9 мин.

ЭПИЗОД 1. ФЕДЕРЕР И НАДАЛЬ СОЗДАЮТ КАНОН

Солнечный воскресный день 8 сентября 2019 года мы с супругой проводили на чудесном озере Комо. Гуляли по узким улочкам одноименного городка, пили апероль сприц на уютных площадях, долго катались на катере по озеру в окружении изумрудных гор, окутанных голубоватой дымкой и взятых в плотную осаду роскошными виллами и палаццо.

В Милан вернулись затемно. Поужинав в Paper Moon вкуснейшей... впрочем, не буду утомлять вас перечислением всех яств, ведь в Paper Moon вкусно решительно всё!, мы сразу же направились в отель, пропустив традиционную вечернюю прогулку по пустынному Модному кварталу с обсуждением дизайнерских витрин, ведь в это самое время в Нью-Йорке начинался финальный матч US Open, в котором Рафаэль Надаль встречался с Даниилом Медведевым.

С первого же розыгрыша стало понятно, что у Рафы нет чемпионской энергии, нет беспрекословной уверенности и, в общем-то, нет игры. И это значило, что Надаль будет играть плотно, до скучного консервативно, держать свою подачу и цепляться за микро-шансы в районе 7-8 геймов. Так и произошло в первом сете, потом во втором, и почти — в третьем. И это "почти", когда Рафа упустил уже выигранный сет и матч, почти стоило ему титула.

Когда закончился удручающий четвертый сет в Милане уже была глубокая ночь, за окном — абсолютная тишина, а у нас планы на следующее утро отправиться в Бергамо. Добавьте к этому перспективу сомнительного удовольствия лицезреть, как Надаль в решающем сете упускает завоеванный кубок. Выбор был очевиден — я лег спать.

Вы уже наверняка задаетесь вопросом, почему я не описываю другой финал, в котором Надаль вопреки всем усилиям организаторов, выступил во всем своем блеске, полностью уничтожил соперника, и сравнялся по Большим Шлемам с Федерером — событие настолько невероятное, что его значимость до сих пор сложно осознать, и я вам отвечу — исторический момент наступил не в турбулентном 2020, не на американских кортах в 2019, а раньше, в 2017, еще в начале которого, как нам всем казалось, Надаль и Федерер из последних сил ловят закатные лучи своей карьеры.

В том году Роджер и Рафа спровоцировали мощнейшую радиационную вспышку, которая заразила их гением все теннисное пространство на десятки лет вперед. Разделив на двоих все Шлемы сезона, они не просто добавили отметки в своем и без того впечатляющем послужном списке, но вышли на совершенно иную, недосягаемую для кого-либо орбиту, на которой никакие цифры уже не важны, задав новый теннисный Канон и став эталоном большого тенниса, возвышающейся скалой, в тени которой придется прозябать и отчаянно бороться, чтобы так и не приблизиться к истинному величию, всем будущим поколениям теннисистов.

Может ли кто-либо выиграть больше Шлемов? Пробыть больше недель в ранге первой ракетки? Выиграть больше матчей? Побить все рекорды? Конечно! Но в этом уже никогда не будет высокого смысла, ведь Федерер и Надаль стали олицетворением идеальных спортсменов, оставив всем прочим смиренную участь подвергаться постоянному сравнению и радоваться вторичным цифрам и смехотворным достижениям.

Поясню это на примерах.

Дарья Донцова написала в сотни раз больше произведений, заработала в десятки тысяч раз больше денег, и продала в миллионы раз больше книг, чем Пушкин, по сравнению с которым она абсолютный рекордсмен. Но Донцова — никто, а Пушкин — всё, и это не изменить, ведь даже великий Гоголь, а вместе с ним и целый сонм русских классиков стоят на ступень ниже Александра Сергеевича.

Питер Пауль Рубенс создал множество картин, ставших украшением десятков музеев и частных коллекций по всему миру, а его "Снятие с Креста" настолько прекрасно, что стоя перед ним в антверпенском Соборе Богоматери сложно сдержать рыдания, но даже он, а вместе с ним и Тициан и Брейгель и современные Фрейд с Бэконом, лишь подмастерья, почтительно подающие кисть Мастеру — Рафаэлю Санти, писавшему настолько совершенную живопись, словно его рукой водил сам Господь (возможно, так и было), и который по меткому выражению Джона Рёскина уничтожил мир искусства, ибо сделал невозможным создание чего-либо более прекрасного.

Рафаэль Санти "Афинская школа"

В истории было много великих теннисистов — Лейвер, Агасси, Сафин, Борг, Налбандян, Сампрас, но все они — боллбои с горящими глазами на корте, где играют Роджер и Рафа.

