Трибуна
23 мин.

«Имя розы» и разбитое сердце Турина. Стартует Джиро д’Италия

«Турин без Италии оставался бы более или менее таким же, как мы его знаем. Но Италия без Турина стала бы совсем другой», – так говорил о первой столице объединенной Италии известный философ, писатель и ученый Умберто Эко.

Он родился в небольшом городке неподалеку от Турина, а в годы Второй мировой войны вместе с семьей был вынужден переехать в деревушку, находившуюся высоко в горах Пьемонта. Впоследствии ему удалось вернуться в столицу региона и закончить Туринский университет, получив степень бакалавра философии, а уже через пять лет Умберто опубликовал свою первую работу, посвященную проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии.

Неудивительно, что родные края вдохновляли Эко на создание своих произведений. В частности, аббатство Сан-Микеле, расположенное в живописном месте на границе Котских Альп и долины реки По, послужило отправной точкой для написания его первого романа «Имя розы». «Из-за своего неприступного положения аббатство было способно вызвать страх у каждого приближавшегося к нему путешественника», – отмечал Умберто. Автор никогда не называл точного местоположения монастыря из произведения и неизвестно, был ли он и вовсе реальным, но несомненно знаменитый пьемонтский комплекс на скале послужил для него «архитектурной музой».

Аббатство Сан-Микеле – символ Пьемонта и вдохновитель Умберто Эко

Аббатство Сан-Микеле давно считается символом региона и первой итальянской остановкой на популярной паломнической дороге средневековой Европы, которая тянется из Англии и Франции до самого Рима. Она является второй по популярности после пути святого Иакова, но при этом не имеет единого названия. Если преодолевать ее в северном направлении, то она считается дорогой франков, а если в южном, то ее уже именую дорогой римлян. Так или иначе, сейчас прилагаются огромные усилия по возрождению массового пешеходного и велосипедного туризма по этой дороге.

Всего в получасе езды от аббатства Сан-Микеле будет дан старт Джиро д’Италия 2024 года. Торжественное отправление «Гранде Партенца» состоится возле грандиозного дворцового комплекса Венария-Реале на севере Турина, а вернее, если быть формалистами, то уже в его пригороде. Разумеется, все камеры будут устремлены на великолепную резиденцию савойской династии, но телевизионные эфиры с итальянского Гранд-Тура прекрасны тем, что они охватывают этапы полностью, предлагая зрителям многочасовое эстетическое удовольствие от наблюдения за местными пейзажами. Поэтому мы надеемся, что один из сопровождающих гонку вертолетов сделает небольшой крюк на запад и покажет аббатство, один из символов Пьемонта.

В предыдущие разы этот регион и непосредственно сам Турин принимали официальный старт Джиро в 1961 и 2011 году, когда отмечался вековой юбилей, а затем и 150-летие с момента Рисорджименто, то есть объединения Италии. О создании Итальянского королевства во главе с пьемонтским королем Виктором Эммануилом II было объявлено в Турине еще 17 марта 1861 года, но в Рим итальянские войска вошли только спустя почти десять лет. Король торжественно въехал в Вечный город только летом 1871-го, произнеся знаменитые слова: «Мы пришли в Рим и останемся в нем!». Город был официально объявлен новой столицей страны, а Папа, сохранивший за собой Ватиканский дворец, объявил себя «вечным пленником» итальянского государства.

Если взглянуть на список «Гранде Партенца» в Турине, то обнаружим там также 2021 год, который, правда, был связан уже отнюдь не с юбилейными празднованиями, а с пандемией коронавируса. Изначально тот Джиро должен был стартовать на Сицилии, о чем было традиционно объявлено организаторами заблаговременно. Однако, из-за последствий всех введенных ограничений и нарушенной логистики в мире торжественный старт на острове перенесли на год ранее вместо венгерского Будапешта, вынужденно отложенного до 2022-го. В итоге, пришлось по-новому верстать и маршрут Джиро-2021, начало которого перенесли из благодатного юга на суровый север Италии.

Турин во время торжественного старта Джиро в 2021 году

Старт 2024 года в Турине также имеет символический смысл, и он объединяет в себе две большие итальянские страсти: футбол и велоспорт. Подробнее об этом мы поговорим в материале чуть ниже, когда детально представим каждый из трех стартовых этапов Джиро. Пока же скажем несколько слов о главных фаворитах 107-го выпуска «Корса Роза».

