11 мин.

Экс-игрок «Зенита» Серенков: большинству детских тренеров плевать на развитие. Главное – результат

Евгений Серенков

Евгений Серенков – бывший футболист «Зенита», о котором вы наверняка ничего не слышали. В юношеской команды он был капитаном и даже подбирался к основе – тренировался вместе с Аршавиным и Кержаковым под руководством Виллаш-Боаша. Но Евгению не повезло – вынужден был рано распрощаться с футболом из-за череды травм.

Но он не ушел ни с чем. С ним остался багаж знаний и опыта, который он решил применить на практике. Однако вместо того, чтобы стать очередным тренером, которые во главу угла ставит результат, скучные тренировки дает по старенькой методичке, а на детей в раздевалке орет матом, Серенков пошел своим путем – создал уникальную методику развития футболистов, которая учитывает еще и психологию. Изюминка его проекта – развивающие курсы для юного футболиста, важным аспектом в которых является психология. Курсы разработаны совместно с профессиональным спортивным психологом Татьяной Карповой и предназначены для детишек 7-8-ми лет. Так рано с психологией будущих спортсменов в России не работает никто.

– У нас к психологом далеко не всегда обращаются взрослые футболисты. Маленьким точно нужен психолог?

– Если в Европе развита спортивная психология, то в России об этом даже речи тогда не было. Я понял, что современным ребятам эта поддержка необходима. Причем надо работать с психологией, не когда появилась проблема, а заранее, чтобы никаких сторонних переживаний вообще не было. Страх к неудачам закладывается у ребят в 7-8 лет. У нас спортивные психологи в академиях начинают работать намного позже. Поэтому помимо работы над техникой, я добавил в свои занятия спортивную психологию.

– А как вообще у нас дела обстоят с детско-юношеским футболом?

– В России он находится в плачевном состоянии. Большая проблема – это отсутствие квалифицированных тренерских кадров. Хорошие тренеры есть, но их очень мало. Свою роль играет и давление, которое нависает над юным футболистом. Часто мы видим, что стоит задача не научить ребенка играть в футбол, а добиться победы любой ценой. Я видел ситуации когда грамотный специалист ставит качественный футбол, но он не всегда приносит желаемый результат, и его за это критикует руководство и родители. Плюс, чего скрывать, абсолютно нет никаких условий для занятий футболом у малышей. В Москве и Петербурге  поля есть у каждой общеобразовательной школы, а вот в регионах с этим огромная проблема. 

– Как обстоят дела вообще с популярностью футбола у детей в России?

– Домашний чемпионат мира дал очень многое. Много малышей пришли в секции. Но надо действовать дальше, продолжать пропагандировать этот спорт. Плюс опять скажу, что нет доступной инфраструктуры в регионах. Где-то есть поля, но они только под аренду. В некоторых городах поля и вовсе закрыты под замок, и там изредка кто-то тренируется, а просто прийти и попинать мячик не пускают. Поэтому в своей работе я всегда рекомендую не останавливаться, если нет условий, мы должны всегда искать варианты для занятий. У меня есть ученик, который занимается дополнительно над своей техникой на автомобильной парковке и при этом является лучшим в своей команде. 

Евгений Серенков с воспитанниками

– Могут частные клубы и коммерческие турниры поднять уровень футбола у нас в стране?

– Это хороший старт, но в целом сомневаюсь. В любом случае родители стараются, чтобы их ребенок попал в бюджетный клуб. И это нормальное желание. Плюс, если коммерческая школа хорошо работает, то ее детей достаточно быстро разбирают по клубам и академиям. Коммерция хороша в малом возрасте. Но довести футболиста до 15-16-ти лет коммерческой школе будет очень сложно. А вот коммерческие турниры очень полезны для развития. Дети получают качественную игровую практику. И вижу, что у нас в стране проходит действительно много качественных турниров. Это настоящий праздник для детей. 

– Какие изменения нам нужны в системе детского футбола? 

