В ожидании Граца: Заметки очевидца
На чемпионат Европы по фигурному катанию, проходивший в Граце, я поехал всего на полтора дня — посмотреть произвольные программы в парах (вечер пятницы), танцах на льду (первая половина субботы) и у женщин (вечер субботы). Составить сколько-либо целостное впечатление о турнире при таком урезанном графике достаточно сложно, да это и не входило в мои планы. Ехал я ради конкретных программ, конкретных спортсменов, конкретных впечатлений и эмоций. Но, прежде всего — ради самой атмосферы праздника и общей радости, которая царит на любом турнире по фигурному катанию: радости от возможности увидеть своих любимых спортсменов вблизи и посмотреть на результаты их тяжелого ежедневного труда.
В силу обстоятельств этот пост — не попытка написать запоздалый обзор турнира и даже не рассказ об отдельных днях соревнования или отдельных выдающихся прокатах. Это всего лишь осколки отдельных личных воспоминаний, впечатлений, эмоций, мыслей, быстро возникавших и гаснувших по ходу этого турнира — подчас связанных с тем самым важным, что происходило у всех на глазах, но зачастую рождавшихся на периферии всобщего интереса, мельком. В тот незаметный миг, когда кто-то только добирался до своего заветного стаканчика кофе, простояв в длинной очереди в кофейную палатку в центральном холле катка, а кто-то только заходил на арену, предвкушая битвы в сильнейшей разминке. Когда кто-то смотрел расписание и думал — идти или не идти на неизвестную испанскую пару, а другой человек рядом просто фотографировал внутренности арены. Вот эти моменты «перед», «между» и «после» и есть то, о чем я хочу рассказать.
Вступление: еще раз о «дутом шатре»
Еще до своего приезда в Грац я был наслышан обо всех ужасах чемпионата Европы. Особенно, конечно, досталось легендарному «дутому шатру», aka «сарай» и «ангар», расположенному на отшибе города — по сути, в соседней деревушке Премштэттен возле Шварцльзее. Путь в неизменно забитом болельщиками шаттле, действительно, был довольно утомительным и занимал примерно 40 минут. Да и по приезде вид «шатра» не внушал никакого оптимизма — для турнира уровня чемпионата Европы выглядело это сооружение, прямо скажем, неприглядно.
Но это только внешняя — в буквальном смысле слова — сторона вопроса. К сожалению, организаторы турнира вынуждены были пойти на перенос соревнования в этот «шатер» в силу того, что основной каток, планировавшийся под чемпионат Европы, оказался занят хоккейной командой, совершенно неожиданно для всех пробившейся в Европейскую лигу чемпионов после победы на чемпионате Австрии.
Внутри же самой арены было комфортно. Во-первых, достаточно тепло, что очень немаловажно (памятуя о «ледниковом» чемпионате Европы в Берне в 2011ом, на этот счет были определенные опасения…). Во-вторых, в достатке имелись разного рода напитки и еда — как внутри арены, так и на примыкавшей к ней ярмарке — нескольких палатках, продававших традиционные австрийские сосиски, хотдоги, блины, сладости, глинтвейн, пунш и прочее. Иначе говоря, возвращаться в город на обеденный перерыв не было никакой необходимости. Ну и, наконец, сам каток выглядел вполне прилично — хорошего качества лед, прилично сделанные трибуны на 5000 человек и, главное, приличная организация всего процесса и живая атмосфера на практически полностью заполненных трибунах.
Так что праздник состоялся, только состоялся он именно на австрийский манер — просто, бюджетно, компактно, но вместе с тем достаточно аккуратно и мило.
О пользе первых разминок
Большинство болельщиков приезжает ради сильнейших разминок, что вполне понятно. Четверные Трусовой и Щербаковой против тройного акселя Косторной, модерновая изысканность Пападакис-Сизерона против лирики Синициной-Кацалапова и чувственности Степановой-Букина, суровые разборки внутри нашей сборной в парах — все это звучит гораздо привлекательнее какого-нибудь двойной подкрутки неизвестной нидерланской пары или бесчисленных бабочек и падений в прокатах первой разминки у одиночников и одиночниц.