Его все именуют не иначе как «Тадей Погачар против всех, или все против Тадея Погачара». Многие эксперты даже предрекают, что из-за наличия в гонке такой суперзвезды Джиро станет скучной в плане борьбы за генеральную классификацию, хотя и признают, что велоспорт – это не математическое уравнение, где ответ однозначен. Отчасти согласен с ними и один из главных соперников словенца Герайнт Томас: «Конечно, Тадей – главный фаворит перед гонкой, который имеет при себе сильную команду. Но правда и в том, что все взоры на протяжении всех трех недель будут устремлены исключительно на него».

«Слушайте, мне кажется, что куда бы я ни приехал, везде меня называют фаворитом. Я уже как-то с этим свыкся и научился гоняться с подобными мыслями в голове. Команда также готова к тому, что на любом старте все пытаются нас атаковать, и на Джиро будет тоже самое. Но, в целом, несколько неправильно, что перед «Корса Роза» все разговоры обо мне и моей команде. Да, наверное, в этом есть доля и моей вины, поскольку я много выигрывал. Но в отличие от остальных я не пытался вкатываться в сезон через разные соревнования, а просто гонялся», – отмечает Погачар.

Ниже представлен список всех основных претендентов на завоевание премиальных маек нынешней Джиро д’Италия. Мы постарались сделать его максимально разнообразным, хотя прекрасно понимаем, что едва ли ни любую из них при определенном стечении обстоятельств может забрать один и тот же человек – Тадей Погачар. Единственное, что словенцу теперь точно не достанется – это белая майка лидера молодежной классификации, поскольку в этом году он, наконец, преодолел предельный возраст для борьбы за этот зачет. Впрочем, о серьезности намерений Тадея в остальных номинациях говорит его команда: UAE Team Emirates является единственным коллективом во всем пелотоне, который не включил в свой состав молодых гонщиков. Единственным из 22 представленных команд!

Тадей Погачар – дебютант Джиро д’Италия и ее главный фаворит

Главные фавориты генеральной классификации (Maglia Rosa): Тадей Погачар (Словения), Даниэль Мартинес (Колумбия), Бен О’Коннор (Австралия), Герайнт Томас (Великобритания), Роман Барде (Франция), Алексей Луценко (Казахстан), Дамиано Карузо (Италия)

Главные фавориты очковой классификации (Maglia Ciclamino): Тим Мерлир (Бельгия), Джонатан Милан (Италия), Фернандо Гавирия (Колумбия), Биниам Гирмай (Эритрея), Кэйден Гроувз (Австралия), Фабио Якобсен (Нидерланды), Олав Коой (Нидерланды)

Главные фавориты горной классификации (Maglia Azzurra): Давиде Баис (Италия), Филиппо Дзана (Италия), Хуан Педро Лопес (Испания), Найро Кинтана (Колумбия), Майкл Сторер (Австралия), Майкл Вудс (Канада), Джефферсон Сепеда (Эквадор)

Главные фавориты молодежной классификации (Maglia Bianca): Таймен Аренсман (Нидерланды), Киан Эйтдебрукс (Бельгия), Флориан Липовиц (Германия), Антонио Тибери (Италия), Валентан Паре-Пантр (Франция), Люк Плапп (Австралия), Джулио Пеллиццари (Италия)

Разумеется, все эти распределения ролей носят несколько условный характер. Молодых Аренсмана, Эйтдебрукса и Тибери многие видят в топ-5 или даже топ-3 генеральной классификации, при этом все претенденты на розовую майку вполне способны стать и горными королями Джиро.

Упомянув лучших молодых, мы не можем не отметить и главного ветерана этой «Корса Роза». В субботу на старт в Венария-Реале выйдет 41-летний Доменико Поццовиво, для которого нынешняя Джиро уже станет 18-й по счету. Тем самым он повторит рекорд земляка Владимиро Паниццы по числу участий на итальянском Гранд-Туре. «Я никогда не думал, что такое возможно, – говорит Доменико, – Но мои желания и стремления точно такие же, как и на первом Джиро. Конечно, хотелось бы попасть в топ-10 генеральной классификации, для моего возраста это было бы солидным достижением и большой помощью команде. Вокруг меня полно молодых ребят, для которых я буду примером».