– Моя школа работает с детьми из разных уголков страны. Более тысячи детей прошло через наши программы тренировок. Плюс, я общаюсь с тренерами из разных регионов, поэтому о проблемах говорить могу. И я увидел, что многие тренеры на местах просто не знают какие упражнения давать детям в определенном возрасте. У многих нет базы, чтобы учить детей. Поэтому нам надо создать общую базу видеоуроков для тренеров. Это можно сделать достаточно легко. Это нужно, чтобы показать и упражнения, и правильную технику выполнения, на что обращать внимание в каждом задании и так далее. Сейчас методички, по которым обучают, текстовые. То есть текстом объясняется задание, ну или в лучшем случае с рисунком. Текст читается и воспринимается тяжело. А вот видео подойдет идеально. Это можно сделать на базе любой серьезной академии. Это не значит, что все тренеры будут давать по всей стране одинаковые упражнения. Это должна быть база, на которой они будут строить свой тренировочный процесс, исходя из своего контингента. А дальше уже все зависит от творчество тренера. Как я вижу, должен быть быть один стержень, как ствол у дерева, а дальше ответвления, который каждый сам подстраивает под себя.

– Знаю, что многие тренеры в регионах обрадовались бы такому видео-помощнику. Им и правда часто не хватает знаний...

– Надо еще работать над менталитетом тренера. Не надо спрашивать с футболиста слишком много. За его мастерство надо спрашивать с тренера. Кержаков говорил в одном из своих интервью, что когда он работал в молодежной сборной, многие парни приходили и не умели правильно обрабатывать мяч. Разве это вина только игрока?! Отчасти да, но кто и как этого игрока учил в детстве? А техника закладывается ведь в раннем возрасте, до 12 лет. Поэтому надо менять менталитет тренера: не надо побеждать любой ценой, надо учить правильно принимать, отдавать, бить, вести, да и в целом прививать понимание, что футбол - это не война, а удовольствие. А некоторым часто попросту плевать на развитие игроков. Главное – результат. И надо понимать, что даже в ТОП-Академиях из тех ребят, кто занимается, футболистами станут единицы. А привить любовь к футболу тренер должен. Футбол - это не только профессиональные игроки, но и куча профессий, которые задействованы внутри, и поверьте, даже спортивный врач или условный администратор команды тоже очень любят футбол и делают для команды все, что от них зависит.

Евгений Серенков на занятии

– Тренеры часто катят бочку на родителей. Заслуженно?

– Часто и действия родителей приводят ребенка к плохим результатам! Хотя, естественно, любой родитель желает своему ребенку только добра. Даже когда отец с пеной у рта орет на ребенка, он делает это из большой любви, просто манера выражения этой любви в корне неправильная. А вообще, с 7-ми до 9-ти лет очень важный этап в становлении футболиста. И тут родитель играет ключевую роль – ребенок сам не может выбирать сферу деятельности и один ходить на тренировки. Поэтому от родителей тут зависит очень многое! Поэтому в юном возрасте важно правильно заложить фундамент. 

– Это вы в том числе и на своем опыте проверили?

– Мой путь... Я родился в городе Туапсе. Естественно, в городе с населением 60 тысяч человек никаких условий для занятий футболом не было  Да и сейчас есть только одно искусственное поле на стадионе, куда чтобы попасть, нужно голову себе вывернуть. Просто так прийти и позаниматься на стадионе и поколотить по воротам у вас не получится. А на заборе колючая проволока. Так вот, я пошел заниматься футболом только с 7-ми лет. В местной команде я всегда был одним из лучших. У меня была хорошая техника, игровое мышление и физически я был как все. Но у тренера, в команде которого я провел большую часть времени, не было большого желания развивать нас, иногда нам бросали мячик, и мы были предоставлены сами себе, поэтому мной полностью занимался папа, так как видел во мне определенные задатки.  Он проводил большое количество тренировок со мной во дворе, и за счет этого я добирал необходимые навыки. И я выделялся среди пацанов, которые к футболу относились не совсем серьезно. Хотя в моей туапсинской команде было еще 2-3 человека, которые могли бы куда-то попасть, просто их родители не были такими активными, а сам ребенок не соберет манатки в 12-13 лет, не сядет на поезд и не поедет в Москву или Петербург.

– Но ведь одних тренировок с папой недостаточно, так?

– В 11 лет папа повез меня в поселок Кабардинка, где базировалась активно развивающаяся на тот момент Школа Бразильского футбола. И там я понял, что моих умений недостаточно. Мне не хватало скорости, по технике они были сильнее, я медленно думал. Моя самоуверенность быстро испарилась. И тут я начал максимально примитивно играть, чтобы не совершать ошибки, поперек и назад, перепугался. На самом деле, это нормальная реакция ребенка, просто с этим нужно уметь работать, что мы и делаем в нашей школе сейчас с нашими учениками.  А в 11 лет на просмотре в ШБФР я думал, что совершенно бездарен. Потом я вообще хотел бросить футбол, так как думал, что профессиональным футболистом мне не стать!