Но я пропускать первые разминки очень не люблю. Во-первых, катающиеся там фигуристы, пусть они наверное и не выиграют никогда громких титулов и не побьют ничьих мировых рекордов, тоже заслуживают того, чтобы их работу оценили. Им тоже зачастую есть что показать — интересные постановки, ценой падений и травм разученные новые элементы, наконец просто борьбу за свои рекорды и свои достижения. Без первых разминок, как мне кажется, впечатление от турнира всегда остается неполным, потому что именно там зарождается соревновательный нерв и именно там готовятся высокие драмы и трагедии последних разминок.
Первые разминки полезны и для оценки общего состояния спорта. Они показывают, какой хореографический стиль сейчас в моде, какой прыжковый набор является «средним по больнице», с какими проблемами чаще всего сталкиваются профессиональные спортсмены и как они их пытаются разрешить… Иначе говоря, первые разминки — это своеобразный барометр для оценки текущего состояния дел в фигурном катании. Так что неинтересных первых разминок просто не бывает.
Что же запомнилось в итоге? Запомнились слезы Даши Грм, которая долго не могла успокоиться после своего неудачного проката произвольной программы. Запомнилась, конечно, Вика Сафонова, успешно боровшаяся на льду со своим модельным ростом. Драма Ольги Микутиной, не выдержавшей давления трибун и просто-напросто рассыпавшейся во время проката (да, давление возникает не только от ожидания первого места). Запомнилась не первый раз уже просмотренная программа француженки Леа Серны, похожая на трагическую исповедь. И, конечно, харизматичность и яркость Иветт Тотт, так хорошо подчеркнутые оригинальной хореографией Бенуа Ришо.
В танцах на льду почему-то особенно запомнились две первые пары, занявшие в итоге второе и третье места с конца: чехи Ташлерова-Ташлер
и новообразовавшаяся финская пара Орихара-Пиринен, с катанием которых я познакомился еще на турнире Финляндия трофи (где они очень смешно упали).
При всех проблемах технического плана у этих двух пар, их катание не было пустым. Ну разве, скажем, не приятно смотреть на такие вот твиззлы, прекрасно подготовленные музыкальным материалом? Вопрос риторический.
Запомнилась своей постановкой, конечно, и грузинская пара Казакова-Ревия. Их танец я увидел впервые в этом сезоне и впечатления остались самые положительные — очень современно, красиво, необычно, смело и ярко. И начало с перекидыванием партнерши себе за спину сразу задавало нужный тон.
Какие тенденции удалось для себя отметить? Прежде всего, танцевальный мир в массе своей перешел на стилистику контемпа под медленную лирику с элементами минимализма — иначе говоря, тот стиль, вектор которого в свое время был задан лидерами группы Дюбрей-Лозона. Это касается и не только танцев, кстати: в одиночном и парном катании такого условного «Лозон-стиля» не меньше. Второе: сейчас практически все стараются поставить приличные программы и думают о музыкальности. Не у всех получается, конечно, и далеко не все программы удачны, но откровенно пустых постановок, где бессмысленно едут мимо музыки, почти не было (буквально две-три из всего увиденного). И этот факт очень радует и, опять же, делает пребывание зрителей на трибунах во время первых разминок отнюдь не бесполезным.
В парном катании первые разминки самые нервные, потому что в силу технической шаткости партнеров все время ждешь каких-то неприятностей во время исполнения самых сложных и эффектных элементов. Хорошо, когда партнер хотя бы большой и мощный, но вот поддержки в исполнении сгибающегося под неподъемной «тяжестью» партнерши хрупкого молодого человека смотрятся особенно напряженно… Зато хрупкая пара — речь здесь идет об испанцах Баркуэро-Консул — берет за душу хореографичностью, пластикой, подачей музыкального материала, тогда как богатырям типа Евгения Краснопольского приходится все эти качества скорее прикрывать музыкой, чем подчеркивать.