Мечты о десятке сильнейших для Доменико выглядят, скорее, больше именно мечтами. Но как известно, Джиро д’Италия – это погоня за розовой мечтой. Далее в материале будем выяснять откуда и куда придется гнаться.

Доменико Поццовиво и его 18-я Джиро в карьере

4 мая (суббота). Венария-Реале – Турин, 140 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 14:30-18:45 мск

Едва ли ни у самых стен королевского дворца, построенного по указу одного из герцогов Савойских, которому срочно требовалась база для его охотничьих экспедиций в вересковой холмистой местности на севере Турина, стартует первый этап Джиро д’Италия 2024 года. Само название Венария-Реале происходит от латинского Vеnatiо Regia, что можно перевести как «Королевская охота».

Как это часто и бывало, все не ограничилось скромными постройками – на пустом месте выросла шикарная резиденция Савойского дома, ставшая шедевром архитектуры барокко, и в настоящее время вошедшая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце XVIII века комплекс утратил свою значимость, а затем и вовсе серьезно пострадал во время различных войн. Но благодаря крупнейшему европейскому реставрационному проекту королевский дворец Венария в 2007 году вновь открыл свои двери.

Сейчас многие считают этот комплекс с прекрасными садами итальянской версией Версаля, но несмотря на все исторические и пейзажные аналогии, они все же разные. Это сложно передать словами, но можно почувствовать, если провести день в Венария-Реале и обойти каждый уголок своими ногами. К слову, первоначальные сады не сохранились, поскольку все они были уничтожены и превращены французскими солдатами в тренировочные площадки. А действующий парк воссоздан уже в современном стиле с фонтанами, скульптурами и прочими декоративными элементами.

Дворцовый комплекс Венария-Реале в пригороде Турина

От Венария-Реале пелотон отправится в северо-восточном направлении, чтобы обогнуть Турин с правой стороны и набрать необходимые километры по более или менее равнинным дорогам, прежде чем направить свою стрелу в самое сердце Пьемонта.

Мы в последние годы уже привыкли к тому, что Гранд-Туры больше не дают гонщикам времени на то, чтобы спокойно войти в ритм гонки и планомерно набирать форму к третьей неделе. Холмы и горы начинаются уже с самого первого дня, что вынуждает генеральщиков ловить соперников и бороться за драгоценные секунды с самого старта многодневки.

Этап с финишем в Турине – не исключение. Как только караван Джиро повернет на запад и двинется обратно в сторону столицы Пьемонта, гонщикам предстоит преодолеть несколько категорийных гор. Активность начнется, пожалуй, с восхождения на знаменитую Супергу (8 километров со средним градиентом 4,3%), пусть не нее заберутся и не с самой тяжелой стороны. В классической версии ее проходят, когда едут из Турина, а не в него – так гора получается в два раза короче, но и в два раза круче.

Затем последует спуск, некатегорийный подъем к парку и церкви Сан-Вито и самое сложное восхождение дня на Колле Маддалена (7 километров со средним градиентом 6,8%). Несмотря на то, что это название уже прижилось, орфографически правильно это место именовать Брик-делла-Маддалена, и оно является частью сети холмов вдоль реки По. В древние времена гору использовали как форпост, а первые упоминания Марии Магдалины можно встретить только в XIII веке, когда сюда пришли монахи доминиканцы. В настоящее время ее символом стал Маяк Победы – это грандиозная статуя в виде женщины с крыльями и поднятыми вверх руками, которыми она держит факел, символизирующий победу Италии в Первой мировой войне над Австрией и Германией. Линза маяка расположена непосредственно в самом факеле.

