15 мин.

Старт сезона «Ф-1» только запутал расстановку: сломались все команды, кроме «Ред Булл»

«Феррари» все же №2 и с претензиями.

Тем, кто видел только финиш первой гонки «Формулы-1» в Бахрейне, может показаться, будто и этот сезон уже можно уносить – ведь Макс Ферстаппен оформил пятый Большой шлем в карьере с поулом, победой, быстрым кругом, лидированием от старта до финиша и отрывом в 24 секунды.

Да, на первый взгляд все не очень красиво. Но реальность сильно сложнее! Просто большая часть конкурентов натурально сломалась или наошибалась. Нельзя сказать, что победу Максу подарили, но реальный вызов бросить просто не вышло.

За Серхио Пересом приехал Карлос Сайнс на «Феррари» – всего в 2,5 секундах. И он единственным из всех преследователей «Ред Булл» провел с серьезными ограничениями темпа «лишь» 10 кругов – 20% всей дистанции.

У остальных же сходу вскрылось множество технических и операционных неполадок, закрывших реальный темп и относительно лидеров, и относительно друг друга и прямых конкурентов

А «Ред Булл» фактически – единственная команда, которая не столкнулась с проблемами, как и в прошлом году. Даже сам Ферстаппен удивился:

«В целом другие команды к нам приблизились. Просто для нас все сработало просто идеально – и я точно не жду, что и все остальные Гран-при в ближайшем будущем будут складываться таким же образом. Все действительно сложилось как надо и прошло просто отлично.

Вероятно, трасса в Бахрейне – одна из сильнейших для болида «Ред Булл». В гонке нам также помогла ситуация с ветром – поскольку в сравнении с двумя предыдущими днями условия изменились».

«Феррари» – проблема с тормозами на обеих машинах стоила до 0,6 секунды с круга!

С точки зрения данных и потенциала болида Леклер и его SF-24 могли даже забирать поул на Гран-при Бахрейна и уступили в итоге всего 0,2 секунды.

Просто проблема прилетела из ниоткуда: в Скудерии где-то ошиблись с настройкой охлаждения передних тормозов. Даже срочная замена одного из комплектов перед стартом не спасла – половину гонки Шарль больше занимался вот такими блокировками и попытками не въехать в зад болида «Кик Заубера», а его машину ощутимо тянуло вправо в грязном турбулентном потоке.

«Моя машина не поворачивает, это просто #### опасно! Она неуправляема! Ее полностью ведет вправо на торможениях! Просто не могу перестать блокировать колеса и избавиться от перетормаживаний повсюду» – жаловался по радио №16, теряя позиции.

По инсайду итальянского издания Formula1.uno (ведут те же люди, что и пишут в Corrierre), данные с машины показывают: только на первых 20 кругах из-за острой проблемы Леклер терял не менее 0,6 секунды.

Та же неполадка возникла и у Сайнса – но ему удалось справиться за 10 кругов, потому что Карлос сумел избавиться от перегрева в грязном воздухе.

«Да, на первых 10 кругах мы не предполагали такие проблемы с перегревом, – признался испанец в интервью национальному DAZN. – Педаль жесточайше вибрировала и начала проседать слишком глубоко. Команда попросила меня заняться экономией ресурса и поискать чистый воздух. Такие вещи нельзя понять на тестах, но мне удалось справиться весьма хорошо. Я продержался как только смог, совершил обгон и вырвался в чистый воздух, где смог проработать проблему».

После частичной стабилизации неполадки «Ред Булл» уже перестал отрываться как космолет – потому и в финале Сайнс не отстал от лидеров, и итоговый результат показывает сближение. Его подтвердил и шеф Скудерии Фредерик Вассер:

«Год назад мы проигрывали где-то по 0,8 – 0,9 секунды на круге. Сейчас мы наполовину сократили это отставание. Теперь у нас есть гораздо лучшая база для дальнейшего развития по ходу сезона. Машина стала намного лучше, если говорить об ощущениях гонщиков – им стало проще чувствовать слабые стороны, которые нам нужно усиливать. Прошлогоднюю машину было намного сложнее вот так «читать».

Если говорить о расстановке сил, то тут тоже все не так просто. Потому что хоть мы в итоге и заняли второе место среди команд, но борьба в пелотоне очень плотная.

