6 мин.

Краш-тест. О провале екатеринбургского «Автомобилиста» и его возможных последствиях

На самом деле, внешняя сенсационность исхода серии между «Автомобилистом» и «Сибирью» обманчива. Я ещё до начала этого противостояния, когда стали известны пары первого раунда плей-офф, был убеждён, что если сибиряки сумеют продемонстрировать свой лучший хоккей образца этой регулярки, то у «Авто» шансов будет немного. Уж больно невзрачно смотрелись уральцы по ходу регулярного чемпионата, и было мало предпосылок к тому, что в решающих играх что-то радикально изменится.

По факту можно констатировать, что «Автомобилист» провалил этот плей-офф, сыграв в играх на вылет ещё хуже, чем год назад. Тогда уральцы в первом раунде сумели пройти «Трактор», а затем были полностью переиграны уфимским «Салаватом». Теперь же даже барьер первого раунда оказался для команды Андрея Мартемьянова непреодолимым. И ведь нельзя сказать, что это вышло незаслуженно, что «Сибирь» меньше хотела или меньше наиграла на выход в следующий этап. Как раз наоборот. Новосибирцы предстали единым и хорошо отлаженным механизмом, в котором каждый элемент знает свою роль и её неукоснительно исполняет. А вот екатеринбургская команда в этом смысле разочаровала, не показав себя коллективом, объединённым единой целью, и знающей, как её достигнуть.

Априори было понятно, что в противостоянии с одной из лучших оборон лиги у нынешнего «Автомобилиста» будут большие проблемы. Так и вышло. У самого «Авто» защитная линия, мягко говоря, не блещет, да и в нападении периодически возникают трудности, особенно когда подводят легионеры. В итоге серия развивалась по сценарию, который легко читался заранее: номинальный фаворит владел преимуществом, больше времени находился в атаке, чаще бросал в створ, но особых дивидендов из этого извлечь не сумел. Все атаки уральцев разбивались о неприступные обороны сибирской обороны. «Сибирь» играла так, как и должна была: терпела, перекрывала кислород сопернику и ждала своего шанса. Особенно ярко это проявилось в первых двух матчах в Екатеринбурге, в которых, нелишне напомнить, хозяева умудрились за два часа игрового времени ни разу не поразить ворота соперника. И здесь вопросы в первую очередь к легионерской бригаде «Авто», которая бледно смотрелась в регулярке, а плей-офф просто провалила.

Андрея Мартемьянова не впервой подводят легионеры. В прошлом плей-офф наблюдалась схожая картина, и за год в этом смысле ничего не изменилось. Да, Холланд забросил одну шайбу. Да, Доус периодически оказывался на ударных позициях, не сумев реализовать ни одного из своих немногочисленных шансов. Но в целом иностранцы «Авто» производили впечатление сытых котов, которым уже ничего не надо. Вместо того, чтобы умирать на льду, они выходили на него с полным ощущением, что жизнь удалась. А ведь всё это легко читалось заранее. Доус слабо выглядел и в прошлом плей-офф, а Дэна Секстона в своё время за наплевательское отношение выгонял из «Нефтехимика» Андрей Назаров. Единственный, к кому нет никаких вопросов – голкипер Якуб Коварж. Он делал всё, что было в его силах, но и он не был способен вылечить атакующий паралич своей команды. Как и бесконечно подчищать огрехи своих партнёров у своих ворот.

Третья игра прошла по несколько иному сценарию. «Сибирь», подгоняемая своими болельщиками, играла в более активный хоккей, и при этом больше позволяла сопернику. В итоге дело дошло до овертайма, где удача была на стороне сибиряков. Счёт в серии стал 3:0, и стало понятно, что «Автомобилист» эту серию уже не вытянет. Выиграть у такой «Сибири» четыре матча подряд – из области фантастики. Правда, четвёртая игра подарила уральским болельщика надежду на чудо. После трёх неудачных матчей команда Андрея Мартемьянова наконец смогла сыграть иначе: включила скорости, постоянно создавая угрозы воротам соперника. Ещё до старта серии главной задачей «Авто» виделось не дать «Сибири» втянуть себя в свой фирменный тягучий позиционный хоккей, в котором у боевитой и заряженной сибирской команды шансов на успех априори больше. На старте серии Мартемьянову решить эту задачу не удалось, что и привело к двум фиаско в родных стенах. Четвёртая игра стала в этом смысле для уральцев образцовой. Как знать, возможно, если бы они сумели так сыграть с самого начала, исход серии был бы иным.