Маяк Победы на Брик-делла-Маддалена

По изначальному маршруту после покорения Маддалены оставалось около 30 километров спуска и равнины, что делало финал этапа открытым для разного варианта развития событий, в том числе и массового спринта. Однако, буквально за месяц до старта организаторы внесли небольшое, но очень значимое изменение. На последних пяти километрах появилось еще одно восхождение к церкви Сан-Вито. Оно короткое, менее полутора километров, но очень крутое – средний градиент в районе 10%, и мы все прекрасно понимаем, кому это идеально подходит. Организаторы Джиро уверяли, что это изменение было согласовано с командами еще в ноябре, а официальное утверждение затянулось из-за его «малой значимости»…

«Первый этап всегда особенный, и не сказать, что он под спринтеров, но его никак и не назовешь горняцким. Да, наверное, по профилю он неплохо подходит Тадею, но розовая майка в первый же день – не наша основная цель. Главное финишировать на хорошей позиции целым и невредимым. Будем двигаться ото дня ко дню, но мы совершенно не хотим усложнять подготовку к нашей другой большой цели, Тур де Франс, тем, что возим розовую майку все три недели», – говорит босс команды UAE Team Emirates. Раскрывает ли он тем самым планы Погачара на Джиро? Посмотрим.

Маршрут 1 этапа Джиро

Достопримечательность этапа: Появление Суперги на маршруте Джиро д’Италия именно в этот день – не случайность. Более того, во многом официальный старт 107-й версии «Корса Роза» в Турине связан именно с этим местом.

Ровно 75 лет назад, 4 мая 1949 года в 17:05 местного времени, самолет с футбольной командой «Торино», многократными чемпионами Италии и базовым клубом для национальной сборной страны, задел подпорную стену базилики Суперга на одноименной горе, после чего врезался в землю и загорелся. Каждый из 31 человека, находившихся на борту, погибли. Причиной трагедии стал густой туман и технические неисправности самолета. Как позже выяснило следствие, из-за сломанного высотомера пилот был уверен, что борт находится на высоте 2 тысяч метров, в то время как он находился почти в три раза ниже – как раз на уровне королевской базилики.

1949 год. Хвост разбившегося самолета с командой «Торино»

Вообще, Суперга всегда считалась «праздничным памятником архитектуры». Еще в начале XVII века на макушке холма стояла небольшая церковь, и именно там встретились несколько высокопоставленных представителей Савойского дома. Цели было две: внимательно рассмотреть поле боя, на котором многочисленная французская армия долгие месяцы сражалась с отважными пьемонтцами, а заодно и дать обет Мадонне в случае победы построить куда более значимое здание в честь Богородицы. Как вы уже, наверное, догадались, французы были разбиты, Турин освобожден, а Пьемонт обрел автономию.

Пусть и не сразу, но обещание было выполнено, и в 1731 году на холме Суперга была построена прекрасная базилика в стиле барокко. Для этого пришлось срыть макушку холма, который снизился не целых сорок метров, а для завоза строительных материалов использовалась старая узкая горная дорога, которая в дождливый период и вовсе становилась непроходимой.

Вплоть до мая 1949 года Суперга ассоциировалась именно с той великой пьемонтской победой, но трагедия с футбольной командой «Торино» написала черную страницу в истории горы. Это была не просто страшная смерть людей, а гибель настоящей гордости нации. На похороны в Турине пришло около миллиона человека, а месса в память о погибших служится теперь каждое 4 мая. Это был удар, от которого вся Италия, и в особенности Пьемонт, отходили еще очень долго. И в один миг Суперга стала разбитым сердцем Турина, осколки которого местные собирают даже 75 лет спустя.

Базилика Суперга и одноименный холм над Турином

5 мая (воскресенье). Сан-Франческо-аль-Кампо – Сантуарио-ди-Оропа, 161 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 13:45-18:45

Второй день Джиро, хоть и считается формально холмистым, на самом деле представляет из себя типичный среднегорный этап с финишем на высоте почти 1200 метров над уровнем моря.

Стартует он из местечка Сан-Франческо-аль-Кампо, в последние тридцать лет тесно связанного с нашим любимым видом спорта. В конце 90-х местный щедрый покровитель пожертвовал солидную сумму денег для постройки велодрома мирового уровня под открытым небом. Он сразу же стал центром притяжения любителей велоспорта на северо-западе Италии, и теперь ежегодно ими активно используется с апреля по конец сентября, пока погода позволяет проводить тренировки на улице. Притом речь идет не только о профессиональных трековиках, но и о триатлонистах, паралимпийцах и даже любителях.

Но что самое главное – огромное внимание на велотреке уделяется росту и развитию детей и молодежи. Разработана целая программа, которая готовит ребят уже с возраста пяти лет и доводит их до невероятных высот велоспорте. В свое время здесь проводили свои тренировки и набирались опыта такие люди, как чемпионка мира и Европы Элиза Бальзамо и обладатель почти всех возможных титулов в велоспорте Филиппо Ганна.