Но самым главным украшением первых двух разминок у пар стала, конечно, Зоя Джонс — ставшая уже легендарной 40-летняя бабушка мирового фигурного катания, каких-то 20 лет назад покорявшая пьедестал чемпионата Британии в одиночном катании, а к 40 вполне уверенно демонстрирующая тройные выбросы и парные поддержки. Честь и хвала этой замечательной фанатке своего дела.
Человеческий фактор
Посещение турниров всегда интересно возможностью увидеть спортсменов вблизи и пообщаться с ними в неформальной обстановке. В субботу мне удалось постоять в первых рядах на неформальной церемонии награждения пар малыми медалями за произвольную программу. Наблюдать за спортсменами очень увлекательно.
Убеждаешься в том, что это, прежде всего, тоже люди, причем зачастую выглядящие будто бы уменьшенными копиями самих себя на льду (обычное дело для больших артистов, умеющих заполнять сцену). Что каждый со своей манерой общаться, со своими особенностями поведения и, в конце концов, со своей историей в этом спорте и в жизни. И со своими эмоциями. Очень часто, увы, болельщики забывают про это — про то, что это люди, которых можно ранить. Которым бывает плохо. Которым бывает больно — просто уже потому, что они профессиональные спортсмены. Которые жертвуют своим телом и делают все для того, чтобы добиться чего-то в своем виде спорта… и получают дополнительные удары от тех, кто просто решил пройти мимо и пнуть.
Наблюдать за спортсменами очень увлекательно, потому что это люди.
О тяжести ожиданий
Конечно, отдельной похвалы заслуживают лидеры — те, кто двигает этот спорт вперед и на кого всякий раз сваливается огромный груз давления и ожиданий. Одним из главных радостных впечатлений чемпионата стал для меня великолепный прокат Бойковой-Козловского. Бонд и девушка Бонда выстрелили в самое сердце и полностью покорили зрителей.
Счастье от увиденного удваивалось, когда взгляд поворачивался немного налево, в сторону короткого бортика: оттуда со своим привычно деловитым видом выглядывала мудрая голова великой Тамары Николаевны Москвиной — тренера, великолепные пары которой я помню ровно столько, сколько я помню свое увлечение фигурным катанием. В 2014ом году, намучившись с любимыми, но очень неудачливыми, Юкой Кавагути и Александром Смирновым, эта великая женщина сказала, что заканчивает тренировать. В 2020м, представляя Академию своего имени, она вновь встает во главе парного катания в российской сборной и ведет свою новую пару к Олимпийской мечте. Видеть эту голову, едва выглядывающую из-за бортика — счастье не меньшее, чем видеть чистые прокаты изысканных программ в исполнении ее ведущей пары.
В последней разминке женщин было много интересного. Конечно, это очень красивое и осмысленное катание красавиц Эмми Пелтонен и Алексии Паганини, к которому (которым?) трудно остаться равнодушным.
Но главным образом потрясли три наши девушки: такие сильные, хотя и хрупкие, и такие разные, хотя и с единым почерком в основе. Именно в Граце я впервые увидел катание Ани Щербаковой и Саши Трусовой (Алену уже видел два раза: на Финке и в Гренобле).
Именно программа, да и прокат, первой запомнились больше всего — прежде всего, своей музыкантской чуткостью. Лично для меня вращения — один из основных «маркеров» музыкальности, так что когда видишь такое, всякие сомнения отпадают:
Вживую становятся особенно ясными козыри каждой из этой уникальной троицы: музыкальность и пластичность Ани Щербаковой (и, пожалуй, лучшая из всех трех постановка в ПП), взрывная скорость и почти гимнастическая прыгучесть Саши Трусовой и красивейшее скольжение вкупе с огромными, очень эффектными прыжками у Алены Косторной. Исход этого соперничества всегда непредсказуем. В Граце понемного ошибались все, а победа в итоге досталась Алене, у которой ошибок было чуть меньше. На мой взгляд, заслуженно, хотя очень жаль последний лутц, немного смазавший общее впечатление от ее проката.
