5 мин.

«Спартак». Итоги

Признаюсь честно, я ждал закрытия трансферного окна. Ждал, как и многие (наверняка) болельщики «Спартака», не рассчитывая и даже не надеясь на «икру», просто ждал, когда это все наконец закончится. Закончилось. Время подвести итоги и постараться забыть эту тему по крайней мере до зимы. Я совсем не хочу соревноваться с другими авторами в попытках как можно точнее сформулировать терминологическое определение результата трансферной кампании, в конце концов, провал или не провал – это ведь смотря с кем сравнивать и какие итоговые цели иметь в виду… Думаю, будет лучше и полезней все-таки поговорить о причинах этого результата, понять, почему все получилось именно так, как получилось, попытаясь вынести за скобки все грязные инсайдерские «скандалы-интриги-расследования» вроде того, какой Федун жлоб и самодур, какой Измайлов дилетант и вредитель и какой Карерра распильщик и интриган.

Для начала попробуем разобраться в мотивах, диктующих вектор трансферной политики клуба. В прошлой своей заметке, глядя на российский костяк команды, я писал о том, что, судя по всему, никакой кадровой стратегии, игры в долгую, у руководителей «Спартака», увы, нет. Возможно, она кем-то из высоких лиц где-нибудь на совете директоров и артикулируется как некий перспективный план развития, но на деле никакие стратегические принципы в работе менеджмента «Спартака» не просматриваются. К сожалению. Есть некие тактические задачи, видимо, ориентированные на выступление в еврокубках, в соответствии с которыми и выстраивалась нынешняя трансферная политика. Политика, направленная на поиск и подписание иностранцев, способных с ходу усилить состав «Спартака» и сразу стать лидерами по игре. Для чемпионата России состав, судя по всему, был признан удовлетворительным, иначе нельзя объяснить ту пассивность, с которой «Спартак» себя вел на внутреннем рынке.

А теперь о главном – почему не получилось подписать тех, кого хотели. Итак, есть трансферный рынок – внутренний и внешний. Внутри страны для «Спартака» усиления не потенциального, а непосредственного, реального, (а именно эту цель мы будем иметь в виду при взгляде на командные трансферы) практически нет ни среди легионеров, ни среди паспортистов. Брать Смолова за 30 млн – это, как сейчас принято говорить, нецелевое расходование средств; Канунников, во-первых, никакое не усиление, а во-вторых, стоит ровно тот миллион, информация о котором изначально попала в прессу, брать его за 6-7 просто глупо; "русский де Брюйне" Подберезкин – запасной игрок в «Краснодаре», вспоминая его игру в прошлом сезоне, не могу сказать, что он и сейчас, и потенциально сильнее условного Пантелеева из «Спартака-2». Информация о Набиуллине появилась буквально в последний день трансферного окна, и это было явно несвоевременное предложение – прорабатывать Эльмира нужно было еще в начале прошлого сезона, когда он плотно присел на лавку у Хави Грасии, сейчас же его никто ни за 5, ни за 10 млн не отдаст, выкатить придется сумму куда большую, а это, опять же, – нецелесообразно. Промелькнувшую новость о Тарасове за серьезную предлагаю не считать, а Тигиева, по сути, подписали еще зимой. Больше никто из РФПЛ (могу ошибаться, но вроде бы так) по отношению к «Спартаку» не упоминался. Исходя из возможной логики руководства «Спартака», видимо, никого больше и не искали – незачем.

Теперь о внешнем рынке. Здесь кандидатур, как и разочарований, было куда больше. В итоге подписаны (за 12 млн. кажется) бразилец Роша, человек-мем (уже!) Петкович и арендован Пашалич (видимо, исключительно личными усилиями Карреры). Что же, никого не искали? Уверен, что нет. Просто не получилось. Почему – попробуем разобраться. Тезисно. Во-первых, действительно стоящих игроков в чемпионат России можно заманить исключительно огромными деньгами (да и то не всегда, Абденур с Манолосом в пример). Платить такие деньги в РФПЛ способен только один клуб. И это не «Спартак». Кроме того, шагом назад в своей карьере считают переход в российскую лигу и молодые, потенциально сильные игроки из более низких по рейтингу европейских лиг (Голландии, Бельгии, Турции, Португалии). Так что к нам не перейдут ни условный Энгельс, ни Дендонкер, ни Де Лигт, ни Лозано, ни Зе Гомеш… Во-вторых, подписание молодых аргентинцев и бразильцев из местных национальных чемпионатов возможно только при наличии крепких связей и контактов с тамошним футбольным менеджментом, чего у «Спартака», видимо, нет (в отличии от того же «Зенита»). Луан, о котором много говорили, - главная звезда и самый дорогой по трансферной стоимости игрок «Гремио». Очевидно, что за свой главный актив бразильцы хотят много денег, а самому игроку в силу возраста (24 года все-таки) не нужен был некий клуб-трамплин, он нацелен на переезд сразу если не в топ-клуб, то в топ-чемпионат уж точно. Ну и в-третьих, как бы мы к этому не относились, но парижские шейхи перевернули мир, и ценники на футболистов теперь не поддаются логическому осмыслению. Получается, что европейский рынок практически закрыт для наших клубов, рынок Бразилии и Аргентины требует серьезного скаутинга и, конечно, немаленьких денег, остается ориентироваться на Балканы (откуда все главные таланты, вроде Луки Йовича или Андрия Живковича, едут опять же не к нам) и на «экзотику», вроде мексиканского, уругвайского, перуанского чемпионатов, Африку или ближний Восток (как какой-нибудь Иран для Бердыева), а это, опять же, - колоссальная скаутская работа. Понимаю, что задним умом все крепки, но итог кампании «Спартака» на внешнем рынке стоит назвать ожидаемым. Те, кто должны были отказать – отказали, а покупку Роши за относительно скромные в нынешних условиях деньги можно даже назвать удачной (постучим по дереву и будем надеяться, что парень действительно заиграет).

И последнее. Правила трансферной игры поменялись. В такой ситуации единственно разумной кадровой политикой для «Спартака» лично мне видится бОльшая ориентация на собственные резервы. Ориентация реальная, а не популистская, вроде включения 15-летнего мальчишки в заявку основной команды на сезон…