Велодром Франконе

Покинув велодром, гонщики отправятся на северо-восток и будут постепенно удаляться от Турина. Как и накануне, первая часть маршрута будет равнинной, пока «розовый караван» не доберется до очень симпатичного местечка Вальденго, где будет разыграна спринтерская премия. Несмотря на малые размеры, оно заслуживает того, чтобы остановиться и провести здесь хотя бы полчаса, прогулявшись по местным улочкам и полюбовавшись красивой природой, древними церквями и средневековым замком с так называемыми ричетто, то есть укреплениями внутри города с тесными проходами и узкими небольшими помещениями, где жители складировали множество товаров. Это довольно типичные постройки для Пьемонта, где при нападении извне местные могли спрятаться, держать оборону и даже временно проживать.

После Вальденго пойдет серия из четырех восхождений разной сложности, лишь часть из которых будут категорийными, но все они определенно отберут силы у гонщиков и будут предвосхищать главный подъем дня к Сантуарио-ди-Оропа (11,8 километра со средним градиентом 6,2%). Это историческое место для Джиро, которое было открыто на «Корса Роза» еще в 1963 году. Однако, затем целых тридцать лет по разным причинам большие гонки туда не возвращались.

Настоящую же славу Оропе принес любимец итальянской публики Марко Пантани, у которого на Джиро-1999 во время подъема слетела цепь, и на ее починку ушла почти минута. Это гигантское время по нынешним меркам, но в те времена «Пират» смог за оставшиеся 6 километров восхождения обогнать полсотни соперников и выиграть горный этап с финишем возле святилища, сохранив на своих плечах розовую майку. Всего через неделю, за несколько дней до финиша Джиро, «Пират» был снят с гонки из-за аномальных показателей крови, из-за чего разразился огромный скандал со всяческими интригами и расследованиями. Так или иначе, Пантани не дали тогда выиграть «Корса Роза», которую он все же покорил позже в 1998 году вместе с Тур де Франс. Такой же дубль в этом году надеется повторить Тадей Погачар.

О Сантуарио-ди-Оропа слышали многие, но далеко не все знают, что в него принято включать не только само нынешнее святилище, но и первоначальную церковь, построенную на месте древней часовни, а также всю Сакро-Монте, то есть Священную гору с ее комплексом из 19 часовен, которые находятся за стенами святилища. Несмотря на то, что стройка велась на протяжении целого века, первоначальный проект так и не был полностью завершен, и часть задумок не реализовали на деле. Хотя цель всего этого гигантского строительства, развернувшегося в Италии с конца XV века, все же достигнута – Священные горы смогли стать для паломников безопасной альтернативой путешествию на Святую Землю.

Сантуарио-ди-Оропа и Священная гора

Всего сейчас официально насчитывается девять альпийских и предальпийских гор Сакро-Монте на территории Пьемонта и Ломбардии. Во всей же Европе подобных религиозных комплексов, несущих в себе некую монументальность и исторические традиции насчитывается свыше 1800. Далеко не все из них внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но не звания и титулы делают место особенным и значимым. Тоже самое касается и людей…

Хотя титулы, конечно же, очень ценятся. И для завоевания одного из них, а именно чемпиона Джиро д’Италия, необходимо здорово себя проявить на подъеме к Сантуарио-ди-Оропа. Начинается он довольно полого, затем идет его самая крутая часть с постоянными градиентами в районе 9-10%, а последняя треть требует качественной работы на вполне рабочих 6-7%.

В этих перепадах и заключается главное коварство Священной горы Оропы – ты можешь с помощью мощного ускорения сбросить соперника на крутом участке, но затем не поддержать нужный темп ближе к макушке. Так, например, в 2017 году Том Дюмулан не стал отвечать на атаку своего главного соперника Найро Кинтаны, а продолжал ровно ехать в своем темпе, и в итоге смог не только догнать вымотавшегося колумбийца ближе к вершине, но и выиграть этап, еще дальше оторвавшись от него в генеральной классификации.

