня меня несколько огорчил один материал. Он не самый популярный, его нет на главной - но "особенности" ему придает то, что это текст о семинаре, который проводил продакт-директор sports.ru Марк Тен.

Наиболее резонансный тезис был логично помещен в название поста: "Журналисты не нужны". Уже одна такая фраза из уст одного из руководителей крупного спортивного ресурса непроизвольно заставила мои брови взлететь вверх. По тексту есть более развернутое объяснение:

"Уникальный контент, в котором много вашей личности, колонка или лонгрид, – он никому не нужен. Если его не напишите вы, то его напишет кто-то другой. И его даже никто не прочитает, потому что он длинный. Твит, картинка, видео, вайн – это тоже медиа. Оно тоже информативно, ёмко, актуально и гораздо более полезно для пользователя. Поэтому иметь большой штаб из журналистов, «уникальный коллектив», как сказали в одной известной спортивной редакции, бесполезно. Это никому не нужно сегодня."

Я с уважением отношусь ко всей команде sports.ru, в том числе и к Марку - они создали шикарный ресурс, лучший в стране. Но меня настораживают подобные слова, так как это говорит о направлении, в котором хочет двигаться проект.

Иначе говоря, "новые медиа" - это "солянка", приготовленная из продуктов с других, профильных ресурсов (Twitter, Vine, YouTube и так далее)?

В определенной степени, такой ресурс нужен. Здесь нужно вспомнить слова Владислава Воронина про конкуренцию на экране мобильного телефона. Больше не нужно устанавливать приложения выше упомянутых ресурсов - достаточно одного приложения от sports.ru, где есть все. Это замечательно.

Нет. Главной особенностью сайта всегда был уникальный контент, колонки и лонгриды. Здесь можно было встретить материалы, которые писали известные личности (Василий Уткин, Этторе Мессина, Тимофей Мозгов и другие), а также тексты авторов, благодаря которым многие до сих пор узнают что-то новое о разных видах спорта.

Как и любой продакт-менеджер, Марк явно знает о том, что привлечь аудиторию и удержать ее - две разные вещи. Я могу увидеть в ленте новостей ВК интересное видео, прочитать провокационный заголовок и пройти по ссылке - это улучшит статистику "кликабельности", но не сделает меня частью "постоянной аудитории", потому как, в лучшем из случаев, я просто еще раз пройду по ссылке в ленте новостей.

"У меня на этот счёт предвзятый взгляд, поэтому вы сильно не обижайтесь. Для меня, как для человека, который занимается созданием продукта одна из самых важных и эмоциональных вещей в карьере – это какое-то глобальное воздействие на людей, которое ты можешь оказывать, создавая свои продукты. Нет никаких ограничений в том, чтобы работать в России, за пределами России, в Штатах, в Китае, в Южной Америке. Мы уже сейчас работаем для 20 регионов. И, в общем-то, на работу это никак не влияет. Локализация продуктов и сервисов – это не самое сложное, не самая требовательная часть наших компетенций.

Когда вы работаете журналистом, очень многое упирается в ваш родной язык, и вы никогда не будете владеть любым другим языком, даже самым распространённым, вроде английского, с такой же хлёсткостью, чёткостью и яркостью, как родным. Поэтому вряд ли журналист имеет возможность состояться как суперзвезда, как лидер этого рынка за пределами русскоговорящего пространства. И это проблема, хотя бы потому, что в русскоговорящем пространстве журналистика – не самое выдающееся поле. Плюс есть некоторые проблемы с цензурой. Я не буду подробно на этом останавливаться, вы знаете это лучше меня. Но просто глупо отрицать, что она существует."

Из всего вышесказанного, я могу сделать только один вывод - лучше быть известным, как приложение с мемами и гифками в разных странах, чем быть сильным информационным ресурсом в России. Если выбирать: "Попрощаться со всеми пишущими авторами, оставить только мультмедийные блоги и развиваться в направлении других стран (потому что у гифки нет языка) - или развиваться в пределах страны за счет уникального контента и ярких личностей" - Марк выберет первое. И это тоже правильно, так как, вероятно, более выгодно.

Но меня это опечаливает, потому что для меня sports.ru - это люди. Их всего десяток, но если они исчезнут - исчезнет и ресурс. Для меня, никому свою точку зрения не навязываю.

Мне грустно на баскетбольной трибуне без текстов Рахона или Павла Хрусталева. Это одни из тех людей, которых можно назвать лицами раздела. И их отсутствие заметно, "если его не напишите вы, то его напишет кто-то другой" - не работает в таки случаях.

Аналогичная ситуация и на других ветках.

Sports.ru держится на ярких личностях. Именно они с их авторским контентом привлекают и - что самое главное - удерживают аудиторию. Лукомский, Суворов, Романцов, Сприкут, Свиридов (упомянул не всех, пишу на эмоциях, уж извините) - все они Биллы Симмонсы этого сайта. Без них случиться то же самое, что и с Grantland.

Какой наиболее логичный вывод напрашивается после слов о том, что местные журналисты слишком привязаны к языку? Найти людей, способных качественно писать на английском или переводчиков, которые переводили бы тексты русскоязычных авторов. Возможно, это и есть в планах - но об этом ни звука, лишь слова, общий посыл которых заключается в том, что российские журналисты бракованные.

Кроме того, есть определённые пределы насыщения и рынка, и людей контентом, и компаний, производящих его. Не так давно было исследование, которое показало, что сегодня в США в среднем у взрослого человека потребление медиа в день составляет 12 часов в сутки. Разумеется, нет никаких цифр или глубокой аналитики относительно верхнего предела этого значения, но очевидно, что человек ещё должен есть, спать и иногда ходить на работу. Поэтому предел где-то недалеко. Это поле уже занято. И спортивные журналисты (или те, кто собирается им стать) попадают в нишу, где колоссальная конкуренция и очень мало денег, особенно в России.

Далее по тексту:

"Журналисты из-за того, что они не знают, как это устроено технологически, не могут собрать всё это в кучу. Они не могут продюсировать такой проект ,за редким исключением. Именно поэтому гораздо проще самому продакту, используя какой-нибудь ресурс сбора информации, спродюсировать проект «от и до». Журналисты просто выключены из процесса. По крайней мере, из управления этим процессом. И не очень понятно, как их туда включить, потому что для понимания технологии нужно либо очень долго находиться в этом поле, и уже путём проб и ошибок разбираться, как устроены технологии, либо изначально быть человеком со специфичным образованием и складом ума. Ни то, ни другое не характерно для журналистов, как правило."

Ну так для этого и нужны технические специалисты, разве нет? В то время, когда в США живет и процветает The Players Tribune - ресурс, который прямо направлен на демонстрацию "ярких личностей" (известные спортсмены), которые создают уникальный контент, а продакт-менеджеры, SEO и SMM-специалисты, верстальщики и кодеры, трудятся для развития этого контента - у нас говорят "нам некогда учить журналистов техническим нюансам, да и нет желания - лучше будем сами постить гифки и картинки, они все равно соберут много просмотров и кликов".

Тогда можно вовсе отказаться от журналистики на ресурсе и постить котиков - они собирают еще больше просмотров.

Мне было неприятно читать такое и знать, что это говорил человек, являющийся одним из управляющих моего любимого ресурса. После такого отпадает желание заводить блог, делиться своими впечатлениями с окружающими и вообще пытаться думать о том, что бы интересного написать сегодня.

Лучше пойду наделаю гифок.

P.S. Особо забавно, что уже скоро будет мастер-класс одного из главных пишущих авторов сайта Виталия Суворова, который сайту не особо то и нужен.