Евгений Серенков с отцом

– Что помогло не повесить нос?

– В этот сложный период отец вытащил меня за уши. Он вернул меня в футбол. Папа подарил мне диск с программой тренировок: упражнения на технику, пас и удар. Но диск - это полдела. Самые главные слова: «Тренируйся, и у тебя все получится. Тебе всего лишь 11 лет. Я сделаю для тебя все, если буду видеть, что прогрессируешь.» Мы  с папой все, что было на диске, прорабатывали во дворе. Потихоньку вера в свои силы вернулась. Я продолжил тренироваться в туапсинской команде и во дворе, между деревьев и гаражей. Мяч улетал частенько в частный сектор, я за ним спускался по стенам, а потом удирал от собак. Было страшно, что немецкая овчарка надерет мне зад, когда я карабкаюсь по стене за мячом в чужой огород, но я очень хотел добиться своего. Моя техника в 11 лет была хуже, чем у многих детей в Школе Бразильского футбола. Но благодаря этим дворовым тренировкам со временем я попал в сборную Краснодарского края. На одном из турниров меня заметил тренер этой сборной. И там за пол года я стал настоящим лидером. Все это благодаря технике, которая была заложена во дворе с отцом.

– Как вы пробились в «Зенит»?

– В 13 лет меня отец повез на просмотр в питерский «Зенит», тогда это была футбольная школа «Смена». Меня взяли спустя две недели просмотра. Я показал хорошую прежде всего умение очень хорошо владеть мячом, и не на фишечках в заданиях, а в игровых действиях, играл опасно, остро, ну и самое главное, был лучше того парня, который был на этой позиции в команде. По итогу его со временем отчислили из команды, но это естественный отбор, абсолютно нормально в командных видах спорта. А в Зенит я попал спустя два года после того, как меня не взяли в Школу Бразильского футбола в поселке Кабардинка. Кстати, на одном из моих первых турниров в составе «Зенита» я играл против ШБФР и забил гол на первых минутах. Это отложилось в моей голове. Ко мне подошел их тренер и спросил, как я так прибавил и как попал в «Зенит»? В итоге в Зените я доиграл до 21-го года. В 17 лет был капитаном молодежки. Тренировался с основой в том топ-составе. Тогда тренером был Андре Виллаш-Боаш.

Евгений Серенков на тренировке сосновой «Зенита»

– Но карьера закончилась печально?

– Да. Потом я поехал играть в Чехию. Там получил травму ахилла, доктор «кудесник» меня непонятно как лечил, и вместо месяца я пропустил 8 месяцев. Долечивал меня по итогу в основе Зенита Михаил Юрьевич Гришин - это гениальный док. Играл в Чехии я в «Зноймо», на тот момент эта команда была лидером ФНЛ. Но после почти годичного простоя с распростертыми объятиями меня естественно никто не ждал. Вариантов было немного. Сидеть на банке в том самом «Зноймо» или ехать набирать форму куда-нибудь во 2-ю лигу России? Я всегда жил по принципу - если чем-то занимаешься, то будь на вершине. И если твоя карьера идет на спад в том возрасте, когда ты уже не молодой перспективный, а уже должен показывать результат, то перспективки так себе. А бегать до 35 лет за мизерную зарплату по 2-ой лиге России, и по итогу остаться у разбитого корыта, я на такое не был готов. Хотя Бог знает, как бы сложилось, если бы я попытался продолжить. Но это лотерея, шансов после травмы в 22 года реанимировать карьеру и попасть в условную Премьер-Лигу России катастрофически мало, а на меньшее я не был готов.  Но футбол – моя жизнь. Я не хотел уходить в другую сферу, поэтому создал свою детскую футбольную школу. Большой упор при работе с юными футболистами делается на технику, умение обыгрывать на скорости, активно развиваем игровой интеллект при помощи различных упражнений и индивидуальных анализов игр, плюс ко всему с детьми работает спортивный психолог, чтобы они  играли уверенно и не боялись рисковать и ошибаться.