Даже на примере турнира женщин было хорошо видно, что с давлением ожиданий справляются далеко не все. У танцевальных пар ожидание и вовсе стало кульминацией всего турнира.
За те 8 минут, что прошли между окончанием программы французской пары Пападакис-Сизерон и выставлением оценок, отбросивших их в итоге на второе место, перед внутренним взором прошло многое: эмоции от проката, в этот раз не поразившего, увы, в самое сердце своей магией; разные мысли по поводу возможного поражения, которые стали только крепнуть в ходе ожидания; раздражение от затянувшейся паузы, плавно перешедшее в какую-то эмоциональную «немоту» и отупение чувств; и, наконец, принятие ставшего к тому моменту очевидным факта — как и на Олимпийском турнире в Пхенчхане, гениальная программа, каждую клеточку которой знаешь и, тем не менее, всякий раз переживаешь заново, проиграла. Наверное, заслуженно. Наверное, честно. И, наверное, даже пусть лучше так. Но от этого легче не стало.
Потому что «Найди меня» Пападакис-Сизерона была той самой программой, а они — теми самыми исполнителями, а танцы — тем самым турниром, во многом ради которой, которых и которого я и ехал в Грац. Эти 8 минут ожидания навсегда останутся той дверью, через которую хочется пройти — чтобы забыть.
P.S.
И еще несколько фотографий, не попавших в другие части поста:
немецкая пара Хазе-Зеегерт
австрийцы Циглер-Кифер
наш парный пьедестал
и вновь немцы — танцевальная пара Мюллер-Дик
украинцы Назарова-Никитин
великолепные британцы Фир-Гибсон
наши бронзовые призеры — Степанова-Букин
огненные Загорски-Гурейро
КиК, где случились и слезы, и поцелуи
Мне тоже на ЧЕ Аня понравилась больше, чем Алена. На мой взгляд с точки зрения артистизма у Ани был самый лучший прокат в сезоне, а вот у Алены, наоборот, худший. Она была более зажата и менее эмоциональна, чем обычно.
Что касается танцев, я люблю Габи и Гийома, но я рад, что их удалось обыграть. Когда одна и та же пара все время побеждает, невзирая на ошибки, это демотивирует не только их, поскольку они понимают, что им не нужно катать на максимум для победы, но и их соперников, понимающих, что ПС все равно не догнать.
На счет первых разминок тонкое и в точку замечание. Соревнования нужно смотреть от А до Я, лично я переживаю даже когда пропускаю выход заливочной машины:))
Не знаю почему, особенно понравилось, что Вы отметили Аню Щербакову. На этом турнире она сильно впечатлила.
Такие вот обзоры от очевидца всегда ценны, всегда интересны. Всегда вызывают эмоциональный отклик.
1) Это действительно бывший ангар (место находится рядом с аэропортом города Граца), однако уже много лет как принимающее различные мероприятия - как спортивные, так и музыкальные. Поэтому трибуны там не "наскоро смонтированы" - просто их переделывают в зависимости от необходимости. Так, в начале марта в этом помещении состоится матч Кубка Дэвиса между Австрией и Уругваем, так что их адаптируют под размеры теннисного корта (кстати, в далеком 1994 году именно здесь произошла легендарная для австрийцев теннисная битва с Германией, когда Мустер и Ко противостояли Беккеру и Штиху).