Разрыв между 1-й и 10-й позициями в сравнении с прошлым сезоном сократился примерно вдвое. А это значит, что каждая, даже небольшая проблема или ошибка с настройками, или же то, кому больше подходит та или иная трасса, будет кардинально менять расстановку в топ-10».

Пока исток проблемы с тормозами неизвестен (детали изучают на базе в Маранелло, обе SF-24 получит абсолютно новые системы). И на следующих этапах расклад должен быть уже другим – ведь изменятся и условия, и характеристики трасс, и потенциальный износ покрышек…

«Как только мы выйдем на лучший менее абразивный асфальт, надеюсь, наша машина оживет, – признал и Сайнс. – Бахрейн – одна из самых ограничивающих заднюю ось трасс, расход резины очень велик. Уже хорошо уехать отсюда с таким результатом. Машина ощущается здоровой платформой, на которую можно продолжать добавлять прижимную силу – просто надо делать это быстро».

«Мерседес» – проблема с перегревом мотора на обеих машинах. Стоил по 0,5 секунды с круга!

Восьмикратные чемпионы, между прочим, тоже оказались вполне в гонке за поул: Джордж Расселл захватил третью позицию и уступил Ферстаппену всего 0,3 секунды. Не так-то много для «одной из лучших трасс «Ред Булл»!

И в гонке №63 поначалу мощно рубился с «Феррари» и Пересом за подиум.

До 14-го круга, пока от постоянного пребывания в трафике и горячем турбулентном воздухе силовая установка не перегрелась. Тогда и Расселл, и находившийся в той же ситуации позади Хэмилтон столкнулись с перебоями в перезарядке аккумулятора (минус 160-200 л.с. мощности за раз, между прочим!) и резко сдали на разгонах и прямых.

«Какое-то время батарея была мертва, – объяснил после финиша Хэмилтон. – На прямых мне пришлось понижать мощность, так что я потерял много времени относительно «Макларена».

Мне пришлось решать эту проблему, что заняло кругов десять – я потерял на этом 15 секунд. После этого я пытался вернуться и вклиниться в борьбу.

Как только мы со всем разобрались, возник небольшой перегрев тормозов, да и в целом темп был так себе. Мое сидение начало двигаться – что-то щелкнуло, и левая часть отвалилась, так что сидение двигалось в зонах торможения. Все это не очень здорово».

Однако перегрев сам по себе не ушел до финиша, и часть гонки обоим пилотам по требованию с мостика пришлось вести в режиме раннего сброса газа и позднего нажатия на педаль – чтобы силовая установка дольше отдыхала. В итоге Льюис закончил заезд седьмым (хитро обставил свежевыехавшего из боксов Оскара Пиастри на холодных шинах), а Расселл едва дотянул пятым.

«У нас обоих были одинаковые проблемы. По какой-то причине был огромный перегрев мотора, батарея не работала как надо, – объяснил после финиша Джордж. – Пришлось сбавлять мощность – только и-за этого мы теряли где-то четыре десятые с круга. Было так тяжело сдерживать соперников – я удивлен, что нам это удавалось первые десять кругов или вроде того. Жаль, что мы не получили возможность показать реальный потенциал. Возможно, мы бы претендовали на третье место или по меньшей мере навязали борьбу.

Была ли раньше такая проблема? Совсем нет.

У всех команд есть, может, по пять-шесть спецификаций системы охлаждения. Мы выбрали не самый агрессивный вариант, но, безусловно, зашли слишком далеко. Просто выбрали неверный корпус для текущих условий. Мы вполне способны охлаждать двигатель лучше».

Шеф команды Тото Вольфф тоже подтвердил: проблема появилась внезапно и коснулась далеко не всех моторов «Мерседеса». То есть к следующим гонкам ее должны решить:

«На предсезонных тестах все было вполне хорошо. Темп в четверг и пятницу выглядел вдохновляюще. Болид был стабилен и хорош. Пилоты им довольны.

Затем, к сожалению, нам пришлось снизить мощность мотора больше, чем мы ожидали. Порой мы буквально перегревали мотор не на несколько градусов, а на целые десять – что больше, чем мы ожидали.

Если вы снижаете темп двигателя на 0,3-0,4 секунды, то при торможении приходится отпускать педаль газа раньше времени для экономии [топлива], так что, думаю, временами мы были медленнее возможного на 0,5-0,6 секунды.

