9 мин.

Новак Джокович: есть ли предел совершенству?

В 2007 г. обозреватель TENNIS.com Питер Бодо написал провидческую статью под названием "Идеальный игрок", обратив внимание на тогда еще 19-летнего Новака Джоковича и его удивительно сбалансированную игру. Эта статья стала популярной и часто цитируемой, но, учитывая предпосылку истории, автор оставил без ответа заманчивый вопрос: а есть ли предел совершенству?

И вот, спустя 16 лет, редакция TENNIS.com попросила Бодо вернуться к этой статье и рассказать, что изменилось с Новаком за прошедшие годы, если вообще что-то изменилось?

 Об авторе

Питер Бодо - один из самых известных журналистов, пишущих о профессиональном теннисе, а также заядлый любитель активного отдыха, много пишущий о рыбалке, охоте на оленей, охране природы и окружающей среды. Его семья родилась в Австрии и эмигрировала в США в 1953 году, когда Питу было 4 года. Он вырос в Нью-Йорке и пригороде Нью-Джерси и начал писать о теннисе во время "теннисного бума" 1970-х годов. С тех пор он неоднократно освещал все крупные теннисные турниры и побывал в таких местах, как Пекин, Китай, Монте-Карло, Эквадор, Москва, Гавайи и Австралия. Дважды, в 1979 и 1981 годах, он становился лауреатом премии WTA как автор года. Его новаторский веб-блог на сайте Tennis.com, Peter Bodo's TennisWorld, широко читается международной аудиторией. 

Хотя теннис был доминирующей темой в профессиональной жизни Пита, он освещал такие разные события, как бой за титул чемпиона мира в тяжелом весе между Али и Форманом "Rumble in the Jungle", турнир NCAA Final Four, матчи Высшей лиги бейсбола, футбольные матчи мирового уровня, Indianapolis 500, плей-офф NFL и др.   Пит делит свое время между Нью-Йорком, где он живет со своей женой Лизой и сыном Люком, и фермой в городке Андас, штат Нью-Йорк.

ПИТЕР БОДО (на фото справа)

НЬЮ-ЙОРК - Следить за Новаком Джоковичем на протяжении всей его карьеры - все равно что наблюдать за проявкой старинной черно-белой фотографии в темной комнате мастера-фотографа. Фотобумага со скрытым изображением опускается в химическую ванну, и постепенно проявляется картинка, иногда настолько медленно, что не замечаешь, насколько существенно конечное изображение отличается от грубых, ранних очертаний.

Так произошло и с Джоковичем, абсолютным чемпионом турниров Большого шлема в одиночном разряде среди мужчин и вторым номером посева на нынешнем US Open. Многое в игре и личности  Новака Джоковича 36-летнего образца похоже на то, что было с ним 16 с лишним лет назад, - в некоторых случаях даже невероятно похоже. Но многое и изменилось.

Эластичность и длинные подвижные конечности Джоковича все так же присущи его идеальному атлетическому телу. Он по-прежнему обладает удивительной экономичностью движений. Эффектное  вращение корпуса и плеч и быстрые ноги, которые он впервые продемонстрировал еще в 2007 году, поражают и сегодня. Тогда у Джоковича были некоторые шероховатости, но они тщательно сглаживались, заусенец за заусенцем. Если раньше он был склонен к вспышкам гнева, то теперь использует раздражение как топливо.

 

 Новак не просто яростный соперник, он стал парнем, который не останавливается ни перед чем. ( Пол Аннакон).

Джокович наслаждался  розыгрышами на задней линии с самого начала карьеры, но кто знал, что он научится использовать их для своей империи игры, построенной на живучести, непоколебимости и боли — как своей собственной, так и боли своих конкурентов.

"Новак постепенно, мало-помалу, просто позволяет наращивать давление в ралли", - заметил аналитик ESPN Джеймс Блэйк во время одного из матчей Джоковича в начале US Open. "Он никуда не торопится, пока ему это не нужно".

Это тонкое замечание говорит о том, что Джокович уничтожает соперника почти не спеша. Это результат многолетней дисциплины, многолетних экспериментов и экспромтов с принятием решений "на лету".

«Оставаться 36-летним и продолжать делать то же самое, что он делал в 20 лет, - это невероятно», - сказал несколько дней назад на Флэшинг-Медоуз первый сеяный Карлос Алькарас, говоря о стойкости Джоковича. – Его камбэки это что-то сумасшедшее».

Сумасшествие - вот точное слово.

Джокович по-прежнему сохраняет худощавое телосложение тинэйджера, челюсть, достойную сержанта морской пехоты, и даже ту черную, как смоль, аэродинамическую стрижку, которая сейчас слегка тронута сединой.

Он демонстрирует запредельное постоянство на этапах Большого шлема в двух разных временных периодах:

С 2011 по 2016 год Джокович становился чемпионом или выходил в финал на 18 из 24 «мэйджоров».

Начиная с Уимблдона 2018 года по настоящее время: Джокович становился чемпионом или выходил в финал на 14 из 19 «мэйджоров», в которых он участвовал, и на 9 из последних 10.

«Когда я ложился спать, я думал, что Новак точно вернется». (с) Карлос Алькарас после того, как Джокович проиграл первые два сета матча третьего круга против Ласло Джере.

И это тот же самый игрок, который, будучи не по годам развитым подростком, снялся с первой же встречи с Рафаэлем Надалем (четвертьфинал Открытого чемпионата Франции 2006 года) после проигрыша первых двух сетов, сославшись на проблемы с дыханием. Затем он оплакал упущенную возможность, утверждая, что, несмотря на счет, чувствовал себя "хозяином положения".