Маршрут 2 этапа Джиро

Достопримечательность этапа: Одна из четверки гор перед восхождением к Оропе носит название Оази Зенья, и она даже получила третью категории сложности на Джиро. На самом же деле, речь не просто о какой-то горе, а о целом природном парке в Бьельских Альпах, который предоставляет свободный доступ любому желающему.

В 1910 году Эрменеджильдо Зенья вместе с братьями открыл суконную фабрику в Триверо. Заручившись поддержкой и богатым опытом отца, они быстро наладили производство и стали выпускать едва ли ни самые красивые в мире ткани, из которых впоследствии пошивалась роскошная одежда, продававшаяся даже за океаном. Но изюминка заключалась в том, что семья инвестировала не только в свою фабрику, но и в родные края – они строили дороги, церкви и больницы. Притом Эрменеджильдо с братьями не только нанимали местных жителей и обучали их, но еще и самостоятельно принимали участие во множестве работ.

Одно из направлений их деятельности было экологическим – они высаживали леса (говорят, более полумиллиона деревьев), и в итоге создали настоящий заповедник, который теперь стал известен как тот самый «Оази Зенья». Последующие поколения семьи Зеньи не останавливаются на достигнутом. Они продолжают реализовывать различные проекты, в том числе и благотворительные, связанные с исследованиями в области медицины и культуры. Что же касается знаменитого леса, то из-за изменения климата у некоторых деревьев и растений были выявлены болезни, около 16 гектаров пришлось вырубить, но уже с осени запланирована высадка новых, более адаптированных к текущим условиям.

Это прекрасное семейное дело и большое человеческое начинание, которое существует более сотни лет. Отчасти мы сможем насладиться результатами трудов семьи Зеньи в воскресенье во время второго этапа Джиро.

Оазис семьи Зенья – век человеческого труда

6 мая (понедельник). Новара – Фоссано, 166 км (равнинный этап, сложность 2*). Трансляция: 14:00-18:45

Третий этап Джиро, наконец, можно именовать спринтерским. Впрочем, и здесь необходимо делать оговорку – на последних десяти километрах гонщиков ждет сразу несколько пригорков с градиентами в 4-5%, которые могут стать крайне неприятным сюрпризом для некоторых участников и исключить их из борьбы за этап.

Стартует он во втором по численности городе Пьемонта Новаре, где проживает свыше сотни тысяч человек. Основал его еще Гай Юлий Цезарь, и вот уже долгие годы благодаря своему удачному местоположению на пересечении нескольких важных торговых путей город сохраняет свое значение. Через него проходят дороги из Милана в Турин, а также из Генуи в Швейцарию. Более того, близость к столице Ломбардии ведет к тому, что почти каждый пятый житель Новары работает в Милане или его окрестностях, и с каждым годом эта цифра только растет.

Город окружен множественными рисовыми полями, поэтому и местное традиционное блюдо «паниша» готовится на основе этого злака. Фактически это ризотто с добавлением фасоли, капусты и салями. Блюдо достаточно тяжелое, и на ночь его есть не советуем. Кроме того, здесь ходит поговорка о том, что «рис рождается в воде, а умирает в вине». Рядом с Новарой существует целая сеть виноградников, построенных еще в римские времена, и которые, по заявлениям местных жителей, с каждым годом становятся только лучше. Неслучайно первый кооперативный винный погреб в Италии был основан именно в здешней провинции. И даже один из видов ризотто делается здесь на вине, из-за чего блюдо получается необычного сиренево-лилового цвета.

Кроме того, Новара является родиной известного горького ликера красного цвета Campari. Его основатель Гаспаре Кампари работал специалистом по смешиванию алкогольных напитков, и начал подавать напиток на основе ароматических трав и фруктов в своем кафе. Популярность пришла быстро, массовое производство было запущено на заводе в Милане, и вскоре ликер уже вышел за пределы страны и стал поставляться во Францию в магазины, кафе и рестораны Лазурного берега. Сейчас Campari является одним из основных элементов популярного коктейля «спритц». Наиболее популярными вариантами в Италии являются «Спритц аль Кампари» и «Апероль Спритц».