Мы пока не можем понять, почему так вышло. Одна из наших клиентских команд – «Уильямс» – столкнулась с той же проблемой. Другие две [«Астон Мартин» и «Макларен»] нет. Это было неожиданно.

Думаю, даже без трафика в начале гонки мы уже превысили лимит. Мы этого не знаем, потому что мы использовали тот же уровень охлаждения, что во время длинных отрезков в предыдущие дни. Просто здесь потребовался гораздо больший уровень, чем мы думали.

Я не считаю, что какая-то команда использовала больше воздуховодов, чем до этого. Так что, вероятно, проблема заключается в нас», – резюмировал Вольфф.

Настолько внезапное и непредсказуемое падение темпа «Мерседеса» вносит еще больше сумятицы, ведь даже невозможно прикинуть, сколько времени пилоты отыграли за счет адаптации пилотажа и могли бы дожать еще при нормальной работе техники. Полсекунды с круга – еще оценка снизу, в реальности и Расселл, и Хэмилтон намного быстрее. Если команда перестанет так ошибаться, то взаимные обгоны с «Ред Булл» и «Феррари» должны вернуться!

«Макларен» – трек им в принципе не подходил, в Австралии сразу ускорятся на 0,5 секунды

А что же команда, заканчивавшая прошлый сезон однозначно второй силой в пелотоне? Неужели вновь регресс, как и в предыдущие три сезона?

Не совсем – опять нужно принимать во внимание характеристики трека. И как раз ветреные условия с катастрофическими хвостовыми порывами при максимальной загрузке именно задней оси – главный враг оранжевого болида уже долгие годы. А в Бахрейне оба фактора – наивысшие в сезоне (в Саудовской Аравии – поменьше, но тоже присутствуют).

А «Макларен» вообще-то так и не поборол эти недостатки даже за весь «прогрессивный» 2023-й – после каждого обновления Норрис повторял: «слабости и уязвимости остались теми же, мы просто добавили прижимной силы, расширили окно настроек, стали в общем быстрее...»

Потому, собственно, оранжевая команда и валилась в Бахрейне каждый раз. И нынешняя гонка – уже огромнейший прогресс: вспомните, как в прошлом году Норрис заезжал в боксы каждые 10-12 кругов на охлаждающую стоянку на 20 секунд, чтобы дать передышку перегружавшимся в поворотах тормозам, которыми Ландо отлавливал нестабильный болид.

Теперь же обе машины – вполне в топ-10.

«Баланс машины был не лучшим, условия на трассе изменились, ветер немного стих, но это не особо помогло, – высказался после финиша Ландо. – У меня такое чувство, что я выжал из машины почти все, это меня радует.

Если посмотреть нашу статистику в Бахрейне, то на этой трассе нам не удавалось добиться высоких результатов, и такое начало сезона, как сегодня, можно считать вполне позитивным. Мы теперь знаем, на каком уровне находимся.

Разницы с предыдущим годом в смысле уязвимостей и поведения болида нет. Такие вещи мы еще не сумели побороть, и они как раз и заставляют нас подниматься и падать каждый уик-энд.

Вот почему мы сразу начинали страдать, как только менялось направление ветра. Некоторые повороты ощущались ужасно отвратительно. Мы однозначно еще должны улучшать эти аспекты. Но даже при этих условиях мы все равно оказались близки к «Мерседесам» – на других треках мы сможем быть впереди. Я уверен, команда отлично поработает, стартовая позиция хорошая.

Нет, Макс Ферстаппен не на другой планете. – Карлос находился недалеко. [«Ред Булл»] всегда очень хорош по части гоночного темпа. А на этой трассе необходимо беречь покрышки, потому что асфальт очень абразивный. Думаю, «Феррари» хорошо себя проявила. Макс не заполучит все и везде так же просто».

Вот увидите, уже на третьем этапе в Австралии «Макларен» резко прибавит на полсекунды с любого круга и вновь окажется в битвах за подиум.

«Астон Мартин» – стратегия не позволяет понять, насколько все плохо

Год назад Фернандо Алонсо разорвал «Формулу-1» в Бахрейне невозможными обгонами и прорывом на подиум. Год №14 тоже завершал эпизодическими битвами за топ-3.

Теперь же пилот «Астон Мартин» закончил заезд на 9-й позиции, а его напарник Ланс Стролл финишировал 10-м. Но насколько чистый итог показателен? Ведь Алонсо стартовал 6-м перед обоими «Макларенами», а Стролла, например, развернули на первом круге до последнего места – но он в итоге заехал в очки!