2) Изначальным местом проведения должен был быть Ледовый дворец Граца, но хоккейный клуб, который является главным арендатором льда в мае 2019 года выиграл регулярный чемпионат Австрии по хоккею, попав тем самым в Европейскую лигу чемпионов, матчи плей-офф которой накладывались на время проведения чемпионата Европы. Хотя шансы попадания в поуфинал/финал грацевского клуба были ничтожны, руководство ХК еще в начале лета 2019 года проинформировало, что лед им будет нужен. На все это еще наложилось, что отрытый каток рядом с Ледовым дворцом как раз хотели реконструировать (и сделать закрытым) к чемпионату Европы, чтобы там фигуристы могли тренироваться. Но на строителей был подан иск частным лицом и стройка оказалась заморожена. В итоге тренировочной стала ледовая площадка в другом пригороде Граца - Харт бай Грац.
3) Теоретически чемпионат Европы можно было провести в современном Городском зале (Stadthalle) Граца, но в середине января там проходили матчи другого чемпионата Европы - по гандболу, и лед просто бы не успели подготовить.
4) Все вышеперечисленное, конечно, не отменяет критики по отношению к "отцам" города, которые еще год назад планировали подавать заявку на проведение зимней Олимпиады. Но стоит отдать им должное, что они сделали бесплатый доступ для всех желающих покататься во время Рождественнских каникул и с 7-го февраля. Так что, если кто случайно окажется в феврале в Граце, может испробовать "чемпионский" лед лично.
Меня тоже в этот раз не поразила в эмоциональном плане волшебная произвольная Пападакис-Сизерона, в отличие от их выступления на финале Гран-при. Видимо, ребята действительно серьезно устали. Что ж, до чемпионата мира ещё есть время привести себя в форму. Все равно для меня они стоят отдельно, в своей лиге, не в упрек другим парам.
За Жулина по-человечески рад, дождался своего. Он ставит красивые и по-настоящему лиричные и романтические программы. Наконец-то это отметили и судьи.
Михаил, надеюсь, Вы смотрели чемпионат США. Хотелось бы и его обзора от Вас. Или Вы пишете только от лица непосредственного очевидца? Ещё раз большое спасибо!
Чемпионат США смотрел, конечно, очень многое понравилось: прокаты КП Теннелл, ПП Бэлл, КП Торгашева, Хиваташи (особенно в КП), Браун в обеих программах, ну Нейтан тоже, конечно (хотя не поразил в этот раз, особенно когда смотрел после Брауна), Чоки, в парах Калаланг-Джонсон. В общем, там много хорошего было. Пожалуй, в общем и целом мужчины на первом месте. :)
Я вот недавно посмотрел небольшой ролик от On ice perspectives с Сашей, это было занимательно.
https://www.instagram.com/p/B70bgUPJ0Q6/?igshid=td4zsmqznkkh
С такого близкого расстояния видны все особенности. Мне бросилась в глаза резкость движения. Это, с одной стороны, здорово и явно помогает ей в тех же прыжках, но, с другой стороны, не очень здорово для хореографической части, потому что легко перерастает в суматошность и недоделанность всех движений. Хореографы скорее к плавности и текучести стремятся. :)
В этом смысле она мне немного напоминает Нейтана. Но разница в том, что с Нейтаном прекрасно поработали и превратили это в особенность стиля (особенно в удачных программах типа "Немезиды" или в удачных хорео-дорожках от Сэма Шуинара), хотя и сейчас не обходится без промашек (плавное катание под Азнавура он ведь так и не освоил). Мне бы очень хотелось посмотреть, как с Сашей поработали бы хореографы типа Ше-Линн или Бенуа Ришо. Уверен, придумали бы что-нибудь интересное, использовав ее скорость и взрывную резкость на благо общему впечатлению. Но пока ей ставят какие-то "грозно-мультяшные" программы про драконов и пятых элементов, дело далеко не уйдет.
Ритм-танцы Жулина для СК последние два года просто прекрасны -- едва ли не лучшие постановки среди вообще всех танцевальных пар. Прошлогоднее танго, скажем -- использование паркетных элементов, очень четкое следование за ритмом и метром танца, четко выдержанная стилистика от начала и до конца. Мне кажется, в малой форме он может быть совершенно прекрасен.