Но поучилось так, как получилось. «Автомобилист» сделал первый шаг от пропасти – сумел вернуть серию в Екатеринбург. Но на этом чудеса закончились. Пятая игра была очень похожа на первые две – хозяева давили, бросали, нагнетали, и при этом получали шайбы в вои ворота. Своеобразным антигероем матча стал Анатолий Голышев, который не реализовал два голевых момента и неудачно сыграл в эпизоде со вторым голом «Сибири», позволив Евгению Чесалину легко себя обыграть. Счёт 0:2 по такой игре казался для «Авто» приговором. Павел Дацюк, забив на старте третьего периода, вновь подарил поклонникам екатеринбургского клуба надежду. Этот гол действительно мог многое изменить – у «Авто» ещё оставалось достаточно времени на спасение. Но не вышло. «Сибирь» праздновала заслуженную победу и выла в следующий раунд, где сразится с «Барысом».

Понятно, что такой исход событий иначе как позором для «Автомобилиста» назвать нельзя. Команда с зарплатной ведомостью в 1,2 млрд. рублей, декларирующая самые высокие цели и задачи, сходит с дистанции уже в первом раунде плей-офф, не совладав с крепкой, вышколенной, но довольно заурядной командой, показавшей образцы рабоче-крестьянского хоккея: пахота, терпение, самоотдача, максимум простых решений. Впору задать сакраментальный вопрос: кто виноват? Конечно, отчасти виноват главный тренер, так и не придумавший, как взломать насыщенную оборону соперника. По прошлому сезону Мартемьянов произвёл самое приятное впечатление, но в этом появилось много вопросов к его тренерскому уровню. Возможно, он был несколько переоценён. Игра «Автомобилиста» в атаке не отличалась разнообразием, да и в обороне перманентно зияли дыры. Не исключаю, что Мартемьянов в итоге будет отправлен в отставку, и это будет во многом справедливо. Но нельзя не задать вопросов и другим людям. Например, хоккеистам, особенно легионерам, в ряде матчей откровенно отбывавшим номер. Или менеджерскому составу клуба, спалившему огромные деньги на Доуса и Дацюка, но не укрепившему линию защиты, которая что по именам, что по игре – одна из худших в лиге. Да и вообще состав уральцев оставляет много вопросов. Для меня очевидно, что по сравнению с прошлым сезоном он стал слабее. Руководство уральцев легко отказалось от Чесалина, Торченюка и Миловзорова (последний ушёл ещё по ходу прошлого сезона), и эти люди внесли немалый вклад в выход «Сибирь» в плей-офф и её победу в первом раунде. Именно Чесалин забил второй гол в пятом матче, оказавшийся победным. Для Мартемьянова, к слову, должно быть особенно обидно проиграть своему бывшему помощнику Николаю Заварухину, для которого текущий сезон является первым в качестве главного тренера клуба КХЛ.

Дацюк, справедливости ради, и по ходу регулярки был неплох (22 очка в 43 матчах с показателем полезности «+12»), и в серии с «Сибирью» был отнюдь не худшим. Другое дело, насколько адекватно платить ему 100 млн., которые можно было бы потратить с большей пользой. Как бы там ни было, «Автомобилист» в ближайшее время наверняка ждут большие перемены. Вылет от «Сибири» в первом раунде плей-офф – слишком громкая пощёчина, чтобы остаться без последствий. Главное, чтобы всё не ограничилось увольнением стрелочников в лице тренерского штаба. Он, безусловно, виноват, но не в нём находится корень бед. Очевидно, что «Автомобилист» - это долгосрочный и амбициозный проект, подкреплённый серьёзными финансовыми инвестициями. Но в спорте сами по себе деньги, даже очень большие – не гарантия успеха. Желательно ещё уметь грамотно ими распоряжаться. Если в Екатеринбурге осознают эту простую истину, то местный клуб сможет по-настоящему рассчитывать на большие свершения. Иначе мы и дальше будем видеть бессмысленную трату средств, не приносящую отдачи. Едва ли большим людям, дающим уральскому клубу эти самые средства, сильно улыбается подобная перспектива.