Как же можно объяснить такие колебания?

«Тяжелая гонка – провел ее почти в одиночестве, – пояснил после финиша испанец. – Нам не хватало темпа, чтобы бороться с соперниками впереди, но при этом соперники сзади нам тоже не сильно угрожали.

Все сложилось именно так, как мы ожидали. Симуляции показывали, что мы в районе девятого места без особой возможности побороться с лидерами – четыре топ-команды слишком отрываются – и с комфортным отрывом от остальных. «Макларен» [Оскара Пиастри] был в 18 секундах впереди, а «Заубер» [Чжоу Гуаньюя] – в 28 секундах позади.

Мы постарались реализовать весьма агрессивную стратегию и очень поздно провели свой пит-стоп, после чего надеялись извлечь выгоду из возможного появления на трассе машины безопасности, например».

Просто теперь «Астон Мартин» пережил смену философии: если в прошлом сезоне команда сразу выкатила боевую машину и пошла рубиться с целью максимизировать результат, то теперь решила найти удобную платформу для быстрого и агрессивного развития.

«В прошлом году мы выложились в начале сезона, а затем не смогли соответствовать развитию топовых команд, – объяснил Алонсо Motorsport-Total новый план. – В этом году у нас больше надежд на вторую часть сезона. У меня есть уверенность. Я ожидал, что в Бахрейне мы будем четвертой или пятой по скорости командой – это круг в квалификации вышел экстраординарным, в гонке все вернулось в норму. Теперь нам предстоит что-то вроде «рывка «Макларена» и ускориться во второй части сезона.

Зимой мы улучшили максимальную скорость и поведение в быстрых поворотах, но потеряли преимущество в медленных поворотах. Теперь нам предстоит проанализировать ситуацию. У нас было очень мало времени для тестов, к тому же было очень ветрено. Это касается всех команд, но наша машина сильно изменилась с точки зрения концепции. Поэтому думаю, нам нужно несколько гонок, чтобы стабилизироваться. Если говорить о темпе, то нам не хватает где-то 0,3 – 0,4 секунды на круге».

И новинки уже едут – первые поступят на следующем этапе!

«Да, в Саудовской Аравии уже поставим некоторые небольшие улучшения, – подтвердил шеф команды Майк Крак. – Надеемся, сможем приблизится. Особенно если Фернандо продолжит с такими кругами».

Резюме: пелтон непременно сблизится

Даже если посмотреть динамику отрыва Макса Ферстаппена от остальных, то можно увидеть, что он уезжал именно на первых отрезках – когда соперники как раз и столкнулись с основным валом проблем.

И средний размер «отъезда» с круга и составлял примерно те же 0,5 секунды – а затем динамика разницы в темпах относительно стабилизировалась.

Да, можно предположить, что Ферстаппен с комфортным отрывом и не атаковал во второй фазе гонки, но ведь по той же логике в первой части он как раз должен был вкручивать во весь опор! И тем не менее он все равно выигрывал примерно цену проблем каждой из команд-конкурентов – у кого-то больше, у кого-то меньше, в зависимости от момента, обстоятельств, личной формы и подстройки к проблеме и состоянию шин.

Если сопоставить эти данные с суперплотной квалификацией и итоговым разрывом между Пересом и Сайнсом (на полурабочей машине, между прочим!), то все же ясно: отставание пелотона от «Ред Булл» совсем не такое катастрофическое.

Более того, оно еще и может колебаться из-за характеристик трека – причем сильнее, чем мы когда-либо видели раньше. И теперь даже одно-два мелких обновления на 0,1-0,2 секунды могут сразу дать прирост в 5 квалификационных или потенциально гоночных позиций.

Просто соперники подарили «Ред Булл» первый Гран-при – только чемпионы отработали его как надо, но на то они и лучшая команда «Формулы-1» последних лет.

И да, у них все еще остается робот Ферстаппен, допускающий минимум ошибок. А без давления у него вообще нет точек для потенциальных помарок, потому он и остается фаворитом – даже при сблизившемся пелотоне.

Но свалка за подиум должна быть обеспечена!

Читайте больше про Гран-при Бахрейна и старт сезона «Ф-1»: 

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose, Rudy Carezzevoli