Для многих теннисистов победа над Федалем стала главным событием всей карьеры (Содерлинг, Южный, Бердых, Каньяс, Россол, Циципас — помним, чтим). Даже поражения, которые терпели Роджер и Рафа превратились в самостоятельные легенды. Никто уже не помнит, как зовут теннисиста, победившего на том самом Уимблдоне, но все помнят, как Роджер, шокировав весь мир, своим царственным жестом подарил парнишке из бедной балканской семьи английский кубок, на котором уже начали гравировать его имя. Роджер, сука, никогда тебе этого не прощу.

*****ец, ***!

Австралийский финал 2017 стал самой рейтинговой спортивной трансляцией в истории (для сравнения, прошлогодний US Open, на котором не было ни Федерера, ни Надаля, смотрели только родственники игроков и маразматики), а еще Роджер с Рафой организовали свой "триллер в Маниле" — африканский "матч мечты", собравший невероятные 50.000 зрителей аккурат перед тем, как Билл Гейтс заразил всех ковидом глобальным локдауном, матч, ставший последним крупным мировым событием докоронавирусной эры.

Впрочем, и во время карантина, Рафа с Роджером продолжили радовать болельщиков, стихийно организовав мощный прямой эфир в инстаграме (не без труда: Рафа с непонимающим взглядом долго тыкал в экран, как старый дед), в котором успел поучаствовать даже Энди Маррей.

В то время, как разного рода жулики пытались нажиться на теннисе за счет рейдерских захватов исторических турниров или за счет запуска цирковых турниров имени себя в Восточной Европе, Роджер буквально на коленке спроектировал и запустил главный и самый перспективный коммерческий турнир в мире — Laver Cup, заодно (невзначай, без злого умысла) присвоив себе самого Рода Лейвера, сделав его своей сучкой собственностью, словно те древние воины, вбиравшие в себя силы врагов, аппетитно поедая их свеже-вырванные сердца. Теперь старичок Лейвер приходится Роджеру старшим и одновременно (парадокс!) младшим братом.

"Я отвлекаю, ты берешь бумажник и убегаешь"
"Ты мой краааш"

Рафа же, проявив вместе с семьей поистине протестантское упорство и трудолюбие, буквально из ничего слепил лучшую теннисную академию на планете, предусмотрительно пригласив на открытие самого Федерера, обещавшего отдать в академию собственных детей. То эпохальное выступление Роджера напомнило старинные мафиозные традиции, когда кланы обменивались детьми в знак мира и сотрудничества. Не трудно догадаться, что после такого гранд-опенинга все академии, десятилетиями выстраивавшие свою репутацию, в одночасье превратились в провинциальные спорт.кружки, а знаменитые Боллетьери и прочие муратоглу теперь в лучшем случае могут расчитывать на заветную вакансию вахтера в одной из Nadal Academy, разбросанных по всему миру.

Кстати, в дебрях Sports.ru, с недавних пор густо намазанных жирным слоем крема Faberlic, внезапно обнаружился концептуальный блог писателя, литературоведа, критика, автора программы "Пойми себя если сможешь" на "Маяке" Артема Новиченкова, скрывающийся под нарочито прямолинейной вывеской "Литература и Футбол". В блоге всего три записи (как мы уже уяснили выше, количество никак не связано с качеством), среди которых эпический лонгрид с максимально кликбейтным заголовком "Смерть Дудя" — один из важнейших текстов в современной русской прозе о поисках Бога и том, как во время этих поисков человеку приходится бороться с пороками — тщеславием, гордыней и идолопоклонничеством.

Но вернемся к главным героям поста.

У них все хорошо — жены, дети, деньги, успех, канонический статус. Но сегодня, как и четыре года назад, в воздухе витает паршивое чувство, что конец карьеры обоих близок, а новые титулы — невозможны.

Впрочем, есть два принципиальных отличия: приятная расслабленность, ведь гнаться за результатами больше незачем, и светлая надежда, (налившись слезами) что ещё придёт тот день, и будет тот самый Великий Матч и ещё один Великий Финал.

Финал (рыдая).

P.S. Женский аналог Федаля — Вильямсова, увы, не состоялся, ведь жизнь, как всегда, оказалась богаче воображения, предложив самый непредсказуемый сценарий. Неслучившийся канонический тандем рассыпался в прах, ровно в ту секунду, когда образ "стальной магнолии" и "железного бойца", присвоенный Шараповой с первых дней в профессиональном теннисе, оказался фейком и разбился вдребезги о классическое, нежданно проявившееся совковое разпиздяйство раздолбайство. Но это (закончу пост мерзким штампом) уже совсем другая история.