Ликер Campari – гордость Новары

Из Новары пелотон двинется в южном направлении и в очередной раз обогнет главный город региона и всей «Гранде Партенци» 107-й версии Джиро – Турин. Из-за встречающихся на пути нескольких неровностей и даже одной горки четвертой категории общий набор высоты за этап составит около 750 метров, что, впрочем, не должно помешать большинству спринтеров добраться в основной группе до заключительных километров. А там, как мы уже и отмечали ранее, придется справиться с несколькими пригорками, чтобы выйти на полуторакилометровую асфальтированную финишную прямую шириной девять метров.

За 22 километра до финиша также будут разыграны бонусные секунды в рамках некатегорийного подъема к Кераско, который на протяжении нескольких веков был домом для небольшой, но процветающей еврейской общины. Во время Второй мировой войны этот муниципалитет активно участвовал в партизанском сопротивлении, здесь происходили многочисленные столкновения с фашистами, повлекшие за собой многочисленные жертвы среди граждан, включая массовые расстрелы и убийства. Впоследствии за заслуги город был награжден «Серебряной медалью за гражданскую доблесть».

К слову, в Кераско также есть первый в Пьемонте памятник, посвященный 39 поклонникам «Ювентуса», погибшим в Эйзельской трагедии, когда перед началом финала Кубка европейских чемпионов обрушилась стена одной из трибун стадиона в Брюсселе.

Маршрут 3 этапа Джиро

Достопримечательность этапа: На 79 километре пути будет разыграна спринтерская премия в местечке Мазио, история которого насчитывает около тысячи лет. Если посмотреть на карту, то оно расположено в самом центре воображаемого треугольника, вершинами которого являются города Милан, Турин и Генуя.

Главной достопримечательностью Мазио стоит считать средневековую башню, в которой в 2013 году был открыт музей, рассказывающий историю ее трансформации от важного оборонительного сооружения до необычного элемента ландшафта. Первые этажи рассказывают о процессе постройки башни в XIII веке, ее эволюции и совершенствовании систем защиты. Но чем выше вы поднимаетесь, тем более очевидным становится уклон в сторону окружающей природы. Последний же «зал» – это выход наверх на панорамную точку, с которой открываются прекрасные виды на реку Танаро, равнину и холмы Монферрато. Отсюда музей и получил свое название «Башня и река».

К слову, продолжить свою культурную программу можно спустившись вниз, пройдясь по природной тропе вдоль реки и поднявшись на пологие холмы, окруженные лесами и виноградниками. Правда, стоит помнить, что доступен для посещения музей только по воскресеньям во второй половине дня, а также по предварительной записи в будние дни для школьных групп, но на официальном сайте есть его 3D-версия.

Музей «Башня и река» в Мазио

От автора: Роман «История розы» Умберто Эко заканчивается многозначительной фразой: «Старинная роза остается со своим именем, а у нас — просто имена». В одной из последующих редакций слово rosa было заменено на Roma, то бишь Рим, что было встречено крайне противоречиво. Это больше соответствует контексту предыдущих строк и смыслу, но при этом не укладывается в идеальный метр поэмы. Даже сам автор признает нестыковки с оригинальными манускриптами: «Название моего романа, попадись мне другой вариант поэмы, могло бы быть «Имя Рима», но все же указано «Имя розы». Я хотел открыть возможные прочтения настолько, чтобы сделать каждое из них несущественным, в результате породив неистощимый источник толкований. Но текст есть такой как есть, и эмпирический автор здесь должен молчать».

Так или иначе «Имя розы» тесно переплетено не только с Пьемонтом, но и с Римом. И как же красиво, что заканчивается эта «Корса Роза» также в Вечном городе. Впрочем, за эти три недели велогонщики, будем надеяться, напишут не менее красивый роман, в котором найдется место и для rosa, и для Roma.

Наш велоблог вернется к вам с новым текстом в начале следующей недели, чтобы рассказать о следующих трех этапах Джиро д’Италия. Не забывайте при желании подписываться, комментировать и ставить плюсы.

Презентованный маршрут Джиро-2024 (без небольших корректировок от организаторов)

Photo: lemontagne.net, meeters.org, guidatorino.com, eurosport.com, gazzetta.it, livejournal.com/marinamilan, atlas.landscapefor.eu|FabrizioPrelato, giroditalia.it, torinofc.it, tourismmedia.italia.it, comune.sanfrancescoalcampo.to.it, atl.biella.it, ilmoscone.it, vk.com, corriere.it, giovanigenitori.it, bicitv.it, sermig.org.