А кто забудет, как Энди Роддик в 2008 году упрекнул Джоковича в том, что тот регулярно сообщает о своих травмах и якобы использует правило тайм-аута, когда ему нужно перестроиться. Тогда Джокович был еще совсем юным, на полпути к репутации теннисной примадонны с ослепительным бэкхендом и темной щетиной на подбородке.

Однако вскоре все изменилось, отчасти благодаря тому, что Роджер Федерер и Рафаэль Надаль разожгли огонь в своем младшем сопернике. К концу сезона 2010 у Джоковича был всего один «мейджор» (Открытый чемпионат Австралии 2008 г.) Для сравнения, у Федерера их было уже 16, а у Надаля - 9. Для Джоковича это были годы закалки и упорных боев на турнирах Большого шлема, но он все еще оставался третьим лишним в соперничестве "Федалей".

Повзрослев от разочарований, Джокович вскоре понял: если он не превратится в зверя, то останется позади. Рецепт исцеления  состоял из равных частей твердости духа, пытливого ума, самоосознанности и преданности делу.

«Новак - не просто яростный соперник, он стал парнем, который не останавливается ни перед чем (the guy who left no stone unturned)», - сказал мне аналитик Tennis Channel Пол Аннакон, имея в виду бесконечные исследования Джоковича в области питания, фитнеса, ментального и эмоционального роста и даже необычной, не связанной с религией духовности. «Сейчас мы так много говорим о живучести Новака, о его способности соревноваться под давлением и неистово сражаться, что иногда забываем о его эволюции, о том, как он штудировал игру, совершенствуя свое собственное оружие, что в значительной степени осталось невоспетым».

После победы над Фритцем в четвертьфинале US Open Джокович размышлял о том, как ему удается успевать за изменениями, которые диктуют его карьера и семья.

«Мне нужен иной подход, чем 10 лет назад, - сказал он, - мне пришлось приспособиться. Вокруг меня много людей, которые занимаются медициной, фитнесом, физиотерапией и кинезиологией, чтобы убедиться, что мое тело в форме для соревнований на самом высоком уровне».

«Важно подходить ко всему комплексно, так сказать, мультидисциплинарно, потому что тогда вы будете лучше подготовлены, у вас будет больше инструментов».

«Изменения в ее эффективности с 2009 года были просто невероятными», - говорит Брэд Гилберт о подаче серба.  С годами подача Джоковича заметно улучшилась по сравнению с первоначальной моделью, адекватной, но не несущей угрозы. Пусть вас не обманывает то, что Джокович по-прежнему стоит на линии, как пластмассовый солдатик, - удар опасен.

Брэд Гилберт, который в настоящее время тренирует Коко Гауф и работает аналитиком на ESPN, отметил, что к 2009 году, когда Джокович выиграл свой первый "мэйджор", с подачей начались серьезные проблемы. На пике мучений он оказался в 2010 году, когда делал 335 эйсов,  допуская при этом 208 двойных ошибок.

Да, эти цифры не поражают воображение, как и средняя скорость первой подачи Джоковича (она находится в районе 120 миль в час). Но большинство экспертов сходятся во мнении, что подача отлично справляется со своими задачами, искусно подготавливая почву для розыгрыша очка; в последние годы Новак вывел подачу на такой уровень, что Гилберт стал называть ее "ювелирной", с такой точностью при желании Новак может попасть и в монету на корте. (Прим. Агасси как-то демонстрировал снайперскую точность в этом элементе - точно попадал в расставленные банки от мячиков в квадратах подачи).

«Поразительно, как Новак добавил в атаке», - сказал Блэйк. «Его защита всегда была на высоте, но удивительно, как много он прибавил в нападении на столь позднем этапе своей карьеры».

Да и удар справа у Джоковича уже не тот, что был когда-то. Когда-то это был фланг, который любили атаковать противники. Теперь Аннакон называет форхенд Джоковича «контрольным выстрелом». Если Джокович начинал как неуверенный игрок слета – робкий в лучшем случае – то теперь это уже не так. Очки, которые он конструирует, теперь имеют соответствующую пунктуацию, которой  раньше не хватало.

Как только Джоковичу исполнилось 30 лет, его стали спрашивать, как, по его мнению, он справится с 20-летним Джоковичем, который доминировал в теннисе с 2011 по 2016 гг. Последний раз этот вопрос ему задал аналитик ESPN Рене Стаббс в интервью на корте US Open.

«Запросто, никаких проблем», - ответил Джокович, ухмыляясь. «Не отдал бы ни сета».

Затем он стал серьезным.

«Я не знаю, я не хочу играть сам с собой. Но я играю. В каждом матче. Я больше всего играю сам с собой, и если я выиграю эту битву, то выиграю и битву с соперником».

Новак Джокович твердой рукой и с мастерством, не имеющим себе равных ни в нынешней, ни в какой-либо другой эпохе тенниса, продвигается вперед через очки, матчи и турниры - переписывая историю игры.

В понедельник сербская звезда с очередным рекордом в 390 недель взошла  на первую строчку рейтинга. И ключ к этому - гибкость. Не коронная эластичность его тела, хотя и она играет роль, а способность справиться с любым вызовом: со стороны соперника, с условиями окружающей среды или с его собственными эмоциями — даже когда они переполняют или противоречат друг другу.

Гибкость тела и ума - вот, что остается фирменной чертой Новака Джоковича.

 

Перевод Инна Дробот.

Источник:

tennis.com

Фото: Getty