Если же брать крупную форму, то для нее нужно умение контролировать детали в отдельности и целое вместе. Стилистически выдержать единство тут сложнее и требует определенного мастерства. И вот тут глобально у меня претензия к его танцам для СК и в прошлом для БС одна: стилистически и технически неудачные склейки материала. Для БС, скажем, "запомнилась" в свое время склейка "Времен года" Вивальди и "Реквиема" Моцарта: одно с другим вязалось очень плохо. Для СК был поставлен в прошлом году прекрасный танец на "Арию" Баха, но к нему приклеен довольно дурацкий обрубок из Крейслера, который выпадал как в музыкальном отношении, так и в хореографическом.
Теперь еще конкретнее: ПП этого года. В принципе, красивая лирическая композиция. не могу сказать, что много каких-то захватывающих моментов в хорео-музыкальном плане, но в принципе симпатично. Но вот берем, опять же, склейку: на 1:36 Эйнауди переходит в Дворжака.
https://youtu.be/0tnZkoKBXD4?t=94
Во-первых, чисто музыкально связь сомнительна: очень разные тональности, из-за чего стык звучит резковато. Во-вторых, почему этот довольно резкий стык происходит прямо на элементе? Какова чисто хореографическая мотивация здесь? почему Синицина садится на колено под Эйнауди, а встает под Дворжака? для меня это хорео-музыкальное целое не складывается вместе. То есть в целом получается как в прошлом году, только с точностью наоборот: теперь к одной музыке зачем-то приклеили выпирающий стилистически и хореографически кусок с начала, а не с конца. Почему просто не взять Дворжака от начала и до конца? Откуда берется этот стереотип, что на одном настроении и на одной музыке нельзя выкатать всю крупную форму ПП? Уже давно же в танцах было доказано обратное, и не раз.
Вот у ПС в постановках я такого рода ляпов не замечаю, хотя музыка ведь тоже режется в принципе. Но хорео-музыкальная связь никогда не прерывается. Не бывает такого, что партнерша садится на колено партнера в одной тональности и под одно, потом сидит там, а встает в другой тональности под другую музыку.
Вот такие мысли появились, пока смотрел танец. Это если совсем кратко. :)
И они немного пригасили негатив, который гнали заштатные комментаторы относительно организации турнира. Похоже, несмотря ни на что, в Граце организация была лучше, чем в Красноярске, а про очень хороший лёд это уже второе упоминание (первое было в Пусть говорят) .
У меня примерно те же ощущения после танцевального турнира. Я поклонник ПС и давний болельщик СК. Огорчён по поводу первых (это был не лучший прокат их новаторской произвольной программы), рад за вторых, ставших первыми (вполне заслуженно).
Да, тоже стараюсь смотреть (если получается) и самые первые разминки. И очень часто вспоминаю не только про призёров. Мне почему-то уже второй год подряд симпатична немецкая пара Хазе-Зеегерт. Очень понравился Грассль, какой-то он особенный, не такой, как все.
Что касается стыка -- это момент, повторюсь, чисто формальный. Раз у вас есть образование, поясню. После ноты "си" у Эйнауди в конце первой части можно спокойно переходить в тональности "первой степени родства", которые этот звук включают -- ми минор/мажор, соль мажор/соль-диез минор (самый рискованный вариант), си минор/мажор. Такие переходы будут восприниматься как само собой разумеющееся, их никто вообще не заметит. Можно как-то связать с другими не очень далекими диезными тональностями, уже без общего звука. Но такой лихой переход из диезной в бемольную, как здесь, причем с третьей степенью родства, где вообще ничего общего между звукорядами -- это жестко. В каком-нибудь стиле аля Вагнер времен Тристана или поздний немецкий романтизм -- возможно, но для "Мелодии" Дворжака это не годится.